Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2016 N 08АП-15121/2015, 08АП-15122/2015 ПО ДЕЛУ N А75-10096/2015

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. N 08АП-15121/2015, 08АП-15122/2015

Дело N А75-10096/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-15121/2015) Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска и (регистрационный номер 08АП-15122/2015) открытого акционерного общества "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2015 по делу N А75-10096/2015 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" (ОГРН 1148601001394, ИНН 8601052544)
к Уральскому главному управлению Центрального Банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133)
об оспаривании ненормативного акта,
при участии в деле в качестве третьего лица: Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска - Данилецкий В.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 26 от 20.05.2015 сроком действия на 1 год);
- от открытого акционерного общества "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" - Братущенко М.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 67 от 21.12.2015 сроком действия по 31.12.2016);
- от Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации - Бин Е.Д. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 66АА2749329 от 24.12.2014 сроком действия по 17.09.2017),

установил:

открытое акционерное общество "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "УТС") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Уральскому главному управлению Центрального Банка Российской Федерации (далее по тексту - заинтересованное лицо, Банк) о признании незаконным решения от 09.07.2015 N ВН-22-1-1/23278 об отказе в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "УТС".
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска (далее по тексту - третье лицо, департамент).
Решением по делу Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении требований общества в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что документы для государственной регистрации выпуска представлены в Банк после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, что не соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) и Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее по тексту - Закон N 39-ФЗ), при этом данное нарушение, отраженное в пунктах 1 и 1.1 решения от 09.07.2015 N ВН-22-1-1/23278, является существенным, не устранимым и влекущим отказ в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "УТС".
Частично не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "УТС" и департамент обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество и департамент указывают на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что замечания, указанные в пунктах 1 и 1.1 решения от 09.07.2015 N ВН-22-1-1/23278 об отказе в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "УТС", являются существенными.
Также общество в апелляционной жалобе отмечает, что легитимность решений совета директоров не может возникнуть до регистрации общества, соответственно, принятие решения о выпуске акций, определение их номинальной стоимости, количества и решение иных вопросов, связанных с эмиссией, возможно только после государственной регистрации общества, в противном случае решения совета директоров общества не будут иметь юридической силы.
По мнению подателя жалобы, указанная конкуренция норм права является правовой коллизией, в связи с чем в данной ситуации необходим индивидуальный подход. Как полагает заявитель, оспариваемый отказ вынесен Банком по формальным признакам, при этом не осуществление эмиссии акций до момента регистрации общества не повлекло за собой негативных последствий, не причинило ущерба, акционер общества не пострадал, права иных участников рынка ценных бумаг также не нарушены.
В свою очередь, как указывает податель жалобы, в ином порядке решить вопрос с выпуском акций невозможно, т.к. без ликвидации общества, исключения его из ЕГРЮЛ с последующим созданием нового юридического лица, обойтись невозможно. В то же время ОАО "УТС" не может быть ликвидировано, поскольку это остановит его деятельность, что может привести к угрозе жизни и здоровья граждан, т.к. с приостановкой деятельности общества произойдет прекращение подачи тепловой энергии городу в зимний период.
В обоснование своей позиции общество также ссылается на сформировавшуюся судебную практику.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Банк просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы общества и департамента - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ОАО "УТС" поступили письменные возражения на отзыв, в которых общество указывает, что на момент регистрации общества (01.07.2014) правила, согласно которым документы для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, должны были быть представлены в регистрирующий орган до внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица, отсутствовали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители департамента и общества поддержали требования, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Банка с доводами апелляционных жалоб не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв на них, возражения на отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ОАО "УТС" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2014 за основным государственным регистрационным номером 1148601001394.
Названное общество создано в соответствии с распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от 30.04.2014 N 86-р "Об условиях приватизации муниципального предприятия "Управление теплоснабжения и инженерных сетей", изданным на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Имущество передано обществу по передаточному акту от 30.04.2014, согласно которому организацией-получателем является ОАО "УТС", организацией-сдатчиком -муниципальное образование город Ханты-Мансийск.
Уставный капитал общества составляет 142 842 000 руб. и разделен на обыкновенные именные бездокументарные акции в количестве 1 442 842 штуки, номинальной стоимостью 1000 руб. каждая.
Советом директоров ОАО "УТС" принято решение о выпуске акций и утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг (протокол от 30.07.2014 N 2).
13.04.2015 заявителем в Банк предоставлены документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации.
Решением от 09.07.2015 N ВН-22-1-1/23278 обществу отказано в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций.
Основанием для отказа, согласно названному приказу, послужили следующие выводы заинтересованного лица:
1. Нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг действующему законодательству, а именно:
1.1. В нарушение пункта 2 статьи 27.5.5 Закона N 39-ФЗ, пунктов 47.4, 49.5 Положения Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее по тексту - Положения) документы для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ОАО "УТС" представлены в Банк после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ОАО "УТС".
2. Внесение в решение о выпуске ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений):
