Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2016 N 09АП-19338/2016 ПО ДЕЛУ N А40-8261/16

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. N 09АП-19338/2016

Дело N А40-8261/16

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: Мухина С.М., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Кольская ГМК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2016 г. по делу N А40-8261/16
принятое судьей Шевелевой Л.А.,
по заявлению АО "Кольская горно-металлургическая компания" зарегистрированного 19.08.2002 г. ИНН: 5191431170 и расположенного по адресу: г. Мончегорск-7, Мурманская область, 184507
к МРИФНС N 5, зарегистрированной 16.12.2004 г., ИНН: 7723336742 и расположенного по адресу: ВВЦ, стр. 164, г. Москва, 129223
о признании недействительными Решений N 56-20-11/28/1781/901 от 10.07.2015 г.,
при участии:
- от заявителя: Петросова К.Р. по дов. от 01.07.2016;
- от заинтересованного лица: Артищева Д.С. по дов. от 16.03.2016;

- установил:

Акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - АО "Кольская ГМК", Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - Инспекция, МИ ФНС, налоговый орган) о признании недействительным Решения N 56-20-11/28/1781/901 от 10.07.2015 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.03.2016 г. в удовлетворении заявления АО "Кольская ГМК" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Кольская ГМК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представители Общества доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители МИ ФНС возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав позиции представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Инспекцией на основании представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за сентябрь 2014 г. была проведена камеральная налоговая проверка по результатам которой налоговым органом было вынесено решение, в соответствии с которым налогоплательщику был начислен НДПИ в сумме 13 737 767 руб.
Основанием для начисления указанных сумм налога послужили выводы проверяющих о том, что Общество в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неправомерно завысило при исчислении НДПИ за сентябрь 2014 г. объем фактических потерь полезных ископаемых, облагаемых по нулевой ставке.
Заявитель обжаловал решение инспекции в административном порядке.
Решением ФНС России от 02.10.2015 N СА-4-9/17185@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с позицией налогового органа, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании ненормативного акта недействительным.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ, объектом налогообложения НДПИ, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 336 НК РФ, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях главы 26 НК РФ указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 336 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (пункт 1 статьи 337 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 339 НК РФ, при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 статьи 339 НК РФ, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Пунктом 2 статьи 339 НК РФ установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 3 статьи 339 НК РФ, при этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ).
В соответствии со статьей 341 НК РФ налоговым периодом признается календарный месяц.
Согласно пункту 2 статьи 343 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.
На основании изложенного, по итогам измерений за каждый налоговый период налогоплательщик определяет количество добытого полезного ископаемого и количество фактических потерь полезного ископаемого. Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Заявитель также ссылается на то, что согласно Инструкции N 2-48200234-19-06-2010 "Учет состояния, движение запасов, нормирование и планирование потерь и разубоживания на рудниках ОАО "Кольская ГМК" учет потерь по руднику ведется ежеквартально.
Данный довод правомерно не принят судом первой инстанции.
Так, согласно пункту 5.1 Инструкции прямой метод определения потерь и разубоживания руды является основным методом, обеспечивающим оперативность и наибольшую достоверность получаемых результатов.
При прямом методе размеры потерь и разубоживания руды определяются на основании маркшейдерских съемок и замеров по маркшейдерским и геологическим планам и разрезам (пункт 5.2 Инструкции).
В соответствии с пунктом 5.9 Инструкции учет потерь по руднику ведется в книге учета потерь ежеквартально.
Однако данное обстоятельство не имеет непосредственного отношения к порядку определения налоговых обязательств по итогам конкретных налоговых периодов, поскольку данные замеры необходимы Обществу для иных целей - для расчета норматива потерь полезных ископаемых, утверждаемого предприятием в дальнейшем, для контроля за полнотой выемки балансовых запасов из недр, установления обеспечения рудников достоверными запасами для текущего и перспективного планирования горных работ (п. 1.1 Общего положения).
Таким образом, спорные действия Общества не согласуются как с действующим законодательством о налогах и сборах, так и с утвержденными в Обществе локальными нормативными актами.
Стандарт предприятия "Руда товарная сульфидная медно-никелевая", утвержденный заместителем генерального директора ОАО "Кольская ГМК" от 27.08.2012 (далее - Стандарт предприятия), распространяется на руду товарную сульфидную медно-никелевую, добываемую на рудниках Общества и устанавливает порядок определения количества добытых медно-никелевых руд, правила приемки, требования к качеству, порядок транспортировки и хранения.
Пунктом 7.1 Стандарта предприятия установлено, что количество добытой из карьеров и рудников товарной руды определяют по данным весового учета при отгрузке руды потребителям с учетом остатков руды на поверхностных складах на начало и конец отчетного периода, определяемых маркшейдерским замером. При этом добычу по каждому направлению определяют по формуле: Добыча = (остатки на конец месяца) - (остатки на начало месяца) + отгрузка потребителю.
