Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.08.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ПТК-Холдинг" (428000, г. Чебоксары, ул. М. Горького, д. 5, корп. 2; ОГРН 1087746826200, ИНН 7702678791)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2017
по делу N А43-8557/2017,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению публичного акционерного общества "ПТК-Холдинг" о признании недействительными предписаний Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 01.02.2017
N Т4-9-1-1/3030 и от 04.04.2017 N Т4-19-1-1/10620,
при участии в судебном заседании представителей:
- публичного акционерного общества "ПТК-Холдинг" - Черновой Е.Г. по доверенности от 11.04.2017 сроком действия два года;
- Центрального Банка Российской Федерации - Сивонкина В.В. по доверенности от 17.09.2014 сроком действия до 17.09.2017,
и
публичное акционерное общество "ПТК-Холдинг" (далее - ПАО "ПТК-Холдинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными предписаний Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк, уполномоченный орган) от 01.02.2017 N Т4-9-1-1/3030 и от 04.04.2017 N Т4-19-1-1/10620.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2017 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ПТК-Холдинг" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом возражений на отзыв и дополнительных письменных пояснений) заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что в силу действующего законодательства оно не относится к лицам, на которые возлагается указанная в предписаниях обязанность раскрывать определенную информацию.
В отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнения) Банк опровергает позицию Общества, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества и уполномоченного органа поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что во исполнение пункта 3.5 Регламента осуществления Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации контроля и надзора за деятельностью эмитентов эмиссионных ценных бумаг и организации взаимодействия аппарата Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации с отделениями (отделениями - национальными банками) Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, утвержденного приказом Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 31.12.2015 N ОДТ4-1687, 01.02.2017 Банк провел мониторинг соблюдения ПАО "ПТК-Холдинг" порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В результате проверочных мероприятий уполномоченный орган выявил, что по состоянию на 01.02.2017 на используемой странице http://disclosure.skrin.ru/disclosure/7702678791 в сети Интернет Общество:
- - не обеспечило доступ к текстам ежеквартальных отчетов за 1, 2, 3 кварталы 2016 года в течение законодательно установленного срока, что является нарушением пунктов 69.3, 11.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П;
- - не раскрыло в ленте новостей сообщения о существенных фактах о раскрытии эмитентом ежеквартальных отчетов за 1, 2, 3 кварталы 2016 года, а также не обеспечило доступ к текстам указанных сообщений в течение установленного срока, что является нарушением пунктов 69.3, 12.7.28, 13.1, 13.2, 41.1, 41.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П;
- - не раскрыло в ленте новостей сообщение о существенном факте о дате, на которую составляется список владельцев именных эмиссионных ценных бумаг для целей осуществления прав, закрепленных такими ценными бумагами (о дате составления списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров по итогам 2015 г.), а также не обеспечило доступ к тексту указанного сообщения в течение установленного срока, что является нарушением пунктов 69, 3, 12.7.12, 13.1, 13.2, 25.1, 25.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П;
- - не раскрыло в ленте новостей сообщение о существенном факте о проведении годового общего собрания акционеров по итогам 2015 года и о принятых им решениях, а также не обеспечило доступ к тексту указанного сообщения в течение установленного срока, что является нарушением пунктов 69.3, 12.7.1, 13.1, 13.2, 14.1, 14.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П;
- - не обеспечило доступ к банковским реквизитам расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов и информации о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов, что является нарушением пункта 2.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П.
Результаты мониторинга зафиксированы в акте визуального осмотра Интернет-страницы поднадзорной организации от 01.02.2017 с приложением распечатки сайта информационного агентства АО "СКРИН" от 01.02.1017.
На основании выявленных нарушений Банк выдал ПАО "ПТК-Холдинг" предписание от 01.02.2017 N Т4-19-1-1/3030, которым обязал в срок до 03.04.2017 устранить нарушения и представить в уполномоченный орган отчет об исполнении настоящего предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.
