Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5028/2016) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5067/2016) Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.03.2016 по делу N А70-16240/2015 (судья Бадрызлова М.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "УГМК-Сталь" (ОГРН 1056600304683, ИНН 6606021264)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979)
3-е лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области
о признании незаконным решения от 10.09.2015 N 41875 в части доначисления суммы налогов (авансовых платежей) по земельному налогу за 2014 год в размере 653 722 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Закопайлова А.В. по доверенности от 28.12.2015;
- от заинтересованного лица: Богданова Н.Л. по доверенности от 01.01.2016;
- от 3-го лица: Хмельницкая И.С. по доверенности от 20.04.016;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УГМК-Сталь" (далее - заявитель, ООО "УГМК-Сталь" Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (далее - ИФНС по г. Тюмени N 3, заинтересованное лицо, налоговый орган) от 10.09.2015 N 41875 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов (авансовых платежей) по земельному налогу за 2014 год в размере 653 722 рублей.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне заинтересованного лица было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (3-е лицо, УФНС по Тюменской области)
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.03.2016 по делу N 70-16240/2015 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме и признал недействительным решение ИФНС по г. Тюмени N 3 от 10.09.2015 N 41875 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов (авансовых платежей) по земельному налогу за 2014 год в размере 653 722 рублей.
Кроме того, суд взыскал с заинтересованного лица в пользу заявителя 3000 рублей государственной пошлины.
В обоснование решения суд указал на то, что в уточненной налоговой декларации за 2014 год Обществом применена рыночная стоимость земельного участка, утвержденная решением комиссии от 15.01.2015 N 336, поскольку сведения о кадастровой стоимости, установленные решением комиссии или судом, применяются для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
ИФНС по г. Тюмени N 3 и УФНС по Тюменской области поданы апелляционные жалобы, в которых заинтересованное лицо и третье лицо просят решение суда 1 инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Постановление N 530-п вступает в законную силу и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2015; данное постановление не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям; изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность пересмотра кадастровой стоимости в случае принятия решения комиссии или судом внесены лишь с 01.01.2015 и ранее не действовали; сведения о кадастровая стоимость, установленной решением комиссии могут быть применены для целей налогообложения не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
ООО "УГМК-Сталь" в представленном отзыве указывает на то, что стоимость земельного участка, установленного решением комиссии от 15.01.2015 подлежит применению с 2014 года, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании представители заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель налогоплательщика поддержал в суде доводы, изложенные в отзыве.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. 26.02.2015 ООО "УГМК-Сталь" представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год (корректировка N 1), согласно которой, по земельному участку с кадастровым номером 72:23:0223001:140 исчислен налог в сумме 322 034 рублей.
В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС по г. Тюмени N 3 было установлено неверное применение Обществом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140, в результате занижения суммы налога к уплате в бюджет в размере 688 332 руб. (1 010 366 руб. по данным налогового органа - 322 034 руб. по данным налогоплательщика).
Доначисления были связаны с неправильным, по мнению налогового органа, определением налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 в размере 85 875 730,00 руб., по данным Инспекции - 269 431 019,39 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по земельному налогу за 2014 год заинтересованным лицом было принято решение от 10.09.2015 N 41875 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому доначислен налог к уплате в размере 653 722 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в УФНС России по Тюменской области.
По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом принято решение от 27.10.2015 N 0553, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения, а решения налогового органа без изменения.
Полагая, что решение Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением от 05.03.2016 был принят оспариваемый судебный акт, подлежащий пересмотру в суде апелляционной инстанции.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поданные апелляционные жалобы, находит их не подлежащими удовлетворению, а решение суда первой инстанции законным и обоснованным в связи со следующим.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводиться государственная кадастровая оценка земель (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения определяются Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Государственная кадастровая оценка земель проводиться для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет.
Правительством Тюменской области издано Распоряжению от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области").
В силу данного нормативного акта кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 была утверждена и составляла на 01.01.2007-269 431 019,39 руб.
Как следует из пояснений всех лиц участвующих в деле, именно данная кадастровая стоимость была указана в первоначальной налоговой декларации ООО "УГМК-Сталь" в качестве налоговой базы, налог за 2014 год был уплачен с данной кадастровой стоимости в полном размере.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области по состоянию на 1 января 2011 года, а также признано утратившим силу распоряжение Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области".
