Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2016 N 09АП-45353/2016 ПО ДЕЛУ N А40-59083/2016

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2016 г. N 09АП-45353/2016

Дело N А40-59083/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Румянцева П.В., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЗемПлюс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2016 по делу N А40-59083/16, принятое судьей Л.А. Шевелевой,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЗемПлюс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 51 по г. Москве,
о признании недействительным Решения N 8796 от 16.11.2015 г.,
при участии:
- от заявителя: Ибрагимова Е.С. по дов. от 12.09.2016;
- от заинтересованного лица: Широкова А.А. по дов. от 27.07.2016;

- установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2016, принятым по данному делу, в удовлетворении заявления ООО "ЗемПлюс" (далее - Заявитель, Общество) о признании недействительным Решения МИ ФНС N 51 по г. Москве от 16.11.2015 N 8796 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", отказано.
Общество не согласилось с принятым судом решением, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. 266, ст. 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ООО "ЗемПлюс" на основании первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год. По результатам проведенной проверки вынесено решение от 16.11.2015 N 8796 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислены сумма неуплаченного земельного налога в размере 9 883 070 рублей, пени в размере 780 021 рубль, а также наложен штраф в размере 1 976 614 рублей.
Управление ФНС России по г. Москве Решением от 29.12.2015 N 21-19/140971@ оставило апелляционную жалобу Общества от 09.12.2015 без удовлетворения.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
Судом установлено, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:39, расположенного на территории деревни Тарасове поселения Рязановского города Москвы. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "для дачного строительства".
В соответствии со статьей 387 Налоговым кодексом РФ (далее также НК РФ) земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
Статьей 394 НК РФ определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства.
При этом пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее также ЗК РФ) любое использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 2 Закона города Москвы "О земельном налоге" от 24 ноября 2004 года N 74 налоговые ставки на территории города Москвы устанавливаются в следующих размерах:
1) 0,025 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования;
2) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;
4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении прочих земельных участков.
Общество применяло налоговую ставку в размере 0,025 процента, считая, что применение указанной ставки обоснованно, поскольку земельные участки относятся к категории "земли населенных пунктов" и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства", что подтверждено данными государственного кадастрового учета. При этом осуществляемая собственником деятельность не влияет на возможность применения пониженной ставки земельного налога.
Однако заявитель не учел следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налогового кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налогового кодексом.
Термин "дачное хозяйство" используется в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона N 66-ФЗ определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Кроме того, в указанной статье дано понятие дачного земельного участка, согласно которому это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, на дачном земельном участке возможно осуществление дачного строительства. При исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".
Для применения пониженной налоговой ставки значение имеет факт предоставления (приобретения) участка для дачного хозяйства (дачного строительства).
Согласно вышеприведенной норме участок для этой цели может получить (приобрести) гражданин, имеющий право возвести на участке жилое строение и выращивать плодовые и другие культуры, а также некоммерческое объединение граждан, учрежденное гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Судом первой инстанции сделаны правомерные выводы, основанные на текущей судебно-арбитражной практике, о том, что поскольку ООО "ЗемПлюс" является коммерческой организацией, а основным видом деятельности, заявленным обществом по ОКВЭД, является "продажа и покупка земельных участков", то ставка земельного налога в размере 0,025% применяться не может, в связи с чем по земельным участкам, принадлежащим заявителю, должна быть применена ставка земельного налога в размере 1,5%.
Указанная правовая позиция находит свое отражение в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11, от 21.01.2013 N ВАС-15663/12.
В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2013 N ВАС-15663/12 указано, что в силу абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, то есть некоммерческое землепользование.
Устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования.
Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что коммерческие организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Общество является коммерческой организацией, учредителем некоммерческого объединения граждан не числится, доказательства использования земельных участков для целей, на которые они были выделены (дачное хозяйство) отсутствуют.
Суд первой инстанции, опираясь на позицию Верховного Суда РФ (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.05.2015 по делу N 305-КГ14-9101) правомерно указал, что коммерческая организация вправе иметь в собственности земельный участок с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства", поскольку действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц таких земельных участков.
Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях содействия их членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Аналогичная позиция содержится в решении ВАС РФ от 11.03.2013 N ВАС-17640/12 применительно к землям с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства", которое в целях налогообложения не имеет существенного различия с землями, предоставленными для дачного хозяйства (дачного строительства).
Таким образом, деятельность налогоплательщика не связана с использованием земельного участка с целью садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Предоставление льгот по уплате земельного налога является мерой социальной поддержки населения и направлено на поддержание соответствующего уровня материального благосостояния граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Что касается коммерческих организаций, то, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, они преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, следовательно, не могут применять льготы, предоставленные государством гражданам и некоммерческим объединениям граждан.
Следовательно, вывод суда об отсутствии у Общества оснований для применения пониженной налоговой ставки является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2016 по делу N А40-59083/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Л.Г.ЯКОВЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)