09.03.2017 ПАО "ПТК-Холдинг" обратилось в Банк с ходатайством о продлении срока исполнения предписания от 01.02.2017 N Т4-19-1-1/3030 до 31.05.2017.
Принимая во внимание, что вопрос о продления срока исполнения предписания органами Банка России не урегулирован действующим законодательством, 04.04.2017 уполномоченный орган осуществил повторные проверочные мероприятия, в ходе которых установил на странице в сети Интернет http://disclosure.skrin.ru/disclosure/7702678791, допущенные Обществом нарушения требований Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П, аналогичные установленным ранее (01.02.2017): не обеспечение доступа на странице в сети Интернет к тексту ежеквартального отчета за 4 квартал 2016 года, отсутствие в ленте новостей раскрытия сообщения о существенном факте о раскрытии эмитентом ежеквартального отчета за 4 квартал 2016 года и не обеспечение доступа к тексту указанного сообщения на странице в сети Интернет.
Повторно выявленные нарушения зафиксированы в акте визуального осмотра Интернет-страницы поднадзорной организации от 04.04.2017 с приложением распечатки сайта информационного агентства АО "СКРИН" от 04.04.1017.
04.04.2017 Банк выдал Обществу новое предписание N Т4-19-1-1/1062004, которым обязал в срок до 31.05.2017 устранить нарушения и представить в установленный срок отчет об исполнении настоящего предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.
Одновременно уполномоченный орган снял с контроля предписание от 01.02.2017 N Т4-19-1-1/3030.
ПАО "ПТК-Холдинг", не согласившись с предписаниями уполномоченного органа от 01.02.2017 N Т4-9-1-1/3030 и от 04.04.2017 N Т4-19-1-1/10620, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемых предписаний.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Положениями пункта 6 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ Банку России предоставлено право устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, управляющих компаний специализированных обществ, профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о Банке России и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (статьи 7 Закона о Банке России).
Указанной правовой нормой установлен перечень нормативных актов Банка России, не подлежащих государственной регистрации, а также установлено, что в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России. Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
Из вышеприведенных правоположений следует, что Банк России в лице его территориального учреждения - Волго-Вятского главного управления обладает полномочиями по изданию нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе, по вопросам контроля и надзора за соблюдения эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах. При этом отсутствие регистрации нормативных актов Банка России не влечет признание их недействительными и не подлежащими применению.
Вышеизложенным опровергается довод Общества об отсутствии у Банка (в рассматриваемом случае Управления) правовых оснований для проведения мониторинга.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) публичное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые Банком России.
Согласно статье 30 Федерального закона N 39-ФЗ под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Состав информации, подлежащей раскрытию на рынке ценных бумаг, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (часть 26 статьи 30 Федерального закона N 39-ФЗ).
30.12.2014 во исполнение приведенного выше правоположения Банк России утвердил Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг N 454-П (далее - Положение N 454-П), в которое Указанием Банка России от 01.04.2016 N 3987-У внесены изменения.
В пункте 10.1 Положения N 454-П установлен перечень эмитентов, на которых распространяется обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
В силу пункта 12.2 Положения N 454-П обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с настоящим Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Согласно пунктам 69.2, 69.3 Положения N 454-П публичное акционерное общество обязано раскрывать, в том числе:
- - годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;
- - сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества;
- - дополнительные сведения, предусмотренные главой 75 Положения N 454-П;
- - ежеквартальные отчеты в соответствии с требованиями раздела IV Положения N 454-П;
- - сообщения о существенных фактах в соответствии с требованиями раздела V Положения N 454-П.
В данном случае Общество не оспаривает неисполнение требований действующего законодательства, отраженных в предписаниях.
Заявитель настаивает на том, что у него отсутствует обязанность по размещению такой информации.
Однако арбитражный суд считает такую позицию ПАО "ПТК-Холдинг" ошибочной, основанной не неверном толковании норм действующего законодательства.
