Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2017 N 13АП-7163/2017, 13АП-7165/2017 ПО ДЕЛУ N А56-92393/2015

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. N 13АП-7163/2017, 13АП-7165/2017

Дело N А56-92393/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Лущаева С.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Марковой М.М. по доверенности от 25.08.2016
от заинтересованного лица: Ульяновой Н.Л. по доверенности от 09.01.2017
от 3-х лиц: 1) не явился (извещен)
2) Бабенецкого О.В. по доверенности от 11.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-7163/2017, 13АП-7165/2017) ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области, УФНС России по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2017 по делу N А56-92393/2015 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
заинтересованное лицо: ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области
3-и лица: 1) МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 6
2) УФНС России по Ленинградской области
об обязании
установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании возвратить Инспекцию Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области, Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) излишне взысканные суммы налога, пени, штрафа, указанные в требовании ИФНС России по Лужскому району Ленинградской N 3693 б/д: налог в размере 53725 руб. 00 коп., пени - 17215 руб. 22 коп., штраф - 10745 руб. 00 коп., с начислением процентов на данные суммы в порядке, предусмотрено статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 14.02.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
УФНС России по Ленинградской области, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, также, не согласившись с решением суда первой инстанции, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители налоговых органов поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов производится в порядке, установленном главой 12 названного Кодекса.
Порядок возврата (зачета) налоговыми органами сумм излишне уплаченных (перечисленных) налогоплательщиком, налоговым агентом или плательщиком сборов налогов, пеней и штрафов установлен статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей. Правила, установленные статьей 79 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 9 статьи 79 НК РФ).
Излишняя уплата налога имеет место в тех случаях, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно: было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой оспариваемая сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения такой обязанности - самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 20.04.2010 N 17413/09, указала следующее. Исходя из п. п. 1, 3, 9 ст. 79 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) в случае излишнего взыскания с него соответствующих сумм налогов, сборов, пошлины вправе выбрать способ защиты нарушенного права: обращение в инспекцию с заявлением о возврате или в суд с имущественным требованием (Определение Верховного суда РФ от 11.08.2016 N 309-КГ16-5644 по делу А76-8183/2015).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - МИФНС N 6) в 2009 году проведена комплексная выездная проверка ОАО "РЖД" и всех его обособленных подразделений (филиалов, представительств, структурных подразделений), в том числе по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы иностранных организаций, акцизов, ЕСН и НДФЛ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.
По результатам выездной налоговой проверки МИФНС N 6 принято решение о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения N 13-11/614343 от 20.11.2009, которым налогоплательщику начислены налоги, пени, штрафы: недоимка по налогу на прибыль организаций - 615 509 011 руб., пени - 47 622 646 руб., штраф по статье 122 НК РФ - 33 164 421 руб.; недоимка по НДС - 621 311 385 руб., сумма НДС, излишне заявленная к возмещению из бюджета - 293 031 598 руб.; недоимка по водному налогу - 11 990 187 руб., пени - 2 782 198 руб., штраф по статье 122 НК РФ - 2 398 037 руб.; недоимка по НДПИ - 3 508 807 руб., пени - 753 082 руб., штраф - 701 761 руб.; недоимка по налогу на доходы иностранных организаций - 1 297 485 руб.; недоимка по ЕСН - 21 276 285 руб.; пени - 4 315 368 руб., штраф по статье 122 НК РФ - 3 426 667 руб.; недоимка по НДФЛ - 6 148 224 руб., сумма НДФЛ, подлежащая удержанию и перечислению - 38 469 678 руб., пени - 20 361 013 руб., штраф по статьям 123, 126 НК РФ - 3 426 667 руб.
Решением Федеральной налоговой службы России по апелляционной жалобе от 30.03.2010 N 9-1-08/0289@ решение МИФНС N 6 изменено путем отмены в части начисления НДФЛ по пунктам 2.1.3 и 2.1.4 в размере 29 732 руб., начисления НДС по пунктам 2.8.2.1 и 2.8.3.1 в размере 332 187 руб., соответствующих пеней и штрафов, в остальной части оставлено без изменения.
На основании указанного решения ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области выставила требование N 3693 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.04.2010 на сумму 81 685,22 руб.
ОАО "РЖД" указанные в требовании N 3693 суммы недоимки, пени и штрафов уплачены, что подтверждено, в том числе представленными платежными поручениями от 06.05.2010 N 435, N 436, N 437.
