Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2017 N 09АП-32298/2016, 09АП-33149/2016 ПО ДЕЛУ N А40-230308/15

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2017 г. N 09АП-32298/2016, 09АП-33149/2016

Дело N А40-230308/15

Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2017
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: Попова В.И., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "МАРТЕКС" и Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2016 по делу N А40-230308/15, принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МАРТЕКС"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве
о признании недействительными решений от 09.07.2015 N 4401, 4402, 4403, 13577,
при участии:
- от заявителя: Ушаков А.Ю. по дов. от 03.08.2017;
- от заинтересованного лица: Голуб М.Е. по дов. от 02.08.2017;

- установил:

ООО "МАРТЕКС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 09.07.2015 N 4401, 4402, 4403, 13577.
Арбитражный суд города Москвы решением от 16.05.2016 признал недействительными решения ИФНС N 28 по г. Москве от 09.07.2015 N 4401, 4402, 4403 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на имущество организаций на сумму 2 287 руб. 19 коп. по каждому из отчетных периодов, а решение от 09.07.2015 г. N 13577 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части начисления налога на имущество организаций на сумму 2 287 руб. 19 коп. и штрафа в размере 456 руб. 59 коп., а в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказал.
Стороны не согласились с принятым судебным актом и подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 производство по делу N А40-230308/15 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Перовского районного суда г. Москвы по делу N 02А-0449/2016. Поскольку решение Перовского районного суда г. Москвы по делу N 02А-0449/2016 вступило в законную силу, определением от 04.07.2017 производство по делу N А40-230308/15 возобновлено.
Законность и обоснованность принятого решения проверяется в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционных жалоб и отзывов, дополнений к жалобе, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене, а требования общества удовлетворению в полном объеме.
Из материалов дела усматривается, что 29.12.2014 налогоплательщик представил в Инспекцию уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2014 г., а 29.03.2015 - расчет (декларацию) по налогу на имущество организаций за 2014 год.
По результатам рассмотрения камеральной налоговой проверки данных расчетов с учетом представленных Обществом возражений налоговым органом составлены акты камеральных налоговых проверок от 13.04.2015 N 26119, N 26120, N 26121, N 26124 и 09.07.2015 приняты решения N 4401 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 4402 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 4403 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которыми отказано в привлечении Общества к налоговой ответственности и доначислен налог на имущество в размере 1 602 769,20 руб. за каждый из отчетных периодов, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также принято решение N 13577 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество в виде штрафа в размере 320 553 руб., доначислен налог на имущество в сумме 1 602 769, 20 руб., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решениями УФНС по г. Москве от 15.09.2015 N 21-19/094377, N 21-19/094374, N 21-19/094375, N 21-19/094379 оспариваемые решения Инспекции оставлены без изменения, а апелляционные жалобы Общества - без удовлетворения.
Основанием для доначисления Обществу налога на имущество организаций послужило занижение налогооблагаемой базы по объекту налогообложения, в отношении которого налоговая база подлежала определению как его кадастровая стоимость.
Установлено, что налогоплательщик владеет на праве собственности объектом недвижимого имущества - зданием по адресу: г. Москва, ул. Обручева, д. 23, корп. 3 с кадастровым номером 77:06:003015:1031, площадью 15 182,2 кв. м и кадастровой стоимостью на 01.01.2014 в сумме 965 134 120,43 руб. согласно кадастровому паспорту от 16.06.2014 N 77/501/14-587144.
Решением ФГБУ Росреестра по г. Москве от 15.04.2014 N 77/601/14-48917 установлено, что кадастровый номер 77:06:003015:1031 является дублем номера 77:06:003015:3245 (т. 1 л.д. 123-124).
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП определен Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 г.
В данном Перечне под кадастровым номером 77:06:0003015:1031 указано здание город Москва, ул. Обручева, 23, корп. 3 (порядковый номер 1224).