01.09.2014 вступил в законную силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), которым внесен ряд существенных изменений в правовое положение юридических лиц, в том числе, хозяйственных обществ.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ в связи со вступлением в силу содержащихся в нем изменений, хозяйственные общества, созданные до 01.09.2014, не подлежали перерегистрации или реорганизации, однако должны были привести свои уставы в соответствие с изменившимся законодательством.
В силу частью 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Таким образом, конкретные сроки внесения соответствующих изменений в учредительные документы Федеральным законом N 99-ФЗ установлены не были.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "ПТК-Холдинг" (ранее открытое акционерное общество "ПромТехКомплект") зарегистрировано в качестве юридического лица 10.07.2008.
23.03.2015 Общество обратилось в Банк России с запросом о наличии у него признаков публичного акционерного общества.
Письмом от 06.05.2015 N Т4-19-2-7/17231 Банк сообщил о том, что ОАО "ПромТехКомплект" не обладает признаками публичного акционерного общества.
Следовательно, согласно положениям Федерального закона N 99-ФЗ при первом изменении учредительных документов ОАО "ПромТехКомплект" располагало возможностью привести свое фирменное наименование в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ), принимая во внимание сведения о его непубличном статусе.
Однако 17.06.2015 Общество зарегистрировало изменения в Устав общества, в том числе в наименование, включив указание на то, что общество является публичным.
В соответствии с частью 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Вместе с тем указанной правовой нормой установлено, что правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Из вышеизложенного следует, что самостоятельно определив наименование Общества как публичного, оно приняло на себя и предусмотренные для публичных акционерных обществ частью 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах и Положением N 454-П обязанности по раскрытию информации.
При этом суд учитывает, что Положение N 454-П не содержит каких-либо исключений относительно лиц, для которых соблюдение его требований, в том числе пункта 69.3, является обязательным. Раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах обязаны все публичные акционерные общества.
Следовательно, такая обязанность возникла и у ПАО "ПТК-Холдинг", которое до 14.03.2016 не было обязано раскрывать ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах.
С даты вступления в силу Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У, внесшего изменений в Положение N 454-П, заявитель обязан делать это вне зависимости от наличия у него оснований для раскрытия ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, установленных частями 4 и 4.1 статьи 30 Федерального закона N 39-ФЗ, пунктами 10.1 и 12.2 Положения N 454-П.
Содержащееся в материалах дела письмо обладающего правом официального толкования Положения N 454-ФЗ Банка России от 21.03.2017 N 28-3-2/725 "О некоторых вопросах, связанных с раскрытием информации публичным акционерным обществом", содержит аналогичное заключение.
В пункте 10.1 Положения N 454-П закреплены условия, при которых, в частности, непубличные акционерные общества обязаны осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета:
эмитент, являющийся акционерным обществом, созданным при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений) в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям, но внутри трудового коллектива (то есть определенному кругу лиц) - не является публичным акционерным обществом, но в соответствии с п. 10.1 Положения N 454-П обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.
В силу пункта 10.8 Положения N 454-П ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно приложению 3 к Положению N 454-П.
Из части Б приложения 3 к Положению следует, что эмитент во введении ежеквартального отчета помимо прочего должен указать основания возникновения у него обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета, предусмотренные главой 10 Положения; также введение может содержать иную информацию, которую эмитент посчитает необходимым указать.
Вместе с тем, пунктом 2.13 Положения N 454-П определено, что в случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением N 454-П, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается.
Таким образом, эмитенту, на которого не распространяются требования раскрыть ежеквартальный отчет на основании главы 10 Положения N 454-П, но раскрывающему указанную отчетность в соответствии с требованиями пункта 69.3 Положения N 454-П, следует во введении ежеквартального отчета указать на это обстоятельство.
В данном случае Общество обязано раскрывать ежеквартальную отчетность именно в соответствии с требованиями пункта 69.3 Положения N 454-П, следует во введении ежеквартального отчета указать на это обстоятельство.
