Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Собственником земельных участков и объектов недвижимости обязанность по уплате спорных налогов в установленный законом срок не исполнена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Карпенко А.В.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Старкова М.В., Шабалдиной Н.В.
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области к Т. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика Т.
на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 06 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения представителя административного истца К.Н., действующей на основании доверенности N 05-11 от 08 октября 2015 года, полагавшей решение суда законным, административного ответчика Т., представителя административного ответчика Б., действующей на основании доверенности 66 АА 2629860 от 26 декабря 2014 года, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (далее по тексту - межрайонная ИФНС России N 30 по Свердловской области) обратилась с административным исковым заявлением к Т. о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2014 год, пени по налогам.
В обоснование указала, что по данным регистрирующих органов Т. является собственником недвижимого имущества: гаража, расположенного по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 27 апреля 2009 года; квартиры, расположенной по адресу: <...> дата возникновения права собственности 13 марта 1996 года; квартиры, расположенной по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 13 марта 1996 года; здания, расположенного по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 15 июля 2010 года, а также земельных участков, расположенных по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 23 июля 1999 года, и <...>, дата возникновения права собственности 07 октября 2008 года, в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога. Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога не исполнена, в связи с чем 10 октября 2015 года в адрес Т. направлено требование об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, пени, предоставлен срок для добровольного исполнения обязанности до 06 января 2016 года. Требования об уплате налога не исполнено, что послужило основанием для обращения в суд с указанным административным иском.
Представитель административного истца К.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указала, что оснований для исчисления земельного налога за 2014 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года не имелось, поскольку новая кадастровая стоимость земельного участка равная его рыночной стоимости подлежит применению только после вступления в законную силу решения суда.
Административный ответчик Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Б., действующая на основании доверенности, признала требования в части взыскания налога на имущество физических лиц в сумме 24291 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 954 рубля 61 копейка, а также задолженность по уплате земельного налога за 2014 год в сумме 56200 рублей 80 копеек, пени в сумме 2208 рублей 64 копейки. Указала, что у административного истца отсутствовали основания для применения при начислении земельного налога за 2014 год в качестве налоговой базы кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <...>, установленную Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", поскольку решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года, вступившим в законную силу 18 апреля 2015 года, была установлена новая кадастровая стоимость данного земельного участка равная 3646000 рублей. Просила применить положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, которым были внесены изменения в статью 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", поскольку Т. с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка обратился в суд 29 декабря 2014 года.
Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 06 апреля 2016 года административное исковое заявление межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области удовлетворено: с Т. в доход соответствующего бюджета взыскан налог на имущество физических лиц в сумме 24291 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 954 рубля 61 копейка, земельный налог в сумме 130242 рубля, пени по земельному налогу в сумме 5118 рублей 38 копеек, а также в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 4412 рублей 12 копеек.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Т. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение о частичном удовлетворении требований административного истца, в обоснование ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права при принятии решения о взыскании земельного налога и пени по земельному налогу, полагает, что судом необоснованно не применен закон, подлежащий применению, в частности Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (ред. 13 июля 2015) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Административный ответчик Т., его представитель Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда в части взыскания земельного налога, пени изменить, взыскать задолженность по земельному налогу, исходя из кадастровой стоимости, установленной, вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года. В остальной части решение суда не оспаривали.
Представитель административного истца межрайонная ИФНС России N 30 по Свердловской области К.Н., действующая на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции просила оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и поступивший отзыв административного истца на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Федеральным Законом от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц").
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона).
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального Закона от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области.
Как видно из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, Т. является собственником недвижимого имущества: гаража, расположенного по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 27 апреля 2009 года; квартиры, расположенной по адресу: <...> дата возникновения права собственности 13 марта 1996 года; квартиры, расположенной по адресу: <...>, дата возникновения права 13 марта 1996 года; здания, расположенного по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 15 июля 2010 года, а также земельных участков, расположенных по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 23 июля 1999 года, и по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 07 октября 2008 года.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области Т. был начислен налог на имущество физических лиц за 2014 год и земельный налог за 2014 год; направлено налоговое уведомление заказным письмом со сроком уплаты налога до 01 октября 2015 года.
В установленный законом срок, указанный в уведомлении, Т. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельный налог не исполнил.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией направлено в адрес административного ответчика Т. требование N 16359 по состоянию на 09 октября 2015 года об уплате налога на имущество физически лиц в сумме 24291 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 46 рублей 76 копеек, и земельного налога в сумме 130 242 рубля, пени по земельному налогу в сумме 7781 рубль 71 копейка, предоставлен срок для добровольного исполнения требования до 06 января 2016 года.
