Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей Попова В.И., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жильцовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Орас-Холдинг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 по делу N А40-60987/16, принятое судьей Лариным М.В. (шифр судьи: 107-517)
по заявлению ООО "Орас-Холдинг"
к ИФНС N 3 по г. Москве
о признании недействительным решения, требование
при участии:
- от заявителя: Филь И.А. по доверенности от 14.03.2016;
- от заинтересованного лица: Денисова Е.Л. по доверенности от 18.04.2016;
- установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2016 в удовлетворении заявленных ООО "Орас-Холдинг" (далее - заявитель, налогоплательщик Общество) требований к ИФНС России N 3 по г. Москве (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 17.12.2015 N 3830 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 09.03.2016 N 711, проверенных на соответствие НК РФ отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Представил письменные пояснения по апелляционной жалобе в порядке ст. 81 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, Инспекция проводила камеральную налоговую проверку представленной Обществом 26.03.2015 декларации по налогу на имущество организаций за 2014 год (далее - декларация), с исчислением налога к уплате исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (здания).
После окончания проверки составлен акт камеральной проверки от 09.07.2015, рассмотрены возражения и материалы проверки (протокол от 11.09.2015), вынесено решение от 17.12.2015 N 3830, которыми налоговый орган: начислил недоимку по налогу на имущество организаций за 2014 год по сроку 30.03.2015 в размере 4 943 448 р., пени в сумме 354 655,32 р., штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 988 667 р., с предложением уплатить недоимку, пени и штраф, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе от 26.02.2016 N 21-19/018810 оспариваемое решение инспекции от 17.12.2015 оставлено без изменения и утверждено (заявление представлено в суд 22.03.2016).
После вступления решения от 17.12.2015 N 3830 в законную силу инспекция на основании статьи 101.3 НК РФ направила налогоплательщику требование от 09.03.2016 N 711, содержащее недоимку, пени и штраф по данному решению.
Основанием для начисления недоимки по налогу на имущество организаций за 2014 год послужили следующие обстоятельства.
Общество владеет на праве собственности объектом недвижимого имущества - зданием по адресу: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 22, с кадастровым номером 77:01:0004023:1122 (архивный кадастровый номер 77:01:0004023:1047) площадью 6 572,3 кв. м, включенного по адресным ориентирам и предыдущему (архивному) кадастровому номеру в пункт 1806 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП (далее - Перечень, постановление N 752-ПП)).
При расчете суммы налога подлежащей уплате за 2014 год налогоплательщик на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ, Закона г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций":
- - определил кадастровую стоимость здания исходя из данных указанных в кадастровом паспорте на здание от 26.12.2013 в размере 382 074 088 р. ввиду отсутствия в постановлении N 752-ПП объекта с кадастровым номером 77:01:0004023:1122;
- - исчислил сумму налога за 2014 год в размере 3 438 667 р. и сумму налога к доплате, с учетом авансовых платежей, в размере 859 666 р. (1/4 часть от налога). Налоговый орган при проведении проверки на основании ответа филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве установил, что:
- - объект (здание) с кадастровым номером 77:01:0004023:1122 и площадью 6 572,3 кв. м является тем же объектом, что и записан в пункте 1806 Перечня (постановления N 772-ПП), с кадастровым номером 77:01:0004023:1047, который ранее был признан устаревшим и архивным;
- - кадастровая стоимость здания по состоянию на 01.01.2014, согласно данным Росреестра, составила 931 333 925 р.;
- - произвел расчет подлежащего уплате налога, который составил 8 382 005 р.,
- начислил к уплате разницу между определенным им и отраженным налогоплательщиком в декларации налогом к доплате в качестве недоимки в размере 4 943 338 р.
