Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 августа 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей Мухина С.М., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 21 по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 по делу N А40-63758/16
принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АШАН" (ОГРН 1027739329408, адрес местонахождения: 141014, Московская область, Мытищинский р-он, г. Мытищи, Осташковское шоссе, д. 1)
к ответчику ИФНС России N 21 по г. Москве (109444, г. Москва, ул. Ферганская, д. 6, к. 2)
о признании недействительным решение,
при участии:
- от заявителя: Балакирев К.В. по дов. от 18.12.2015;
- от ответчика: Мартынова Л.А. по дов. от 21.01.2016;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АШАН" (далее - ООО "АШАН", Общество, Заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 (далее - Инспекция, ИФНС, налоговый орган) о признании недействительным решения ИФНС России N 21 по г. Москве от 05.06.2015 г. N 4064 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2016 г. заявление ООО "АШАН" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ИФНС обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Инспекции при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка уточненного расчета ООО "АШАН" по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2014 года, по результатам которой ИФНС России N 21 по г. Москве вынесено Решение от 05.06.2015 г. N 4064 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как следует из Решения, ООО "АШАН" доначислена сумма налога на имущество организаций (авансовый платеж) размере 2 357 987 руб., пени - 238 186 руб. 59 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 28.12.2015 г. N 21-19/140196 (получено Обществом 27.01.2016 г.) апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, Решение Инспекции от 05.06.2015 г. N 4064 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - без изменения.
Судом первой инстанции оспариваемое решение Инспекции оценено и обоснованно признано незаконным по следующим основаниям.
Общество является плательщиком налога на имущество организаций в отношении объекта недвижимости (помещения) площадью 33 724,8 кв. м с долей (50/100) в праве собственности, расположенного в торговом центре "Город" по адресу г. Москва, Рязанский проспект, д. 2, корп. 2 и имеющего кадастровый номер 77:04:0002003:2171 (далее - "Помещение").
По мнению Инспекции, авансовый платеж по Помещению занижен Обществом в результате неверного отражения налоговой базы по нему.
Основанием для такого вывода служит позиция Инспекции о неправомерном применении Обществом порядка расчета налоговой базы по налогу на имущество, предусмотренного пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ.
Инспекция считает, что налогоплательщик неверно исчисляет налог на имущество исходя из кадастровой стоимости здания (кадастровый номер 77:04:0002003:1180), а не исходя из кадастровой стоимости Помещения, определенной на основании справочной информации Росреестра.
Заявитель считает, что справочная стоимость не может использоваться в целях налога на имущество, поскольку она не является утвержденной в правовом смысле действующего в спорный период законодательства. В связи с этим, руководствуясь нормами статьи 378.2 НК РФ, Общество определило налоговую базу Помещения исходя кадастровой стоимости здания.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них определяется, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке. Поэтому для того, чтобы кадастровая стоимость конкретного помещения могла быть принята для исчисления налога на имущество, необходимо, чтобы такая кадастровая стоимость была утверждена уполномоченным органом исполни официально опубликована.
Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - "Закон N 135-ФЗ") в редакции 2014 года под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки (абзац 8 статьи 3 Закона N 135-ФЗ). Иного способа определения кадастровой стоимости не предусмотрено.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Законом N 135-ФЗ и включает в себя совокупность следующих действий (статья 24.11 Закона N 135-ФЗ в редакции от 23.07.2013 г. (по состоянию на 01.01.2014 г.):
- - принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- - формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- - отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
- - определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
- - экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
- - утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- - опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;
- - внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта РФ либо в определенных случаях по решению органов местного самоуправления (абзац 1 статьи 24.12 Закона N 135-ФЗ). Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (абзац 2 статьи 24.12 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, в целях исчисления налога на имущество организаций при определении налоговой базы в отношении объектов недвижимости применяется только та кадастровая стоимость, которая является результатом кадастровой оценки, утверждена уполномоченным органом субъекта РФ и официально опубликована.
До утверждения кадастровой стоимости уполномоченным органом субъекта РФ кадастровая стоимость не может считаться утвержденной в установленном законом порядке и, соответственно, определенной для целей пункта 6 статьи 378.2 НК РФ.
Данный вывод корреспондирует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 г. N 15534/13, согласно которой правовые последствия государственной кадастровой оценки наступают с момента вступления в силу нормативно-правового акта субъекта РФ об утверждении результатов кадастровой оценки.
