Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2016 N 15АП-5291/2016 ПО ДЕЛУ N А32-40780/2015

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2016 г. N 15АП-5291/2016

Дело N А32-40780/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.
судей А.Н. Стрекачева, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Армавирская межрайонная аптечная база": представитель Гунько С.А. по доверенности от 15.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Армавирская межрайонная аптечная база"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2016 по делу N А32-40780/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Армавирская межрайонная аптечная база"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю
о признании решения недействительным,
принятое судьей Шкира Д.М.

установил:

Открытое акционерное общество "Армавирская межрайонная аптечная база" (далее по тексту - общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (далее по тексту - налоговый орган) о признании недействительным решения N 11/709 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления в лицевую карточку открытого акционерного общества "Армавирская межрайонная аптечная база" налога в размере 1 640 835 руб., об обязании налоговый орган возвратить обществу излишне уплаченный земельный налог за 2013 год в размере 1 640 835 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2016 заявление о возврате излишне уплаченного налога оставлено без рассмотрения.
Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю от 16.06.2015 N 11/709 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на землю в сумме 1 103 339 руб., как не соответствующие нормам Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Армавирская межрайонная аптечная база" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным обжалованного решения налогового органа.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. По мнению заявителя, налоговым органом не правомерно применена при исчислении налоговой базы кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 в сумме 118 439 035 руб. на основании Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края", которое утратило силу с 01.01.2012 на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 27.12.2011 N 1561.
Податель жалобы указал, что Постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.2011 N 1561 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 не была определена и общество использовало стоимость в сумме 12 962 780,23 руб., которая была определена на основании вступившего законную силу решения арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-20320/2012. В связи с тем, что кадастровая стоимость по данному участку на 01.01.2013 определена не была, то следовало применять нормативную стоимость земельного участка.
Как следует из апелляционной жалобы, судебный акт первой инстанции обжалуется в части отказа заявителю в удовлетворении требования. Лица, участвующие в деле, не заявили возражений против проверки законности судебного акта только в обжалованной части. Ввиду этого, на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалованной части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, владеет на праве собственности земельными участками с кадастровыми номерами: 23:38:0102002:31, 23:38:0114036:17, 23:38:0106038:67, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Луначарского, 309; Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона, 16, что подтверждается кадастровыми паспортами земельного участка.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на землю за 2013 год, по результатам которой составлен акт за N 11/11512 от 23.04.2015 и установила неполная уплата земельного налога за 2013 г. в сумме 1 640 835 руб.
Заместителем начальника инспекции по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки было вынесено решение от 16.06.2015 N 11/709 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен в лицевую карточку налог на землю за 2013 год в сумме 1 640 835 руб.
По результатам проверки налоговым органом доначислен налог на землю за 2013 год в сумме 1 640 835 руб. по трем участкам, находящимся в собственности у общества, в том числе, по участку с кадастровым номером 23:38:0102002:31, исходя из кадастровой стоимости участка равной 118 439 035 руб. на основании информации, полученной по запросу инспекции от Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неверном определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:38:0102002:31, 23:38:0114036:17, 23:38:0106038:67.
При принятии решения инспекция исходила из того, что новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-20320/2012, вступившим в законную силу 05.05.2013, будет применяться только в 01.01.2014.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2013 год должна применяться кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Росреестр по состоянию на 01 января текущего года.
Общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю от 17.08.2015 N 21-12-615 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Реализуя право на судебную защиту, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 16.06.2015 N 11/709 и об обязании вернуть излишне уплаченную сумму налога на землю.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции частично удовлетворил требование заявителя.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание нижеследующее.
Как следует из материалов дела, при исчислении земельного налога за 2013 год в уточненной налоговой декларации за 2013 год общество применило кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 в сумме 12 962 780 руб., налог исчислен в размере 194 442 руб. В ранее представленной первичной декларации кадастровая стоимость была определена в сумме 118 439 035 руб. и земельный налог был исчислен в размере 1 776 586 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 23:38:0102002:31 в размере 12 962 780 руб. установлена решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2013 по делу А32-20320/2012.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее Порядок, Постановление N 316).
