Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления оглашена 28.03.2016
постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2016
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тимирязевской межрайонной прокуратуры г. Москвы САО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2015
по делу N А40-202385/15, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению Тимирязевской межрайонной прокуратуры г. Москвы САО (127247, Москва, ул. 800-летия Москвы, дом 4, корпус 1)
к индивидуальному предпринимателю Демин Д.В.
- о привлечении к административной ответственности;
- при участии:
- от заявителя - Позднова С.А. удостоверение;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2015 в удовлетворении заявления Тимирязевской межрайонной прокуратуры г. Москвы САО о привлечении индивидуального предпринимателя Демина Д.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Не согласившись с решением суда, прокуратура обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Тимирязевской межрайонной прокуратурой г. Москвы совместно с ОМВД России по Дмитровскому району г. Москвы 20.08.2015 до 15.10.2015 проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине продукты, расположенного по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 151, корпус 5., в ходе, которой установлено, что Демин Д.В. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет свою деятельность по данному адресу на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 77 N 015947990 (N 304770000413190) и на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серии 77 N 0597969 (771306050822).
Данное помещение используется предпринимателем Деминым Д.В. на основании договора аренды от 15.12.2014.
В ходе контрольных мероприятий совместно с сотрудниками ОМВД России по Дмитровскому району г. Москвы, на основании ст. ст. 27.8, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях произведен осмотр занимаемого помещения, о чем составлен протокол осмотра и изъятия продукции от 20.08.2015 в присутствии двух понятых.
В результате осмотра установлено, что в помещении, расположенном по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 151, корпус 5, осуществляется хранение и реализация алкогольной продукции, при отсутствии специального разрешения (лицензии) на хранение и реализацию алкогольной продукции и без соответствующих сопроводительных документов.
15.10.2015 в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении.
Материалы административного производства в отношении индивидуального предпринимателя Демина Д.В. на основании ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований и указано на то, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2015 по делу N А40-202389/2015 индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в помещении, расположенном по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 151, корпус 5, осуществляется хранение и реализация алкогольной продукции, при отсутствии специального разрешения (лицензии) на хранение, реализацию алкогольной продукции и без соответствующих сопроводительных документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) - влечет наложение административного штрафа с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.
Из содержания ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции), заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копия извещений об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В силу ст. 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Кроме того, в указанных Правилах закреплена обязанность продавца иметь в торговой точке вышеуказанные документы на продаваемую алкогольную продукцию в полном объеме (п. 12) и не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота (п. 139).
Следовательно, находящаяся на хранении алкогольная продукция должна иметь документы, подтверждающие легальность ее оборота, если эта продукция хранится в помещении, предназначенном для розничной продажи алкогольной продукции.
В ходе проверки установлено, что алкогольная продукция без соответствующих сопроводительных документов хранилась в магазине, в котором предприниматель осуществлял розничную продажу алкогольной продукции.
Осуществляя деятельность по розничной реализации алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), индивидуальный предприниматель действует незаконно, без соответствующих сопроводительных документов на алкогольную продукцию. При этом сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции, реализуемой предпринимателем, не могли быть получены последним в силу отсутствия у него самого права на приобретение такой продукции для последующей реализации.
Статус физического лица или индивидуального предпринимателя является как основанием для отказа ему в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, так и основанием для отказа в получении им сопроводительных документов для реализации алкогольной продукции.
Исходя из толкования п. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность, связанную с розничной реализацией алкогольной продукции, такое право предоставлено только организациям.
Осуществляя деятельность по розничной реализации алкогольной продукции, предприниматель Демин Д.В., по сути, осуществлял незаконную деятельность без соответствующего разрешения, что охватывается диспозицией ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2015 по делу N А40-202389/2015 индивидуальный предприниматель Демин Д.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также осуществлял незаконную деятельность без соответствующих сопроводительных документов, что охватывается диспозицией ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что наличие лицензии свидетельствует о законности осуществления конкретным лицом определенного вида деятельности, в то время как наличие сопроводительных документов призвано служить средством подтверждения легальности алкогольной продукции. По мнению суда апелляционной инстанции, именно указанными целями определено наличие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях самостоятельных санкций за нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 14.1 и ч. 2 ст. 14.16 названного Кодекса. При этом оба вида административного правонарушения являются самостоятельными и не зависящими друг от друга, в том числе наступление ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не зависит от факта привлечения лица к ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса и наоборот.