Названный нормативный акт Постановлением Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 203-п "О внесении изменений в постановление от 02.12.2013 N 530-п" был дополнен пунктом 3, в соответствии с которым настоящее постановление вступает в силу: для целей налогообложения с 01 января 2015 года; для целей, не связанных с налогообложение, - с 01 января 2014 года.
В соответствии с новым нормативным актом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 составила 252 349 888,71 руб.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность обжалования результаты определения кадастровой стоимости. Данные результаты могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Общество 26.12.2014 обратилось в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п в размере 252 349 885,71 руб. по состоянию на 01.01.2014.
Решением комиссии от 15.01.2015 N 336 была установлена рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 85 875 730 руб. в связи с чем, Обществом была подана уточненная налоговая декларация, и налог на землю за 2014 год был уменьшен до 322 034 руб.
Согласно статье 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в свою очередь, предусмотрено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, в том числе, прилагается кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
Аналогичная норма была внесена в абзац 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с 01.01.2015.
Как было выше сказано, Общество 26.12.2014 обратилось в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
К заявлению прилагалась справка Кадастровой палаты Тюменской области, согласно которой кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 составляла 252 349 885,71 руб.
Решением комиссии от 15.01.2015 N 336 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка, равная его рыночной стоимости, в размере 85 875 730 руб.
Таким образом, с учетом положений статье 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", налогоплательщик обоснованно начал применять для целей налогообложения с 01.01.2014 в качестве налоговой базы рыночную стоимость земельного участка в размере 85 875 730 руб., установленную решением комиссии от 15.01.2015.
Кроме того, как было выше сказано, в силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Суд первой инстанции правильно указал, что согласно представленному ответу Федеральной кадастровой палаты от 14.08.2015 N 14-29/15-6048-СВ кадастровая стоимость спорного земельного участка в период с 28.12.2006 по 10.12.2013 составляла 269 431 019,39 руб., в период с 11.12.2013 по 31.12.2013-252 349 885,71 руб., с 01.01.2014 г. - 85 875 730 руб.
Таким образом, налоговая база определена налогоплательщиком в точном соответствии с данными о кадастровой стоимости кадастра недвижимости.
В апелляционной жалобе налоговые органы указывают на то, что Постановление N 530-п вступает в законную силу и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2015, данное постановление не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то есть в 2014 году.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку, вопреки доводам налогового органа, в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год Обществом применена рыночная стоимость спорного земельного участка.
Следовательно, кадастровая стоимость, установленная Постановлением N 530-п, для целей налогообложения за 2014 год Обществом не применялась.
То обстоятельство, что изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность пересмотра кадастровой стоимости в случае принятия решения комиссии или судом внесены лишь с 01.01.2015 и ранее не действовали, значения не имеет, поскольку до введения этой нормы порядок внесения в кадастр измененной на рыночную кадастровой стоимости был предусмотрен статьями 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который является федеральным законом прямого действия.
Не принимается судом во внимание и указание налогового органа на то, что из содержания статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что сведения о кадастровая стоимость, установленной решением комиссии могут быть применены для целей налогообложения не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, то есть не ранее первой половины 2015 года, когда по заявлению общества утвержденная комиссией стоимость земельного участка была внесена в кадастр.
Из буквального содержания указанной статьи следует, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, должно быть соблюдено одновременно два условия:
- - изменение кадастровой стоимости установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости;
- - изменение кадастровой стоимости установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В конкретной ситуации второе условие наступило также с 01.01.2014 - даты вступления в силу Постановления Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области".
При этом не может быть принято во внимание указание на то, что данное постановление вступило в силу с 01.01.2015 для целей налогообложения, так как имеет значение лишь период, с которого оно действовало для целей оспаривания кадастровой стоимости как несоответствующей существующей в регионе рыночной стоимости.
