Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васевой Е.Е., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
- от заявителя ИП Трегубовой Риды Баяновны (ОГРН 304590622900051, ИНН 590600256573) - Копелева В.А., удостоверение, доверенность от 17.04.2017;
- от заинтересованного лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (ОГРН 1025901364246, ИНН 5906048829) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 мая 2017 года
по делу N А50-6106/2017,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению ИП Трегубовой Риды Баяновны
к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми
о признании недействительным решения,
ИП Трегубова Рида Баяновна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 29.12.2016 об отказе в проведении возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.05.2017 заявленные требования удовлетворены. Решение Управления от 29.12.2016 признано недействительным, как несоответствующее законодательству Российской Федерации о страховых взносах. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы настаивает на правомерности вынесенного Управлением решения от 29.12.2016 N 319, указывает на то, что при исчислении страховых взносов, подлежащих уплате ИП Трегубовой Р.Б., Управление руководствовалось требованиями статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ с использованием информации о доходе страхователя, полученной от налогового органа. Процедура взыскания страховых взносов и пени в соответствии с пенсионным законодательством для территориального органа ПФР строго регламентирована и Управлением соблюдена. Отмечает, что судом не приняты во внимание ни доводы Управления о том, что денежные средства, уплаченные ИП Трегубовой Р.Б. в погашение задолженности по страховым взносам и пеней, были направлены на счета Отделения и в настоящее время, в связи с передачей функций администрирования страховых взносов, фактически переданы на баланс и находятся в распоряжении налогового органа, ни доводы заявителя о необходимости указания судом конкретного способа устранения нарушения его прав. Кроме того указывает на то, что судом первой инстанции не учтено, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П определен порядок документального подтверждения в каждом конкретном случае расходов для решения вопроса о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты физическим лицам. Арбитражным судом не были запрошены какие-либо подтверждающие расходы ИП Трегубовой Р.Б. документы (первичные документы бухгалтерского учета, книга учета доходов и расходов и т.п.). Расчет суда подлежащих к уплате страховых взносов на обязательное страхование за 2014 и 2015 годы, по мнению заявителя жалобы, является ошибочным.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Управления - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.07.2015 предпринимателем представлена уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2014 год, согласно которой общая сумма доходов отражена в сумме 93 862 977, 33 руб., расходы определены в сумме 93 631 667, 85 руб., разница между суммой дохода и расходов составила 231 309, 48 руб. (93 862 977, 33 руб. - 93 631 667, 85 руб.).
28.03.2016 предпринимателем представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2015 год, согласно которой общая сумма доходов отражена в сумме 99 180 980, 90 руб., расходы определены в сумме 98 768 890, 90 руб., разница между суммой дохода и расходов составила 412 090 руб. (99 180 980, 90 руб. - 98 768 890, 90 руб.)
Получив необходимые сведения о сумме дохода предпринимателя за 2014 год, Пенсионный фонд направил в адрес страхователя требование от 26.02.2016 N 203S01160055399 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором предложил заявителю в добровольном порядке в срок до 17.03.2016 исполнить обязанность по уплате страховых взносов за 2014 год в сумме 121 299, 36 руб., а также соответствующих пеней в сумме 11 675, 07 руб.
Уплата предпринимателем указанных сумм страховых взносов и пеней подтверждается платежными поручениями от 16.03.2016 N 289, 290.
Страховые взносы за 2015 год в размере 130 275, 60 руб., исчисленные исходя из величины дохода предпринимателя за отчетный год без учета расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, перечислены заявителем по платежному поручению от 31.03.2016 N 333.
При этом размер страховых взносов определен заявителем и Управлением как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового году (с 01.01.2014 - 5 554 руб.; с 01.01.2015 - 5 965 руб.), за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (26%), увеличенное в 12 раз (за 2014 год: (5 554 x 8) x (26% x 12) = 138 627, 84 руб. за 2015 год: (5 965 руб. x 8) x (26% x 12) = 148 886, 40 руб.). Пени в сумме 11 675, 07 руб. начислены на сумму 121 299, 36 руб. за период с 02.04.2015 по 01.01.2016.
