Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2016 N 21АП-241/2016 ПО ДЕЛУ N А83-4081/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2016 г. по делу N А83-4081/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 15.04.2016
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Полынкиной Н.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждерой А.Р.,
с участием представителей от Службы финансового надзора Республики Крым - Крылова Л.Н., заместитель начальника управления - заведующий отделом правовой работы, по доверенности от 03.02.2016 N 02-23/10, от общества с ограниченной ответственностью "Лобаново-Агро" - Гаджи Н.В., по доверенности от 26.02.2016, от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Грязнова Г.М., главный государственный налоговый инспектор правового отдела, по доверенности от 21.03.2016 N 06-17/0328@,
в отсутствии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Крым, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Лобаново-Агро" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 декабря 2015 года по делу N А83-4081/2015 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Лобаново-Агро" о взыскании задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам, при участии заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Крым,

установил:

Служба финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Лобаново-Агро" (далее по тексту - общество) о взыскании суммы задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам по состоянию на 1 января 2015 года, образовавшейся в переходном периоде, в размере 10 219 998,46 руб.
В ходе судебного разбирательства служба увеличила заявленные требования, просила взыскать сумму задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 01 января 2015 года, образовавшуюся в переходном периоде, в размере 10 220 188,96 руб., а именно: по фиксированному сельскохозяйственному налогу по Джанкойскому району в размере 112485,60 рублей; по фиксированному сельскохозяйственному налогу по Нижнегорскому району в размере 1691,88 рублей; по земельному налогу по Джанкойскому району в размере 709,99 рублей; штрафные санкции за нарушение специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в размере 10 105 301,49 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25 декабря 2015 года заявленные требования Службы финансового надзора Республики Крым удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Лобаново-Агро" сумму задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 01 января 2015 года, образовавшуюся в переходном периоде, по фиксированному сельскохозяйственному налогу по Джанкойскому району в размере 112485,60 рублей, в том числе пеня - 185,27 рублей; по фиксированному сельскохозяйственному налогу по Нижнегорскому району в размере 1691,88 рублей, в том числе пеня - 18,94 рублей; по земельному налогу по Джанкойскому району в размере 709,99 рублей; штрафные санкции за нарушение специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в размере 10105301,49 рублей, а также государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 74101,00 рублей. При этом суд первой инстанции исходил из того, что факт не перечисления обществом суммы НДС на внебюджетный (отдельный) счет, установлен, что свидетельствует об использовании денежных средств не по целевому назначению, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность выполнения требований налогового законодательства, а равно как и доказательств выхода общества из специального режима налогообложения со стороны ООО "Лобанова-Агро" не предоставлено.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований о взыскании штрафных санкций за нарушение специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в размере 10105301,49 рублей и принять в этой части новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что законодательством Украины не предусмотрено применение штрафных санкций в случае несоблюдения сроков перечисления суммы НДС на специальный счет. Кроме того, пояснил, что банки, функционирующие на территории Республики Крым, проводили банковские операции с учетом особенностей, установленных законодательством РФ, что свидетельствует о невозможности выполнения требований Налогового кодекса Украины и Порядка аккумулирования сельскохозяйственными предприятиями сумм налога на добавленную стоимость на специальных счетах. Также считает, что оспариваемая сумма задолженности является несогласованной.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней.
Представитель службы представил отзыв на апелляционную жалобу, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
До начала судебного заседания от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Крым поступило заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие ее представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Крым, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
На основании пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявитель обжалует решение суда лишь в части удовлетворенных требований о взыскании штрафных санкций за нарушение специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в размере 10105301,49 рублей, суд апелляционной инстанции в отсутствие возражений участвующих в деле лиц проверяет его законность и обоснованность только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в указанной части проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, службе был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года (далее по тексту - реестр), согласно которому за обществом числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 10 220 189 руб. В связи с указанным в адрес должника было направлено предписание от 20.05.2015 N 05-14/2164 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, которое было получено им 26 мая 2015 года. Однако обществом требование предписания исполнено не было, что стало причиной обращения службы в суд с настоящим заявлением, которое суд первой инстанции удовлетворил.
