Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2016 N 12АП-2705/2016 ПО ДЕЛУ N А57-16599/2015

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2016 г. по делу N А57-16599/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "10" июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "10" июня 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2016 года по делу N А57-16599/2015 (судья Комлева Л.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" (41012, г. Саратов, ул. Вольская, 91, ИНН 6452921456, ОГРН 1066450115522)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (ул. им. Бирюзова С.С., 7А, г. Саратов, 410001, ОГРН 1046405041913, ИНН 6452907236), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338)
- о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области N 11/10 от 31.03.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления сумм налога на добычу полезных ископаемых по налоговым периодам - август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2013 года, в размере 78 968 464 рубля, в части начисления пени в размере 10 594 140,96 рублей за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых, в части выставления штрафа в размере 15 797 643,40 рублей за неправомерное удержание или неперечисление налога;
- о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области N 57135 от 30.04.2015 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения,
- при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" - Кирсанова Павла Сергеевича, действующего по доверенности N 13 от 01.06.2016, Маркова Алексея Сергеевича, действующего по доверенности N 11 от 05.04.2016; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - Смирнова Сергея Львовича, действующего по доверенности N 04-11/064 от 18.05.2015, Мочаловой Татьяны Викторовны, действующей по доверенности N 04-11/062 от 14.09.2015; Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Смирнова Сергея Львовича, действующего по доверенности N 05-17/48 от 14.09.2015, Ращенко Елены Николаевны, действующей по доверенности N 05-17/50 от 15.09.2015;
- в судебном заседании 08.06.2016 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 10.06.2016, 10 час. 00 мин.,
установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов" (далее - ООО "РНГК Саратов", общество, заявитель), заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области, Управление) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - МИФНС России N 8 по Саратовской области, Инспекция, налоговый орган) N 11/10 от 31.03.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления сумм налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по налоговым периодам - август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2013 года, в размере 78 968 464 рубля, в части начисления пени в размере 10 594 140,96 рублей за неполную уплату НДПИ, в части выставления штрафа в размере 15 797 643,40 рублей за неправомерное удержание или неперечисление налога, о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области N 57135 от 30.04.2015 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения.
Делу присвоен регистрационный номер А57-16599/2015.
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов", заинтересованные лица: Межрайонная ИФНС N 8 по Саратовской области, УФНС России по Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области N 57239 от 25 мая 2015 года о привлечении налогоплательщика ООО "РНГК Саратов" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Делу присвоен регистрационный номер А57-19733/2015.
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов", заинтересованные лица: Межрайонная ИФНС N 8 по Саратовской области, УФНС России по Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области N 57380 от 25 июня 2015 года о привлечении налогоплательщика ООО "РНГК Саратов" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Делу присвоен регистрационный номер А57-24026/2015.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2015 года указанные дела объединены в одно производство с присвоением делу регистрационного номера N А57-16599/2015.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2016 года по делу N А57-16599/2015 признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 11/10 от 31.03.2015 в части доначисления ООО "РНГК Саратов" НДПИ за август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2013 года в размере 78 968 464 руб. и соответствующих пеней и штрафов; признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области N 57135 от 30.04.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислении налога НДПИ за октябрь 2014 года в размере 21 327 213 рублей и соответствующих пеней и штрафов; признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области N 57239 от 25.05.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислении налога НДПИ за ноябрь 2014 года в размере 21 300 048 рублей и соответствующих пеней и штрафов; признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области N 57380 от 25.06.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислении налога НДПИ за декабрь 2014 в размере 20 124 424 рублей и соответствующих пеней и штрафов.
С Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области в пользу ООО "РНГК Саратов" взыскана государственная пошлина в размере 12 000 рублей (двенадцать тысяч рублей).
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Общество с ограниченной ответственностью "РНГК Саратов", в целом не оспаривая выводов суда по настоящему делу, просит изменить мотивировочную часть судебного акта, путем дополнения ссылками на Пояснительную записку и финансово-экономическое обоснование к проекту N 484128-5 Федерального закона "О внесении изменений в статью 342 Налогового кодекса Российской Федерации".