По вопросу правильности расчета налоговой базы и налогам обоими сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них,
2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории г. Москвы принят Закон N 63, устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 64 был определен в постановлении Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Закона N 135-ФЗ как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу статьи 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя:
- - принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- - формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- - отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;
- - определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
- - экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
- - утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- - внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительства г. Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Иные, кроме содержащихся в постановлении Правительства г. Москвы об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, данные о размере кадастровой стоимости в отношении конкретного объекта данные, включая сведения, справки и кадастровые паспорта, полученные от уполномоченных по ведению государственного кадастра органах и учреждениях подчиненных Росреестру, не считаются достоверными и не должны приниматься во внимание при определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций в порядке статьи 378.2 НК РФ.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимого имущества г. Москвы по состоянию на 01.01.2014, в том числе объектов входящих в Перечень, утвержденный постановлением N 772-ПП, для которых налог на имущество организаций с 01.01.2014 подлежит исчислению и уплате исходя из их кадастровой стоимости на основании статьи 378.2 НК РФ.
Из анализа перечисленных выше нормативных актов следует, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций на основании статьи 378.2 НК РФ на 2014 год является постановлении Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений содержащихся в постановлении N 752-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками и не приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Судом первой инстанции установлено, что Общество в 2014 году являлось собственником объекта недвижимого имущества - здания по адресу: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 22, площадью 6 572,3 кв. м, с кадастровый номером 77:01:0004023:1122 (архивный кадастровый номер 77:01:0004023:1047), внесенного в Перечень под номером 1806, который учтен при государственной кадастровой оценке, с определением его кадастровой стоимости в постановлении Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП составившей 1 299 801 863 р., которая и должна учитываться налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2014 год.
Доводы Общества о различной кадастровой стоимости в кадастровых справках выданных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестр" по г. Москве в 2013 - 2015 годах, а также ответу УФРС на запрос налогового органа обосновано отклонены судом первой инстанции, поскольку налогоплательщику при расчете налоговой базы необходимо руководствоваться данными о кадастровой стоимости здания отраженными в постановлении N 752-ПП, все остальные данные, в том числе отраженные в кадастровом паспорте, кадастровых справках и ответах территориального органа Росреестра, являются справочными, не подпадают под определение кадастровой стоимости объекта, поскольку не утверждены надлежащим образом в Правительством Москвы, поэтому для целей налогообложения налогом на имущество организаций не применяются.
Ссылка на наличие двух различных кадастровых номеров в отношении одного объекта судом в качестве основания, для уплаты налога исходя из кадастровой стоимости указанной в кадастровом паспорте или кадастровых справках верно не принята во внимание, поскольку первый кадастровый номер 77:01:0004023:1047, под которым спорный объект отражен в Перечне, является устаревшим и архивным согласно ответа ФГБУ "ФКП Росреестр" по г. Москве, второй кадастровый номер 77:01:0004023:1122 является действующим, при этом, оба кадастровых номера относятся к одному объекту - зданию по адресу: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 22, площадью 6 572,3 кв. м, в связи с чем, установленная в постановлении N 752-ПП кадастровая стоимость подлежит учету при расчета налога на имущество организаций для спорного объекта.
Сведения о идентичности кадастровых номеров и их отношении к одному объекту известны налогоплательщику исходя из данных кадастрового паспорта.
Таким образом, Общество, несмотря на наличие ведений о размере кадастровой стоимости здания в постановления N 752-ПП, неправомерно учло при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций в декларации за 2014 год кадастровую стоимость, отраженную в кадастровом паспорте на объект (382 074 088 р.), заниженную по сравнению с реальной и утвержденной в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ кадастровой стоимостью.