Согласно пункту 5 данного Порядка государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пункт 11 Порядка определяет, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 10 Порядка органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Постановлением N 316 в 2011 году Департаментом имущественных отношений администрации Краснодарского края были организованы и проведены работы по государственной оценке земель населенных пунктов Краснодарского края.
Во исполнение Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимость земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 не была утверждена, что сторонами не оспаривалось.
Ранее кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 была утверждена Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" в размере 118 439 035 руб.
Согласно представленной кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 по состоянию на 01.01.2013 была установлена в размере 118 439 034,84 руб.
Пункт 3 статьи 66 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1 ст. 66 ЗК РФ).
Законом N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка".
По правилам части 2 статьи 7 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 Закона N 221 -ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений изменение стоимости земельного участка в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной не свидетельствует об ошибочности первоначальной кадастровой стоимости. Доказательств использования органом кадастрового учета при определении кадастровой стоимости земельного участка недостоверных сведений о нем, нарушения процедуры и (или) методики проведения государственной кадастровой оценки обществом не представлено.
Суд установил, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2013 по делу N А32-20320/2013, с учетом определения от 26.01.2015 о разъяснении решения, удовлетворено заявление ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31, общей площадью 21214 кв. м, находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Армавир, Северная Промзона, 16, равная его рыночной стоимости, в размере 12 962 780,23 рублей, по состоянию на 01.01.2011.
Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31, общей площадью 21214 кв. м, находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Армавир, Северная Промзона, 16, равной его рыночной стоимости, в размере 12 962 780,23 руб. Сведения о новой кадастровой стоимости внесены в Росреестр 04.06.2013.
Установив фактические обстоятельства дела, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исчисление земельного налога по спорному земельному участку исходя из рыночной стоимости земельного участка должно проводиться с момента вступления в законную силу этого решения суда и даты внесения в государственный реестр сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков.
С учетом этого, суд указал, что при исчислении земельного налога за 2013 год новая кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2013 по делу N А32-20320/2013, подлежит применению с 05.05.2013.
Оспариваемым решением инспекция исчислила налог за весь 2013 год в размере 1 776 586 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка без учета ее рыночной стоимости на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2013 по делу N А32-20320/2013, изменения о которой внесены в Росреестр 04.06.2013.
При этом, в ходе проверки установлено, что общество исчислило налог за весь 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 23:38:0102002:31 в размере 194 442 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной ее рыночной стоимости, на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2013 по делу N А32-20230/2013.
Таким образом, исчисление земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:38:0102002:31 произведено как налоговым органом, так и налогоплательщиком за 2013 год не верно.
При принятии решения суд принял во внимание, что, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка до 05.05.2013 в размере 118 439 035 руб., налоговой ставки земельного налога - 1,5%, сумма налога, подлежащая уплате за 124 дня, составляет 603 553 руб.
Исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка после 05.05.2012 в размере 12 962 780 руб., налоговой ставки земельного налога - 1,5%, сумма налога, подлежащая уплате за 241 день, составила 128 385 руб.
Итого, сумма налога за 2013 год, подлежащая уплате в бюджет, составляет 731 938 руб.
Как следует из апелляционной жалобы, налогоплательщик оспаривает правомерность применения при расчете земельного налога за 2013 год кадастровой стоимости земельного участка 23:38:0102002:31 в размере 118 439 035 руб., которая установлена Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края".
Общество полагает, что поскольку Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" утратило силу с 01.01.2012 на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 27.12.2011 N 1561, то установленная им кадастровая стоимость земельного участка 23:38:0102002:31 не подлежит применению с 01.01.2012.
Суд первой инстанции отклонил довод налогоплательщика, обоснованно указав, что отмена нормативного акта, которым была ранее установлена кадастровая стоимость земельного участка в установленном порядке и внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости, нормативным актом, в котором в отношении данного земельного участка новая кадастровая стоимость не утверждалась, не влечет за собой автоматическую отмену ранее утвержденной в соответствии с законодательством о проведении кадастровой оценки кадастровой стоимости.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств.
Иное толкование подателем жалобы положений налогового законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2016 по делу N А32-40780/2015 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.В.СУЛИМЕНКО

Судьи
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Н.В.ШИМБАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)