Ссылка Общества в обоснование своей позиции на положение части 7 статьи 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) является несостоятельной с учетом следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 27 Федерального закона N 210-ФЗ акционерное общество, созданное до 01.09.2014, Устав и фирменное наименование которого на день вступления в силу Федерального закона N 210-ФЗ (01.07.2015) содержат указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения части 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие признаки публичного акционерного общества, в течение пяти лет со дня вступления в силу Федерального закона N 210-ФЗ обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в Устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества. Решение о внесении в Устав акционерного общества, указанного в настоящей части, изменений, предусматривающих исключение из его фирменного наименования указания на статус публичного общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Для государственной регистрации изменений в Устав акционерного общества, предусмотренных настоящей частью, помимо иных документов, определенных законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, представляется документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или документ Банка России об отсутствии у акционерного общества указанной обязанности.
Таким образом, Федеральный закон N 210-ФЗ предусматривает переходный период для тех публичных акционерных обществ, которые созданы до 01.09.2014, являются публичными в силу наличия в уставе и в наименовании указания на их публичный статус, но не отвечают признакам публичного акционерного общества, установленным частью 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такие акционерные общества должны до 01.07.2020 обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций и заключить договор о листинге акций с организатором торговли либо внести в устав и в наименование изменения, исключающие указание на их публичный статус.
Указанное правило распространяется на акционерное общество, которое до 01.07.2015 внесло изменения в Устав в части изменения наименования на публичное акционерное общество, но акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которого никогда публично не размещались и не обращались, или соответствующие ценные бумаги которого погашены, либо которым в установленном порядке получено освобождение от обязанности по раскрытию информации.
В рассматриваемом случае ПАО "ПТК-Холдинг" полностью соответствует признакам, предусмотренным частью 7 статьи 27 Федерального закона N 210-ФЗ.
Позиция Общества о том, что обязанность по раскрытию информации может возникнуть у него только в случае предпочтения им в установленный переходный период варианта регистрации проспекта акций и заключения договора о листинге с организатором торгов, основана на неверном толковании положений действующего законодательства, в том числе части 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Общество является публичным в силу указания на такой статус в его фирменном наименовании, следовательно, прекращение его публичного статуса должно осуществляться в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 27 Федерального закона N 210-ФЗ.
При этом обязанность по раскрытию публичным акционерным обществом информации, указанной в пункте 69.2 Положения N 454-П, возникает в случае приобретения им публичного статуса с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого акционерного общества, содержащем указание на то, что акционерное общество является публичным (пункт 69.6 Положения N 454-П), а прекращается с даты ликвидации публичного акционерного общества (исключения публичного акционерного общества из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица), а в случае прекращения акционерным обществом публичного статуса - с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого акционерного общества, не содержащем указание на то, что акционерное общество является публичным (пункт 69.7 Положения N 454-П).
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что в силу части 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, требований пункта 69.3 Положения N 454-П ПАО "ПТК-Холдинг" несет обязанность по раскрытию указанной в оспариваемых предписаниях информации.
В данном случае установлено, что при отсутствии уважительных причин Общество не исполнило требования пунктов 2.9, 11.1, 12.7.1, 12.7.12, 12.7.28, 13.1, 13.2, 14.1, 14.5, 25.1, 25.3, 41.1, 41.3, 69.3 Положения N 454-П.
