Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 05.07.2017 N Ф10-2407/2017 ПО ДЕЛУ N А48-3634/2016

Требование: О взыскании задолженности по дивидендам.

Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: Истец ссылается на неисполнение ответчиком решения годового общего собрания акционеров и требования, изложенного в претензии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. по делу N А48-3634/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Гладышевой Е.В.
судей Нарусова М.М., Солодовой Л.В.
при участии в заседании:
от истца:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (ИНН 5751037525, ОГРН 1095742001123) представитель - Цивилева Е.Ю. (приказ о назначении на должность руководителя от 19.12.2011 N 1158и)
от ответчика:
акционерное общество опытно-производственное хозяйство "Красная звезда" (ИНН 5720013605, ОГРН 1065741016615) представители - Дьяченко В.В. по доверенности от 27.06.2017 сроком действия на 5 лет, Тимохин А.О. по доверенности от 27.06.2017 сроком действия на 5 лет
от третьего лица:
Департамент сельского хозяйства Орловской области (ИНН 5753039990, ОГРН 1065753011477) не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества опытно-производственное хозяйство "Красная звезда" на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.09.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А48-3634/2016,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее - ТУ Росимущества в Орловской области) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском (с учетом уточнения) к акционерному обществу опытно-производственное хозяйство "Красная звезда" (далее - АО ОПХ "Красная звезда") о взыскании задолженности по дивидендам в размере 2 086 740 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.08.2015 по 31.12.2015 включительно в размере 76 928 руб. 10 коп. и с 01.01.2016 по день фактической уплаты денежных средств.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент сельского хозяйства Орловской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 20.09.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017, исковые требования ТУ Росимущества в Орловской области удовлетворены.
АО ОПХ "Красная звезда" обратилось в суд округа с кассационной жалобой на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, просили суд ее удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе, поддержал доводы, изложенные в отзыве на нее, просил оставить жалобу без удовлетворения.
От третьего лица в суд округа поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором Департамент поддерживает доводы кассационной жалобы и просит суд ее удовлетворить.
Представитель третьего лица в суд округа не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения неявившегося лица о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие его представителя.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей сторон, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО ОПХ "Красная звезда" создано в результате приватизации Федерального государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство "Красная звезда" и является его правопреемником, дата регистрации 19.12.2006.
В соответствии с Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 10.11.2006, Уставом АО ОПХ "Красная звезда", а также согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) учредителем АО ОПХ "Красная звезда" является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Основным видом деятельности ответчика согласно сведениям из ЕГРЮЛ является выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки (код 01.11).
Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 224 950 обыкновенных именных акций АО ОПХ "Красная Звезда", что составляет 100% уставного капитала данного общества.
В отношении АО ОПХ "Красная звезда" отдельные права акционера - Российской Федерации осуществляет ТУ Росимущества в Орловской области.
Решением N 3 годового общего собрания акционеров АО ОПХ "Красная звезда" от 18.06.2015 утверждено распределение чистой прибыли АО ОПХ "Красная звезда" за 2014 год, рекомендованное Советом директоров АО ОПХ "Красная звезда", в размере 10 421 000 руб. следующим образом: 521 050 руб. - в резервный фонд АО ОПХ "Красная звезда"; 2 401 240 руб. - на выплату дивидендов; 295 000 руб. - на выплату вознаграждения членам Совета директоров; 7 203 710 руб. - на развитие материально-технической базы АО ОПХ "Красная звезда".
Срок для выплаты дивидендов определен истцом до 13.08.2015.
Ответчиком платежным поручением N 540 от 05.08.2015 произведено перечисление дивидендов за 2014 год ТУ Росимущества в Орловской области в сумме 314 500 руб.
ТУ Росимущества в Орловской области 02.12.2015 направило в адрес ответчика претензию с требованием погасить задолженность по дивидендам в сумме 2 401 240 руб.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком решения годового общего собрания акционеров и требования, изложенного в претензии, истец обратился в Арбитражный суд Орловской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учетом уточнения).
Разрешая спор по существу, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ "Об акционерных обществах") акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.04.2015 N 165 "О закреплении федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью с государственным участием за структурными подразделениями Росимущества, а также делегировании территориальным управлениям Росимущества отдельных прав акционера - Российской Федерации по акционерным обществам" в целях дальнейшего совершенствования порядка осуществления полномочий собственника от имени Российской Федерации в отношении пакетов акций (долей) акционерных обществ утвержден перечень акционерных обществ, отдельные права акционера - Российской Федерации по которым осуществляют ТУ Росимущества (Приложение N 3).
