Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2016 N 19АП-3503/2016 ПО ДЕЛУ N А64-476/2016

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 г. по делу N А64-476/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 26.04.2016 по делу N А64-476/2016 (судья Игнатенко В.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Тамбовские дали" (ОГРН 1106829002004, ИНН 6829064590) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
- от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области: Сидоренко О.С., представителя по доверенности от 20.02.2016 N 02-03; Леоновой С.В., ведущего специалиста-эксперта правового отдела по доверенности от 27.06.2016 N 02;
- от закрытого акционерного общества "Тамбовские дали" - представители не явились, надлежаще извещено,
установил:

Закрытое акционерное общество "Тамбовские дали" (далее - общество "Тамбовские дали", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 19.08.2015 N 3849 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 26.04.2016 требования общества удовлетворены, решение инспекции от 19.08.2015 N 3849 признано недействительным в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на обоснованное доначисление ею налогоплательщику земельного налога за 2014 год исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" (далее - постановление администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276), сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 10.01.2014, и изменений этой кадастровой стоимости, произведенных вследствие изменения вида разрешенного использования принадлежащих налогоплательщику земельных участков, по состоянию на 05.02.2014.
Ссылаясь на пункты 2.4 и 2.6 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - приказ Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222), а также на правовую позицию постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 7701/12, инспекция настаивает на том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования, с учетом того обстоятельства, что постановление администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 подлежит применению начиная с 01.01.2014.
Общество "Тамбовские дали", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя. Также в указанном ходатайстве общество просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы налогового органа, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом области решения.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей налогового органа, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществу Тамбовские дали" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 68:20:4028003:11, 68:20:4025001:3, 68:20:0000000:348, 68:20:4022003:14, 68:20:4029002:14, 68:20:4026002:4, 68:20:0000000:1002, 68:20:4029002:17, 68:20:4028004:48 и 68:20:4025001:4.
13.03.2015 обществом "Тамбовские дали" в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация (номер корректировки 1) по земельному налогу за 2014 год, в которой земельный налог, подлежащий уплате в бюджет за указанный налоговый период, исчислен в сумме 334 666 руб.
При этом налогоплательщик исходил из кадастровой стоимости земельных участков в следующем размере: земельный участок с кадастровым номером 68:20:4028003:11-25 386 400 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4025001:3-195 800 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:348-128 480 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4022003:14-102 960 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4029002:14-30 720,58 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4026002:4-15 347,42 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:1002-10 340 198,05 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4029002:17-20 925 643,37 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4028004:48-12 742 020 руб. и земельный участок с кадастровым номером 68:20:4025001:4-204 160 руб.
Инспекция, проведя камеральную налоговую проверку представленной декларации, составила акт проверки от 25.06.2015 N 4216, содержащий вывод о занижении налогоплательщиком земельного налога за 2014 год вследствие занижения налогооблагаемой базы для исчисления налога.
Причиной занижения налогооблагаемой базы для исчисления земельного налога, как это следует из акта проверки, явилось неверное указание налогоплательщиком в налоговой декларации кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков вследствие того, что для исчисления налога им была использована кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2014 на основании справок о кадастровой стоимости от 05.03.2015, полученных от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тамбовской области (далее - управление Росреестра по Тамбовской области), в то время как применению подлежала, по мнению налогового органа, кадастровая стоимость, установленная постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276, действующая с 01.01.2014, с учетом ее изменения вследствие изменения вида разрешенного использования земельных участков по состоянию на 05.02.2014.
Как установила инспекция, кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков по состоянию на 01.01.2014 (с учетом ее изменения вследствие изменения вида разрешенного использования земельных участков по состоянию на 05.02.2014) составляет: земельный участок с кадастровым номером 68:20:4028003:11-83 241 600 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4025001:3-3 640 100 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:348-2 388 560 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4022003:14-1 914 120 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4029002:14-571 010 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4026002:4-285 266 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:1002-33 905 344 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4029002:17-3 506 181 руб., земельный участок с кадастровым номером 68:20:4028004:48-41 780 880 руб. и земельный участок с кадастровым номером 68:20:4025001:4-3 795 520 руб.