Согласно статьям 212, 213 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым, которая наделена функциями, полномочиями, правами и обязанностями, согласно нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Крым. Служба финансового надзора Республики Крым является новообразованным исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - Положение), согласно которому Служба финансового надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
29.12.2014 Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее по тексту - Закон N 56-ЗРК).
Статьей 2 вышеуказанного Закона с 01.01.2015 уполномоченным органом на взыскание задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.
В пункте 2 части 2 статьи 4 данного Закона определено, что служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой Службы Республики Крым.
Таким образом, служба является уполномоченным органом на взыскание с 1 января 2015 года задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 56-ЗРК, Налоговая служба Республики Крым до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
В реестре налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 01 января 2015 года за налогоплательщиком - ООО "Лобаново-Агро" (ИНН 9105000879) числилась задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 10 220 189 руб.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Джанкойской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым в период с 30.10.2014 по 07.11.2014 проведена внеплановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения специального режима налогообложения НДС и не перечисления на отдельный счет в банке суммы НДС по декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенная) за апрель 2014 года, по результатам которой установлено нарушение п. 209.2. ст. 209 Налогового кодекса Украины, которое выразилось в не перечислении на специальный счет или открытый отдельный счет в банке суммы налога на добавленную стоимость, задекларированной в апреле 2014 года (специальный режим налогообложения НДС деятельности в сфере сельского хозяйства) в сумме 8 084 249 руб., о чем был составлен акт от 14.11.2014 N 948/22-00/35003602, на основании которого 28.11.2014 принято налоговое уведомление-решение N 0004082200 о начислении штрафных санкций в размере 10 105 311 руб.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 15 Федерального Конституционного Закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21.03.2014, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. С целью установления особенностей применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 утверждено Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период.
Согласно п. 1 указанного Положения, действующего на момент возникновения спорных отношений, до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21.02.2014, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативно-правовыми актами Республики Крым.
Поскольку решение о начислении оспариваемой задолженности было принято в переходный период в 2014 году, апелляционная коллегия считает необходимым применить нормы материального права Украины.
В соответствии с пп. 14.1.175. п. 14.1. ст. 14 Налогового кодекса Украины налоговый долг это сумма денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованного налогоплательщиком или согласованного в порядке обжалования, но не уплаченного в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.
Согласование налогового (или денежного) обязательства в понимании Налогового кодекса Украины есть определенный процесс обоюдного (между налогоплательщиком и налоговым органом) и окончательного определения суммы налога, которую обязан уплатить плательщик, реализуемый путем издания решений налогового органа и/или их обжалований.
Согласно пп. 56.17.5. п. 56.17. ст. 56 Налогового кодекса Украины днем согласования денежного обязательства налогоплательщика считается день окончания процедуры административного обжалования.
Вместе с тем п. 56.18. этой статьи устанавливает, что в случае обращения налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.
При этом налоговое обязательство считается несогласованным до рассмотрения судом дела по существу.
Материалы дела свидетельствуют о том, что налоговое уведомление - решение, на основании которого спорная сумма долга внесена в реестр, было обжаловано обществом в Налоговую службу Республики Крым, которой по результатам рассмотрения жалобы 29.12.2014 было принято решение об отказе в удовлетворении жалобы, а затем 30.12.2014 (согласно штампу почтовой организации на конверте) в суд.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.04.2015 по делу N А83-25/2015 производство по заявлению общества к Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым о признании незаконным налогового уведомления-решения от 28.11.2014 N 0004082200 о начислении штрафных санкций в размере 10 105 311 руб. прекращено на основании п. 5 ст. 150 АПК РФ (ликвидация организации, являющейся стороной по делу).