В пункте 828 указанного перечня содержатся сведения о том, что в отношении АО ОПХ "Красная звезда" отдельные права акционера - Российской Федерации осуществляет ТУ Росимущества в Орловской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 ФЗ "Об акционерных обществах" общество вправе по результатам отчетного года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода. Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды.
В соответствии с пунктом 11.2 Устава АО ОПХ "Красная Звезда" дивиденды выплачиваются деньгами.
В силу пункта 3 статьи 42, подпункта 10.1 пункта 1 статьи 48 ФЗ "Об акционерных обществах" решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров. При этом размер дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества (пункт 4 статьи 42 ФЗ "Об акционерных обществах").
Аналогичные положения содержатся в пунктах 11.3, 14.3, подпункте 11 пункта 14.2, подпункте 9 пункта 15.3 Устава АО ОПХ "Красная Звезда".
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 15 Постановления от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", решение о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе о размере дивиденда и форме его выплаты, принимается общим собранием акционеров по акциям каждой категории (типа), в том числе по привилегированным, в соответствии с рекомендациями Совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В соответствии с Порядком осуществления отдельных прав акционера - Российской Федерации, утвержденным Приказом Росимущества от 24.04.2015 N 165, федеральным органам исполнительной власти при формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - акционерные общества), по вопросам выплаты дивидендов следует руководствоваться указанными положениями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 774-р.
Из материалов дела следует, что 18.06.2015 Распоряжением ТУ Росимущества в Орловской области N 155 "О решениях годового общего собрания акционеров АО ОПХ "Красная звезда" во исполнение полномочий общего собрания акционеров АО ОПХ "Красная звезда", 100% голосующих акций которого находится в собственности Российской Федерации, утвержден годовой отчет АО ОПХ "Красная звезда" за 2014 год, годовая бухгалтерская отчетность АО ОПХ "Красная звезда" за 2014 год, в том числе отчет о прибылях и убытках.
Решение N 3 годового общего собрания акционеров АО ОПХ "Красная звезда" от 18.06.2015, которым утверждено распределение чистой прибыли АО ОПХ "Красная звезда" за 2014 год, не оспорено и недействительным не признано.
Ссылаясь на пункты 5, 6 статьи 42 ФЗ "Об акционерных обществах", пункт 11.4 Устава АО ОПХ "Красная звезда", суд пришел к выводу о том, что срок выплаты дивидендов до 13.08.2015, определенный истцом, не противоречит указанным выше нормам закона и положению Устава АО ОПХ "Красная звезда".
Между тем, как указал суд, дивиденды до указанной даты в полном объеме выплачены не были.
Выплаченный истцу размер дивидендов в сумме 314 500 руб. определен ответчиком из расчета чистой прибыли общества за 2014 год с исключением полученных субсидий в 2014 году.
Как полагает ответчик, при определении размера дивидендов необходимо исключать из расчета чистой прибыли субсидии, во избежание нецелевого расходования бюджетных средств и выплаты дивидендов за счет средств целевого финансирования (субсидий).
Данный довод отклонен судами исходя из следующего.
Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества (пункт 2 статьи 42 ФЗ "Об акционерных обществах").
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из материалов дела следует, что ответчиком в 2014 году получены субсидии в рамках Государственной поддержки программ и мероприятий по развитию растениеводства и животноводства за 2014 год в сумме 9 163 221 руб., в том числе за 2014 год - 7 472 548 руб., за 2012 - 2013 годы - 1 690 673 руб.
В отчете о финансовых результатах общества за 12 месяцев 2014 года отражены суммы полученных субсидий в 2014 году в строке 2340 "прочие доходы" в размере 9 163 тыс. руб., размер чистой прибыли составил 10 421 тыс. руб. (строка 2400 отчета).
Учитывая, что субсидии, полученные АО ОПХ "Красная звезда", направлены на компенсацию уже понесенных расходов АО ОПХ "Красная звезда", отнесенных на затраты предприятия в момент их несения, довод ответчика о том, что выплата дивидендов в случае удовлетворения требований истца будет осуществлена из средств субсидий, что приведет к их нецелевому использованию, суды признали несостоятельным.