Требование налоговой инспекции в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с иском, правильность исчисления размера налога и пени, и пришел к выводу о взыскании с Т. в доход соответствующего бюджета взыскан налог на имущество физических лиц в сумме 24291 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 954 рубля 61 копейка, земельного налога в сумме 130242 рубля, пени по земельному налогу в сумме 5118 рублей 38 копеек.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2014 год, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год. Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на материалах дела.
Административным ответчиком, его представителем наличие задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 24291 рубль, пени по налогу за 2014 год в сумме 954 рубля 61 копейка не оспаривалось, в данной части административный ответчик требования признал.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год, исчисленному на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 66:21:0101022:113, площадью 4304 кв. м, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, выводы суда являются ошибочными.
Суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы административного ответчика, его представителя о применении в качестве налоговой базы, для исчисления земельного налога за 2014 год, кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года, которым кадастровая стоимость земельного участка признана равной его рыночной стоимости 3646000 рублей.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) (далее - Закон об оценочной деятельности), предписано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 5 статья 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Указанная норма вступила в силу с 22 июля 2014 года.
При этом, согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, положению статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2435-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "ГПЗ-Инвест" на нарушение конституционных прав и свобод частью 8 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель уточнил дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости, на основании судебного решения на предыдущий период и прямо предусмотрел круг правоотношений, на которые распространяется новый установленный законом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения).
Учитывая то обстоятельство, что заявление Т. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка было подано 29 декабря 2014 года, то есть после изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ в абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в связи с чем к данным правоотношениям подлежат применению требования абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действующие с 22 июля 2014 года.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного, у административного истца межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области отсутствовали основания для начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 66:21:0101022:113, площадью 4304 кв. м, расположенного по адресу: <...>, исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" равной 8582089 рублей 92 копейки, при исчислении земельного налога за 2014 год на спорный земельный участок административному истцу надлежало применить в качестве налоговой базы кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года, равную рыночной стоимости 3646000 рублей.
Довод административного истца межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области о том, что поскольку пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ введен в действие с 01 января 2015 года, то исчисление земельного налога с 01 января 2014 года с учетом стоимости земельного участка, установленной решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года неправомерно, судебной коллегией отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ в пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в силу с 01 января 2015 года. До указанного времени в налоговом законодательстве отсутствовала норма, предусматривающая правило о том, с какого момента при определении налоговой базы следует учитывать изменения кадастровой стоимости земельного участка, установленные решением суда, в связи с чем в указанный период подлежали применению положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При названных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу что решение суда первой инстанции о взыскании с Т. земельного налога за 2014 год в сумме 130 242 рубля, пени по земельному налогу в сумме 5118 рублей 38 копеек не может быть признано законным и обоснованным.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований административного истца о взыскании с Т. задолженности по земельному налогу за 2014 год в сумме 56200 рублей 80 копеек, исходя из следующего расчета: (3646000 * 1,5% - налог по земельному участку по адресу: <...>) + (100720 * 1,5% - налог по земельному участку по адресу: <...>) = 54 690 рублей + 1 210 рублей 80 копеек = 56200 рублей 80 копеек, а также пени по земельному налогу за 2014 год в сумме 2208 рублей 64 копейки, исходя из следующего расчета: 56200 рублей 80 копеек * 0,000275 * 91 день (за период с 02 октября 2015 года по 21 декабря 2015 года) + (56200 рублей 80 копеек * 0,000366 * 39 (за период с 01 января 2016 года по 08 февраля 2016 года) = 1406 рублей 43 копейки + 802 рубля 21 копейка = 2208 рублей 64 копейки.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда о полном удовлетворении требований административного истца не может быть признано законным и обоснованным, подлежит изменению с принятием нового решения о частичном удовлетворении требований.
В силу статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части удовлетворенных судебной коллегией требований с Т. подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 2709 рублей 65 копеек.
Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 06 апреля 2016 года изменить в части, изложив резолютивную часть решения в новой редакции.
Взыскать с Т. в доход соответствующего бюджета недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 24291 рубль, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 954 рубля 61 копейка, недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 56200 рублей 80 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 2208 рублей 64 копейки.
Взыскать с Т. в местный бюджет государственную пошлину в размере 2709 рублей 65 копеек.
В остальной части требования ИФНС России N 30 по Свердловской области оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-12149/2016
Требование: О взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пеней.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Собственником земельных участков и объектов недвижимости обязанность по уплате спорных налогов в установленный законом срок не исполнена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 г. по делу N 33а-12149/2016
Судья Карпенко А.В.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Старкова М.В., Шабалдиной Н.В.