Не согласившись с результатами выездной налоговой проверки, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения МИФНС N 6 от 20.11.2009 N 13-11/614343.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2012 по делу N А40-47856/10-107-250, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 и Постановлением ФАС Московского округа от 05.12.2012, признано недействительным решение МИФНС N 6 от 20.11.2009 N 13-11/614343 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 09.04.2010 N 755 в части: начисления и уплаты недоимки по НДФЛ в размере 4 246 252 руб., соответствующих пеней и штрафа по статье 123 НК РФ; начисление пеней по НДФЛ пп. 2.1.2.1 п. 2.1.2 Октябрьской железной дороги в размере 1 213 071,36 руб.; удержания и предложения перечислить НДФЛ в размере 37 090 513 руб., с уплатой соответствующих штрафов по статье 123 НК РФ; привлечения к ответственности по статье 126 НК РФ с уплатой штрафа в размере 47 300 руб.; начисления и уплаты недоимки по ЕСН в размере 16 759 505 руб., соответствующих пеней и штрафа по статье 122 НК РФ; начисления и уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций в размере 190 977 457 руб., соответствующих пеней и штрафа по статье 122 НК РФ; начисления и уплаты недоимки по НДС в размере 199 859 451,50 руб.; уменьшения НДС, предъявленного к возмещению из бюджета, в размере 51 457 944 руб.; начисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций в размере 1 296 711,44 руб., соответствующих пеней и штрафа по статье 123 НК РФ; начисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в размере 3 508 807,26 руб., соответствующих пеней и штрафа по статье 122 НК РФ; начисления и уплаты водного налога в размере 11 981 497 руб., соответствующих пеней и штрафа по статье 122 НК РФ; в удовлетворении требований ОАО "РЖД" к МИФНС N 6 о признании недействительными решение от 20.11.2009 N 13-11/614343 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 09.04.2010 N 755 в части: удержания и предложения перечислить НДФЛ по п. 2.1.1 решения по Восточно-Сибирской железной дороге в размере 42 573 руб.; начисления и уплаты недоимки по ЕСН по п. 2.2.1 решения по Забайкальской железной дороге в размере 332 513 руб.; начисления и уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций по подпункту "Д" п. 2.6.2 решения по Юго-Восточной железной дороге в размере 175 836 руб., по подпункту "Г" п. 2.6.5 по Октябрьской железной дороге в размере 216 452 руб.; начисления и уплаты соответствующих пеней и штраф на недоимку по НДФЛ, ЕСН и налогу на прибыль организаций по статьям 122, 123 НК РФ, отказано.
Как следует из представленного МИФНС N 6 отзыва, по мере получения судебных актов по N А40-47856/10-107-250 МИ ФНС N 6 направила письмами от 31.08.2012 N 13-19/00770дсп@, от 15.02.2013 N 13/00185дсп@ указанные судебные акта на исполнение в Управления ФНС по субъектам Российской Федерации.
Вплоть до 28.02.2013 в решение Арбитражного суда города Москвы вносились исправления как в мотивировочной, так и в резолютивной частях относительно спорных сумм, указанных в признанном частично недействительным решении.
11.03.2013 ОАО "РЖД" обратилось в ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области с заявлением N С-3 ОЦОУ-7/513 об осуществлении возврата оспоренных сумм, доначисленных и уплаченных согласно решению от 20.11.2009 N 13-11/614343, согласно требованию N 3693.
Письмом от 29.03.2013 N 05-07/02440 Инспекция отказала в возврате указанных сумм налога, пени, штрафа, сообщив, что "в связи с закрытием и снятием с налогового учета обособленного подразделения", обращаться с заявлением необходимо в налоговый орган по месту учета.
Факт излишнего взыскания налога в размере 53 725,00 руб., пени в размере 17 215,22 руб., штрафа в размере 10 745,00 руб. подтвержден материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Доказательств наличия у налогоплательщика недоимки по налогам, пени и налоговых санкций в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах указанные суммы подлежат возврату на расчетный счет обществу как незаконно взысканные.
Из содержания п. 3 ст. 79 НК РФ следует, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Заявление в арбитражный суд может быть подано в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, данная норма не препятствует в случае пропуска налогоплательщиком указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 79 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что п. 7 ст. 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В то же время применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
В п. 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 указано, что в силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной ст. 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Права налогоплательщика могут быть нарушены в результате принятых решений, действий (бездействия) налогового органа.
В рассматриваемом случае днем, когда налогоплательщик узнал о нарушении своего права на своевременный возврат налога, пеней, штрафов следует считать день, когда общество получило решение Инспекции, которым фактически отказано в возврате излишне взысканных налоговых платежей (письмо от 29.03.2013 N 05-07/02440), в то время как в арбитражный суд с соответствующим заявлением обратилось в пределах трехлетнего срока - 07.12.2015.
Согласно п. 3 ст. 79 НК РФ в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п. 5 названной статьи, процентов на эту сумму.
В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 9 ст. 79 НК РФ предусмотрено, что такие же правила применяются в отношении возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафа.
Поскольку решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 20.11.2009 N 13-11/614343 в части спорных сумм налога, пеней и штрафа по заявлению ОАО "РЖД" признано судом недействительным в рамках рассмотрения арбитражного дела N А40-47856/10, неправомерно начисленная сумма задолженности, которая уплачена налогоплательщиком в бюджет, подлежит возврату обществу с начислением налоговым органом процентов в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 79 НК РФ.
Системный анализ положений ст. 79 НК РФ в совокупности с пп. 5 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 30 и пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ позволяет сделать вывод об отсутствии у налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения, снятого с учета, правовых оснований к отказу в возврате сумм излишне взысканного налога из бюджета, в который произошла переплата, учитывая, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами. По поданным и не рассмотренным налоговым заявлениям налоговый орган по прежнему месту учета соответствующего налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а также совершить необходимые действия, связанные с принятием и исполнением этих решений.
По состоянию на дату подачи заявления о возврате излишне взысканных налогов, пени и штрафа (11.03.2011) общество состояло на налоговом учете в ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области - по месту нахождения обособленного подразделения Гатчинской дистанции пути - структурного подразделения Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (уведомление о поставке на учет от 14.06.2012 N 1251015), в связи с чем правовые основания для отказа в возврате излишне взысканных сумм у налогового органа не имелось.
Кроме того, общество с 02.05.2012 состоит на налоговом учете в ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области по месту нахождения структурного подразделения.
При этом, территориальные органы Федеральной налоговой службы образуют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
На основании изложенного, заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2017 по делу N А56-92393/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
С.В.ЛУЩАЕВ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)