Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.10.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-41/2017~М-49/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2017 г. по делу N 3А-41/2017~М-49/2017


распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 96-о от 28 ноября 2016 года в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - распоряжение).
В соответствии с пунктом 89 приложения к распоряжению в указанный перечень (далее - перечень) включены нежилые помещения с кадастровым номером 70:21:0200027:13723, расположенные в здании по адресу: <...>.
ООО "Сибаз", являющееся собственником нежилых помещений первого, второго, мансардного этажа общей площадью 2088,30 кв. м по адресу: <...> (кадастровый номер 70:21:0200027:13723), обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 96-о от 28 ноября 2016 года в части включения в перечень нежилых помещений с кадастровым номером 70:21:0200027:13723, расположенных по адресу: <...>.
Административный иск мотивирован тем, что данный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Нежилые помещения сдаются в аренду ООО "НПФ "Автоматика" и ООО "МК "Ильма" для производственной деятельности, а именно для производства горно-шахтного оборудования.
Размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или в документах технического учета (инвентаризации), в указанных нежилых помещениях не предусмотрено.
Здание, в котором расположены спорные помещения, находится в границах земельного участка с разрешенным использованием для эксплуатации и обслуживания помещений лесообрабатывающего производства.
Для определения площади помещений, используемых для осуществления вида деятельности - офис, был учтен весь мансардный этаж площадью 507,7 кв. м, в том числе и помещения вспомогательного характера (коридор, актовый зал, санузлы, кухня для работников организации), которые направлены на обеспечение деятельности ООО "МК "Ильма" как единого производственного комплекса, а потому не могут учитываться для определения площади помещений, используемых в качестве офиса.
Включение нежилых помещений с кадастровым номером 70:21:0200027:13723 в перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 4.1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций" и нарушает права и законные интересы ООО "Сибаз" как налогоплательщика на уплату налога в законно установленном размере, приводя к увеличению налога на имущество.
В судебном заседании представитель ООО "Сибаз" Г. настаивала на требованиях административного иска.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Администрации Томской области в письменных возражениях и в пояснениях суду считала административный иск не подлежащим удовлетворению. Указала, что процедура определения вида фактического использования, а также включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Актом обследования уполномоченной организации установлено, что нежилые помещения, принадлежащие административному истцу, используются, в том числе для размещения офисов. Так, помещения мансардного этажа предназначены для централизованных приемных встреч, в качестве конструктивных элементов офисного помещения имеются стационарные телефоны, имеется проводка, предполагающая возможность размещения офисного оборудования, соответствующая техническая обеспеченность (компьютеры, вентилятор, стеллажи, множительная техника и т.д.). В соответствии с техническим паспортом здания на мансардном этаже располагаются кабинеты и вспомогательные помещения (санузел, коридор с холлом, конференц-зал, столовая, лестничная клетка), предназначенные для обслуживания основных помещений офисного назначения, которые составляют более 20% от общей площади всех помещений. При этом понятие "кабинет" и "офис" по своему функциональному назначению равнозначны, так как это помещения, в которых располагаются сотрудники организации для осуществления своих трудовых функций, исполнения договоров гражданско-правового характера, т.е. помещения, где находятся их рабочие места, организованные для обеспечения рабочего процесса.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о наличии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в части, проверив оспариваемое распоряжение на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции Федеральных законов N 307-ФЗ от 02 ноября 2013 года, N 284-ФЗ от 04 октября 2014 года, действующих на момент принятия оспариваемого распоряжения).
Пункт 1 указанной нормы предусматривает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении определенных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к числу которых относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
На территории Томской области налог на имущество организаций введен в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Законом Томской области N 148-ОЗ от 27 ноября 2003 года "О налоге на имущество организаций" с 01 января 2004 года.
Частью 1 статьи 4.1 приведенного Закона предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них;
- нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, объекты недвижимости, расположенные на территории Томской области, стоимость которых в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций определяется как кадастровая, должны быть определены перечнем таких объектов, сформированным уполномоченным органом исполнительной власти Томской области, в который включаются объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, с учетом особенностей, установленных законом Томской области, и известные уполномоченному органу исполнительной власти области.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с действовавшим на момент принятия правовым регулированием, до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Кодекса, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Частью 2 статьи 4.1 Закона Томской области N 148-ОЗ от 27 ноября 2003 года "О налоге на имущество организаций" определено, что на территории Томской области установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации Томской области.
Такой порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в соответствии с перечисленными положениями закона на территории Томской области в соответствии с перечисленными нормами разработан и утвержден нормативным правовым актом Администрации Томской области - постановлением Администрации Томской области N 454а от 03 декабря 2014 года (далее - Порядок) (в редакции постановления Администрации Томской области от 15 сентября 2015 года N 333а).