Налоговый орган в оспариваемом решении при расчете занижения налоговой базы и суммы подлежащего доплате налога также необоснованно учел данные о кадастровой стоимости здания из кадастровой справки (931 333 925 р.), в то время как должен был взять данную кадастровую стоимость из постановления N 752-ПП (1 299 801 863 р.), однако, с учетом того, что правильно рассчитанная кадастровая стоимость и реальное занижение налоговой базы по данным суда больше, чем рассчитала Инспекция, то, учитывая положение статьи 101 НК РФ и статьи 49 АПК РФ, суд считает решение в этой части (занижение базы) законным, поскольку совершенная ошибка привела не к увеличению, а к уменьшению суммы подлежащего доплате налога.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 по делу N А40-60987/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Ж.В.ПОТАШОВА
Судьи
В.И.ПОПОВ
И.А.ЧЕБОТАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.08.2016 N 09АП-33647/2016-АК ПО ДЕЛУ N А40-60987/16
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2016 г. N 09АП-33647/2016-АК
Дело N А40-60987/16
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей Попова В.И., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жильцовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Орас-Холдинг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 по делу N А40-60987/16, принятое судьей Лариным М.В. (шифр судьи: 107-517)
по заявлению ООО "Орас-Холдинг"
к ИФНС N 3 по г. Москве
о признании недействительным решения, требование
при участии:
- от заявителя: Филь И.А. по доверенности от 14.03.2016;
- от заинтересованного лица: Денисова Е.Л. по доверенности от 18.04.2016;
- установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2016 в удовлетворении заявленных ООО "Орас-Холдинг" (далее - заявитель, налогоплательщик Общество) требований к ИФНС России N 3 по г. Москве (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 17.12.2015 N 3830 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 09.03.2016 N 711, проверенных на соответствие НК РФ отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Представил письменные пояснения по апелляционной жалобе в порядке ст. 81 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, Инспекция проводила камеральную налоговую проверку представленной Обществом 26.03.2015 декларации по налогу на имущество организаций за 2014 год (далее - декларация), с исчислением налога к уплате исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (здания).
После окончания проверки составлен акт камеральной проверки от 09.07.2015, рассмотрены возражения и материалы проверки (протокол от 11.09.2015), вынесено решение от 17.12.2015 N 3830, которыми налоговый орган: начислил недоимку по налогу на имущество организаций за 2014 год по сроку 30.03.2015 в размере 4 943 448 р., пени в сумме 354 655,32 р., штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 988 667 р., с предложением уплатить недоимку, пени и штраф, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе от 26.02.2016 N 21-19/018810 оспариваемое решение инспекции от 17.12.2015 оставлено без изменения и утверждено (заявление представлено в суд 22.03.2016).
После вступления решения от 17.12.2015 N 3830 в законную силу инспекция на основании статьи 101.3 НК РФ направила налогоплательщику требование от 09.03.2016 N 711, содержащее недоимку, пени и штраф по данному решению.
Основанием для начисления недоимки по налогу на имущество организаций за 2014 год послужили следующие обстоятельства.
Общество владеет на праве собственности объектом недвижимого имущества - зданием по адресу: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 22, с кадастровым номером 77:01:0004023:1122 (архивный кадастровый номер 77:01:0004023:1047) площадью 6 572,3 кв. м, включенного по адресным ориентирам и предыдущему (архивному) кадастровому номеру в пункт 1806 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП (далее - Перечень, постановление N 752-ПП)).
При расчете суммы налога подлежащей уплате за 2014 год налогоплательщик на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ, Закона г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций":
- - определил кадастровую стоимость здания исходя из данных указанных в кадастровом паспорте на здание от 26.12.2013 в размере 382 074 088 р. ввиду отсутствия в постановлении N 752-ПП объекта с кадастровым номером 77:01:0004023:1122;
- - исчислил сумму налога за 2014 год в размере 3 438 667 р. и сумму налога к доплате, с учетом авансовых платежей, в размере 859 666 р. (1/4 часть от налога). Налоговый орган при проведении проверки на основании ответа филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве установил, что:
- - объект (здание) с кадастровым номером 77:01:0004023:1122 и площадью 6 572,3 кв. м является тем же объектом, что и записан в пункте 1806 Перечня (постановления N 772-ПП), с кадастровым номером 77:01:0004023:1047, который ранее был признан устаревшим и архивным;
- - кадастровая стоимость здания по состоянию на 01.01.2014, согласно данным Росреестра, составила 931 333 925 р.;
- - произвел расчет подлежащего уплате налога, который составил 8 382 005 р.,
- начислил к уплате разницу между определенным им и отраженным налогоплательщиком в декларации налогом к доплате в качестве недоимки в размере 4 943 338 р.