Таким образом, суд первой инстанции не принял во внимание, что поскольку налоговое уведомление-решение от 28.11.2014 N 0004082200 о начислении штрафных санкций в размере 10 105 311 руб. обжаловано в судебном порядке и судом не был решен спор по существу, данное налоговое обязательство является несогласованным, а следовательно не является задолженностью общества перед бюджетом Республики Крым.
Кроме того, апелляционная коллегия обращает внимание на следующее.
В соответствии с пунктом 209.1. статьи 209 Налогового кодекса Украины обществом был выбран специальный режим налогообложения.
Пункт 209.2. ст. 209 Налогового кодекса Украины предусматривает, что начисленная сельскохозяйственным предприятием сумма НДС на стоимость поставленных им товаров/услуг в соответствии со специальным режимом налогообложения не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы налога, уплаченного поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии излишка этой суммы налога - для других производственных целей.
Эти суммы НДС аккумулируются сельскохозяйственными предприятиями на специальных счетах, открытых в учреждениях банков и/или в органах, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств, в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 12.01.2011 N 11 (в редакции постановления КМУ от 22.08.2012 N 779, далее по тексту - Порядок N 11).
Согласно п. 2 Порядка N 11 сельскохозяйственное предприятие в случае избрания специального режима налогообложения открывает на протяжении одного отчетного (налогового) периода специальный счет (текущий счет со специальным режимом использования) согласно законодательству при условии представления копии извлечения из реестра плательщиков налога на добавленную стоимость о регистрации сельскохозяйственного предприятия как субъекта специального режима налогообложения.
На основании данных бухгалтерского и налогового учета сельскохозяйственное предприятие ведет реестры, выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде, составляет налоговую декларацию и в сроки, установленные ст. 203 Налогового кодекса Украины, подает ее вместе с копиями записей в указанных реестрах за соответствующий период в электронном виде в орган государственной налоговой службы. Сумма НДС, которая подлежит уплате (перечислению) сельскохозяйственным предприятием в соответствии с налоговой декларацией по операциям поставки произведенных (предоставленных) им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных основных фондах, а также на давальческих условиях, то есть разница между суммой налогового обязательства за отчетный период и суммой налогового кредита за такой период перечисляется сельскохозяйственным предприятием с текущего счета на специальный счет в срок, установленный ст. 203 Налогового кодекса Украины для перечисления суммы НДС в государственный бюджет. Сельскохозяйственное предприятие подает по месту своей регистрации не позднее последнего календарного дня месяца, который наступает за отчетным периодом, органу государственной налоговой службы копии платежных поручений о фактическом зачислении на специальный счет суммы налога на добавленную стоимость за каждый отчетный период (пункт 3 Порядка N 11).
При этом законодательством Украины не предусмотрено применение штрафных санкций за несоблюдение сроков перечисления таких средств.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В свою очередь частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя.
Таким образом, апелляционная коллегия пришла к выводу, что у Налоговой службы Республики Крым не было оснований для внесения в реестр спорной суммы задолженности в размере 10 105 301,49 рублей.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявления о взыскании с общества суммы штрафных санкций за нарушение специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в размере 10 105 301,49 рублей и в части распределения судебных расходов в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судебные расходы общества по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на Службу финансового надзора Республики Крым.
Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 декабря 2015 года по делу N А83-4081/2015 в части удовлетворения требований Службы финансового надзора Республики Крым о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лобаново-Агро" суммы задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 01 января 2015 года, образовавшейся в переходном периоде, а именно в части взыскания штрафных санкций за нарушение специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в размере 10 105 301,49 рублей и в части распределения судебных расходов - отменить.
В этой части в удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лобаново-Агро" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 832,99 рублей.
Взыскать со Службы финансового надзора Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лобаново-Агро" судебные расходы в сумме 3000,00 рублей по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.ОМЕЛЬЧЕНКО

Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
А.В.ПРИВАЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)