При этих обстоятельствах Банк правомерно выдал Обществу предписания от 01.02.2017 N Т4-9-1-1/3030 и от 04.04.2017 N Т4-19-1-1/10620, которые по форме и содержанию соответствуют действующему законодательству и не возлагают на ПАО "ПТК-Холдинг" незаконной обязанности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Нижегородской области обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Факт снятия Банком предписаний с контроля не имеет существенного правового значения для настоящего спора.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2017 по делу N А43-8557/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2017 по делу N А43-8557/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ПТК-Холдинг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2017 ПО ДЕЛУ N А43-8557/2017
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2017 г. по делу N А43-8557/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.08.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ПТК-Холдинг" (428000, г. Чебоксары, ул. М. Горького, д. 5, корп. 2; ОГРН 1087746826200, ИНН 7702678791)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2017
по делу N А43-8557/2017,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению публичного акционерного общества "ПТК-Холдинг" о признании недействительными предписаний Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 01.02.2017
N Т4-9-1-1/3030 и от 04.04.2017 N Т4-19-1-1/10620,
при участии в судебном заседании представителей:
- публичного акционерного общества "ПТК-Холдинг" - Черновой Е.Г. по доверенности от 11.04.2017 сроком действия два года;
- Центрального Банка Российской Федерации - Сивонкина В.В. по доверенности от 17.09.2014 сроком действия до 17.09.2017,
и
установил:
публичное акционерное общество "ПТК-Холдинг" (далее - ПАО "ПТК-Холдинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными предписаний Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк, уполномоченный орган) от 01.02.2017 N Т4-9-1-1/3030 и от 04.04.2017 N Т4-19-1-1/10620.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2017 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ПТК-Холдинг" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом возражений на отзыв и дополнительных письменных пояснений) заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что в силу действующего законодательства оно не относится к лицам, на которые возлагается указанная в предписаниях обязанность раскрывать определенную информацию.
В отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнения) Банк опровергает позицию Общества, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества и уполномоченного органа поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что во исполнение пункта 3.5 Регламента осуществления Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации контроля и надзора за деятельностью эмитентов эмиссионных ценных бумаг и организации взаимодействия аппарата Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации с отделениями (отделениями - национальными банками) Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, утвержденного приказом Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 31.12.2015 N ОДТ4-1687, 01.02.2017 Банк провел мониторинг соблюдения ПАО "ПТК-Холдинг" порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В результате проверочных мероприятий уполномоченный орган выявил, что по состоянию на 01.02.2017 на используемой странице http://disclosure.skrin.ru/disclosure/7702678791 в сети Интернет Общество:
- - не обеспечило доступ к текстам ежеквартальных отчетов за 1, 2, 3 кварталы 2016 года в течение законодательно установленного срока, что является нарушением пунктов 69.3, 11.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П;
- - не раскрыло в ленте новостей сообщения о существенных фактах о раскрытии эмитентом ежеквартальных отчетов за 1, 2, 3 кварталы 2016 года, а также не обеспечило доступ к текстам указанных сообщений в течение установленного срока, что является нарушением пунктов 69.3, 12.7.28, 13.1, 13.2, 41.1, 41.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П;
- - не раскрыло в ленте новостей сообщение о существенном факте о дате, на которую составляется список владельцев именных эмиссионных ценных бумаг для целей осуществления прав, закрепленных такими ценными бумагами (о дате составления списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров по итогам 2015 г.), а также не обеспечило доступ к тексту указанного сообщения в течение установленного срока, что является нарушением пунктов 69, 3, 12.7.12, 13.1, 13.2, 25.1, 25.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П;
- - не раскрыло в ленте новостей сообщение о существенном факте о проведении годового общего собрания акционеров по итогам 2015 года и о принятых им решениях, а также не обеспечило доступ к тексту указанного сообщения в течение установленного срока, что является нарушением пунктов 69.3, 12.7.1, 13.1, 13.2, 14.1, 14.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П;
- - не обеспечило доступ к банковским реквизитам расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов и информации о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов, что является нарушением пункта 2.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П.
Результаты мониторинга зафиксированы в акте визуального осмотра Интернет-страницы поднадзорной организации от 01.02.2017 с приложением распечатки сайта информационного агентства АО "СКРИН" от 01.02.1017.
На основании выявленных нарушений Банк выдал ПАО "ПТК-Холдинг" предписание от 01.02.2017 N Т4-19-1-1/3030, которым обязал в срок до 03.04.2017 устранить нарушения и представить в уполномоченный орган отчет об исполнении настоящего предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.