Полагая, что страховые взносы за 2014-2015 годы, исчисленные с доходов, превышающих 300 000 рублей в год, излишне перечислены заявителем, предприниматель обратилась к Управлению с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и пеней.
Решением от 29.12.2016 N 319 в удовлетворении требований предпринимателя Управлением отказано.
Полагая, что названное решение Управления не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, ИП Трегубова Р.Б. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты страховых взносов и пеней за 2014-2015 годы.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты суммы страховых взносов. (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 8).
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
30.11.2016 принято Постановление Конституционного Суда РФ N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в котором отражены общие правовые подходы при применении положений п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
В указанном Постановлении в частности указано на следующее: при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет).
Состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" НК РФ (пункт 1 статьи 221 НК РФ). Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов. Так, Федеральный закон от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" предусматривал для индивидуальных предпринимателей уплату страхового взноса в размере 20,6 процента с дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением (пункт "б" статьи 1). Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2001 года) также устанавливал, что налоговая база единого социального налога (взноса), зачислявшегося в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 данного Кодекса (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определяется как сумма доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (пункт 3 статьи 237). Кроме того, аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ, причем пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Такое понимание взаимосвязанных положений пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ согласуется и с ранее выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.02.1998 N 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовой доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. Доходом применительно к налогу на доходы физических лиц НК РФ признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (Постановление от 13.03.2008 N 5-П).
Хотя Конституционный Суд Российской Федерации отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (определение от 05.02.2004 N 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (определение от 15.01.2009 N 242-О-П). Это, во всяком случае, относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация (как в деле заявителя), размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).
На основании изложенного Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении толкование нормативных положений является обязательным в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого Постановления (поскольку этим Постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их взаимосвязи). Изложенный в апелляционной жалобе довод учреждения о невозможности применения указанных толкований к правоотношениям, возникшим до издания названного Постановления, подлежит отклонению.
Так, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 04.04.2017 N 301-КГ16-16732, отменяя решение Арбитражного суда Республики Мордовии от 25.03.2016 по делу N А39-6230/2015, принятому по аналогичному спору между Фондом и предпринимателем не в пользу последнего, соответствующие постановления судов апелляционной и кассационной инстанции по указанному делу, сослался на разъяснения Конституционного Суда РФ, данные в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П.
С учетом указанных разъяснений суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в целях определения Фондом размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014 и 2015 годы, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2014-2015 годах заявитель применял общую систему налогообложения и уплачивал налог на доходы физических лиц.
Согласно данным налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц общая сумма дохода Предпринимателя за 2014 год составила 93 862 977, 33 руб., сумма фактически произведенных расходов - 93 631 667, 85 руб.; общая сумма дохода предпринимателя за 2015 год составила 99 180 980, 90 руб., сумма фактически произведенных расходов - 98 768 890, 90 руб.
Принимая во внимание, показатели налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, в 2014 году заявителем фактически получен доход в сумме 231 309, 48 руб. (93 862 977, 33 руб. - 93 631 667, 85 руб.), то есть менее 300 000 руб.
При таких обстоятельствах в силу пункта 1 части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ страховые взносы подлежали уплате заявителем в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы (с 01.01.2014 в размере 5 554 руб.), и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз.
Учитывая изложенное, размер страховых взносов, подлежащих уплате Предпринимателем за 2014 год, составил 17 328, 48 руб. (5 554 руб. x 12 x 26%).
Материалами дела подтверждается, что предпринимателем за 2014 год уплачены страховые взносы в общей сумме 138 627, 84 руб. Как следует из пояснений заявителя и Фонда исчисление страховых взносов в указанном размере произведено исходя из размера полученного предпринимателем в 2014 году дохода - 93 862 977, 33 руб., без его уменьшения на сумму понесенных расходов.
