Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой И.А., при участии от ответчика - акционерного общества "Агрогородок "Жирятинский" (Брянская область, с. Жирятино, ОГРН 1063245023148, ИНН 3245004569) - Осипова Ю.В. (выписка из ЕГРЮЛ), Копыловой Н.М. (доверенность от 15.12.2015 N 29), в отсутствие истца - правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2015 по делу N А09-8352/2015 (судья Малюгов И.В.),
установил:
следующее.
Правительство Брянской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Агрогородок "Жирятинский" (далее - ответчик, АО "Агрогородок "Жирятинский", общество) о взыскании 12 883 000 рублей денежных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал общества.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Правительство Брянской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение, не согласившись с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности в части требования о взыскании 2 883 000 рублей и указывая, что не момент заключения договора от 12.11.2010 N ФД-672 истец не мог знать о нарушении своего права.
По мнению заявителя жалобы, названным выше договором не установлен срок исполнения обязательств между сторонами, поэтому в силу абзаца второго пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности начинает течь со дня окончания срока, предоставления кредитором должнику для исполнения требования об исполнении обязательства, то есть срока, указанного в претензии от 01.04.2015 - с 20.04.2015.
АО "Агрогородок "Жирятинский" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от правительства Брянской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с законом Брянской области от 29.12.1997 N 41-3 "О государственной собственности Брянской области" администрацией Брянской области издано распоряжение от 05.09.2007 N 1130-р "Об увеличении уставного капитала ОАО "Агрогородок "Жирятинский" в Жирятинском районе Брянской области, согласно которому Администрацией Брянской области принято решение об увеличении уставного капитала ОАО "Агрогородок "Жирятинский", и о внесении в качестве вклада в уставный капитал указанного хозяйственного общества денежного взноса в размере 10 000 000 рублей.
Администрацией Брянской области и ОАО "Агрогородок "Жирятинский" заключен договор от 19.09.2007 N ДС-60 об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета, согласно которому общество обязалось осуществить выпуск акций (подпункт 2.1.1 пункта 2 договора), передать в собственность Брянской области акции общества в количестве 100 000 штук номинальной стоимостью одной акции 100 рублей на сумму предоставляемых средств в размере 10 000 000 рублей (подпункт 2.1.2 пункта 2 договора), передать администрации документ, подтверждающий переход к Брянской области права собственности на акции общества (подпункт 2.1.3 пункта 2 договора).
В свою очередь администрация обязалась перечислить обществу средства в сумме, эквивалентной номинальной стоимости акций общества, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2 договора, но не более 10 000 000 (десяти миллионов) рублей за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2007 год (подпункт 2.2.2 пункта 2 договора).
Во исполнение подпункта 2.2.2 пункта 2 договора Фонд имущества Брянской области согласно распоряжению администрации Брянской области от 05.09.2007 N 1130-р перечислил ОАО "Агрогородок "Жирятинский" в качестве оплаты вклада в уставный капитал денежные средства в размере 10 000 000 рублей по платежному поручению от 11.09.2007 N 251.
Администрацией Брянской области и ОАО "Агрогородок "Жирятинский" 02.10.2008 заключено соглашение о расторжении договора об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета, согласно которому общество обязалось вернуть средства бюджетных инвестиций в размере 10 000 000 рублей.
В нарушение принятых на себя обязательств, предусмотренных пунктами 2.1.1 - 2.1.3 договора от 19.09.2007 N ДС-60 об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета ОАО "Агрогородок "Жирятинский" не осуществило дополнительный выпуск акций, не передало администрации документ, подтверждающий переход к Брянской области права собственности на акции общества, а также в нарушении пункта 3 соглашения от 02.10.2008 N ФД-659 о расторжении договора об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета ОАО "Агрогородок "Жирятинский" не возвратило бюджетные средства в размере 10 000 000 рублей.
В соответствии с законом Брянской области от 29.12.1997 N 41-3 "О государственной собственности Брянской области" администрацией Брянской области издано распоряжение от 12.11.2010 N 912-р "Об увеличении уставного капитала в ОАО "Агрогородок "Жирятинский" в Жирятинском районе, согласно которому администрацией Брянской области принято решение об увеличении уставного капитала ОАО "Агрогородок "Жирятинский" и о внесении в качестве вклада в уставный капитал указанного хозяйственного общества денежного взноса в размере 2 883 000 рублей.
