Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.12.2015 N 17АП-15879/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-33819/2015

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2015 г. N 17АП-15879/2015-АК

Дело N А60-33819/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
- от заявителя Свердловской областной общественной организации "Благотворительный центр социальной реабилитации молодежи "Вера" (ИНН 6633006963, ОГРН 1036605612108) - председатель Колегов В.В., паспорт, выписка из протокола от 02.04.2015;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области (ИНН 6633001154, ОГРН 1046602082812) - Байгулова Ю.В., удостоверение, доверенность от 12.01.2015;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Свердловской областной общественной организации "Благотворительный центр социальной реабилитации молодежи "Вера"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 сентября 2015 года
по делу N А60-33819/2015,
принятое судьей Гаврюшиным О.В.
по заявлению Свердловской областной общественной организации "Благотворительный центр социальной реабилитации молодежи "Вера"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области
об оспаривании ненормативных правовых актов налогового органа,

установил:

Свердловская областная общественная организация "Благотворительный центр социальной реабилитации молодежи "Вера" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.04.2015 N 94, 95, 96, 97, 98 и отмене взыскания доначисленных земельного налога в сумме 115 711 руб., пеней в сумме 48783 руб. 66 коп. и штрафа в сумме 67357 руб. 93 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что организацией на протяжении длительного срока исправлялась техническая ошибка, допущенная администрацией города при передаче в постоянное бессрочное пользование земельного участка с разрешенным использованием "под базу реабилитационного центра". Ссылается на письмо Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком 21.11.2014 представлены уточненные декларации по земельному налогу за 2009-2013 гг. с заявлением подлежащего уплате налога к уменьшению. По этим декларациям земельный налог, подлежащий уплате за 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г. и 2013 г., составляет 499 руб. за каждый из указанных налоговых периодов. Данная сумма исчислена исходя из льготной налоговой ставки в размере 0,1%, установленной для земель сельскохозяйственного назначения, и исходя из следующей кадастровой стоимости в отношении заявленных налогоплательщиком трех земельных участков:
- участок с кадастровым номером 66:63:2001002:188 - 445 873 руб.;
- участок с кадастровым номером 66:63:2001002:189 - 40 005 руб.;
- участок с кадастровым номером 66:63:202004:1178 - 13 488 руб.
По результатам камеральных проверок указанных деклараций налоговым органом установлено, что налогоплательщиком неверно определена налоговая ставка и налоговая база (кадастровая стоимость): за 2009 год следовало исчислить налог в сумме 45312 руб.; за 2010 год - 36988 руб.; за 2011 год - 28713 руб.; за 2012 год - 4629 руб.; за 2013 год - 2564 руб. Занижение налоговой базы и необоснованное применение пониженной ставки привело к неуплате заявителем земельного налога за 2009-2013 гг. в сумме 115 711 руб.
Указанные нарушения отражены в актах камеральных проверок от 05.03.2015 N 800, 801, 806, 809, 810.
Рассмотрев акты, представленные на них возражения и иные материалы проверок, инспекция вынесла решения от 16.04.2015 N 94, 95, 96, 97, 98 об отказе в привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми заявителю доначислен и предложен к уплате земельный налог на общую сумму 115 711 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 15.06.2015 N 565/15 апелляционная жалоба заявителя на указанные выше решения оставлена без удовлетворения.
Несогласие заявителя с решениями инспекции послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обязанности заявителя по уплате доначисленного земельного налога.
Выводы суда являются правильными, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).
На территории муниципального образования "город Сухой Лог" земельный налог установлен решением Городской Думы данного муниципального образования от 27.10.2005 N 104-РГД.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии со статьей 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из материалов дела установлено, что в соответствии с постановлением главы города Сухой Лог от 16.09.1999 N 1275 заявителю в постоянное пользование представлен земельный участок площадью 35988 кв. м с кадастровым номером 66:63:2001002:99, разрешенное использование - под базу реабилитационного центра.