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, настаивая на отмене состоявшегося по делу судебного акта, считает, что применительно к положениям абз. 7 п. 5 ст. 342 НК РФ и определенным в государственном балансе запасов по Ганьковско-Сагдинскому лицензионному участку показателям, исключительно по состоянию на 01.01.2014 у ООО "РНГК Саратов" отсутствует право на применение к налоговой ставке по НДПИ понижающего коэффициента К{\sub З менее единицы ввиду превышения установленного абз.8 п. 5 ст. 342 НК РФ ограничения Св{\sub З более 0,05 (5%).
В порядке статьи 262 АПК РФ ООО "РНГК Саратов", Межрайонной ИФНС N 8 по Саратовской области, УФНС России по Саратовской области представлены письменные отзывы на апелляционные жалобы, дополнительные пояснения к отзывам.
В судебном заседании представители ООО "РНГК Саратов", Межрайонной ИФНС N 8 по Саратовской области, УФНС России по Саратовской области поддержали позицию по делу.
В судебном заседании 08.06.2016 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 10.06.2016, 10 час. 00 мин.
Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
27 июня 2007 года ООО "РНГК Саратов" выдана лицензия серия СРТ N 01141 НР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Ганьковско-Сагдинского лицензионного участка, расположенного в Перелюбском районе Саратовской области.
В августе 2012 года при испытании скважин ООО "РНГК Саратов" получены промышленные притоки нефти, что явилось основанием для открытия Ново-Александровского месторождения, с 28.08.2012 общество начало осуществлять извлечение нефти на Ганьковско-Сагдинском лицензионном участке в рамках Проекта пробной эксплуатации Ново-Александровского месторождения.
Таким образом, в соответствии со статьей 334 НК РФ ООО "РНГК Саратов" в проверяемый период являлось плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из видов добытого полезного ископаемого является углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (подп. 3 п. 2 ст. 337 Кодекса).
В силу п. 1 ст. 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговым периодом по налогу НДПИ в соответствии со ст. 341 НК РФ является календарный месяц.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по соблюдению налогового законодательства по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДПИ.
На основании акта проверки от 26.02.2015 N 07/10 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области принято решение N 11/10 от 31.03.2015 о привлечении ООО "РНГК Саратов" к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислены суммы НДПИ за август - декабрь 2013 года в размере 78 968 464 руб., пени в размере 10 594 140,96 руб. и штраф в размере 15 793 693 руб.
Решением УФНС России по Саратовской области б/н от 08.07.2015 апелляционная жалоба ООО "РНГК Саратов" оставлена без удовлетворения.
Решениями N 57135 от 30.04.2015, N 57239 от 25.05.2015, N 57380 от 25.06.2015 ООО "РНГК Саратов" доначислен:
- - октябрь 2014 года - НДПИ в размере 21 327 213 руб., пени в размере 895 580,94 руб. и штраф в размере 4 265 442,60 руб.;
- - ноябрь 2014 года - НДПИ в размере 21 300 048 руб., пени в размере 869 552,49 руб. и штраф в размере 4 260 009,60 руб.;
- - декабрь 2014 года - НДПИ в размере 20 124 424 руб., пени в размере 814 162,80 руб. и штраф в размере 4 024 884,80 руб.
Решениями УФНС России по Саратовской области б/н от 09.07.2015, б/н от 29.07.2015 и б/н от 31.08.2015 апелляционные жалобы ООО "РНГК Саратов" оставлены без удовлетворения.
Основанием для доначисления НДПИ, послужили выводы инспекции о неправомерном применении ООО "РНГК Саратов" в спорных налоговых периодах понижающего коэффициента К{\sub З менее единицы к ставке нефти.
ООО "РНГК Саратов" обратилось с заявлением в арбитражный суд, считает выводы Инспекции о неполной уплате НДПИ неправомерными, решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - незаконными и обоснованными.