Администрацией Брянской области и ОАО "Агрогородок "Жирятинский" заключен договор от 12.11.2010 N ФД-672 об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета, согласно которому общество обязалось осуществить выпуск акций (подпункт 2.1.1 пункта 2 договора), передать в собственность Брянской области акции общества в количестве 28 830 штук номинальной стоимостью одной акции 100 рублей на сумму предоставляемых средств в размере 2 883 000 рублей (подпункт 2.1.2 пункта 2 договора), передать администрации документ, подтверждающий переход к Брянской области права собственности на акции общества (подпункт 2.1.3 пункта 2 договора).
В свою очередь администрация обязалась перечислить обществу средства в сумме, эквивалентной номинальной стоимости акций общества, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2 договора, но не более 2 883 000 рублей за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год (подпункт 2.2.2 пункта 2 договора).
Во исполнение подпункта 2.2.2 пункта 2 договора Фонд имущества Брянской области согласно распоряжению администрации Брянской области от 12.11.2010 N 912-р перечислил ОАО "Агрогородок "Жирятинский" в качестве оплаты вклада в уставной капитал денежные средства в размере 2 883 000 рублей по платежному поручению от 12.11.2010 N 288303.
В нарушение принятых на себя обязательств, предусмотренных пунктами 2.1.1 - 2.1.3 договора от 12.11.2010 N ФД-672 об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета, ОАО "Агрогородок "Жирятинский" не осуществило дополнительный выпуск акций, не передало администрации документ, подтверждающий переход к Брянской области права собственности на акции общества.
В рамках досудебного урегулирования спора правительством Брянской области, которое в соответствии частью 1 статьи 27 Закона Брянской области от 20.12.2012 N 92-3 (ред. от 26.12.2013 N 118-3) "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" является правопреемником администрации Брянской области, через доверенное лицо представителя департамента сельского хозяйства Брянской области в адрес ОАО "Агрогородок "Жирятинский" 01.04.2015 направлена претензия о возврате денежных средств в размере 10 000 000 рублей, внесенных администрацией Брянской области в качестве вклада в уставный капитал общества, в связи с неисполнением обществом обязательств по договору от 19.09.2007 N ДС-60, и 2 883 000 рублей, внесенных департаментом сельского хозяйства Брянской области по договору от 12.11.2010 N ФД-672, в части осуществления выпуска ценных акций и передачи администрации и департаменту документа, подтверждающего переход к Брянской области права собственности на акции общества.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения правительства Брянской области в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципального образования в определяемом ими порядке.
Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, утверждаются законом (решением) о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону (решению) с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.
Договор между Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также местной администрацией муниципального образования и юридическим лицом, не являющимся государственным или муниципальным учреждением и государственным или муниципальным унитарным предприятием, об участии соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете.
Требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.
Планируемые к предоставлению в 2007 году бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации были утверждены Законом Брянской области от 08.12.2006 N 114-3 "Об областном бюджете на 2007 год".
Судом установлено, что администрацией Брянской области и ОАО "Агрогородок "Жирятинский" с соблюдением норм гражданского и бюджетного законодательства заключены договоры об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета от 19.09.2007 N ДС-60 и от 12.11.2010 N ФД-672.
В соответствии со статьей 195 и 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен, либо определен моментом востребования, течение давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Как указано выше, общество в соответствии с подпунктами 2.1.1 - 2.1.3 договоров от 19.09.2007 N ДС-60 и от 12.11.2010 N ФД-672 обязалось осуществить выпуск акций, передать в собственность Брянской области акции общества на сумму предоставляемых средств, передать администрации документ, подтверждающий переход к Брянской области права собственности на акции общества.
Согласно положений договоров вышеуказанные обязанности ответчика фактически возникают с момента их подписания.
Материалами дела подтверждается, что истец узнал о нарушении своего права в части требования 10 000 000 рублей 02.10.2008, заключив с ответчиком соглашение о расторжении договора об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета. При этом суд первой инстанции справедливо заключил, что о нарушении своего права в части требования 2 883 000 рублей истец знал с момента заключения договора от 12.11.2010 N ФД-672.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что срок исковой давности по требованию о взыскании 10 000 000 рублей истек 02.10.2011, по требованию о взыскании 2 883 000 рублей - 12.11.2013 соответственно.
Вместе с тем исковое заявление подано в суд 06.07.2015, то есть по истечении срока исковой давности.
В соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Между тем доказательств обращения к ответчику с требованием о возврате бюджетных средств в пределах срока исковой давности, равно как признание ответчиком наличия обязательств по возврату денежных средств, истцом в материалы дела не представлено.
Согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом изложенного суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении исковых требований правительства Брянской области.