Вывод Инспекции о том, что налог на имущество организаций в отношении Помещения в данном случае должен исчисляться исходя из его кадастровой стоимости, определенной в соответствии со справочной информацией Росреестра, а не по правилам пункта 6 статьи 378.2 НК РФ (то есть как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания), не соответствует положениям ст. 378.2 НК РФ.
Использование кадастровой стоимости Помещения, определенной по данным Росреестра г. Москвы, не соответствует требованиям пунктов 1, 2, 7, 10 статьи 378.2 НК РФ, поскольку такая кадастровая стоимость не может быть признана в качестве "утвержденной в установленном порядке". Нормы НК РФ прямо устанавливают, что кадастровая стоимость признается "утвержденной в установленном порядке".
Единственное исключение из правила об определении налоговой базы исходя из утвержденной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости предусмотрено пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ, согласно которому в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Так, в субъекте РФ, городе федерального значения Москве, Московской городской Думой 20 ноября 2013 года принят Закон г. Москвы N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - "Закон N 64"), вступивший в силу с 1 января 2014 года.
Согласно этому Закону на территории г. Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 г. N 772-ПП (далее - "Постановление N 772-ПП") в соответствии с Законом N 64 и пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - "Перечень"). В Перечне по адресу г. Москва, Рязанский проспект, д. 2, корп. 2 значится только один объект недвижимости, имеющий кадастровый номер 77:04:0002003:1180 (N п/п 938 Перечня) - само здание торгового центра. Помещения ООО "АШАН", расположенного в данном торговом комплексе, в Перечне нет.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП (далее - "Постановление N 752-ПП") утверждены Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в г. Москве (в порядке пункта 2 статьи 378.2 НК РФ), в том числе торгового центра, расположенного по адресу г. Москва, Рязанский проспект, д. 2, корп. 2, в размере 9 791 218 477,66 руб. (N п/п 20766). Информация о кадастровой стоимости Помещения отсутствует.
Таким образом, самостоятельная кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества (помещения), находящегося в собственности ООО "АШАН", не определена.
Налоговый орган не приводит доказательств того, что определенная ею кадастровая стоимость Помещения как отдельного объекта недвижимого имущества утверждена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, а также не оспаривает тот факт, что кадастровая стоимость Здания утверждена в установленном порядке.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости Помещения, но при наличии утвержденной кадастровой стоимости Здания Общество правомерно рассчитало налог на имущество организаций в отношении Помещения, применив пункт 6 статьи 378.2 НК РФ, а именно: путем определения налоговой базы по Помещению через его долю в кадастровой стоимости здания торгового комплекса.
Довод Инспекции об определении кадастровой стоимости Помещения на основании справочной информации Росреестра, судом первой инстанции правильно отклонен исходя из следующего.
Как было указано выше, в целях исчисления налога на имущество организаций при определении налоговой базы в отношении объектов недвижимости применяется только та кадастровая стоимость, которая является результатом государственной кадастровой оценки, утверждена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и официально опубликована.
Для 2014 года кадастровая стоимость объектов недвижимости была утверждена 26.11.2013 Постановлением Правительства Москвы N 752-ПП. Данный документ официально опубликован на сайте Правительства Москвы.
Из анализа перечисленных выше нормативных актов следует, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций на основании ст. 378.2 НК РФ на 2014 год является Постановление Правительства г. Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные о сведений содержащихся в Постановлении N 752-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками и не приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Следовательно, представленные Инспекцией данные о кадастровой стоимости Помещения не подтверждены, а использование кадастровой стоимости, не утвержденной в установленном порядке, при расчете налоговой базы неправомерно.
При этом пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено специальное правило определения кадастровой стоимости помещений в здании, включенном в перечень, в отношении которых соответствующим нормативным актом кадастровая стоимость не определена, при наличии определенной кадастровой стоимости самого здания.
Согласно указанному положению пункта 6 статьи 378.2 НК РФ кадастровая стоимость помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Никаким иным образом, кадастровая стоимость помещения в здании, входящем в перечень, в том числе на основании кадастровых справок и иным образом, определению не подлежит.
Поскольку для принадлежащего налогоплательщику на праве общей долевой собственности помещения, с кадастровым номером 77:04:0002003:2171. не была определена его кадастровая стоимость в Постановлении N 752-ПП, то на основании пункта 6 статьи 378.2 НК РФ кадастровая стоимость этого помещения должна быть определена исходя из доли его площади в общей площади всего здания и его кадастровой стоимости, установленной в Постановлении N 752-ПП. что и было сделано обществом при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций и суммы авансового платежа по налогу на имущество за 1 квартал 2014 года.