Таким образом, апелляционная жалоба налоговых органов не подлежит удовлетворению как противоречащая действующим нормам права, а решение суда первой инстанции не подлежит отмене как законное и обоснованное.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате налоговым органом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 и апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.03.2016 по делу N А70-16240/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2016 N 08АП-5028/2016, 08АП-5067/2016 ПО ДЕЛУ N А70-16240/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2016 г. N 08АП-5028/2016, 08АП-5067/2016
Дело N А70-16240/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5028/2016) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5067/2016) Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.03.2016 по делу N А70-16240/2015 (судья Бадрызлова М.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "УГМК-Сталь" (ОГРН 1056600304683, ИНН 6606021264)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979)
3-е лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области
о признании незаконным решения от 10.09.2015 N 41875 в части доначисления суммы налогов (авансовых платежей) по земельному налогу за 2014 год в размере 653 722 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Закопайлова А.В. по доверенности от 28.12.2015;
- от заинтересованного лица: Богданова Н.Л. по доверенности от 01.01.2016;
- от 3-го лица: Хмельницкая И.С. по доверенности от 20.04.016;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УГМК-Сталь" (далее - заявитель, ООО "УГМК-Сталь" Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (далее - ИФНС по г. Тюмени N 3, заинтересованное лицо, налоговый орган) от 10.09.2015 N 41875 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов (авансовых платежей) по земельному налогу за 2014 год в размере 653 722 рублей.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне заинтересованного лица было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (3-е лицо, УФНС по Тюменской области)
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.03.2016 по делу N 70-16240/2015 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме и признал недействительным решение ИФНС по г. Тюмени N 3 от 10.09.2015 N 41875 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налогов (авансовых платежей) по земельному налогу за 2014 год в размере 653 722 рублей.
Кроме того, суд взыскал с заинтересованного лица в пользу заявителя 3000 рублей государственной пошлины.
В обоснование решения суд указал на то, что в уточненной налоговой декларации за 2014 год Обществом применена рыночная стоимость земельного участка, утвержденная решением комиссии от 15.01.2015 N 336, поскольку сведения о кадастровой стоимости, установленные решением комиссии или судом, применяются для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
ИФНС по г. Тюмени N 3 и УФНС по Тюменской области поданы апелляционные жалобы, в которых заинтересованное лицо и третье лицо просят решение суда 1 инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Постановление N 530-п вступает в законную силу и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2015; данное постановление не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям; изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность пересмотра кадастровой стоимости в случае принятия решения комиссии или судом внесены лишь с 01.01.2015 и ранее не действовали; сведения о кадастровая стоимость, установленной решением комиссии могут быть применены для целей налогообложения не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
ООО "УГМК-Сталь" в представленном отзыве указывает на то, что стоимость земельного участка, установленного решением комиссии от 15.01.2015 подлежит применению с 2014 года, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании представители заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель налогоплательщика поддержал в суде доводы, изложенные в отзыве.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. 26.02.2015 ООО "УГМК-Сталь" представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год (корректировка N 1), согласно которой, по земельному участку с кадастровым номером 72:23:0223001:140 исчислен налог в сумме 322 034 рублей.
В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС по г. Тюмени N 3 было установлено неверное применение Обществом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140, в результате занижения суммы налога к уплате в бюджет в размере 688 332 руб. (1 010 366 руб. по данным налогового органа - 322 034 руб. по данным налогоплательщика).
Доначисления были связаны с неправильным, по мнению налогового органа, определением налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 в размере 85 875 730,00 руб., по данным Инспекции - 269 431 019,39 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по земельному налогу за 2014 год заинтересованным лицом было принято решение от 10.09.2015 N 41875 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому доначислен налог к уплате в размере 653 722 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в УФНС России по Тюменской области.
По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом принято решение от 27.10.2015 N 0553, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения, а решения налогового органа без изменения.
Полагая, что решение Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением от 05.03.2016 был принят оспариваемый судебный акт, подлежащий пересмотру в суде апелляционной инстанции.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поданные апелляционные жалобы, находит их не подлежащими удовлетворению, а решение суда первой инстанции законным и обоснованным в связи со следующим.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводиться государственная кадастровая оценка земель (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения определяются Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Государственная кадастровая оценка земель проводиться для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет.
Правительством Тюменской области издано Распоряжению от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области").
В силу данного нормативного акта кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 была утверждена и составляла на 01.01.2007-269 431 019,39 руб.