Доводы жалобы истца сводятся к несогласию с позицией суда первой инстанции, направлены на переоценку его выводов, основанных на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2015 по делу N А09-8352/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2015 N 20АП-7203/2015 ПО ДЕЛУ N А09-8352/2015
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. по делу N А09-8352/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой И.А., при участии от ответчика - акционерного общества "Агрогородок "Жирятинский" (Брянская область, с. Жирятино, ОГРН 1063245023148, ИНН 3245004569) - Осипова Ю.В. (выписка из ЕГРЮЛ), Копыловой Н.М. (доверенность от 15.12.2015 N 29), в отсутствие истца - правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2015 по делу N А09-8352/2015 (судья Малюгов И.В.),
установил:
следующее.
Правительство Брянской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Агрогородок "Жирятинский" (далее - ответчик, АО "Агрогородок "Жирятинский", общество) о взыскании 12 883 000 рублей денежных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал общества.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Правительство Брянской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение, не согласившись с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности в части требования о взыскании 2 883 000 рублей и указывая, что не момент заключения договора от 12.11.2010 N ФД-672 истец не мог знать о нарушении своего права.
По мнению заявителя жалобы, названным выше договором не установлен срок исполнения обязательств между сторонами, поэтому в силу абзаца второго пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности начинает течь со дня окончания срока, предоставления кредитором должнику для исполнения требования об исполнении обязательства, то есть срока, указанного в претензии от 01.04.2015 - с 20.04.2015.
АО "Агрогородок "Жирятинский" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от правительства Брянской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с законом Брянской области от 29.12.1997 N 41-3 "О государственной собственности Брянской области" администрацией Брянской области издано распоряжение от 05.09.2007 N 1130-р "Об увеличении уставного капитала ОАО "Агрогородок "Жирятинский" в Жирятинском районе Брянской области, согласно которому Администрацией Брянской области принято решение об увеличении уставного капитала ОАО "Агрогородок "Жирятинский", и о внесении в качестве вклада в уставный капитал указанного хозяйственного общества денежного взноса в размере 10 000 000 рублей.
Администрацией Брянской области и ОАО "Агрогородок "Жирятинский" заключен договор от 19.09.2007 N ДС-60 об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета, согласно которому общество обязалось осуществить выпуск акций (подпункт 2.1.1 пункта 2 договора), передать в собственность Брянской области акции общества в количестве 100 000 штук номинальной стоимостью одной акции 100 рублей на сумму предоставляемых средств в размере 10 000 000 рублей (подпункт 2.1.2 пункта 2 договора), передать администрации документ, подтверждающий переход к Брянской области права собственности на акции общества (подпункт 2.1.3 пункта 2 договора).
В свою очередь администрация обязалась перечислить обществу средства в сумме, эквивалентной номинальной стоимости акций общества, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2 договора, но не более 10 000 000 (десяти миллионов) рублей за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2007 год (подпункт 2.2.2 пункта 2 договора).
Во исполнение подпункта 2.2.2 пункта 2 договора Фонд имущества Брянской области согласно распоряжению администрации Брянской области от 05.09.2007 N 1130-р перечислил ОАО "Агрогородок "Жирятинский" в качестве оплаты вклада в уставный капитал денежные средства в размере 10 000 000 рублей по платежному поручению от 11.09.2007 N 251.
Администрацией Брянской области и ОАО "Агрогородок "Жирятинский" 02.10.2008 заключено соглашение о расторжении договора об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета, согласно которому общество обязалось вернуть средства бюджетных инвестиций в размере 10 000 000 рублей.
В нарушение принятых на себя обязательств, предусмотренных пунктами 2.1.1 - 2.1.3 договора от 19.09.2007 N ДС-60 об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета ОАО "Агрогородок "Жирятинский" не осуществило дополнительный выпуск акций, не передало администрации документ, подтверждающий переход к Брянской области права собственности на акции общества, а также в нарушении пункта 3 соглашения от 02.10.2008 N ФД-659 о расторжении договора об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета ОАО "Агрогородок "Жирятинский" не возвратило бюджетные средства в размере 10 000 000 рублей.
В соответствии с законом Брянской области от 29.12.1997 N 41-3 "О государственной собственности Брянской области" администрацией Брянской области издано распоряжение от 12.11.2010 N 912-р "Об увеличении уставного капитала в ОАО "Агрогородок "Жирятинский" в Жирятинском районе, согласно которому администрацией Брянской области принято решение об увеличении уставного капитала ОАО "Агрогородок "Жирятинский" и о внесении в качестве вклада в уставный капитал указанного хозяйственного общества денежного взноса в размере 2 883 000 рублей.