Произведенный налогоплательщиком в декларации и отраженный в заявлении расчет кадастровой стоимости помещения исходя из доли его площади в общей площади здания, а также суммы авансового платежа по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2014 г. соответствует положениям пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, а также данным о кадастровой стоимости здания указанным в Постановлении N 752-ПП и площади помещения и здания в кадастровых паспортах.
Произведенный налоговым органом расчет кадастровой стоимости помещения в здании, для которого не определена его кадастровая стоимость в порядке установленном Законом N 135-ФЗ, то есть на основании результатов государственной кадастровой оценки в нормативном акте Правительства Москвы - Постановлении N 752-ПП, с нарушением специального порядке установленного для такого случая пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ на основании данных о кадастровой стоимости из ответа Росреестра, является незаконным и неправомерным, в связи с чем, с учетом правильного определения налогоплательщиком налоговой базы исходя из доли площади помещения в общей площади здания и его кадастровой стоимости, а также отсутствие возражений и проверки произведенного расчета со стороны Инспекции, никаких оснований для перерасчета кадастровой стоимости и изменения отраженной в декларации налоговой базы за 1 квартал 2014 года у налогового органа не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что ООО "АШАН" правомерно определил налоговую базу и сумму авансового платежа по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2014 года в отношении помещения с кадастровым номером 77:04:0002003:2171 на основании пункта 6 статьи 378.2 НК РФ ввиду отсутствия определения кадастровой стоимости этого помещения в Постановлении N 752-ПП, никаких оснований для перерасчета определенной кадастровой стоимости и налоговой базы по налогу, а также начисления авансового платежа, исходя из данных о кадастровой стоимости помещения, полученных от Росреестра у налогового органа не имелось, в связи с чем, оспариваемое решение ИФНС от 05.06.2015 г. N 4064 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 по делу N А40-63758/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
М.В.КОЧЕШКОВА
Судьи
С.М.МУХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2016 N 09АП-32358/2016 ПО ДЕЛУ N А40-63758/16
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2016 г. N 09АП-32358/2016
Дело N А40-63758/16
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 августа 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей Мухина С.М., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 21 по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 по делу N А40-63758/16
принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АШАН" (ОГРН 1027739329408, адрес местонахождения: 141014, Московская область, Мытищинский р-он, г. Мытищи, Осташковское шоссе, д. 1)
к ответчику ИФНС России N 21 по г. Москве (109444, г. Москва, ул. Ферганская, д. 6, к. 2)
о признании недействительным решение,
при участии:
- от заявителя: Балакирев К.В. по дов. от 18.12.2015;
- от ответчика: Мартынова Л.А. по дов. от 21.01.2016;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АШАН" (далее - ООО "АШАН", Общество, Заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 (далее - Инспекция, ИФНС, налоговый орган) о признании недействительным решения ИФНС России N 21 по г. Москве от 05.06.2015 г. N 4064 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2016 г. заявление ООО "АШАН" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ИФНС обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Инспекции при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка уточненного расчета ООО "АШАН" по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2014 года, по результатам которой ИФНС России N 21 по г. Москве вынесено Решение от 05.06.2015 г. N 4064 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как следует из Решения, ООО "АШАН" доначислена сумма налога на имущество организаций (авансовый платеж) размере 2 357 987 руб., пени - 238 186 руб. 59 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 28.12.2015 г. N 21-19/140196 (получено Обществом 27.01.2016 г.) апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, Решение Инспекции от 05.06.2015 г. N 4064 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - без изменения.
Судом первой инстанции оспариваемое решение Инспекции оценено и обоснованно признано незаконным по следующим основаниям.
Общество является плательщиком налога на имущество организаций в отношении объекта недвижимости (помещения) площадью 33 724,8 кв. м с долей (50/100) в праве собственности, расположенного в торговом центре "Город" по адресу г. Москва, Рязанский проспект, д. 2, корп. 2 и имеющего кадастровый номер 77:04:0002003:2171 (далее - "Помещение").
По мнению Инспекции, авансовый платеж по Помещению занижен Обществом в результате неверного отражения налоговой базы по нему.
Основанием для такого вывода служит позиция Инспекции о неправомерном применении Обществом порядка расчета налоговой базы по налогу на имущество, предусмотренного пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ.