Как следует из пояснений всех лиц участвующих в деле, именно данная кадастровая стоимость была указана в первоначальной налоговой декларации ООО "УГМК-Сталь" в качестве налоговой базы, налог за 2014 год был уплачен с данной кадастровой стоимости в полном размере.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области по состоянию на 1 января 2011 года, а также признано утратившим силу распоряжение Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области".
Названный нормативный акт Постановлением Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 203-п "О внесении изменений в постановление от 02.12.2013 N 530-п" был дополнен пунктом 3, в соответствии с которым настоящее постановление вступает в силу: для целей налогообложения с 01 января 2015 года; для целей, не связанных с налогообложение, - с 01 января 2014 года.
В соответствии с новым нормативным актом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 составила 252 349 888,71 руб.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность обжалования результаты определения кадастровой стоимости. Данные результаты могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Общество 26.12.2014 обратилось в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п в размере 252 349 885,71 руб. по состоянию на 01.01.2014.
Решением комиссии от 15.01.2015 N 336 была установлена рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 85 875 730 руб. в связи с чем, Обществом была подана уточненная налоговая декларация, и налог на землю за 2014 год был уменьшен до 322 034 руб.
Согласно статье 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в свою очередь, предусмотрено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, в том числе, прилагается кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
Аналогичная норма была внесена в абзац 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с 01.01.2015.
Как было выше сказано, Общество 26.12.2014 обратилось в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
К заявлению прилагалась справка Кадастровой палаты Тюменской области, согласно которой кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 составляла 252 349 885,71 руб.
Решением комиссии от 15.01.2015 N 336 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка, равная его рыночной стоимости, в размере 85 875 730 руб.
Таким образом, с учетом положений статье 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", налогоплательщик обоснованно начал применять для целей налогообложения с 01.01.2014 в качестве налоговой базы рыночную стоимость земельного участка в размере 85 875 730 руб., установленную решением комиссии от 15.01.2015.
Кроме того, как было выше сказано, в силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Суд первой инстанции правильно указал, что согласно представленному ответу Федеральной кадастровой палаты от 14.08.2015 N 14-29/15-6048-СВ кадастровая стоимость спорного земельного участка в период с 28.12.2006 по 10.12.2013 составляла 269 431 019,39 руб., в период с 11.12.2013 по 31.12.2013-252 349 885,71 руб., с 01.01.2014 г. - 85 875 730 руб.
Таким образом, налоговая база определена налогоплательщиком в точном соответствии с данными о кадастровой стоимости кадастра недвижимости.
В апелляционной жалобе налоговые органы указывают на то, что Постановление N 530-п вступает в законную силу и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2015, данное постановление не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то есть в 2014 году.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку, вопреки доводам налогового органа, в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год Обществом применена рыночная стоимость спорного земельного участка.
Следовательно, кадастровая стоимость, установленная Постановлением N 530-п, для целей налогообложения за 2014 год Обществом не применялась.
То обстоятельство, что изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность пересмотра кадастровой стоимости в случае принятия решения комиссии или судом внесены лишь с 01.01.2015 и ранее не действовали, значения не имеет, поскольку до введения этой нормы порядок внесения в кадастр измененной на рыночную кадастровой стоимости был предусмотрен статьями 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который является федеральным законом прямого действия.
Не принимается судом во внимание и указание налогового органа на то, что из содержания статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что сведения о кадастровая стоимость, установленной решением комиссии могут быть применены для целей налогообложения не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, то есть не ранее первой половины 2015 года, когда по заявлению общества утвержденная комиссией стоимость земельного участка была внесена в кадастр.
Из буквального содержания указанной статьи следует, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, должно быть соблюдено одновременно два условия:
- - изменение кадастровой стоимости установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости;
- - изменение кадастровой стоимости установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В конкретной ситуации второе условие наступило также с 01.01.2014 - даты вступления в силу Постановления Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области".
При этом не может быть принято во внимание указание на то, что данное постановление вступило в силу с 01.01.2015 для целей налогообложения, так как имеет значение лишь период, с которого оно действовало для целей оспаривания кадастровой стоимости как несоответствующей существующей в регионе рыночной стоимости.
Таким образом, апелляционная жалоба налоговых органов не подлежит удовлетворению как противоречащая действующим нормам права, а решение суда первой инстанции не подлежит отмене как законное и обоснованное.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате налоговым органом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 и апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.03.2016 по делу N А70-16240/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)