Как следует из решения Филиала ФГБУ Росреестра по Москве от 15.04.2014 N 77/601/14-48917 "Об исправлении технической ошибки" (т. 1 л.д. 123-124) объект капитального строительства под кадастровым номером 77:06:0003015:1031 является дублем объекта под кадастровым номером 77:06:0003015:3245.
С 01.01.2014 статус объекта капитального строительства под кадастровым номером 77:06:0003015:1031 был изменен с "Ранее учтенный" на "Архивный".
Инспекция в ходе проведения камеральной проверки расчета заявителя по налогу на имущество за 2014 г. установила, что в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП, включено под порядковым номером 1224 принадлежащее обществу здание по адресу: г. Москва, ул. Обручева, д. 23, корп. 3, и не согласилась с кадастровой стоимостью данного объекта, учтенной заявителем для целей налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Налогоплательщик полагает, что аннулирование сведений об объекте капитального строительства согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" влечет прекращение существования здания с кадастровым номером 77:06:0003015:1031 как объекта правоотношений. С учетом прекращения существования объекта недвижимости 77:06:0003015:1031 с 01.01.2014 были прекращены правоотношения по уплате налога на имущество по данному объекту. Объект недвижимости с кадастровым номером 77:06:0003015:3245 (г. Москва, ул. Обручева 23, корп. 3) не включен в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 г., утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 г. N 772-ПП. Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 01.01.2014 г.).
Заявитель указал, что указанным постановлением от 26.11.2013 N 752-ПП для кадастрового квартала 77:06:0003015 утверждены минимальное и среднее удельное значение кадастровой стоимости 17 485,71 руб. и 66 989,93 руб. соответственно.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП не установлено удельного значения кадастровой стоимости в размере 110 489, 65 руб./кв. м для объекта 77:06:0003015:3245 (г. Москва, ул. Обручева 23, корп. 3). В связи с тем, что объект недвижимости с кадастровым номером 77:06:0003015:3245 (г. Москва, ул. Обручева 23, корп. 3) является учтенным с 01.01.2014 в соответствии с пунктом 5.1.26 раздела II Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 Росреестру дозволено определять кадастровую стоимость объектов недвижимости при осуществлении кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Объект с кадастровым номером 77:06:0003015:3245 образован и поставлен на государственный кадастровый учет в 2014 г., что усматривается из кадастрового паспорта от 16.06.2014 N 77/501/14-587144.
Согласно п. 1.1 и 2.1 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 113, кадастровая стоимость здания в случае осуществления кадастрового учета в связи с образованием объекта недвижимости, а также при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.
Заявитель считает, что из Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 752 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" в пункте 41 таблицы N 2 "Средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории города Москвы (кадастровый район 77:06) для кадастрового квартала 77:06:0003015, к которому относится здание с кадастровым номером 77:06:0003015:3245 установлены минимальное удельное значение кадастровой стоимости в размере 17485,71 руб./кв. м, и среднее удельное значение кадастровой стоимости в размере 66 989, 93 руб./кв. м, (т. 2 л.д. 75-76).
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Москве установил по образованному в 2014 г. объекту с кадастровым номером 77:06:0003015:3245 удельную кадастровую стоимость в размере 63 570,1098 руб., которая соответствует установленному Правительством Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП среднему показателю кадастровой стоимости для кадастрового квартала 77:06:0003015, к которому относится объект с кадастровым номером 77:06:0003015:3245.
На основании данной удельной кадастровой стоимости в размере 63 570,1098 руб. заявителем был произведен расчет кадастровой стоимости в размере 965 134 120,43 руб., которая подтверждается справками о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014 и по состоянию на 07.12.2014.