2.1. В пункте 8.4 представленного решения о выпуске ценных бумаг от 13.04.2015 указан источник собственных средств, за счет которых осуществляется формирование уставного капитала эмитента: уставный капитал. При этом уставный капитал общества формировался за счет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов муниципального предприятия "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" муниципального образования город Ханты-Мансийск.
2.2. В представленной копии распоряжения администрации города Ханты-Мансийска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2014 N 86-р содержится информация об условиях приватизации муниципального предприятия "Управление теплоснабжения и инженерных сетей". При этом согласно пункту 1.4 представленной копии устава полное фирменное наименование предприятия: муниципальное предприятие "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" муниципального образования город Ханты-Мансийск.
2.3. В пункте 7 представленной копии распоряжения администрации города Ханты-Мансийска от 30.04.2014 N 86-р содержится информация, что учредителем общества выступает департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.
Ссылаясь на то, что решение от 09.07.2015 N ВН-22-1-1/23278 является незаконным и нарушает права ОАО "УТС", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
21.10.2015 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято частично обжалуемое обществом и департаментом в апелляционном порядке решение.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой обществом и департаментом части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг.
Согласно статье 21 Закона N 39-ФЗ в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг может быть отказано по основаниям, установленным статьей 21 Закона N 39-ФЗ, а именно: нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям данного Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг; несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям; внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Как следует из обжалуемого решения, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу, что изложенные в пунктах 1, 1.1 решения Банка от 09.07.2015 N ВН-22-1-1/23278 об отказе в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "УТС" нарушение является существенным, не устранимым и влекущим отказ в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "УТС".
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателей жалобы, поддерживает вышеизложенный вывод суда первой инстанции в силу следующего.
Так, согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями Закона, не подлежат размещению.
Согласно пункту 2 статьи 27.5.5 Закона N 39-ФЗ документы для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, представляются в Банк России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
В силу пункта 47.4 Положения решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, принимается регистрирующим органом до государственной регистрации юридического лица, являющегося эмитентом, и вступает в силу с даты государственной регистрации соответствующего юридического лица.
Пунктом 49.5 Положения предусмотрено, что документы для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, должны быть представлены в регистрирующий орган до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования.
При этом если юридическим лицом, создаваемым путем (в результате) реорганизации, является акционерное общество, для его государственной регистрации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, представляется в том числе документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) акций такого акционерного общества государственного регистрационного (идентификационного) номера. Требования к форме указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (подпункт "з" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")).
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществом 13.04.2015 представлены в Банк документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, в то время как государственная регистрация ОАО "УТС" осуществлена 01.07.2014.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что документы для государственной регистрации выпуска представлены в Банк после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, суд первой инстанции обоснованно заключил о том, что указанное нарушение существенным, а отказ Банка в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "УТС", изложенный в решении от 09.07.2015 N ВН-22-1-1/23278, правомерным.
Доказательств, опровергающих вышеизложенный вывод суда первой инстанции, подателями жалобы не представлены.
Изложенные в апелляционной жалобе общества доводы об имеющейся конкуренции норм права, являющейся правовой коллизией, со ссылкой на положения статей 8, 9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных общества" и пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2011 N 63, судом апелляционной инстанции признаются подлежащими отклонению, поскольку указанные нормы и разъяснения не применимы в рассматриваемом случае, так как регулируют размещение акций при учреждении акционерного общества, при котором, в свою очередь, государственная регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций осуществляются после государственной регистрации акционерного общества.
В рассматриваемом случае, как уже указывалось выше, применению подлежат положения пункта 2 статьи 27.5.5 Закона N 39-ФЗ, которым прямо предусмотрено, что документы для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, представляются в Банк России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
Таким образом, в силу прямого указания закона о наличии у заявителя обязанности по представлению документов для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, и подтвержденности материалами дела неисполнения обществом данной обязанности, основания для регистрация выпуска ценных бумаг у Банка отсутствовали.
В силу изложенного отклонению подлежат и доводы ОАО "УТС", изложенные в возражениях на отзыв Банка, согласно которым на момент регистрации общества (01.07.2014) правила, обязывающие юридическое лицо предоставлять документы в регистрирующий орган для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, до внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица, отсутствовали.
Ошибочным является и утверждение ОАО "УТС" о том, что заявителю было вменено нарушение срока при обращении в Банк для целей государственной регистрации выпуска ценных бумаг, поскольку из буквального содержания оспариваемых пунктов решения от 09.07.2015 N ВН-22-1-1/23278 следует, что заявителем была нарушена именно процедура эмиссии ценных бумаг, установленная пунктом 2 статьи 27.5.5 Закона N 39-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение принято Банком в пределах компетенции, соответствует действующему законодательству, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта в обжалуемой части, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы общества в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату ОАО "УТС" из федерального бюджета.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате департаментом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2015 по делу N А75-10096/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 23.11.2015 N 2987.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА

Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)