В связи с уточнением границ населенного пункта села Новопышминское, где расположен данный земельный участок, проведено его межевание, и постановлением Главы городского округа Сухой Лог от 13.07.2010 N 1147-ПТ "О внесении дополнений в постановление Главы муниципального образования город Сухой Лог от 16.09.1999 N 1275" данный земельный участок разделен на 2 участках разных категорий: земли населенных пунктов (25588 кв. м) и земли сельскохозяйственного назначения (10400 кв. м). Последнему присвоен кадастровый номер 66:63:202004:1178.
Постановлением главы городского округа Сухой Лог от 29.09.2010 N 1705-ПГ уточнены границы и площади указанных земельных участков.
Таким образом, у заявителя на праве бессрочного пользования в 2009 году был земельный участок с кадастровым номером 66:63:2001002:99 площадью 35988 кв. м (категория земель не установлена, с разрешенным видом использования - под базу реабилитационного центра); а в 2010 году - два земельных участка: 66:63:2001002:99 (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под базу реабилитационного центра) и 66:63:202004:1178 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под базу реабилитационного центра).
В связи с этим налоговый орган при доначислении земельного налога за 2009 год (л.д. 51 том 1) обоснованно исходил из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:63:2001002:99 на 01.01.2009 и налоговой ставки в размере 0,25%, установленной решением Городской Думы данного муниципального образования от 27.10.2005 N 104-РГД для участков под базами реабилитационных центров (пункт 14.1).
Соответственно, при доначислении земельного налога за 2010 год (л.д. 471 том 1) налоговый орган обоснованно исходил из кадастровой стоимости земельных участков 66:63:2001002:99 и 66:63:202004:1178 на 01.01.2010 и налоговой ставки в размере 0,25% и 0,1% соответственно.
При этом необходимо отметить, что на 01.01.2009 и 01.01.2010 таких объектов налогообложения, как земельные участки с кадастровыми номерами 66:63:2001002:188 и 66:63:2001002:189, еще не существовало. На 01.01.2009 не было также земельного участка 66:63:202004:1178. В связи с чем заявление налогоплательщиком таких объектов (и соответствующих налоговых баз - кадастровых стоимостей) данных участков в уточненных декларациях по земельному налогу за 2009-2010 гг. является неправомерным.
Впоследствии, в 2011 году, земельный участок с кадастровым номером 66:63:2001002:99 разделен на два участка: 66:63:2001002:188 (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под базу реабилитационного центра) и 66:63:2001002:189 (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под базу реабилитационного центра), о чем оформлены свидетельства о государственной регистрации права от 25.04.2011.
На основании заявления налогоплательщика от 23.08.2011 о смене разрешенного использования ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области принято решение N 66/11-31067 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:63:2001002:189 с "базы реабилитационного центра" на "для сельскохозяйственного производства, с расположением фермы, мастерской для ремонта сельхозинвентаря и подсобного производства", в результате, кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 40 005 руб., налоговая ставка в размере 0,1% для данного участка применена с 23.08.2011 (л.д. 35 том 1).
За земельный участок с кадастровым номером 66:63:2001002:99 (который был разделен) земельный налог по ставке 0,25% от кадастровой стоимости на 01.01.2011 исчислен за 4 месяца 2011 г.
За земельный участок с кадастровым номером 66:63:2001002:188 (под базу реабилитационного центра) земельный налог по ставке в размере 0,25% от новой кадастровой стоимости исчислен за 8 месяцев 2011 года.
По земельному налогу за 2012 г. расхождения между налогоплательщиком и налоговым органом (как по налоговой базе, так и налоговой ставке) возникли лишь по участку 66:63:2001002:188. Налоговый орган при расчете базы и ставки исходит из категории "земли населенных пунктов" и разрешенного использования "под базу реабилитационного центра", а заявитель - из фактического использования участка в сельскохозяйственном производстве (л.д. 39).