Инспекция считает, что налогоплательщик неверно исчисляет налог на имущество исходя из кадастровой стоимости здания (кадастровый номер 77:04:0002003:1180), а не исходя из кадастровой стоимости Помещения, определенной на основании справочной информации Росреестра.
Заявитель считает, что справочная стоимость не может использоваться в целях налога на имущество, поскольку она не является утвержденной в правовом смысле действующего в спорный период законодательства. В связи с этим, руководствуясь нормами статьи 378.2 НК РФ, Общество определило налоговую базу Помещения исходя кадастровой стоимости здания.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них определяется, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке. Поэтому для того, чтобы кадастровая стоимость конкретного помещения могла быть принята для исчисления налога на имущество, необходимо, чтобы такая кадастровая стоимость была утверждена уполномоченным органом исполни официально опубликована.
Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - "Закон N 135-ФЗ") в редакции 2014 года под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки (абзац 8 статьи 3 Закона N 135-ФЗ). Иного способа определения кадастровой стоимости не предусмотрено.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Законом N 135-ФЗ и включает в себя совокупность следующих действий (статья 24.11 Закона N 135-ФЗ в редакции от 23.07.2013 г. (по состоянию на 01.01.2014 г.):
- - принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- - формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- - отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
- - определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
- - экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
- - утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- - опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;
- - внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта РФ либо в определенных случаях по решению органов местного самоуправления (абзац 1 статьи 24.12 Закона N 135-ФЗ). Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (абзац 2 статьи 24.12 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, в целях исчисления налога на имущество организаций при определении налоговой базы в отношении объектов недвижимости применяется только та кадастровая стоимость, которая является результатом кадастровой оценки, утверждена уполномоченным органом субъекта РФ и официально опубликована.
До утверждения кадастровой стоимости уполномоченным органом субъекта РФ кадастровая стоимость не может считаться утвержденной в установленном законом порядке и, соответственно, определенной для целей пункта 6 статьи 378.2 НК РФ.
Данный вывод корреспондирует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 г. N 15534/13, согласно которой правовые последствия государственной кадастровой оценки наступают с момента вступления в силу нормативно-правового акта субъекта РФ об утверждении результатов кадастровой оценки.
Вывод Инспекции о том, что налог на имущество организаций в отношении Помещения в данном случае должен исчисляться исходя из его кадастровой стоимости, определенной в соответствии со справочной информацией Росреестра, а не по правилам пункта 6 статьи 378.2 НК РФ (то есть как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания), не соответствует положениям ст. 378.2 НК РФ.
Использование кадастровой стоимости Помещения, определенной по данным Росреестра г. Москвы, не соответствует требованиям пунктов 1, 2, 7, 10 статьи 378.2 НК РФ, поскольку такая кадастровая стоимость не может быть признана в качестве "утвержденной в установленном порядке". Нормы НК РФ прямо устанавливают, что кадастровая стоимость признается "утвержденной в установленном порядке".
Единственное исключение из правила об определении налоговой базы исходя из утвержденной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости предусмотрено пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ, согласно которому в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Так, в субъекте РФ, городе федерального значения Москве, Московской городской Думой 20 ноября 2013 года принят Закон г. Москвы N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - "Закон N 64"), вступивший в силу с 1 января 2014 года.
Согласно этому Закону на территории г. Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 г. N 772-ПП (далее - "Постановление N 772-ПП") в соответствии с Законом N 64 и пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - "Перечень"). В Перечне по адресу г. Москва, Рязанский проспект, д. 2, корп. 2 значится только один объект недвижимости, имеющий кадастровый номер 77:04:0002003:1180 (N п/п 938 Перечня) - само здание торгового центра. Помещения ООО "АШАН", расположенного в данном торговом комплексе, в Перечне нет.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП (далее - "Постановление N 752-ПП") утверждены Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в г. Москве (в порядке пункта 2 статьи 378.2 НК РФ), в том числе торгового центра, расположенного по адресу г. Москва, Рязанский проспект, д. 2, корп. 2, в размере 9 791 218 477,66 руб. (N п/п 20766). Информация о кадастровой стоимости Помещения отсутствует.
Таким образом, самостоятельная кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества (помещения), находящегося в собственности ООО "АШАН", не определена.