Из пункта 7.3 Стандарта предприятия следует, что действующими документами в качестве основного метода определения объемов добытой руды и потерь при добыче принят прямой метод, основанный на непосредственных измерениях в натуре объемов отработанного пространства с помощью измерительных приборов и устройств с последующим переносом результатов и расчетом количества добытой руды, потерь и разубоживания на графических и электронных носителях. Справку о количестве добытой руды и фактических потерях в Управление бухгалтерского учета представляет Горно-геологическое управление в срок до 16 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 7.4 Стандарта предприятия).
Пунктом 7.4 Стандарта предприятия установлена обязанность Горно-геологического управления предоставлять в Управление бухгалтерского учета справку о количестве добытой руды и фактических потерях в срок до 16 числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, Стандарт предприятия предусматривает ежемесячный учет количества добываемого Обществом полезного ископаемого и фактических потерь. Учет потерь ежеквартально у Общества не связан с особенностями технологического процесса добычи сульфидных медно-никелевых руд на Ждановском месторождении.
Кроме того, положениями главы 26 НК РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода. Фактические потери полезного ископаемого определяются по правилам пункта 3 статьи 339 НК РФ как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого. Следовательно, налогообложение по налоговой ставке 0% фактических потерь в пределах нормативных производится ежемесячно при определении количества добытого полезного ископаемого.
В обоснование своей правовой позиции по спору, Общество ссылается на расчет, который был представлен в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, в соответствии с которым: 1 682 860 тонн (количество добытого полезного ископаемого за 3 квартал 2014) + 354 096 тонн (количество фактических потерь за 3 квартал 2014 г. x 19,5% (утвержденный норматив потерь) - 397 206 тонн.
Общество измеренное в сентябре 2014 г. количество фактических потерь полезных ископаемых за 3 квартал 2014 г., отразило только в декларации за сентябрь 2014 г., то есть на предыдущие налоговые периоды (июль, август) фактические потери не распределяло и не применяло налоговую ставку 0 процентов.
Таким образом, фактические потери за 3 квартал 2014 г. (измеренные и учтенные в сентябре 2014) - 354 096 тонн находятся в пределах нормативных потерь - 397 206 тонн (определенных исходя из количества добытого полезного ископаемого за период образования фактических потерь - 3 квартал), и, следовательно, Общество обоснованно применило налоговую ставку 0 процентов по НДПИ в отношении фактических потерь.
Между тем, в ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что в соответствии с пунктом 3.1 Положения об учетной политике ОАО "Кольская ГМК" для целей налогообложения на 2014 год, утвержденного Приказом N 845 от 30.12.2013 г., количество добытого полезного ископаемого для исчисления НДПИ определяется прямым методом.
В ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, письмом от 06.05.2015 г. N 35500-881 Общество представило запрошенные в требовании от 17.04.2015 г. N 14446 данные о количестве фактических потерь, физических показателей за сентябрь 2014 года по руде медно-никелевой сульфидной.
Из материалов дела видно, что, исходя из полученных в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля документов, Инспекцией был произведен перерасчет налогооблагаемой базы и налога. Установлено, что величина фактических потерь за сентябрь не превышает установленные нормативы.
Таким образом, количество добытых полезных ископаемых, облагаемых по общеустановленной ставке, составило: по лицензии МУР00421ТЭ - 751 566 т, по лицензии МУР00422ТЭ - 67 755 т, по лицензии МУР00423ТЭ - 50 110 т.
Общая сумма расходов по добыче полезных ископаемых в налоговом периоде сентябрь 2014 года составила 758 804 021,23 руб., общее количество добытых полезных ископаемых - 1 037 007 т, в том числе никель - 1 026 781 т (119 410 т по ставке 0%; 869 431 т по общеустановленной ставке); песок природный строительный - 10 226 т.
Доля добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых (добыча вида полезного ископаемого / общее количество добытых полезных ископаемых): Никель = 1 026 781 т / 1 037 007 т = 0, 9901 Песок природный строительный = 10 226 т / 1 037 007 т = 0, 0099.
Сумма расходов по добыче полезных ископаемых по видам (общая сумма расходов по всем добытым полезным ископаемым x доля добытого полезного ископаемого):
Никель 758 804 021 руб. x 0, 9901 = 751 291 861,42 руб. Песок природный строительный = 758 804 021 руб. x 0, 0099 = 7 512 159,81 руб.
Цена за единицу добытого полезного ископаемого (сумма расходов по виду полезного ископаемого / количество добытого полезного ископаемого): Никель = 751 291 861,42 руб. / 1 026 781 т = 731,70 руб. Песок природный строительный = 7 512 159,81 руб. / 10 226 т = 734,61 руб.
Сумма налога по видам добытого полезного ископаемого (количество добытого полезного ископаемого (по общеустановленной ставке) x цена за единицу добытого полезного ископаемого x ставка налога): Никель = 869 431 т x 731,70 руб. x 8% = 50 893 013 руб. Песок природный строительный = 10 226 т x 734,61 x 5,5% = 413 169 руб.
В результате произведенного перерасчета Инспекцией установлено занижение суммы налога на добычу полезных ископаемых в части никеля на 13 737 767 руб. (37 155 246 руб. - 50 893 013 руб. = - 13 737 767 руб.).
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ОАО "Кольская ГМК".
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2016 по делу N А40-8261/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
М.В.КОЧЕШКОВА

Судьи
С.М.МУХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)