Удовлетворяя требования ООО "РНГК Саратов", Арбитражный суд Саратовской области пришел к выводу, что абз. 7 п. 5 ст. 342 НК РФ предоставляет налогоплательщику право самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов определить начальные извлекаемые запасы (N) и накопленную добычу (V{\sub 3), до выпуска государственного баланса за этот год.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 342 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период), если иное не установлено пунктом 1 статьи 342 НК РФ, налогообложение НДПИ производится по налоговой ставке 446 руб. (на период с 01 января по 31 декабря 2012 года включительно) и 470 руб. (начиная с 01 января 2013 года) за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), которые определяются в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 342 НК РФ.

В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле: Кз = 0,125 х Vз + 0,375, где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до третьего знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода (абзацы 1-4 пункта 5 статьи 342 НК РФ).
Согласно положениям статьи 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Данный баланс содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, в т.ч. добыче и потерях полезных ископаемых.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Пунктом 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, установлено, что основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 342 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 01 января 2012 года, определяется по состоянию на 01 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр.
В случае, если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) для применения коэффициента Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом (абзац 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ).
Согласно абзацу 8 пункта 5 статьи 342 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) в случае, если определенные в порядке, установленном данным пунктом, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.
В соответствии с доводами апелляционной жалобы Инспекции, только определенная по данным Государственного баланса запасов, степень выработанности участка недр со значением не превышающим 0,05 дает право на определение коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз) по формуле Кз=0,125 х Vз + 0,375.
Суд апелляционной инстанции полагает довод основанным на неверном толковании положений ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку конкретная дата, по состоянию на которую рассчитывается степень выработанности (Свз), определена только в абз. 5 и 6 п. 5 ст. 342 НК РФ применительно к тем месторождениям, которые уже поставлены на государственный баланс.
Вместе с тем, исходя из положений абз. 7 п. 5 ст. 342 НК РФ, в случае, если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) для применения коэффициента Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом.
ООО "РНГК Саратов" имеет лицензию от 27.06.2007 N СРТ 01141 НР, таким образом, степень выработанности конкретного участка недр (Свз) определяется однократно, по состоянию на 01 января 2012, на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, в соответствии с требованиями абзаца 5 п. 5 ст. 342 НК РФ.
Судами установлено, что в 2011, 2012 годах сведения о запасах нефти на Ганьковско-Сагдинском лицензионном участке в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствовали.
22 августа 2013 года Федеральным бюджетным учреждением "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" подготовлено экспертное заключение N 249-13оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа Ново-Александровского месторождения, расположенного в Саратовской области.
Данное заключение утверждено Федеральным агентством по недропользованию 02.10.2013, что подтверждается протоколом от 03.10.2013 N 18/456-пр совещания при начальнике Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений, состоявшемся 30.09.2013.
Из экспертного заключения от 22.08.2013 N 249-13оп следует, что величина начальных извлекаемых запасов (Vз) на Ново-Александровском месторождении составила 439 000 тонн.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2014, величина начальных извлекаемых запасов (Vз) на Ново-Александровском месторождении составила 439 000 тонн, показатель накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) составил 45 000 тонн, степень выработанности запасов (Свз) - 10,25% (0,1025).
Таким образом, поскольку степень выработанности запасов (Свз) Ново-Александровского месторождения превысила 0,05, в силу абзаца 8 пункта 5 статьи 342 НК РФ Инспекция считает, что у ООО "РНГК Саратов" отсутствовали основания для расчета коэффициента Кз по формуле, указанной в абзаце 3 пункта 5 статьи 342 НК РФ, применению подлежал коэффициент Кз, равный 1.