Рассмотрев акт, материалы проверки и возражения налогоплательщика, заместитель начальника инспекции принял решение от 19.08.2015 N 3849 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым привлек налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 120 790 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику был доначислен земельный налог в сумме 603 950 руб. и начислены пени в сумме 51 456 руб. по состоянию на дату принятия решения.
Общество "Тамбовские дали" обжаловало решение инспекции от 19.08.2015 N 3849 в порядке, установленном статьями 137 - 141, 101.2 Налогового кодекса, в управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, которое по результатам рассмотрения жалобы решением от 28.10.2015 N 05-11 оставило решение инспекции без изменения, а апелляционную жалобу общества "Тамбовские дали" без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 19.08.2015 N 3849, общество "Тамбовские дали" обратилось с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд Тамбовской области.
Заявленные требования налогоплательщик обосновывал наличием у него права на применение для исчисления земельного налога кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, предоставленной ему 05.03.2015 управлением Росреестра по Тамбовской области, в которых отражены данные по состоянию на 01.01.2014.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из того, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276, были внесены в государственный кадастр только 10.01.2014, а сведения об изменении этой кадастровой стоимости в связи с изменением вида разрешенного использования принадлежащих налогоплательщику земельных участков - 05.02.2014, то есть после 01.01.2014, вследствие чего с учетом положений пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса их результаты не могут быть использованы в исчислении земельного налога в 2014 году.
Соглашаясь с решением суда области, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В частности, статья 388 Налогового кодекса устанавливает обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, производить уплату земельного налога в порядке, установленном главой 31 Налогового кодекса.
Земельный налог, как это следует из статьи 387 Налогового кодекса, устанавливается названным Кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка, как следует из пункта 2 статьи 390 Налогового кодекса, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ, Закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, действующей с 22.07.2014) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, на территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова", опубликованным в газете "Наш город Тамбов", N 48 (219), 14.11.2005.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" с учетом изменений, внесенных в него постановлением от 29.02.2008 N 260 (далее - постановление администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области, внесенные в государственный кадастр недвижимости и действующие с 01.01.2009.
В 2013 году в Тамбовской области проведена очередная оценка кадастровой стоимости земли и постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276, вступающим в силу, как это указано в нем самом, с 01.01.2014, утверждены ее результаты, которыми была увеличена кадастровая стоимость земельных участков.
Первоначальный текст документа опубликован в издании Сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) 13.11.2013.
В государственный кадастр недвижимости новые сведения о кадастровой стоимости земли, в том числе, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 68:20:4025001:3, 68:20:0000000:348, 68:20:4022003:14, 68:20:4026002:4, 68:20:0000000:1002, 68:20:4029002:17, 68:20:4028004:48 и 68:20:4025001:4 внесены, как это следует из письма управления Росреестра по Тамбовской области от 18.06.2015 N 2510, лишь 10.01.2014. По состоянию на 05.02.2014 отраженная в государственном кадастре недвижимости на основании постановления администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 кадастровая стоимость названных земельных участков была изменена в связи с изменением вида их разрешенного использования.
В то же время, по состоянию на 01.01.2014 в государственном кадастре недвижимости была указана кадастровая стоимость земельных участков, определенная на основании постановления администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 с учетом изменений, внесенных в него постановлением от 29.02.2008 N 260.
Инспекция, руководствуясь датой вступления в силу постановления администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276, сочла подлежащей применению в 2014 году для расчета земельного налога новую кадастровую стоимость земельных участков, установленную названным постановлением, с учетом изменения ее с 05.02.2014 вследствие изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков, в связи с чем произвела доначисления земельного налога за указанный период.
Между тем, как обоснованно указал суд области, инспекцией не учтено следующее.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие, что предполагает особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
В указанной связи, как следует из правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О, поскольку акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой оценки земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В частности, в силу пункта 3 названной статьи акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Кодекса).
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Названные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как установлено судом области, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, несмотря на то, что постановление администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276, которым утверждены результаты кадастровой оценки земли в Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013, было опубликовано официально 13.11.2013, то есть более чем за месяц до 01.01.2014, сведения о рассчитанной на основании данного постановления кадастровой стоимости земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости лишь 10.01.2014, а сведения об изменении кадастровой стоимости ряда земельных участков с учетом изменения вида их разрешенного использования - 05.02.2014.