09.03.2017 ПАО "ПТК-Холдинг" обратилось в Банк с ходатайством о продлении срока исполнения предписания от 01.02.2017 N Т4-19-1-1/3030 до 31.05.2017.
Принимая во внимание, что вопрос о продления срока исполнения предписания органами Банка России не урегулирован действующим законодательством, 04.04.2017 уполномоченный орган осуществил повторные проверочные мероприятия, в ходе которых установил на странице в сети Интернет http://disclosure.skrin.ru/disclosure/7702678791, допущенные Обществом нарушения требований Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П, аналогичные установленным ранее (01.02.2017): не обеспечение доступа на странице в сети Интернет к тексту ежеквартального отчета за 4 квартал 2016 года, отсутствие в ленте новостей раскрытия сообщения о существенном факте о раскрытии эмитентом ежеквартального отчета за 4 квартал 2016 года и не обеспечение доступа к тексту указанного сообщения на странице в сети Интернет.
Повторно выявленные нарушения зафиксированы в акте визуального осмотра Интернет-страницы поднадзорной организации от 04.04.2017 с приложением распечатки сайта информационного агентства АО "СКРИН" от 04.04.1017.
04.04.2017 Банк выдал Обществу новое предписание N Т4-19-1-1/1062004, которым обязал в срок до 31.05.2017 устранить нарушения и представить в установленный срок отчет об исполнении настоящего предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.
Одновременно уполномоченный орган снял с контроля предписание от 01.02.2017 N Т4-19-1-1/3030.
ПАО "ПТК-Холдинг", не согласившись с предписаниями уполномоченного органа от 01.02.2017 N Т4-9-1-1/3030 и от 04.04.2017 N Т4-19-1-1/10620, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемых предписаний.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Положениями пункта 6 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ Банку России предоставлено право устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, управляющих компаний специализированных обществ, профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о Банке России и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (статьи 7 Закона о Банке России).
Указанной правовой нормой установлен перечень нормативных актов Банка России, не подлежащих государственной регистрации, а также установлено, что в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России. Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
Из вышеприведенных правоположений следует, что Банк России в лице его территориального учреждения - Волго-Вятского главного управления обладает полномочиями по изданию нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе, по вопросам контроля и надзора за соблюдения эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах. При этом отсутствие регистрации нормативных актов Банка России не влечет признание их недействительными и не подлежащими применению.
Вышеизложенным опровергается довод Общества об отсутствии у Банка (в рассматриваемом случае Управления) правовых оснований для проведения мониторинга.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) публичное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые Банком России.
Согласно статье 30 Федерального закона N 39-ФЗ под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Состав информации, подлежащей раскрытию на рынке ценных бумаг, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (часть 26 статьи 30 Федерального закона N 39-ФЗ).
30.12.2014 во исполнение приведенного выше правоположения Банк России утвердил Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг N 454-П (далее - Положение N 454-П), в которое Указанием Банка России от 01.04.2016 N 3987-У внесены изменения.
В пункте 10.1 Положения N 454-П установлен перечень эмитентов, на которых распространяется обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
В силу пункта 12.2 Положения N 454-П обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с настоящим Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Согласно пунктам 69.2, 69.3 Положения N 454-П публичное акционерное общество обязано раскрывать, в том числе:
- - годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;
- - сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества;
- - дополнительные сведения, предусмотренные главой 75 Положения N 454-П;
- - ежеквартальные отчеты в соответствии с требованиями раздела IV Положения N 454-П;
- - сообщения о существенных фактах в соответствии с требованиями раздела V Положения N 454-П.
В данном случае Общество не оспаривает неисполнение требований действующего законодательства, отраженных в предписаниях.
Заявитель настаивает на том, что у него отсутствует обязанность по размещению такой информации.
Однако арбитражный суд считает такую позицию ПАО "ПТК-Холдинг" ошибочной, основанной не неверном толковании норм действующего законодательства.