С этим согласиться нельзя, поскольку утвержденные запасы по рассматриваемому лицензионному участку появились в государственном балансе по состоянию на 01.01.2014, т.е. за 2013 год. Данный вывод подтверждается выписками из Государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации на 01.01.2012, на 01.01.2013 и на 01.01.2014.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации рассчитать Кз по общему правилу, предусмотренному в абз. 4 п. 5 ст. 342 НК РФ, не представляется возможным в связи с отсутствием в государственном балансе запасов за 2011 и 2012 годы утвержденных запасов нефти по Ново-Александровскому месторождению.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 12.10.2015 по делу N А57-21834/2014, о том, что в силу абзаца 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ отсутствие в государственном балансе запасов полезных ископаемых сведений о запасах нефти Ново-Александровского месторождения за 2011-2012 годы, внесение таких сведений только в 2013 году является основанием для определения налогоплательщиком запасов нефти самостоятельно исключительно на основании заключения государственной экспертизы и последующего уточнения с использованием результатов такой экспертизы, внесенных в государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Как указал суд кассационной инстанции, сам факт отсутствия таких сведений в государственном балансе запасов полезных ископаемых не означает, что показатель степени выработанности запасов (Свз) равен 0.
С момента получения заключения государственной экспертизы запасов (22.08.2013) у ООО "РНГК Саратов" появилась возможность рассчитать степень выработанности запасов (Свз).
При этом расчет Свз на основании указанного заключения производится по состоянию на ту же дату, на которую в нем указаны начальные извлекаемые запасы (07.08.2013). Если значение Свз не превышает установленного предела 0,05, то у налогоплательщиков возникает право на применение понижающего коэффициента Кз при исчислении НДПИ уже за этот налоговый период (календарный месяц - август 2013).
Проверка соблюдения данного условия для применения Кз (не превышение Свз установленного предела 0,05) производится однократно.
В соответствии с абз. 7 п. 5 ст. 342 НК РФ, такая проверка применительно к ранее неразрабатываемым месторождениям осуществляется еще до выпуска государственного баланса за соответствующий год. Результат такой проверки дает налогоплательщикам право на применение понижающего коэффициента Кз в течение всего срока действия лицензии.
В момент выпуска государственного баланса - до 01.11.2014 (до 1 ноября года, следующего за отчетным, в котором впервые будут указаны запасы по соответствующему месторождению, уточняются "сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) для применения коэффициента Кз".
Таким образом, на основании данных государственного баланса определяется показатель начальных извлекаемых запасов (Vз) "как сумма извлекаемых запасов категории А, В, С1 и С2 на 1 января года, предшествующего году налогового периода, и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр", и если показатель Vз, определенный по данным государственного баланса, будет отличаться от указанного в изначально утвержденном заключении государственной экспертизы, тогда сам коэффициент подлежит уточнению и перерасчету по формуле Кз = 0,125 х Vз + 0,375.
При этом повторная проверка соблюдения условий для применения Кз не производится, поскольку она проведена ранее на основании заключения государственной экспертизы, уточнение значения степени выработанности запасов Свз по состоянию на более позднюю дату, в результате увеличения накопленной добычи (N) не будет характеризовать лицензионный участок как мало разработанный.
Норма п. 7 ст. 342 НК РФ содержит методику расчета приведенных показателей (абз. 5 п. 5 ст. 342 НК РФ), но не указывает на применение полученных показателей исключительно к будущим налоговым периодам.
Арбитражный суд Саратовской области по настоящему делу пришел к обоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению абз. 7 п. 5 ст. 342 НК РФ, устанавливающий исключение из общего правила о том, что единственным источником данных для расчета Кз может являться только государственный баланс.
Таким образом, в связи с отсутствием в заключении государственной экспертизы сведений о накопленной добычи Арбитражным судом Саратовской области обоснованно по настоящему делу назначена комплексная судебная геолого-техническая и инженерно-экологическая экспертиза. При этом суд правомерно принял во внимание, что показатель по состоянию на 07.08.2013 установлен не был, в расчет принималась накопленная добыча на 01.01.2014.
Поскольку при рассмотрении дела N А57-21834/2014 суды фактически пришли к выводу, что с момента проведения государственной экспертизы у ООО "РНГК Саратов" возникло право на применение Кз (при соответствии условиям, закрепленным в абз. 2 п. 5 ст. 342 НК РФ).