По вопросу правильности расчета налоговой базы и налогам обоими сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них,
2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории г. Москвы принят Закон N 63, устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 64 был определен в постановлении Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Закона N 135-ФЗ как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу статьи 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя:
- - принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- - формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- - отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;
- - определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
- - экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
- - утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- - внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительства г. Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Иные, кроме содержащихся в постановлении Правительства г. Москвы об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, данные о размере кадастровой стоимости в отношении конкретного объекта данные, включая сведения, справки и кадастровые паспорта, полученные от уполномоченных по ведению государственного кадастра органах и учреждениях подчиненных Росреестру, не считаются достоверными и не должны приниматься во внимание при определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций в порядке статьи 378.2 НК РФ.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимого имущества г. Москвы по состоянию на 01.01.2014, в том числе объектов входящих в Перечень, утвержденный постановлением N 772-ПП, для которых налог на имущество организаций с 01.01.2014 подлежит исчислению и уплате исходя из их кадастровой стоимости на основании статьи 378.2 НК РФ.
Из анализа перечисленных выше нормативных актов следует, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций на основании статьи 378.2 НК РФ на 2014 год является постановлении Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений содержащихся в постановлении N 752-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками и не приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Судом первой инстанции установлено, что Общество в 2014 году являлось собственником объекта недвижимого имущества - здания по адресу: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 22, площадью 6 572,3 кв. м, с кадастровый номером 77:01:0004023:1122 (архивный кадастровый номер 77:01:0004023:1047), внесенного в Перечень под номером 1806, который учтен при государственной кадастровой оценке, с определением его кадастровой стоимости в постановлении Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП составившей 1 299 801 863 р., которая и должна учитываться налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2014 год.
Доводы Общества о различной кадастровой стоимости в кадастровых справках выданных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестр" по г. Москве в 2013 - 2015 годах, а также ответу УФРС на запрос налогового органа обосновано отклонены судом первой инстанции, поскольку налогоплательщику при расчете налоговой базы необходимо руководствоваться данными о кадастровой стоимости здания отраженными в постановлении N 752-ПП, все остальные данные, в том числе отраженные в кадастровом паспорте, кадастровых справках и ответах территориального органа Росреестра, являются справочными, не подпадают под определение кадастровой стоимости объекта, поскольку не утверждены надлежащим образом в Правительством Москвы, поэтому для целей налогообложения налогом на имущество организаций не применяются.
Ссылка на наличие двух различных кадастровых номеров в отношении одного объекта судом в качестве основания, для уплаты налога исходя из кадастровой стоимости указанной в кадастровом паспорте или кадастровых справках верно не принята во внимание, поскольку первый кадастровый номер 77:01:0004023:1047, под которым спорный объект отражен в Перечне, является устаревшим и архивным согласно ответа ФГБУ "ФКП Росреестр" по г. Москве, второй кадастровый номер 77:01:0004023:1122 является действующим, при этом, оба кадастровых номера относятся к одному объекту - зданию по адресу: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 22, площадью 6 572,3 кв. м, в связи с чем, установленная в постановлении N 752-ПП кадастровая стоимость подлежит учету при расчета налога на имущество организаций для спорного объекта.
Сведения о идентичности кадастровых номеров и их отношении к одному объекту известны налогоплательщику исходя из данных кадастрового паспорта.
Таким образом, Общество, несмотря на наличие ведений о размере кадастровой стоимости здания в постановления N 752-ПП, неправомерно учло при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций в декларации за 2014 год кадастровую стоимость, отраженную в кадастровом паспорте на объект (382 074 088 р.), заниженную по сравнению с реальной и утвержденной в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ кадастровой стоимостью.
Налоговый орган в оспариваемом решении при расчете занижения налоговой базы и суммы подлежащего доплате налога также необоснованно учел данные о кадастровой стоимости здания из кадастровой справки (931 333 925 р.), в то время как должен был взять данную кадастровую стоимость из постановления N 752-ПП (1 299 801 863 р.), однако, с учетом того, что правильно рассчитанная кадастровая стоимость и реальное занижение налоговой базы по данным суда больше, чем рассчитала Инспекция, то, учитывая положение статьи 101 НК РФ и статьи 49 АПК РФ, суд считает решение в этой части (занижение базы) законным, поскольку совершенная ошибка привела не к увеличению, а к уменьшению суммы подлежащего доплате налога.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 по делу N А40-60987/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Ж.В.ПОТАШОВА
Судьи
В.И.ПОПОВ
И.А.ЧЕБОТАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)