Поскольку указанная сумма превышала 300 000 руб., размер страховых взносов определен на основании подпункта 2 пункта 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового году (с 01.01.2014 - 5 554 руб.), за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ (26%), увеличенное в 12 раз ((5 554 x 8) x (26% x 12) = 138 627, 84 руб. < ((93 862 977, 33 руб. - 300 000 руб.) x 1%)).
Таким образом, определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате на сумму 121 299, 36 руб. (138 627, 84 руб. - 17 328, 48 руб.).
В связи с отсутствием обязанности по уплате страховых взносов за 2014 год в сумме 121 299, 36 руб., начисление пени на указанную сумму за период с 02.04.2016 по 29.12.2016 в сумме 11 675, 07 руб., также обоснованно признано судом первой инстанции ошибочным.
Как следует из налоговой декларации, за 2015 год предпринимателем фактически получен доход в сумме 412 090 руб. (99 180 980, 90 руб. - 98 768 890, 90 руб.), то есть более 300 000 руб.
При таких обстоятельствах в силу пункта 1 части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ страховые взносы подлежали уплате заявителем в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года (с 01.01.2015 - 5 965 руб.), за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Следовательно, размер страховых взносов, подлежащих уплате Предпринимателем за 2015 год, составил 19 731, 70 руб. ((5 965 руб. x 12 x 26%) ((412 090 руб. - 300 000 руб.) x 1%)).
Материалами дела подтверждается, что Предпринимателем за 2015 год уплачены страховые взносы в общей сумме 148 886, 40 руб. Как следует из пояснений заявителя и Фонда, исчисление страховых взносов в указанном размере произведено исходя из размера полученного предпринимателем в 2015 году дохода - 99 180 980, 90 руб., без его уменьшения на сумму понесенных расходов.
Поскольку указанная сумма превышала 300 000 руб., размер страховых взносов определен на основании подпункта 2 пункта 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового году (с 01.01.2015 - 5 965 руб.), за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ (26%), увеличенное в 12 раз ((5 965 x 8) x (26% x 12) = 148 886, 40 руб. < ((99 180 980, 90 руб. - 300 000 руб.) x 1%)).
Таким образом, определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате на сумму 129 154, 70 руб. (148 886, 40 руб. - 19 731, 70 руб.).
Следовательно, общая сумма излишне уплаченных за 2014-2015 годы страховых взносов составила 250 454, 06 руб. (121 299, 36 руб. 129 154, 70 руб.).
В пункте 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Поскольку факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов за 2014-2015 годы в размере 250 454, 06 руб., а также пеней в размере 11 675, 07 руб. подтверждается материалами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Управления отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты.
Суд апелляционной инстанции принимает довод об отсутствии у Фонда полномочий на самостоятельное определение размера дохода предпринимателя, учитываемого в целях определения размера подлежащих уплате страховых взносов (информация о доходах представляется исключительно налоговым органом).
Вместе с тем, для проверки оспоренных ненормативных правовых актов на соответствие закону указанное обстоятельство, свидетельствующее лишь об отсутствии вины Фонда в неправильном определении размера страховых взносов, значения не имеет.
Относительно на неуказание судом конкретного способа устранения нарушения прав заявителя, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до 01.01.2017, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 250-ФЗ данные действия осуществляются фондом и подлежит применению порядок, установленный Законом N 212-ФЗ.