Следовательно, учитывая, что постановление от 11.11.2013 N 1276 относится в части установления кадастровой стоимости к актам законодательства о налогах и сборах, оно вступило в силу в порядке, установленном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса, то есть не ранее, чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, которым для земельного налога является год.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 (в том числе, с учетом ее изменения с 05.02.2014 вследствие изменения вида разрешенного использования земельных участков), может применяться в целях налогообложения, исходя из правила, сформулированного в пункте 1 статьи 5 Налогового кодекса, не ранее 1-го числа очередного налогового периода, следующего за периодом, в котором сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, то есть не ранее 01.01.2015.
Указанное подтверждается также и кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05.03.2015 по состоянию на 01.01.2014, предоставленными управлением Росреестра по Тамбовской области (л.д. 39-48).
В данной связи суд области обоснованно указал, что у налогового органа не имелось оснований для исчисления земельного налога за 2014 год с налоговой базы, определенной исходя из кадастровой стоимости земли, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276.
Оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса, для придания постановлению администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 обратной силы, судом не установлено.
Таким образом, с учетом даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости спорных земельных участков, утвержденной постановлением от 11.11.2013 N 1276, налогоплательщик правомерно при исчислении земельного налога за 2014 год использовал в качестве налоговой базы кадастровую стоимость земельных участков, установленную на основании постановления администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 с учетом изменений, внесенных в него постановлением от 29.02.2008 N 260.
В указанной связи суд области обоснованно признал решение налогового органа о доначислении земельного налога за 2014 год исходя из новой кадастровой стоимости земельного участка не соответствующим законодательству.
Следовательно, поскольку у налогового органа не имелось оснований для определения кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании постановления от 11.11.2013 N 1276, то, соответственно, у него не было и оснований для доначисления налогоплательщику по результатам налоговой проверки земельного налога в сумме 603 950 руб. исходя из указанной кадастровой стоимости.
Арифметическая правильность произведенного обществом расчета земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 68:20:4025001:3, 68:20:0000000:348, 68:20:4022003:14, 68:20:4026002:4, 68:20:0000000:1002, 68:20:4029002:17, 68:20:4028004:48 и 68:20:4025001:4, отраженных в проверяемой налоговой декларации, налоговым органом не оспаривается.
Ссылка налогового органа на правовую позицию, сформулированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 7701/12 применительно к ситуации, когда действующая с начала налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась в результате изменения характеристик этого земельного участка, что влечет возможность пересчета налоговых обязательств с момента такого изменения, не может быть признана апелляционной коллегий обоснованной в рассматриваемом деле.
В силу того, что, как установлено судом, кадастровая стоимость, установленная постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276, будет действовать лишь с 01.01.2015, изменения этой кадастровой стоимости, произведенные в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков, также применимы в целях налогообложения лишь в налоговом периоде 2015 года.
По этим же основаниям отклоняется и ссылка на пункты 2.4 и 2.6 приказа Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, устанавливающие момент определения кадастровой стоимости земельных участков при образовании новых земельных участков, выявлении неучтенных ранее земельных участков и изменении характеристик земельных участков в случае, если такие события произошли после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки.
В силу статьи 75 Налогового кодекса в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, то, с учетом вывода суда об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления земельного налога в сумме 603 950 руб., у него также не имелось оснований и для начисления пеней в сумме 51 456 руб. за несвоевременную уплату налога в бюджет.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Статьей 108 Налогового кодекса установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, в частности, в силу отсутствия события налогового правонарушения (статья 109 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах. Возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела доказано, что налогоплательщиком не занижалась налогооблагаемая база по земельному налогу за 2014 год и подлежащий уплате в бюджет налог, вследствие чего у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ему земельного налога в сумме 603 950 руб., то, соответственно, у налогового органа отсутствовали и основания для применения штрафа за неуплату земельного налога в сумме 120 790 руб.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции. Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что решение арбитражного суда Тамбовской области от 26.04.2016 по делу N А64-476/2016 отмене не подлежит.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Решение арбитражного суда Тамбовской области от 26.04.2016 по делу N А64-476/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
М.Б.ОСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)