Исходя из положений статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, далее - НК РФ) государственная помощь учитывается в отчете о прибылях и убытках в составе доходов организации и участвует в формировании чистой прибыли.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в статье 251 НК РФ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений).
В данном перечне не поименованы субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 774-р "О формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности" не содержит положений об исключении сумм субсидий, получаемых из бюджета, из общей суммы чистой прибыли, подлежащей распределению на выплату дивидендов.
Таким образом, действующее законодательство не содержит положений об исключении из расчета чистой прибыли в целях определения размера дивидендов сумм полученных субсидий, отраженных в бухгалтерской отчетности АО ОПХ "Красная звезда" за 2014 год в строке "прочие доходы".
Поскольку средства, полученные в качестве субсидий, учитываются в составе доходов, суд пришел к выводу о том, что расходы, осуществляемые (компенсируемые) за счет указанных средств, следует рассматривать как произведенные для ведения деятельности, направленной на получение дохода.
Довод ответчика о том, что размер дивидендов должен определяться в размере, не превышающем 314 500 руб., согласно рекомендациям Совета директоров АО ОПХ "Красная звезда", отклонен судом, исходя из следующего.
Требование пункта 3 статьи 42 ФЗ "Об акционерных обществах" при принятии решения общим собранием акционеров о выплате дивидендов соблюдено, поскольку согласно протоколу N 3 от 02.06.2015 заседания Совета директоров АО ОПХ "Красная звезда" по четвертому вопросу повестки дня "о выплате дивидендов по итогам работы АО ОПХ "Красная звезда" за 2014 год" принято решение "рекомендовать выплатить дивиденды за 2014 год в размере 2 401,24 тыс. руб. из расчета 25% от чистой прибыли АО ОПХ "Красная звезда", с учетом исключения из нее сумм отчислений в резервный фонд общества (5% чистой прибыли) и выплаты вознаграждения членам Совета директоров общества, в соответствии с директивой N 4500 от 01.06.2015".
При этом, при принятии решения по четвертому вопросу повестки дня Советом директоров принята во внимание позиция Управления корпоративных технологий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенная в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 08.04.2015 N 311/13506 "О подготовке проведения годового общего собрания акционеров по итогам 2014 года" о том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 774-р не предусмотрены возможность исключения из суммы чистой прибыли сумм государственных субсидий, полученных акционерным обществом в рамках каких-либо государственных программ.
Таким образом, исходя из буквального содержания решения Совета директоров АО ОПХ "Красная звезда" по четвертому вопросу повестки дня принято решение о рекомендации выплатить дивиденды за 2014 год в размере 2 401,24 тыс. руб., а также предложено акционеру при проведении годового общего собрания акционеров рассмотреть возможность при расчете размера дивидендов исключить из чистой прибыли сумму господдержки 9 163 тыс. руб. и выплатить дивиденды за 2014 год в размере 314,5 тыс. руб., из расчета 25% от чистой прибыли общества, с учетом исключения из нее суммы господдержки.
Однако, само по себе предложение акционеру при проведении годового общего собрания исключить размер субсидий из расчета чистой прибыли для выплаты дивидендов не тождественно рекомендациям о выплате дивидендов в размере 2 401,24 тыс. руб. и не заменяет, и не исключает последнее.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что размер дивидендов 2 401,24 тыс. руб., определенный акционером в лице ТУ Росимущества в Орловской области, согласно распоряжению N 155 от 18.06.2015, не превышает размера дивидендов, рекомендованного Советом директоров АО ОПХ "Красная звезда", согласно протоколу N 3 заседания Совета директоров от 02.06.2015.
При таких обстоятельствах суд удовлетворил заявленные исковые требования о взыскании с ответчика задолженности по дивидендам в сумме 2 086 740 руб. (с учетом выплаты 314 500 руб.).
Удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за указанные периоды, суд руководствовался положениями статьи 395 Гражданского кодекса РФ, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 16 Постановления от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 37 Постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Достаточных оснований для переоценки выводов суда суд округа не усматривает.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, являлись предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 20.09.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А48-3634/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.ГЛАДЫШЕВА

Судьи
М.М.НАРУСОВ
Л.В.СОЛОДОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)