Согласно ст. 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
По мнению апелляционного суда, из положений указанных статей 19-21 и иных положений Закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Следовательно, налоговый орган просто исполняет решение фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если требования предпринимателя удовлетворены и возникла необходимость в возврате средств из бюджета фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 мая 2017 года по делу N А50-6106/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2017 N 17АП-8277/2017-АК ПО ДЕЛУ N А50-6106/2017
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. N 17АП-8277/2017-АК
Дело N А50-6106/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васевой Е.Е., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
- от заявителя ИП Трегубовой Риды Баяновны (ОГРН 304590622900051, ИНН 590600256573) - Копелева В.А., удостоверение, доверенность от 17.04.2017;
- от заинтересованного лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (ОГРН 1025901364246, ИНН 5906048829) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 мая 2017 года
по делу N А50-6106/2017,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению ИП Трегубовой Риды Баяновны
к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми
о признании недействительным решения,
установил:
ИП Трегубова Рида Баяновна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 29.12.2016 об отказе в проведении возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.05.2017 заявленные требования удовлетворены. Решение Управления от 29.12.2016 признано недействительным, как несоответствующее законодательству Российской Федерации о страховых взносах. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы настаивает на правомерности вынесенного Управлением решения от 29.12.2016 N 319, указывает на то, что при исчислении страховых взносов, подлежащих уплате ИП Трегубовой Р.Б., Управление руководствовалось требованиями статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ с использованием информации о доходе страхователя, полученной от налогового органа. Процедура взыскания страховых взносов и пени в соответствии с пенсионным законодательством для территориального органа ПФР строго регламентирована и Управлением соблюдена. Отмечает, что судом не приняты во внимание ни доводы Управления о том, что денежные средства, уплаченные ИП Трегубовой Р.Б. в погашение задолженности по страховым взносам и пеней, были направлены на счета Отделения и в настоящее время, в связи с передачей функций администрирования страховых взносов, фактически переданы на баланс и находятся в распоряжении налогового органа, ни доводы заявителя о необходимости указания судом конкретного способа устранения нарушения его прав. Кроме того указывает на то, что судом первой инстанции не учтено, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П определен порядок документального подтверждения в каждом конкретном случае расходов для решения вопроса о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты физическим лицам. Арбитражным судом не были запрошены какие-либо подтверждающие расходы ИП Трегубовой Р.Б. документы (первичные документы бухгалтерского учета, книга учета доходов и расходов и т.п.). Расчет суда подлежащих к уплате страховых взносов на обязательное страхование за 2014 и 2015 годы, по мнению заявителя жалобы, является ошибочным.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Управления - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.07.2015 предпринимателем представлена уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2014 год, согласно которой общая сумма доходов отражена в сумме 93 862 977, 33 руб., расходы определены в сумме 93 631 667, 85 руб., разница между суммой дохода и расходов составила 231 309, 48 руб. (93 862 977, 33 руб. - 93 631 667, 85 руб.).
28.03.2016 предпринимателем представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2015 год, согласно которой общая сумма доходов отражена в сумме 99 180 980, 90 руб., расходы определены в сумме 98 768 890, 90 руб., разница между суммой дохода и расходов составила 412 090 руб. (99 180 980, 90 руб. - 98 768 890, 90 руб.)
Получив необходимые сведения о сумме дохода предпринимателя за 2014 год, Пенсионный фонд направил в адрес страхователя требование от 26.02.2016 N 203S01160055399 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором предложил заявителю в добровольном порядке в срок до 17.03.2016 исполнить обязанность по уплате страховых взносов за 2014 год в сумме 121 299, 36 руб., а также соответствующих пеней в сумме 11 675, 07 руб.
Уплата предпринимателем указанных сумм страховых взносов и пеней подтверждается платежными поручениями от 16.03.2016 N 289, 290.
Страховые взносы за 2015 год в размере 130 275, 60 руб., исчисленные исходя из величины дохода предпринимателя за отчетный год без учета расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, перечислены заявителем по платежному поручению от 31.03.2016 N 333.