Налоговый орган не приводит доказательств того, что определенная ею кадастровая стоимость Помещения как отдельного объекта недвижимого имущества утверждена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, а также не оспаривает тот факт, что кадастровая стоимость Здания утверждена в установленном порядке.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости Помещения, но при наличии утвержденной кадастровой стоимости Здания Общество правомерно рассчитало налог на имущество организаций в отношении Помещения, применив пункт 6 статьи 378.2 НК РФ, а именно: путем определения налоговой базы по Помещению через его долю в кадастровой стоимости здания торгового комплекса.
Довод Инспекции об определении кадастровой стоимости Помещения на основании справочной информации Росреестра, судом первой инстанции правильно отклонен исходя из следующего.
Как было указано выше, в целях исчисления налога на имущество организаций при определении налоговой базы в отношении объектов недвижимости применяется только та кадастровая стоимость, которая является результатом государственной кадастровой оценки, утверждена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и официально опубликована.
Для 2014 года кадастровая стоимость объектов недвижимости была утверждена 26.11.2013 Постановлением Правительства Москвы N 752-ПП. Данный документ официально опубликован на сайте Правительства Москвы.
Из анализа перечисленных выше нормативных актов следует, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций на основании ст. 378.2 НК РФ на 2014 год является Постановление Правительства г. Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные о сведений содержащихся в Постановлении N 752-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками и не приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Следовательно, представленные Инспекцией данные о кадастровой стоимости Помещения не подтверждены, а использование кадастровой стоимости, не утвержденной в установленном порядке, при расчете налоговой базы неправомерно.
При этом пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено специальное правило определения кадастровой стоимости помещений в здании, включенном в перечень, в отношении которых соответствующим нормативным актом кадастровая стоимость не определена, при наличии определенной кадастровой стоимости самого здания.
Согласно указанному положению пункта 6 статьи 378.2 НК РФ кадастровая стоимость помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Никаким иным образом, кадастровая стоимость помещения в здании, входящем в перечень, в том числе на основании кадастровых справок и иным образом, определению не подлежит.
Поскольку для принадлежащего налогоплательщику на праве общей долевой собственности помещения, с кадастровым номером 77:04:0002003:2171. не была определена его кадастровая стоимость в Постановлении N 752-ПП, то на основании пункта 6 статьи 378.2 НК РФ кадастровая стоимость этого помещения должна быть определена исходя из доли его площади в общей площади всего здания и его кадастровой стоимости, установленной в Постановлении N 752-ПП. что и было сделано обществом при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций и суммы авансового платежа по налогу на имущество за 1 квартал 2014 года.
Произведенный налогоплательщиком в декларации и отраженный в заявлении расчет кадастровой стоимости помещения исходя из доли его площади в общей площади здания, а также суммы авансового платежа по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2014 г. соответствует положениям пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, а также данным о кадастровой стоимости здания указанным в Постановлении N 752-ПП и площади помещения и здания в кадастровых паспортах.
Произведенный налоговым органом расчет кадастровой стоимости помещения в здании, для которого не определена его кадастровая стоимость в порядке установленном Законом N 135-ФЗ, то есть на основании результатов государственной кадастровой оценки в нормативном акте Правительства Москвы - Постановлении N 752-ПП, с нарушением специального порядке установленного для такого случая пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ на основании данных о кадастровой стоимости из ответа Росреестра, является незаконным и неправомерным, в связи с чем, с учетом правильного определения налогоплательщиком налоговой базы исходя из доли площади помещения в общей площади здания и его кадастровой стоимости, а также отсутствие возражений и проверки произведенного расчета со стороны Инспекции, никаких оснований для перерасчета кадастровой стоимости и изменения отраженной в декларации налоговой базы за 1 квартал 2014 года у налогового органа не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что ООО "АШАН" правомерно определил налоговую базу и сумму авансового платежа по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2014 года в отношении помещения с кадастровым номером 77:04:0002003:2171 на основании пункта 6 статьи 378.2 НК РФ ввиду отсутствия определения кадастровой стоимости этого помещения в Постановлении N 752-ПП, никаких оснований для перерасчета определенной кадастровой стоимости и налоговой базы по налогу, а также начисления авансового платежа, исходя из данных о кадастровой стоимости помещения, полученных от Росреестра у налогового органа не имелось, в связи с чем, оспариваемое решение ИФНС от 05.06.2015 г. N 4064 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 по делу N А40-63758/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
М.В.КОЧЕШКОВА
Судьи
С.М.МУХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)