Администрацией Брянской области и ОАО "Агрогородок "Жирятинский" заключен договор от 12.11.2010 N ФД-672 об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета, согласно которому общество обязалось осуществить выпуск акций (подпункт 2.1.1 пункта 2 договора), передать в собственность Брянской области акции общества в количестве 28 830 штук номинальной стоимостью одной акции 100 рублей на сумму предоставляемых средств в размере 2 883 000 рублей (подпункт 2.1.2 пункта 2 договора), передать администрации документ, подтверждающий переход к Брянской области права собственности на акции общества (подпункт 2.1.3 пункта 2 договора).
В свою очередь администрация обязалась перечислить обществу средства в сумме, эквивалентной номинальной стоимости акций общества, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2 договора, но не более 2 883 000 рублей за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год (подпункт 2.2.2 пункта 2 договора).
Во исполнение подпункта 2.2.2 пункта 2 договора Фонд имущества Брянской области согласно распоряжению администрации Брянской области от 12.11.2010 N 912-р перечислил ОАО "Агрогородок "Жирятинский" в качестве оплаты вклада в уставной капитал денежные средства в размере 2 883 000 рублей по платежному поручению от 12.11.2010 N 288303.
В нарушение принятых на себя обязательств, предусмотренных пунктами 2.1.1 - 2.1.3 договора от 12.11.2010 N ФД-672 об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета, ОАО "Агрогородок "Жирятинский" не осуществило дополнительный выпуск акций, не передало администрации документ, подтверждающий переход к Брянской области права собственности на акции общества.
В рамках досудебного урегулирования спора правительством Брянской области, которое в соответствии частью 1 статьи 27 Закона Брянской области от 20.12.2012 N 92-3 (ред. от 26.12.2013 N 118-3) "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" является правопреемником администрации Брянской области, через доверенное лицо представителя департамента сельского хозяйства Брянской области в адрес ОАО "Агрогородок "Жирятинский" 01.04.2015 направлена претензия о возврате денежных средств в размере 10 000 000 рублей, внесенных администрацией Брянской области в качестве вклада в уставный капитал общества, в связи с неисполнением обществом обязательств по договору от 19.09.2007 N ДС-60, и 2 883 000 рублей, внесенных департаментом сельского хозяйства Брянской области по договору от 12.11.2010 N ФД-672, в части осуществления выпуска ценных акций и передачи администрации и департаменту документа, подтверждающего переход к Брянской области права собственности на акции общества.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения правительства Брянской области в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципального образования в определяемом ими порядке.
Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, утверждаются законом (решением) о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону (решению) с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.
Договор между Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также местной администрацией муниципального образования и юридическим лицом, не являющимся государственным или муниципальным учреждением и государственным или муниципальным унитарным предприятием, об участии соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете.
Требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.
Планируемые к предоставлению в 2007 году бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации были утверждены Законом Брянской области от 08.12.2006 N 114-3 "Об областном бюджете на 2007 год".
Судом установлено, что администрацией Брянской области и ОАО "Агрогородок "Жирятинский" с соблюдением норм гражданского и бюджетного законодательства заключены договоры об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета от 19.09.2007 N ДС-60 и от 12.11.2010 N ФД-672.
В соответствии со статьей 195 и 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен, либо определен моментом востребования, течение давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Как указано выше, общество в соответствии с подпунктами 2.1.1 - 2.1.3 договоров от 19.09.2007 N ДС-60 и от 12.11.2010 N ФД-672 обязалось осуществить выпуск акций, передать в собственность Брянской области акции общества на сумму предоставляемых средств, передать администрации документ, подтверждающий переход к Брянской области права собственности на акции общества.
Согласно положений договоров вышеуказанные обязанности ответчика фактически возникают с момента их подписания.
Материалами дела подтверждается, что истец узнал о нарушении своего права в части требования 10 000 000 рублей 02.10.2008, заключив с ответчиком соглашение о расторжении договора об участии Брянской области в собственности субъекта инвестиций из областного бюджета. При этом суд первой инстанции справедливо заключил, что о нарушении своего права в части требования 2 883 000 рублей истец знал с момента заключения договора от 12.11.2010 N ФД-672.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что срок исковой давности по требованию о взыскании 10 000 000 рублей истек 02.10.2011, по требованию о взыскании 2 883 000 рублей - 12.11.2013 соответственно.
Вместе с тем исковое заявление подано в суд 06.07.2015, то есть по истечении срока исковой давности.
В соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Между тем доказательств обращения к ответчику с требованием о возврате бюджетных средств в пределах срока исковой давности, равно как признание ответчиком наличия обязательств по возврату денежных средств, истцом в материалы дела не представлено.
Согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом изложенного суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении исковых требований правительства Брянской области.
Доводы жалобы истца сводятся к несогласию с позицией суда первой инстанции, направлены на переоценку его выводов, основанных на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2015 по делу N А09-8352/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)