При этом размер страховых взносов определен заявителем и Управлением как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового году (с 01.01.2014 - 5 554 руб.; с 01.01.2015 - 5 965 руб.), за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (26%), увеличенное в 12 раз (за 2014 год: (5 554 x 8) x (26% x 12) = 138 627, 84 руб. за 2015 год: (5 965 руб. x 8) x (26% x 12) = 148 886, 40 руб.). Пени в сумме 11 675, 07 руб. начислены на сумму 121 299, 36 руб. за период с 02.04.2015 по 01.01.2016.
Полагая, что страховые взносы за 2014-2015 годы, исчисленные с доходов, превышающих 300 000 рублей в год, излишне перечислены заявителем, предприниматель обратилась к Управлению с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и пеней.
Решением от 29.12.2016 N 319 в удовлетворении требований предпринимателя Управлением отказано.
Полагая, что названное решение Управления не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, ИП Трегубова Р.Б. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты страховых взносов и пеней за 2014-2015 годы.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты суммы страховых взносов. (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 8).
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
30.11.2016 принято Постановление Конституционного Суда РФ N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в котором отражены общие правовые подходы при применении положений п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
В указанном Постановлении в частности указано на следующее: при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет).
Состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" НК РФ (пункт 1 статьи 221 НК РФ). Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов. Так, Федеральный закон от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" предусматривал для индивидуальных предпринимателей уплату страхового взноса в размере 20,6 процента с дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением (пункт "б" статьи 1). Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2001 года) также устанавливал, что налоговая база единого социального налога (взноса), зачислявшегося в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 данного Кодекса (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определяется как сумма доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (пункт 3 статьи 237). Кроме того, аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ, причем пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Такое понимание взаимосвязанных положений пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ согласуется и с ранее выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.02.1998 N 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовой доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. Доходом применительно к налогу на доходы физических лиц НК РФ признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (Постановление от 13.03.2008 N 5-П).
Хотя Конституционный Суд Российской Федерации отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (определение от 05.02.2004 N 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (определение от 15.01.2009 N 242-О-П). Это, во всяком случае, относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация (как в деле заявителя), размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).
На основании изложенного Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении толкование нормативных положений является обязательным в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого Постановления (поскольку этим Постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их взаимосвязи). Изложенный в апелляционной жалобе довод учреждения о невозможности применения указанных толкований к правоотношениям, возникшим до издания названного Постановления, подлежит отклонению.
Так, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 04.04.2017 N 301-КГ16-16732, отменяя решение Арбитражного суда Республики Мордовии от 25.03.2016 по делу N А39-6230/2015, принятому по аналогичному спору между Фондом и предпринимателем не в пользу последнего, соответствующие постановления судов апелляционной и кассационной инстанции по указанному делу, сослался на разъяснения Конституционного Суда РФ, данные в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П.
С учетом указанных разъяснений суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в целях определения Фондом размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014 и 2015 годы, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2014-2015 годах заявитель применял общую систему налогообложения и уплачивал налог на доходы физических лиц.
Согласно данным налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц общая сумма дохода Предпринимателя за 2014 год составила 93 862 977, 33 руб., сумма фактически произведенных расходов - 93 631 667, 85 руб.; общая сумма дохода предпринимателя за 2015 год составила 99 180 980, 90 руб., сумма фактически произведенных расходов - 98 768 890, 90 руб.
Принимая во внимание, показатели налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, в 2014 году заявителем фактически получен доход в сумме 231 309, 48 руб. (93 862 977, 33 руб. - 93 631 667, 85 руб.), то есть менее 300 000 руб.
При таких обстоятельствах в силу пункта 1 части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ страховые взносы подлежали уплате заявителем в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы (с 01.01.2014 в размере 5 554 руб.), и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз.
Учитывая изложенное, размер страховых взносов, подлежащих уплате Предпринимателем за 2014 год, составил 17 328, 48 руб. (5 554 руб. x 12 x 26%).
Материалами дела подтверждается, что предпринимателем за 2014 год уплачены страховые взносы в общей сумме 138 627, 84 руб. Как следует из пояснений заявителя и Фонда исчисление страховых взносов в указанном размере произведено исходя из размера полученного предпринимателем в 2014 году дохода - 93 862 977, 33 руб., без его уменьшения на сумму понесенных расходов.