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области к Т. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика Т.
на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 06 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения представителя административного истца К.Н., действующей на основании доверенности N 05-11 от 08 октября 2015 года, полагавшей решение суда законным, административного ответчика Т., представителя административного ответчика Б., действующей на основании доверенности 66 АА 2629860 от 26 декабря 2014 года, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (далее по тексту - межрайонная ИФНС России N 30 по Свердловской области) обратилась с административным исковым заявлением к Т. о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2014 год, пени по налогам.
В обоснование указала, что по данным регистрирующих органов Т. является собственником недвижимого имущества: гаража, расположенного по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 27 апреля 2009 года; квартиры, расположенной по адресу: <...> дата возникновения права собственности 13 марта 1996 года; квартиры, расположенной по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 13 марта 1996 года; здания, расположенного по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 15 июля 2010 года, а также земельных участков, расположенных по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 23 июля 1999 года, и <...>, дата возникновения права собственности 07 октября 2008 года, в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога. Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога не исполнена, в связи с чем 10 октября 2015 года в адрес Т. направлено требование об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, пени, предоставлен срок для добровольного исполнения обязанности до 06 января 2016 года. Требования об уплате налога не исполнено, что послужило основанием для обращения в суд с указанным административным иском.
Представитель административного истца К.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указала, что оснований для исчисления земельного налога за 2014 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года не имелось, поскольку новая кадастровая стоимость земельного участка равная его рыночной стоимости подлежит применению только после вступления в законную силу решения суда.
Административный ответчик Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Б., действующая на основании доверенности, признала требования в части взыскания налога на имущество физических лиц в сумме 24291 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 954 рубля 61 копейка, а также задолженность по уплате земельного налога за 2014 год в сумме 56200 рублей 80 копеек, пени в сумме 2208 рублей 64 копейки. Указала, что у административного истца отсутствовали основания для применения при начислении земельного налога за 2014 год в качестве налоговой базы кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <...>, установленную Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", поскольку решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года, вступившим в законную силу 18 апреля 2015 года, была установлена новая кадастровая стоимость данного земельного участка равная 3646000 рублей. Просила применить положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, которым были внесены изменения в статью 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", поскольку Т. с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка обратился в суд 29 декабря 2014 года.
Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 06 апреля 2016 года административное исковое заявление межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области удовлетворено: с Т. в доход соответствующего бюджета взыскан налог на имущество физических лиц в сумме 24291 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 954 рубля 61 копейка, земельный налог в сумме 130242 рубля, пени по земельному налогу в сумме 5118 рублей 38 копеек, а также в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 4412 рублей 12 копеек.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Т. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение о частичном удовлетворении требований административного истца, в обоснование ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права при принятии решения о взыскании земельного налога и пени по земельному налогу, полагает, что судом необоснованно не применен закон, подлежащий применению, в частности Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (ред. 13 июля 2015) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Административный ответчик Т., его представитель Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда в части взыскания земельного налога, пени изменить, взыскать задолженность по земельному налогу, исходя из кадастровой стоимости, установленной, вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года. В остальной части решение суда не оспаривали.
Представитель административного истца межрайонная ИФНС России N 30 по Свердловской области К.Н., действующая на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции просила оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и поступивший отзыв административного истца на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Федеральным Законом от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц").
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона).
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального Закона от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области.
Как видно из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, Т. является собственником недвижимого имущества: гаража, расположенного по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 27 апреля 2009 года; квартиры, расположенной по адресу: <...> дата возникновения права собственности 13 марта 1996 года; квартиры, расположенной по адресу: <...>, дата возникновения права 13 марта 1996 года; здания, расположенного по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 15 июля 2010 года, а также земельных участков, расположенных по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 23 июля 1999 года, и по адресу: <...>, дата возникновения права собственности 07 октября 2008 года.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области Т. был начислен налог на имущество физических лиц за 2014 год и земельный налог за 2014 год; направлено налоговое уведомление заказным письмом со сроком уплаты налога до 01 октября 2015 года.
В установленный законом срок, указанный в уведомлении, Т. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельный налог не исполнил.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией направлено в адрес административного ответчика Т. требование N 16359 по состоянию на 09 октября 2015 года об уплате налога на имущество физически лиц в сумме 24291 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 46 рублей 76 копеек, и земельного налога в сумме 130 242 рубля, пени по земельному налогу в сумме 7781 рубль 71 копейка, предоставлен срок для добровольного исполнения требования до 06 января 2016 года.