Порядок предусматривает, что вид фактического использования объектов недвижимого имущества в целях налогообложения определяется по результатам их обследования уполномоченной организацией (пункты 2, 3).
Результатом обследования объектов недвижимого имущества (далее - мероприятие) является акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений), на основании которого Комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения формирует сводный перечень (перечни) объектов недвижимого имущества, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Решение Комиссии об утверждении сводного перечня направляется в Департамент, который на основании поступивших документов осуществляет подготовку распоряжения об определении перечня объектов для целей налогообложения налогом на имущество организаций (пункты 10 - 15).
Из материалов дела следует, что ООО "Сибаз" является собственником нежилых помещений общей площадью 2088,3 кв. м первого, второго и мансардного этажа (номера на поэтажном плане первого этажа: А (VI, VII, 19 - 32), A1 (1 - 6), A2 (I, 1 - 3); второго этажа: A (VIII - XV, 43-60), A1 (I, II, 1-4), A2 (I); мансардного этажа: A (I, 1 - 18), A2 (I)), расположенных по адресу: <...>. Данные нежилые помещения зарегистрированы в качестве самостоятельного объекта права с кадастровым номером 70:21:0200027:13723, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 октября 2009 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
23 ноября 2015 года на заседании Комиссии по определению видов фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (создана постановлением Администрации Томской области N 454а от 03 декабря 2014 года) утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2017 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость. Под порядковым номером 89 данного перечня значатся нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, с кадастровым номером 70:21:0200027:13723.
Данный документ был направлен в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, оспариваемым распоряжением Департамента N 96-о от 28 ноября 2016 года на основании сводного перечня Комиссии определен перечень объектов для целей налогообложения на 2017 год (приложение) (далее - перечень).
В соответствии с пунктом 15 Порядка в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Департамент по управлению государственной собственностью Администрации Томской области согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области N 68 от 11 июня 2013 года (с последующими изменениями и дополнениями), является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделен правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения налогом на имущество организаций, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 8.1 пункта 10).
Распоряжение Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 96-о от 28 ноября 2016 года с приложением было официально опубликовано в полном соответствии со статьей 30 Закона Томской области N 9-ОЗ от 07 марта 2002 года "О нормативных правовых актах Томской области", статьей 6 Закона Томской области N 19-ОЗ от 12 мая 2000 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" https://tomsk.gov.ru 30 ноября 2016 года, а значит, согласно статье 5 Закона Томской области N 19-ОЗ от 12 мая 2000 года вступило в законную силу на момент обращения административного истца в суд. К настоящему моменту срок действия указанного нормативного акта не истек.
При изложенных данных оспариваемое административным истцом в части распоряжение принято в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к порядку его принятия, опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Поскольку оспариваемым положением нормативного правового акта затрагиваются права и обязанности административного истца в виде наложения на него обязанности оплатить налог на имущество за период 2017 года исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений, расположенных по адресу: <...>, общество вправе оспорить распоряжение в части утверждения пункта 89 перечня.
В силу статей 372, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 4.1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций", определяющих условия для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, к числу таких объектов недвижимости на территории Томской области отнесены, а значит, могут быть включены в перечень, определенный в соответствующих целях уполномоченным органом власти Томской области, нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в соответствии с пунктом 3 Порядка проводится уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.
Уполномоченной организацией на территории Томской области является Областное государственное бюджетное специализированное учреждение "Областное имущественное казначейство", к целям деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения относится определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" N 128 от 21 марта 2016 года утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2 квартал 2016 года, пунктом 100 приложения к названному приказу спорное недвижимое имущество включено в соответствующий план.
Комиссия по проведению мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества для целей налогообложения создана приказом ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" от 9 июня 2016 года.
Согласно пункту 7 Порядка мероприятие осуществляется путем визуального осмотра объекта недвижимого имущества, включенного в план мероприятий, представителями уполномоченной организации с соблюдением требований действующего законодательства. Фактическое использование объекта недвижимого имущества фиксируется материалами фотосъемки объекта недвижимого имущества, информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте. В ходе проведения мероприятия также может осуществляться видеосъемка с соблюдением требований действующего законодательства.
По результатам проведенного мероприятия представителями уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения по форме, утверждаемой Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области. Неотъемлемой частью акта являются материалы фотосъемки объекта недвижимого имущества (пункт 10 Порядка).
Судом установлено, что основанием для включения в перечень на 2017 год нежилых помещений, принадлежащих административному истцу, послужило их фактическое использование, установленное и зафиксированное в акте N 01-28/2016-181/01 от 20 июня 2016 года, поскольку более 20% их общей площади используется для размещения офисов.
