Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель полагает, что кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость и влечет необоснованное увеличение подлежащего уплате земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шиндяйкина Е.П. на решение Московского областного суда от 28 мая 2015 года об отказе ему в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Шиндяйкина Е.П., просившего установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Шиндяйкин Е.П. являясь собственником трех земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, расположенных по адресу: <...> область, <...> район, сельское поселение <...>, район дер. <...>, площадью каждый по <...> кв. м, обратился в суд с заявлением (впоследствии уточнив свои требования) об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость и влечет необоснованное увеличение подлежащего уплате земельного налога.
В подтверждение своих доводов заявителем представлены отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков N <...> и <...>, получивших положительные заключения, согласно которым стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> установлена для каждого в размере <...> рублей.
Решением Московского областного суда от 28 мая 2015 года заявление Шиндяйкина Е.П. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шиндяйкин Е.П. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании Шиндяйкин Е.П. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду наличия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Шиндяйкин Е.П., будучи собственником земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, является плательщиком земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Ввиду этого обращение Шиндяйкина Е.П. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По общему правилу датой определения кадастровой стоимости ранее не учтенного объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Отказывая заявителю в удовлетворении его требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент формирования перечня земельные участки объектом оценки не являлись, отчеты, представленные заявителем, не подтверждают итоговую рыночную стоимость земельных участков на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена их кадастровая стоимость.
В апелляционной жалобе Шиндяйкин Е.П. настаивал на том, что указанные обстоятельства без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельных участков заявителя, не могли быть положены судом в основу решения об отказе в удовлетворении заявления.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
По настоящему делу такая экспертиза проведена по ходатайству Шиндяйкина Е.П. на основании определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2015 года, согласно заключению которой рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> по состоянию на 29 января 2013 года установлена для каждого в размере <...> рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, а также принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость земельных участков, заинтересованными лицами в суд не представлено, полагает решение Московского областного суда от 28 мая 2015 года подлежащим отмене с установлением кадастровой стоимости земельных участков в размере <...> рублей для каждого.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского областного суда от 28 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, сельское поселение район дер. <...>, площадью <...> кв. м в размере его рыночной стоимости - <...> рублей, определенной по состоянию на 29 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, сельское поселение <...>, район дер. <...>, площадью <...> кв. м в размере его рыночной стоимости - <...> рублей, определенной по состоянию на 29 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, сельское поселение <...>, район дер. <...>, площадью <...> кв. м в размере его рыночной стоимости - <...> рублей, определенной по состоянию на 29 января 2013 года.
Датой обращения Шиндяйкина Е.П. в Московский областной суд считать 16 января 2015 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.12.2015 N 4-АПГ15-31
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель полагает, что кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость и влечет необоснованное увеличение подлежащего уплате земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2015 г. N 4-АПГ15-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шиндяйкина Е.П. на решение Московского областного суда от 28 мая 2015 года об отказе ему в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Шиндяйкина Е.П., просившего установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Шиндяйкин Е.П. являясь собственником трех земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, расположенных по адресу: <...> область, <...> район, сельское поселение <...>, район дер. <...>, площадью каждый по <...> кв. м, обратился в суд с заявлением (впоследствии уточнив свои требования) об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость и влечет необоснованное увеличение подлежащего уплате земельного налога.
В подтверждение своих доводов заявителем представлены отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков N <...> и <...>, получивших положительные заключения, согласно которым стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> установлена для каждого в размере <...> рублей.
Решением Московского областного суда от 28 мая 2015 года заявление Шиндяйкина Е.П. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шиндяйкин Е.П. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании Шиндяйкин Е.П. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду наличия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Шиндяйкин Е.П., будучи собственником земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, является плательщиком земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Ввиду этого обращение Шиндяйкина Е.П. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По общему правилу датой определения кадастровой стоимости ранее не учтенного объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Отказывая заявителю в удовлетворении его требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент формирования перечня земельные участки объектом оценки не являлись, отчеты, представленные заявителем, не подтверждают итоговую рыночную стоимость земельных участков на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена их кадастровая стоимость.
В апелляционной жалобе Шиндяйкин Е.П. настаивал на том, что указанные обстоятельства без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельных участков заявителя, не могли быть положены судом в основу решения об отказе в удовлетворении заявления.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
По настоящему делу такая экспертиза проведена по ходатайству Шиндяйкина Е.П. на основании определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2015 года, согласно заключению которой рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> по состоянию на 29 января 2013 года установлена для каждого в размере <...> рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, а также принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость земельных участков, заинтересованными лицами в суд не представлено, полагает решение Московского областного суда от 28 мая 2015 года подлежащим отмене с установлением кадастровой стоимости земельных участков в размере <...> рублей для каждого.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского областного суда от 28 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, сельское поселение район дер. <...>, площадью <...> кв. м в размере его рыночной стоимости - <...> рублей, определенной по состоянию на 29 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, сельское поселение <...>, район дер. <...>, площадью <...> кв. м в размере его рыночной стоимости - <...> рублей, определенной по состоянию на 29 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, сельское поселение <...>, район дер. <...>, площадью <...> кв. м в размере его рыночной стоимости - <...> рублей, определенной по состоянию на 29 января 2013 года.
Датой обращения Шиндяйкина Е.П. в Московский областной суд считать 16 января 2015 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)