Требование налоговой инспекции в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с иском, правильность исчисления размера налога и пени, и пришел к выводу о взыскании с Т. в доход соответствующего бюджета взыскан налог на имущество физических лиц в сумме 24291 рубль, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 954 рубля 61 копейка, земельного налога в сумме 130242 рубля, пени по земельному налогу в сумме 5118 рублей 38 копеек.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2014 год, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год. Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на материалах дела.
Административным ответчиком, его представителем наличие задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 24291 рубль, пени по налогу за 2014 год в сумме 954 рубля 61 копейка не оспаривалось, в данной части административный ответчик требования признал.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год, исчисленному на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 66:21:0101022:113, площадью 4304 кв. м, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, выводы суда являются ошибочными.
Суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы административного ответчика, его представителя о применении в качестве налоговой базы, для исчисления земельного налога за 2014 год, кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года, которым кадастровая стоимость земельного участка признана равной его рыночной стоимости 3646000 рублей.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) (далее - Закон об оценочной деятельности), предписано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 5 статья 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Указанная норма вступила в силу с 22 июля 2014 года.
При этом, согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, положению статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2435-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "ГПЗ-Инвест" на нарушение конституционных прав и свобод частью 8 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель уточнил дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости, на основании судебного решения на предыдущий период и прямо предусмотрел круг правоотношений, на которые распространяется новый установленный законом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения).
Учитывая то обстоятельство, что заявление Т. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка было подано 29 декабря 2014 года, то есть после изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ в абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в связи с чем к данным правоотношениям подлежат применению требования абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действующие с 22 июля 2014 года.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного, у административного истца межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области отсутствовали основания для начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 66:21:0101022:113, площадью 4304 кв. м, расположенного по адресу: <...>, исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" равной 8582089 рублей 92 копейки, при исчислении земельного налога за 2014 год на спорный земельный участок административному истцу надлежало применить в качестве налоговой базы кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года, равную рыночной стоимости 3646000 рублей.
Довод административного истца межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области о том, что поскольку пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ введен в действие с 01 января 2015 года, то исчисление земельного налога с 01 января 2014 года с учетом стоимости земельного участка, установленной решением Свердловского областного суда от 11 марта 2015 года неправомерно, судебной коллегией отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ в пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в силу с 01 января 2015 года. До указанного времени в налоговом законодательстве отсутствовала норма, предусматривающая правило о том, с какого момента при определении налоговой базы следует учитывать изменения кадастровой стоимости земельного участка, установленные решением суда, в связи с чем в указанный период подлежали применению положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При названных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу что решение суда первой инстанции о взыскании с Т. земельного налога за 2014 год в сумме 130 242 рубля, пени по земельному налогу в сумме 5118 рублей 38 копеек не может быть признано законным и обоснованным.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований административного истца о взыскании с Т. задолженности по земельному налогу за 2014 год в сумме 56200 рублей 80 копеек, исходя из следующего расчета: (3646000 * 1,5% - налог по земельному участку по адресу: <...>) + (100720 * 1,5% - налог по земельному участку по адресу: <...>) = 54 690 рублей + 1 210 рублей 80 копеек = 56200 рублей 80 копеек, а также пени по земельному налогу за 2014 год в сумме 2208 рублей 64 копейки, исходя из следующего расчета: 56200 рублей 80 копеек * 0,000275 * 91 день (за период с 02 октября 2015 года по 21 декабря 2015 года) + (56200 рублей 80 копеек * 0,000366 * 39 (за период с 01 января 2016 года по 08 февраля 2016 года) = 1406 рублей 43 копейки + 802 рубля 21 копейка = 2208 рублей 64 копейки.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда о полном удовлетворении требований административного истца не может быть признано законным и обоснованным, подлежит изменению с принятием нового решения о частичном удовлетворении требований.
В силу статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части удовлетворенных судебной коллегией требований с Т. подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 2709 рублей 65 копеек.
Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 06 апреля 2016 года изменить в части, изложив резолютивную часть решения в новой редакции.
Взыскать с Т. в доход соответствующего бюджета недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 24291 рубль, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 954 рубля 61 копейка, недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 56200 рублей 80 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 2208 рублей 64 копейки.
Взыскать с Т. в местный бюджет государственную пошлину в размере 2709 рублей 65 копеек.
В остальной части требования ИФНС России N 30 по Свердловской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Д.И.ГЫЛКЭ
Судьи
М.В.СТАРКОВ
Н.В.ШАБАЛДИНА
Д.И.ГЫЛКЭ
Судьи
М.В.СТАРКОВ
Н.В.ШАБАЛДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)