По налогу за 2013 год инспекцией установлено неверное применение налоговой ставки в размере 0,1% и кадастровой стоимости в размере 445 873 руб. также по земельному участку с кадастровым номером 66:63:2001002:188. В связи с этим в Сухоложский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Свердловской области направлен запрос об изменениях, касающихся этого земельного участка. Из ответа следует, что руководитель организации Колегов В.В. обратился 31.05.2013 с заявлением о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:63:2001002:188. ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области решением от 18.06.2013 N 66/13-100746 об учете изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером 66:63:2001002:188 изменен вид разрешенного использования с "базы реабилитационного центра" на "хозяйства с содержанием животных (коровники, питомники, конюшни)".
В связи со сменой вида разрешенного использования земельного участка с 18.06.2013 налоговым органом произведено доначисление налога исходя из ставки 0,25% и прежней кадастровой стоимости лишь за период с 01.01.2013 по 17.06.2013.
Таким образом, при проведении камеральных налоговых проверок инспекцией учитывались изменения вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, вносимые по заявлению налогоплательщика в государственный кадастр недвижимости.
Заявитель в апелляционной жалобе настаивает, что эти изменения следует учитывать уже на 01.01.2009, поскольку при передаче в постоянное бессрочное пользование земельного участка с разрешенным использованием "под базу реабилитационного центра" администрацией города допущена техническая ошибка.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в указанный кадастр, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в этот кадастр.
Исправление такой ошибки осуществляется на основании решения органа кадастрового учета. При этом заверенная копия такого решения и один экземпляр кадастрового паспорта земельного участка направляются его правообладателю по почте (п. 3 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
Изменение кадастровой стоимости земельного участка влечет ретроспективное применение новой кадастровой стоимости к налоговым обязательствам прошлых налоговых периодов только в связи с техническими ошибками, допущенными органами Росреестра.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21 и письме ФНС России от 25.01.2013 N БС-4-11/959, перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка.
Вместе с тем если изменение границ и вида разрешенного использования, повлиявшее на величину кадастровой стоимости земельного участка, произошло не по причине технической ошибки, а иным обстоятельствам перерасчет земельного налога за прошлые периоды не производится.
В рассматриваемом случае примененная инспекцией кадастровая стоимость земельных участков была установлена на начало налогового периода в соответствии с нормативным правовым актом органа исполнительной власти об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Последующие изменения в государственный кадастр недвижимости, внесенные по инициативе руководителя организации, технической ошибкой не являются, в связи с чем правомерно учтены инспекцией лишь с момента их внесения в кадастр.
Что касается налоговой ставки, здесь необходимо учитывать, что правомерность применения определенной ставки налога до внесения изменений в кадастровые данные о виде разрешенного использования может быть подтверждена наличием решений уполномоченного органа о предоставлении, использовании земельного участка в определенных целях либо об установлении вида разрешенного использования, соответствующих фактическому использованию (постановления Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 N 5743/10, от 20.11.2012 N 7943/12).
Материалами настоящего дела не подтверждено, что решением уполномоченного органа земельный участок был предоставлен налогоплательщику сразу под земли сельскохозяйственного назначения. Напротив, из представленных постановлений главы города следует, что участков предоставлен под базу реабилитационного центра (л.д. 64 том 2).
При таких обстоятельствах основания для применения обществом налоговой ставки в размере 0,1% уже с начала 2009 года являются недоказанными. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
В удовлетворении требований заявителя об отмене взыскания пеней и штрафов суд также отказал правильно, поскольку они не предъявлены оспариваемыми решениями. Иные решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, в настоящем деле не оспариваются. Между тем оспаривание актов или действий налогового органа по взысканию налогов, пени и штрафов (ст. 46-47 НК РФ) возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа (пункт 63 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют, решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 сентября 2015 года по делу N А60-33819/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать со Свердловской областной общественной организации "Благотворительный центр социальной реабилитации молодежи "Вера" (ИНН 6633006963, ОГРН 1036605612108) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Е.В.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)