Поскольку указанная сумма превышала 300 000 руб., размер страховых взносов определен на основании подпункта 2 пункта 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового году (с 01.01.2014 - 5 554 руб.), за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ (26%), увеличенное в 12 раз ((5 554 x 8) x (26% x 12) = 138 627, 84 руб. < ((93 862 977, 33 руб. - 300 000 руб.) x 1%)).
Таким образом, определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате на сумму 121 299, 36 руб. (138 627, 84 руб. - 17 328, 48 руб.).
В связи с отсутствием обязанности по уплате страховых взносов за 2014 год в сумме 121 299, 36 руб., начисление пени на указанную сумму за период с 02.04.2016 по 29.12.2016 в сумме 11 675, 07 руб., также обоснованно признано судом первой инстанции ошибочным.
Как следует из налоговой декларации, за 2015 год предпринимателем фактически получен доход в сумме 412 090 руб. (99 180 980, 90 руб. - 98 768 890, 90 руб.), то есть более 300 000 руб.
При таких обстоятельствах в силу пункта 1 части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ страховые взносы подлежали уплате заявителем в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года (с 01.01.2015 - 5 965 руб.), за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Следовательно, размер страховых взносов, подлежащих уплате Предпринимателем за 2015 год, составил 19 731, 70 руб. ((5 965 руб. x 12 x 26%) ((412 090 руб. - 300 000 руб.) x 1%)).
Материалами дела подтверждается, что Предпринимателем за 2015 год уплачены страховые взносы в общей сумме 148 886, 40 руб. Как следует из пояснений заявителя и Фонда, исчисление страховых взносов в указанном размере произведено исходя из размера полученного предпринимателем в 2015 году дохода - 99 180 980, 90 руб., без его уменьшения на сумму понесенных расходов.
Поскольку указанная сумма превышала 300 000 руб., размер страховых взносов определен на основании подпункта 2 пункта 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового году (с 01.01.2015 - 5 965 руб.), за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ (26%), увеличенное в 12 раз ((5 965 x 8) x (26% x 12) = 148 886, 40 руб. < ((99 180 980, 90 руб. - 300 000 руб.) x 1%)).
Таким образом, определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате на сумму 129 154, 70 руб. (148 886, 40 руб. - 19 731, 70 руб.).
Следовательно, общая сумма излишне уплаченных за 2014-2015 годы страховых взносов составила 250 454, 06 руб. (121 299, 36 руб. 129 154, 70 руб.).
В пункте 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Поскольку факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов за 2014-2015 годы в размере 250 454, 06 руб., а также пеней в размере 11 675, 07 руб. подтверждается материалами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Управления отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты.
Суд апелляционной инстанции принимает довод об отсутствии у Фонда полномочий на самостоятельное определение размера дохода предпринимателя, учитываемого в целях определения размера подлежащих уплате страховых взносов (информация о доходах представляется исключительно налоговым органом).
Вместе с тем, для проверки оспоренных ненормативных правовых актов на соответствие закону указанное обстоятельство, свидетельствующее лишь об отсутствии вины Фонда в неправильном определении размера страховых взносов, значения не имеет.
Относительно на неуказание судом конкретного способа устранения нарушения прав заявителя, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до 01.01.2017, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 250-ФЗ данные действия осуществляются фондом и подлежит применению порядок, установленный Законом N 212-ФЗ.
Согласно ст. 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
По мнению апелляционного суда, из положений указанных статей 19-21 и иных положений Закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Следовательно, налоговый орган просто исполняет решение фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если требования предпринимателя удовлетворены и возникла необходимость в возврате средств из бюджета фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 мая 2017 года по делу N А50-6106/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Е.Е.ВАСЕВА
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)