Вместе с тем, как указано выше, в рассматриваемом случае статус физического лица или индивидуального предпринимателя является как основанием для отказа ему в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, так и основанием для отказа в получении им сопроводительных документов для реализации алкогольной продукции.
Факт нарушения предпринимателем изложенных норм, а, следовательно, наличия в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.10.2015, протоколом осмотра и изъятия от 20.08.2015, объяснениями предпринимателя от 20.08.2015.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что прокуратурой установлена объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений п. п. 1 - 4 ч. 3 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
По смыслу данной нормы алкогольная и спиртосодержащая продукция, которая реализуется без соответствующих лицензий, сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, находится в незаконном обороте.
Согласно п. 2 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае обнаруженная у предпринимателя алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте (реализуемая без сопроводительных документов), изъятая на основании протокола от 20.08.2015, не подлежит возврату предпринимателю, а подлежит изъятию (конфискации) в силу п. 1 ст. 25 Федерального закона N 171-ФЗ.
Прокуратурой соблюдена процедура проведения проверки, сроки соблюдены.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Тимирязевской межрайонной прокуратуры г. Москвы подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2015 по делу N А40-202385/15 отменить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Демина Дмитрия Викторовича (ОГРНИП 304770000413190, ИНН 771306050822) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 10.000 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Банк получателя - Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, Москва 705 БИК банка 044583001
расчетный счет 40101810800000010041
КБК 4151160010016000140
ОКАТО 45286560000
ИНН получателя 7705019420
КПП получателя 770501001
Получатель УФК МФ РФ по г. Москве (Прокуратура г. Москвы л/с 04731443380).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2016 N 09АП-7411/2016 ПО ДЕЛУ N А40-202385/15
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. N 09АП-7411/2016
Дело N А40-202385/15
резолютивная часть постановления оглашена 28.03.2016
постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2016
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тимирязевской межрайонной прокуратуры г. Москвы САО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2015
по делу N А40-202385/15, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению Тимирязевской межрайонной прокуратуры г. Москвы САО (127247, Москва, ул. 800-летия Москвы, дом 4, корпус 1)
к индивидуальному предпринимателю Демин Д.В.
- о привлечении к административной ответственности;
- при участии:
- от заявителя - Позднова С.А. удостоверение;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2015 в удовлетворении заявления Тимирязевской межрайонной прокуратуры г. Москвы САО о привлечении индивидуального предпринимателя Демина Д.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Не согласившись с решением суда, прокуратура обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Тимирязевской межрайонной прокуратурой г. Москвы совместно с ОМВД России по Дмитровскому району г. Москвы 20.08.2015 до 15.10.2015 проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине продукты, расположенного по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 151, корпус 5., в ходе, которой установлено, что Демин Д.В. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет свою деятельность по данному адресу на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 77 N 015947990 (N 304770000413190) и на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серии 77 N 0597969 (771306050822).
Данное помещение используется предпринимателем Деминым Д.В. на основании договора аренды от 15.12.2014.
В ходе контрольных мероприятий совместно с сотрудниками ОМВД России по Дмитровскому району г. Москвы, на основании ст. ст. 27.8, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях произведен осмотр занимаемого помещения, о чем составлен протокол осмотра и изъятия продукции от 20.08.2015 в присутствии двух понятых.
В результате осмотра установлено, что в помещении, расположенном по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 151, корпус 5, осуществляется хранение и реализация алкогольной продукции, при отсутствии специального разрешения (лицензии) на хранение и реализацию алкогольной продукции и без соответствующих сопроводительных документов.
15.10.2015 в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении.