01.09.2014 вступил в законную силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), которым внесен ряд существенных изменений в правовое положение юридических лиц, в том числе, хозяйственных обществ.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ в связи со вступлением в силу содержащихся в нем изменений, хозяйственные общества, созданные до 01.09.2014, не подлежали перерегистрации или реорганизации, однако должны были привести свои уставы в соответствие с изменившимся законодательством.
В силу частью 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Таким образом, конкретные сроки внесения соответствующих изменений в учредительные документы Федеральным законом N 99-ФЗ установлены не были.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "ПТК-Холдинг" (ранее открытое акционерное общество "ПромТехКомплект") зарегистрировано в качестве юридического лица 10.07.2008.
23.03.2015 Общество обратилось в Банк России с запросом о наличии у него признаков публичного акционерного общества.
Письмом от 06.05.2015 N Т4-19-2-7/17231 Банк сообщил о том, что ОАО "ПромТехКомплект" не обладает признаками публичного акционерного общества.
Следовательно, согласно положениям Федерального закона N 99-ФЗ при первом изменении учредительных документов ОАО "ПромТехКомплект" располагало возможностью привести свое фирменное наименование в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ), принимая во внимание сведения о его непубличном статусе.
Однако 17.06.2015 Общество зарегистрировало изменения в Устав общества, в том числе в наименование, включив указание на то, что общество является публичным.
В соответствии с частью 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Вместе с тем указанной правовой нормой установлено, что правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Из вышеизложенного следует, что самостоятельно определив наименование Общества как публичного, оно приняло на себя и предусмотренные для публичных акционерных обществ частью 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах и Положением N 454-П обязанности по раскрытию информации.
При этом суд учитывает, что Положение N 454-П не содержит каких-либо исключений относительно лиц, для которых соблюдение его требований, в том числе пункта 69.3, является обязательным. Раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах обязаны все публичные акционерные общества.
Следовательно, такая обязанность возникла и у ПАО "ПТК-Холдинг", которое до 14.03.2016 не было обязано раскрывать ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах.
С даты вступления в силу Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У, внесшего изменений в Положение N 454-П, заявитель обязан делать это вне зависимости от наличия у него оснований для раскрытия ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, установленных частями 4 и 4.1 статьи 30 Федерального закона N 39-ФЗ, пунктами 10.1 и 12.2 Положения N 454-П.
Содержащееся в материалах дела письмо обладающего правом официального толкования Положения N 454-ФЗ Банка России от 21.03.2017 N 28-3-2/725 "О некоторых вопросах, связанных с раскрытием информации публичным акционерным обществом", содержит аналогичное заключение.
В пункте 10.1 Положения N 454-П закреплены условия, при которых, в частности, непубличные акционерные общества обязаны осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета:
эмитент, являющийся акционерным обществом, созданным при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений) в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям, но внутри трудового коллектива (то есть определенному кругу лиц) - не является публичным акционерным обществом, но в соответствии с п. 10.1 Положения N 454-П обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.
В силу пункта 10.8 Положения N 454-П ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно приложению 3 к Положению N 454-П.
Из части Б приложения 3 к Положению следует, что эмитент во введении ежеквартального отчета помимо прочего должен указать основания возникновения у него обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета, предусмотренные главой 10 Положения; также введение может содержать иную информацию, которую эмитент посчитает необходимым указать.
Вместе с тем, пунктом 2.13 Положения N 454-П определено, что в случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением N 454-П, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается.
Таким образом, эмитенту, на которого не распространяются требования раскрыть ежеквартальный отчет на основании главы 10 Положения N 454-П, но раскрывающему указанную отчетность в соответствии с требованиями пункта 69.3 Положения N 454-П, следует во введении ежеквартального отчета указать на это обстоятельство.
В данном случае Общество обязано раскрывать ежеквартальную отчетность именно в соответствии с требованиями пункта 69.3 Положения N 454-П, следует во введении ежеквартального отчета указать на это обстоятельство.