Из названного акта N 01-28/2016-181/01, составленного представителями ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" по состоянию на 10 июня 2016 года, следует, что мансардный этаж спорных нежилых помещений площадью 507,7 кв. м используется для размещения офисных помещений ООО "МК "Ильма", что составляет 24,31% от общей площади помещений (2088,3 кв. м). В акте также отмечено, что на первом этаже площадью 828,1 кв. м и втором этаже площадью 752,5 кв. м расположены производственные помещения ООО "МК "Ильма". Доступ работников ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" в обследуемые помещения был обеспечен.
Однако какого-либо текстового описания результатов осмотра нежилых помещений акт не содержит, равно как и указания на критерии, на основании которых те либо иные помещения отнесены к офисным. В приложенном фотоматериале мансардный этаж представлен 6 фотографиями, изображенные помещения на которых не соотнесены с помещениями технического паспорта объекта, имевшегося в распоряжении представителей уполномоченного органа на момент осмотра.
В судебном заседании судом была допрошена свидетель Б., участвовавшая как представитель уполномоченного органа в осмотре нежилых помещений и составившая акт, пояснившая суду, что на момент обследования спорные помещения по адресу: <...>, со слов сопровождавшего их лица, занимали ООО "МК "Ильма" и ООО "НПФ "Автоматика", осуществляющие производственную деятельность. При этом на мансардном этаже располагались кабинеты руководства, бухгалтерии, приемные, помещение для приема пищи персонала, коридор с холлом, санузлы. Весь мансардный этаж площадью 507,7 кв. м отнесли к офисным помещениям ввиду того, что обозначенные в экспликации кабинеты были оборудованы рабочими местами, оргтехникой, компьютерами, к производственным помещениям они не относятся, а вспомогательные помещения (коридор, холл, санузлы, лестничная клетка) предназначены для обслуживания данных офисных помещений, расположенных на этаже.
Вместе с тем отнесение всех помещений, расположенных на мансардном этаже, общей площадью 507,7 кв. м к офисным помещениям в данном случае нельзя признать правомерным, поскольку они фактически не используются для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, а потому не имеют самостоятельного офисного назначения.
Согласно фотоматериалам общего вида нежилого здания, приложенным к акту о фактическом использовании нежилых помещений, обследуемое здание огорожено забором, на входе в здание отсутствуют информационные стенды с указанием на размещение офисов, часов работы, парковки для посетителей, на торцевой части здания имеется вывеска "Ильма".
В соответствии с договорами аренды N 3/1115 и N 2/1115 от 01 ноября 2015 года административным истцом нежилые помещения по адресу: <...>, переданы в аренду ООО "НПФ "Автоматика" (номера на поэтажном плане: все помещения второго этажа, кроме кабинетов 52, 48, электрощитовой 49, кладовой 50, на мансардном этаже кабинеты 10, 6), общей площадью 735 кв. м и в аренду ООО "МК "Ильма" (номера на поэтажном плане: все помещения первого этажа, кабинет 52 второго этажа, все помещения мансардного этажа, кроме кабинетов 10, 6) общей площадью 1329,90 кв. м для производственной деятельности.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "МК "Ильма" является производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства, который в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, относится к обрабатывающему производству (код 28.92), а основным видом деятельности ООО "НПФ "Автоматика" - деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях, которая включена в раздел М "Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью" (код 71.1).
Из пояснений представителя административного истца следует, что деятельность данных обществ направлена на производство горно-шахтного оборудования, что подтверждается скриншотом с сайта ООО "МК "Ильма", согласно которому предприятие осуществляет полный цикл выпуска систем дистанционного, электрогидравлического управления и шахтной автоматизации; патентами на изобретение N 2539052 и N 2538403, патентами на полезную модель N 132154 и N 100745, разрешением на применение оборудования N РРС 00-0443770, сертификатами N ТС RU C-RU.Mr07.B.00070, N ТС RU C-RU.MT07.B.00439; а также письмом ООО "НПФ "Автоматика" от 27 июля 2017 года N 25 о том, что общество использует помещения по адресу: <...>, для осуществления деятельности по производству горно-шахтного оборудования.
В соответствии со штатными расписаниями в структуру ООО "МК "Ильма" входят следующие структурные подразделения: административно-управленческий персонал, бухгалтерия, отдел маркетинга, планово-диспетчерский отдел, отдел комплектации, склад готовой продукции и полуфабрикатов, отдел материально-технического снабжения, отдел технического контроля, сборочный цех сборочный участок, сборочный цех монтажный участок, сборочный цех участок регулировки, сборочный цех участок по ремонту оборудования, сборочный цех участок заливки-пропитки; в структуру ООО "НПФ "Автоматика" - административно-управленческий персонал, отдел информационных технологий, отдел эксплуатации, склад, отдел технического контроля, конструкторское бюро с секторами комплексного, электронного оборудования, программного обеспечения, гидрооборудования, технического сопровождения производства, конструкторского сектора.