Материалы административного производства в отношении индивидуального предпринимателя Демина Д.В. на основании ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований и указано на то, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2015 по делу N А40-202389/2015 индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в помещении, расположенном по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 151, корпус 5, осуществляется хранение и реализация алкогольной продукции, при отсутствии специального разрешения (лицензии) на хранение, реализацию алкогольной продукции и без соответствующих сопроводительных документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) - влечет наложение административного штрафа с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.
Из содержания ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции), заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копия извещений об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В силу ст. 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Кроме того, в указанных Правилах закреплена обязанность продавца иметь в торговой точке вышеуказанные документы на продаваемую алкогольную продукцию в полном объеме (п. 12) и не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота (п. 139).
Следовательно, находящаяся на хранении алкогольная продукция должна иметь документы, подтверждающие легальность ее оборота, если эта продукция хранится в помещении, предназначенном для розничной продажи алкогольной продукции.
В ходе проверки установлено, что алкогольная продукция без соответствующих сопроводительных документов хранилась в магазине, в котором предприниматель осуществлял розничную продажу алкогольной продукции.
Осуществляя деятельность по розничной реализации алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), индивидуальный предприниматель действует незаконно, без соответствующих сопроводительных документов на алкогольную продукцию. При этом сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции, реализуемой предпринимателем, не могли быть получены последним в силу отсутствия у него самого права на приобретение такой продукции для последующей реализации.
Статус физического лица или индивидуального предпринимателя является как основанием для отказа ему в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, так и основанием для отказа в получении им сопроводительных документов для реализации алкогольной продукции.
Исходя из толкования п. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность, связанную с розничной реализацией алкогольной продукции, такое право предоставлено только организациям.
Осуществляя деятельность по розничной реализации алкогольной продукции, предприниматель Демин Д.В., по сути, осуществлял незаконную деятельность без соответствующего разрешения, что охватывается диспозицией ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2015 по делу N А40-202389/2015 индивидуальный предприниматель Демин Д.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также осуществлял незаконную деятельность без соответствующих сопроводительных документов, что охватывается диспозицией ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что наличие лицензии свидетельствует о законности осуществления конкретным лицом определенного вида деятельности, в то время как наличие сопроводительных документов призвано служить средством подтверждения легальности алкогольной продукции. По мнению суда апелляционной инстанции, именно указанными целями определено наличие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях самостоятельных санкций за нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 14.1 и ч. 2 ст. 14.16 названного Кодекса. При этом оба вида административного правонарушения являются самостоятельными и не зависящими друг от друга, в том числе наступление ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не зависит от факта привлечения лица к ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса и наоборот.
Вместе с тем, как указано выше, в рассматриваемом случае статус физического лица или индивидуального предпринимателя является как основанием для отказа ему в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, так и основанием для отказа в получении им сопроводительных документов для реализации алкогольной продукции.
Факт нарушения предпринимателем изложенных норм, а, следовательно, наличия в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.10.2015, протоколом осмотра и изъятия от 20.08.2015, объяснениями предпринимателя от 20.08.2015.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что прокуратурой установлена объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений п. п. 1 - 4 ч. 3 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
По смыслу данной нормы алкогольная и спиртосодержащая продукция, которая реализуется без соответствующих лицензий, сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, находится в незаконном обороте.
Согласно п. 2 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае обнаруженная у предпринимателя алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте (реализуемая без сопроводительных документов), изъятая на основании протокола от 20.08.2015, не подлежит возврату предпринимателю, а подлежит изъятию (конфискации) в силу п. 1 ст. 25 Федерального закона N 171-ФЗ.
Прокуратурой соблюдена процедура проведения проверки, сроки соблюдены.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Тимирязевской межрайонной прокуратуры г. Москвы подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2015 по делу N А40-202385/15 отменить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Демина Дмитрия Викторовича (ОГРНИП 304770000413190, ИНН 771306050822) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 10.000 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Банк получателя - Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, Москва 705 БИК банка 044583001
расчетный счет 40101810800000010041
КБК 4151160010016000140
ОКАТО 45286560000
ИНН получателя 7705019420
КПП получателя 770501001
Получатель УФК МФ РФ по г. Москве (Прокуратура г. Москвы л/с 04731443380).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)