Ссылка Общества в обоснование своей позиции на положение части 7 статьи 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) является несостоятельной с учетом следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 27 Федерального закона N 210-ФЗ акционерное общество, созданное до 01.09.2014, Устав и фирменное наименование которого на день вступления в силу Федерального закона N 210-ФЗ (01.07.2015) содержат указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения части 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие признаки публичного акционерного общества, в течение пяти лет со дня вступления в силу Федерального закона N 210-ФЗ обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в Устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества. Решение о внесении в Устав акционерного общества, указанного в настоящей части, изменений, предусматривающих исключение из его фирменного наименования указания на статус публичного общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Для государственной регистрации изменений в Устав акционерного общества, предусмотренных настоящей частью, помимо иных документов, определенных законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, представляется документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или документ Банка России об отсутствии у акционерного общества указанной обязанности.
Таким образом, Федеральный закон N 210-ФЗ предусматривает переходный период для тех публичных акционерных обществ, которые созданы до 01.09.2014, являются публичными в силу наличия в уставе и в наименовании указания на их публичный статус, но не отвечают признакам публичного акционерного общества, установленным частью 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такие акционерные общества должны до 01.07.2020 обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций и заключить договор о листинге акций с организатором торговли либо внести в устав и в наименование изменения, исключающие указание на их публичный статус.
Указанное правило распространяется на акционерное общество, которое до 01.07.2015 внесло изменения в Устав в части изменения наименования на публичное акционерное общество, но акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которого никогда публично не размещались и не обращались, или соответствующие ценные бумаги которого погашены, либо которым в установленном порядке получено освобождение от обязанности по раскрытию информации.
В рассматриваемом случае ПАО "ПТК-Холдинг" полностью соответствует признакам, предусмотренным частью 7 статьи 27 Федерального закона N 210-ФЗ.
Позиция Общества о том, что обязанность по раскрытию информации может возникнуть у него только в случае предпочтения им в установленный переходный период варианта регистрации проспекта акций и заключения договора о листинге с организатором торгов, основана на неверном толковании положений действующего законодательства, в том числе части 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Общество является публичным в силу указания на такой статус в его фирменном наименовании, следовательно, прекращение его публичного статуса должно осуществляться в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 27 Федерального закона N 210-ФЗ.
При этом обязанность по раскрытию публичным акционерным обществом информации, указанной в пункте 69.2 Положения N 454-П, возникает в случае приобретения им публичного статуса с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого акционерного общества, содержащем указание на то, что акционерное общество является публичным (пункт 69.6 Положения N 454-П), а прекращается с даты ликвидации публичного акционерного общества (исключения публичного акционерного общества из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица), а в случае прекращения акционерным обществом публичного статуса - с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого акционерного общества, не содержащем указание на то, что акционерное общество является публичным (пункт 69.7 Положения N 454-П).
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что в силу части 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, требований пункта 69.3 Положения N 454-П ПАО "ПТК-Холдинг" несет обязанность по раскрытию указанной в оспариваемых предписаниях информации.
В данном случае установлено, что при отсутствии уважительных причин Общество не исполнило требования пунктов 2.9, 11.1, 12.7.1, 12.7.12, 12.7.28, 13.1, 13.2, 14.1, 14.5, 25.1, 25.3, 41.1, 41.3, 69.3 Положения N 454-П.
При этих обстоятельствах Банк правомерно выдал Обществу предписания от 01.02.2017 N Т4-9-1-1/3030 и от 04.04.2017 N Т4-19-1-1/10620, которые по форме и содержанию соответствуют действующему законодательству и не возлагают на ПАО "ПТК-Холдинг" незаконной обязанности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Нижегородской области обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Факт снятия Банком предписаний с контроля не имеет существенного правового значения для настоящего спора.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2017 по делу N А43-8557/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2017 по делу N А43-8557/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ПТК-Холдинг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)