Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обстоятельства: Установив, что общество неправомерно применило пониженный тариф страховых взносов, так как доля его дохода от основного вида деятельности, дающего право на применение тарифа, составляет менее 70 процентов в общем объеме доходов, Фонд доначислил обществу взносы, пени и штраф.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
19 июля 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Насонова А.А. (доверенность от 18.05.2017),
от заинтересованного лица: Евстифеевой Н.А. (доверенность от 30.03.2017 N 79)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной
ответственностью "ЕвроСтом"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016,
принятое судьей Беляниной Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017,
принятое судьями Белышковой М.Б., Смирновой И.А., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-25530/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСтом"
о признании недействительным решения от 15.06.2016 N 2486 Государственного
учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации
и
общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСтом" (далее - ООО "ЕвроСтом", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Учреждение) от 15.06.2016 N 2486 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 заявленное требование удовлетворено частично: решение Фонда от 15.06.2016 N 2486 признано недействительным в части начисления 8253 рублей пеней и 46 820 рублей 13 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали часть 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и неполно исследовали обстоятельства дела. По мнению Общества, применение им пониженного тарифа страховых взносов является обоснованным, поскольку средства обязательного медицинского страхования подлежат исключению как из общего объема доходов организации, так и из доходов от реализации платных медицинских услуг.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел камеральную проверку представленного 22.01.2016 Обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2015 год, по результатам которой составил акт от 27.04.2016 N 386.
В ходе проверки установлено неправомерное применение Обществом пониженного тарифа страховых взносов, поскольку доля дохода от основного вида деятельности, поименованного в подпункте "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", составляет менее 70 процентов в общем объеме доходов организации.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Учреждения принял решение от 15.06.2016 N 2486 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 46 820 рублей 13 копеек. В этом же решении Обществу предложено уплатить 234 100 рублей 64 копейки страховых взносов и 8253 рублей 05 копеек пеней.
Общество с решением Фонда не согласилось и обжаловало его в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 346.15, 251 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 18, 28, 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из неправомерного применения Обществом пониженного тарифа страховых взносов, вместе с тем сделал вывод о наличии оснований для освобождения его от уплаты штрафа и пеней.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу подпункта "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 данной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
В подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.07.2016 N 1467-О, статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрена возможность применения отдельными плательщиками пониженных тарифов страховых взносов, причем возможность воспользоваться данной льготой связывается законодателем с выполнением ряда условий, одним из которых выступает необходимость подтверждения основного вида экономической деятельности (пункт 8 части 1). Соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 1.4), который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование; при этом указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения упрощенной системы налогообложения (статьи 251 и 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Общество применяло упрощенную систему налогообложения и осуществляло деятельность в сфере здравоохранения; источниками формирования доходов являлись средства обязательного медицинского страхования и средства, полученные от оказания платных медицинских услуг населению.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что Обществом не соблюдены условия, предусмотренные частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, о доле доходов от основного вида деятельности, поименованного в подпункте "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, составляющей менее 70 процентов в общем объеме доходов.
При этом суды правомерно указали, что целевые бюджетные средства обязательного медицинского страхования не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности.
Ссылка заявителя жалобы на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1467-О в поддержку довода о невозможности учета средств обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов несостоятельна, поскольку данное определение позицию Общества не подтверждает.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии у Общества права на применение пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу N А43-25530/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСтом" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСтом".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 19.07.2017 N Ф01-2843/2017 ПО ДЕЛУ N А43-25530/2016
Требование: О признании недействительным решения Регионального отделения Фонда социального страхования РФ.Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обстоятельства: Установив, что общество неправомерно применило пониженный тариф страховых взносов, так как доля его дохода от основного вида деятельности, дающего право на применение тарифа, составляет менее 70 процентов в общем объеме доходов, Фонд доначислил обществу взносы, пени и штраф.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N А43-25530/2016
19 июля 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Насонова А.А. (доверенность от 18.05.2017),
от заинтересованного лица: Евстифеевой Н.А. (доверенность от 30.03.2017 N 79)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной
ответственностью "ЕвроСтом"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016,
принятое судьей Беляниной Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017,
принятое судьями Белышковой М.Б., Смирновой И.А., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-25530/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСтом"
о признании недействительным решения от 15.06.2016 N 2486 Государственного
учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСтом" (далее - ООО "ЕвроСтом", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Учреждение) от 15.06.2016 N 2486 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 заявленное требование удовлетворено частично: решение Фонда от 15.06.2016 N 2486 признано недействительным в части начисления 8253 рублей пеней и 46 820 рублей 13 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали часть 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и неполно исследовали обстоятельства дела. По мнению Общества, применение им пониженного тарифа страховых взносов является обоснованным, поскольку средства обязательного медицинского страхования подлежат исключению как из общего объема доходов организации, так и из доходов от реализации платных медицинских услуг.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел камеральную проверку представленного 22.01.2016 Обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2015 год, по результатам которой составил акт от 27.04.2016 N 386.
В ходе проверки установлено неправомерное применение Обществом пониженного тарифа страховых взносов, поскольку доля дохода от основного вида деятельности, поименованного в подпункте "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", составляет менее 70 процентов в общем объеме доходов организации.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Учреждения принял решение от 15.06.2016 N 2486 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 46 820 рублей 13 копеек. В этом же решении Обществу предложено уплатить 234 100 рублей 64 копейки страховых взносов и 8253 рублей 05 копеек пеней.
Общество с решением Фонда не согласилось и обжаловало его в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 346.15, 251 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 18, 28, 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из неправомерного применения Обществом пониженного тарифа страховых взносов, вместе с тем сделал вывод о наличии оснований для освобождения его от уплаты штрафа и пеней.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу подпункта "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 данной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
В подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.07.2016 N 1467-О, статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрена возможность применения отдельными плательщиками пониженных тарифов страховых взносов, причем возможность воспользоваться данной льготой связывается законодателем с выполнением ряда условий, одним из которых выступает необходимость подтверждения основного вида экономической деятельности (пункт 8 части 1). Соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 1.4), который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование; при этом указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения упрощенной системы налогообложения (статьи 251 и 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Общество применяло упрощенную систему налогообложения и осуществляло деятельность в сфере здравоохранения; источниками формирования доходов являлись средства обязательного медицинского страхования и средства, полученные от оказания платных медицинских услуг населению.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что Обществом не соблюдены условия, предусмотренные частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, о доле доходов от основного вида деятельности, поименованного в подпункте "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, составляющей менее 70 процентов в общем объеме доходов.
При этом суды правомерно указали, что целевые бюджетные средства обязательного медицинского страхования не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности.
Ссылка заявителя жалобы на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1467-О в поддержку довода о невозможности учета средств обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов несостоятельна, поскольку данное определение позицию Общества не подтверждает.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии у Общества права на применение пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу N А43-25530/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСтом" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСтом".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА
Т.В.ШУТИКОВА
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
О.А.ШЕМЯКИНА
О.Е.БЕРДНИКОВ
О.А.ШЕМЯКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)