Налоговый орган с позицией заявителя не согласился и в связи с выявленными расхождениями направил ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве запрос об уточнении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Из полученного Инспекцией ответа на запрос от 25.03.2015 N 6085/2015 (т. 1 л.д. 119) следовало, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2014 по адресу: г. Москва, ул. Обручева 23, корп. 3 составляет 1 677 475 964,23 руб., этими данными налоговый орган и воспользовался при расчете налога на имущества за 2014 г., начислив налог к доплате в размере 1 602 769,20 руб. по каждому из отчетных периодов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них, 2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории г. Москвы принят Закон N 63, устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 64 был определен в Постановлении Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Закона N 135-ФЗ как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу статьи 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой 6 стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительство г. Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Из изложенного следует, что налоговая база по объектам недвижимого имущества, включенным в Перечень, подлежит определению исходя из их кадастровой стоимости, указанной в Постановлении Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, которое в силу статьи 378.2 НК РФ является единственным законодательно установленным источником данных о ней.
Налогоплательщик является собственником здания по адресу:: г. Москва, ул. Обручева, д. 23, корп. 3. Спорное здание имеет кадастровый номер 77:06:003015:1031, решением ФГБУ Росреестра по г. Москве от 15.04.2014 N 77/601/14-48917 определено, что кадастровый номер 77:06:003015:1031 является дублем номера 77:06:003015:3245 (т. 1 л.д. 123-124), тем самым кадастровый номер 77:06:003015:1031 содержит более ранние сведения о здании ("ранее учтенный", "архивный") и является дублирующим по отношению к кадастровому номеру 77:06:003015:3245.
Письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве и кадастровым паспортом на спорное здание, представленным Обществом в материалы дела, подтверждено, что кадастровый номер 77:06:003015:1031 предшествует кадастровому номеру 77:06:003015:3245 и дублирует сведения об этом здании в государственном кадастре. Поскольку оба кадастровых номера 77:06:003015:1031 (первоначальный и в настоящее время "архивный") и 77:06:003015:3245 (действующий) содержат сведения об одном и том же здании Общества по адресу: г. Москва, ул. Обручева, д. 23, корп. 3, то оно вне зависимости от указания в Перечне предшествующего (архивного) или нового кадастрового номера исходя из положений статей 375, 378.2 НК РФ, Закона N 63, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости, определенной Постановлением N 752-ПП.
Спорное здание с адресными ориентирами г. Москва, ул. Обручева, д. 23, корп. 3, которому были присвоены кадастровые номера 77:06:003015:1031 и впоследствии 77:06:003015:3245, было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП, в связи с чем подлежало налогообложению налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости.
Отменяя оспариваемый судебный акт, апелляционная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 69 АПК РФ, принимает во внимание вступивший в законную силу судебный акт Перовского районного суда г. Москвы по делу N 02А-0449/2016, согласно которому Росреестр обязан исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости в отношении объекта учета с кадастровым номером 77:06:0003015:3245 в размере 1 677 475 964, 23 руб. и восстановить в ГКН за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 сведения о кадастровой стоимости в размере 965 134 120, 43 руб. на 2014 год по объекту учета - г. Москва, ул. Обручева, 23 копр. 3 с кадастровым номером 77:06:0003015:3245.
Таким образом, налогоплательщик, руководствуясь кадастровой стоимостью объекта налогообложения в размере 965 134 120, 43 руб. на 2014 год, правильно исчислил налоговые платежи в уточненных налоговых расчетах по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2014 г. и расчете (декларации) по налогу на имущество организаций за 2014 год.
Так как оспариваемые решения Инспекции от 09.07.2015 N 4401, 4402, 4403 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 13577 основаны на неверно определенной налоговой базе, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 1 677 475 964, 23 руб., то подлежат признанию недействительными как не соответствующие положениям НК РФ.
Расходы по уплате госпошлины в силу положений ст. 110 АПК РФ относятся на Инспекцию.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2016 по делу N А40-230308/15 отменить.
Признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве от 09.07.2015 N 4401, 4402, 4403, 13577.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве в пользу общества с ограниченной ответственностью "МАРТЕКС" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3 000 (три тысячи) рублей, и по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
П.В.РУМЯНЦЕВ

Судьи
М.В.КОЧЕШКОВА
В.И.ПОПОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)