Следовательно, в целях проверки выполнения условий для применения Кз в порядке абз. 7 п. 5 ст. 342 НК РФ налогоплательщик обязан определить Свз по состоянию на ту же дату, на которую в заключении государственной экспертизы определены V3 (исходя из данных Оперативного подсчета запасов на 07.08.2013).
Довод Управления ФНС России по Саратовской области о том, что степень выработанности запасов (Свз) участвует в расчете коэффициента Кз, ошибочен.
Коэффициент (Кз) согласно абз. 3 п. 5 ст. 342 НК РФ рассчитывается по формуле Кз = 0,125 х Уз + 0,375.
При этом нормой абз. 8 п. 5 ст. 342 НК РФ установлено правовое последствие превышения степени выработанности (Свз) установленного предела 0,05. Таким правовым последствием является невозможность применения понижающего коэффициента Кз при исчислении НДПИ, т.е. Кз принимается равным единице.
Согласно ответу на вопрос 4, приведенному в заключении судебной экспертизы N 1/16 от 04.02.2016 (т. 11, л.д. 3-22), сумму накопленной добычи нефти (N) за период с 28.08.2012 (дата начала извлечения нефти) по 07.08.2013 включительно суд обоснованно счел равной 21 738,551 т.
Следовательно, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела степень выработанности запасов (Свз) как условие для применения Кз, определенная в соответствии с абз. 7 п. 5 ст. 342 НК РФ на основании заключения государственной экспертизы составляет 0,0495183394 = 21738, 551 т / 439000 т, т.е. менее 0,05.
При таких обстоятельствах, условие для применения Кз ООО "РНГК Саратов" соблюдено, доначисление ООО "РНГК Саратов" НДПИ за август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2013 года за октябрь, ноябрь, декабрь 2014 соответствующих пеней и штрафов, неправомерно.
Судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельная позиция Инспекции о том, что позиция ООО "РНГК Саратов" ставит в неравные условия недропользователей, определяющих значение Свз по данным государственного баланса, как не основанная на абз. 7 п. 5 ст. 342 НК РФ, предоставляющем равную возможность всем недропользователям в отношении всех вновь открываемых месторождений в целях проверки допустимости применения понижающего коэффициента Кз определять степень выработанности запасов (Свз) на основании заключения государственной экспертизы запасов.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что поскольку настоящий спор возник в рамках материальных правоотношений, вытекающих из законодательства о налогах и сборах, Арбитражный суд Саратовской области обоснованно отклонил ходатайство Инспекции о привлечении к участию в деле Федерального агентства по недропользованию, Федерального бюджетного учреждения "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых", Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.
Выяснение в результате проведения судебной экспертизы обстоятельств, необходимых для правильного применения абз. 7 п. 5 ст. 342 НК РФ, не привело к пересмотру данных заключения государственной экспертизы и государственного баланса. Следовательно, ответы экспертов не опровергают достоверность сведений о начальных извлекаемых запасах (Vз), указанных в экспертном заключении N 249-13оп от 22.08.2013 и государственном балансе запасов и не влияют на установление прав и обязанностей Федерального агентства по недропользованию, Федерального бюджетного учреждения "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых", Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу по отношению к сторонам возникшего спорного правоотношения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения мотивировочной части судебного акта, путем дополнения ссылками на Пояснительную записку и финансово-экономическое обоснование к проекту N 484128-5 Федерального закона "О внесении изменений в статью 342 Налогового кодекса Российской Федерации" в силу следующего.
В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2011 N 258-ФЗ, пунктом 4 статьи 1 которого предложения, изложенные в Пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к проекту N 484128-5 Федерального закона "О внесении изменений в статью 342 Налогового кодекса Российской Федерации" учтены в полном объеме.
Государственной Дума отклонила проект Федерального закона N 484128-5 "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2016 года по делу N А57-16599/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
О.В.ЛЫТКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)