Территория, на которой расположены спорные нежилые помещения, а также сами нежилые помещения и находящееся в нем имущество в соответствии с договором на оказание охранных услуг N 37 от 11 апреля 2016 года находятся под круглосуточной охраной ООО "ЧОП "Кристал", которым на основании регламента, утвержденного совместно с ООО "Сибаз", организован пропускной и внутриобъектовый режим. При этом посещение объекта осуществляется по пропускам.
На основании исследованных доказательств суд пришел к выводу о том, что арендаторами нежилых помещений по адресу: <...>, площадью 2064,9 кв. м являются ООО "НПФ "Автоматика" и ООО "МК "Ильма", которые фактически используют переданные им в аренду помещения для производства систем дистанционного, электрогидравлического управления и шахтной автоматизации. В пользовании собственника помещений ООО "Сибаз" остаются помещения, расположенные на втором этаже, которые согласно экспликации к поэтажному плану являются помещениями кладовой, электрощитовой и кабинета площадью 17,2 кв. м.
Следовательно, использование нежилых помещений с кадастровым номером 70:21:0200027:13723 связано с производственной деятельностью, а не в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом, вопреки утверждению административного ответчика, указание в техническом паспорте нежилых помещений по Коларовскому тракту, 8 в г. Томске о наличии на мансардном этаже кабинетов само по себе не означает, что такие помещения являются офисными, то есть имеют самостоятельное офисное назначение.
Так, согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 23 июля 2008 года, спорные помещения общей площадью 2088,3 кв. м, в том числе основной - 1397,8 кв. м, вспомогательной - 690 кв. м, являются нежилыми, располагаются на первом, втором и мансардном этаже. В соответствии с экспликацией мансардный этаж состоит из следующих наименований объектов: "кабинет", "кладовая", "конференц-зал", "коридор с холлом" - площадью 316 кв. м, отнесенных к основным помещениям, а также: "комната отдыха", "санузел", "столовая", "лестничная клетка", отнесенных к вспомогательным помещениям, площадью 191,1 кв. м. Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, в материалах административного дела не содержится.
Суд полагает, что названные помещения, исходя только лишь из технического паспорта, не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является. Наоборот, из материалов административного дела следует, что кабинеты, согласно данному техническому паспорту, расположенные на мансардном этаже, предназначены для осуществления производственной деятельности предприятия, размещения администрации предприятия.
Так, из показаний свидетеля Б. следует, что к "офисным" помещениям, расположенным на мансардном этаже, отнесены кабинеты бухгалтерии, административно-руководящего состава, а также иных сотрудников ООО "МК "Ильма", которые, по мнению представителей уполномоченного органа, непосредственно не вовлечены в производственный процесс.
Вместе с тем данное заключение следует признать ошибочным, поскольку все нежилые помещения, занимаемые ООО "МК "Ильма" и ООО "НПФ "Автоматика", в целом составляют производственную инфраструктуру, а отдельные помещения (кабинеты), в том числе расположенные на мансардном этаже и используемые для размещения административного персонала, входят в состав единого производства, являются его неотъемлемой частью и направлены на обеспечение производственной деятельности названных обществ, которая не подпадает под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Самостоятельного офисного назначения указанные помещения не имеют.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для отнесения кабинетов и тем более вспомогательных помещений, расположенных на мансардном этаже, к офисам.
Кроме того, в соответствии со свидетельством о регистрации права от 24 апреля 2008 года N 70 АБ 207421 видом разрешенного использования земельного участка по адресу: <...>, с кадастровым номером 70:21:0200027:0095, является эксплуатация и обслуживание помещений лесообрабатывающего производства, что не может свидетельствовать о возможности размещения офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения.
Изложенное указывает на то, что имеющаяся на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта информация о спорном объекте недвижимости не позволяла Департаменту включить на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 4.1 Закона Томской области N 148-ОЗ от 27 ноября 2003 года "О налоге на имущество организаций" нежилые помещения административного истца в перечень, определенный оспариваемым распоряжением.
То обстоятельство, что спорные нежилые помещения используются ООО "Сибаз" для извлечения прибыли, при установленных выше обстоятельствах не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом приведенных данных требования истца подлежат удовлетворению, а пункт 89 перечня объектов в целях налогообложения на 2017 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28 ноября 2016 года - признанию не действующим, как не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закону Томской области от 27 ноября 2003 года N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является задачей административного судопроизводства, а оспоренное распоряжение вступило в противоречие с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, со дня его принятия, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт перечня, утвержденного распоряжением, подлежат признанию недействующим со дня принятия распоряжения.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Сибаз" удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 89 перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 96-о от 28 ноября 2016 года, в части включения в перечень нежилых помещений с кадастровым номером 70:21:0200027:13723, расположенных по адресу: <...>.
Возложить на Департамент по управлению государственной собственностью Томской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)