Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Административный истец ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья: Е.В. Потехина
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарева, В.В. Лукьянченко, при секретаре С., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева административное дело по апелляционной жалобе МИФНС России N 8 по Ярославской области на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 года по административному иску МИФНС России N 8 по Ярославской области к В. о взыскании обязательных платежей, пени
МИФНС России N 8 по Ярославской области обратилась суд с указанным выше административным иском к В., ссылаясь на ненадлежащее исполнение ею обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 года постановлено: административное исковое заявление МИФНС России N 8 по Ярославской области к В. о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично; взыскать с В. в пользу МИФНС России N 8 по Ярославской области пени по налогу на имущество физических лиц в размере *** р. В удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 8 по Ярославской области ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании земельного налога в отношении земельного участка, расположенного в ***.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Установлено, что в органах государственного кадастрового учета содержатся сведения о том, что на основании договора от 1 января 2005 года в постоянном бессрочном пользовании у В. находится земельный участок в ***.
Однако 17 сентября 2015 года проведенной Минэкономразвития России проверкой по обращению В. установлено, что сведения о правах В. на данный земельный участок внесены в результате допущенной кадастровой ошибки, которую надлежит исправить.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска в указанной части, суд исходил из того, что отсутствие сведений о государственной регистрации прав В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не дает оснований на признания ее плательщиком земельного налога на данное имущество.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2).
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции на тот же юридически значимый период) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Пунктом 2 ст. 8.1, пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2).
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с названными нормами материального права в их связи с положениями п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, анализ которых приведен выше в апелляционном определении, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что право постоянного бессрочного пользования В. на земельный участок не зарегистрировано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по данному делу достаточно сведений из государственного кадастра недвижимости, несмотря на противоречие их сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно п. 2, п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс РФ вводится в действие со дня его официального опубликования, то есть с 30 октября 2001 года.
Пунктом 1 ст. 3 названного Федерального закона определено, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, действовавшей на момент направлений уведомления и требований об уплате налога) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Из изложенного следует, что закон не допускал предоставление земельных участков гражданам в постоянное пользование после 30 октября 2001 года и требовал проведения обязательной государственной регистрации такого права в отношении ранее предоставленных земельных участков.
При таком положении с учетом конкретных обстоятельств дела можно сделать вывод о том, что необходимым условием для признания В. плательщиком земельного налога, по поводу которого возник спор, являлось предоставление в налоговые органы сведений о государственной регистрации права бессрочного пользования В. на земельный участок.
Поскольку указанное условие отсутствовало, вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска судебная коллегия признает верным.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-16031/2016
Требование: О взыскании обязательных платежей, пени.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Административный истец ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2016 г. по делу N 33а-16031
судья: Е.В. Потехина
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарева, В.В. Лукьянченко, при секретаре С., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева административное дело по апелляционной жалобе МИФНС России N 8 по Ярославской области на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 года по административному иску МИФНС России N 8 по Ярославской области к В. о взыскании обязательных платежей, пени
установила:
МИФНС России N 8 по Ярославской области обратилась суд с указанным выше административным иском к В., ссылаясь на ненадлежащее исполнение ею обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 года постановлено: административное исковое заявление МИФНС России N 8 по Ярославской области к В. о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично; взыскать с В. в пользу МИФНС России N 8 по Ярославской области пени по налогу на имущество физических лиц в размере *** р. В удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 8 по Ярославской области ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании земельного налога в отношении земельного участка, расположенного в ***.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Установлено, что в органах государственного кадастрового учета содержатся сведения о том, что на основании договора от 1 января 2005 года в постоянном бессрочном пользовании у В. находится земельный участок в ***.
Однако 17 сентября 2015 года проведенной Минэкономразвития России проверкой по обращению В. установлено, что сведения о правах В. на данный земельный участок внесены в результате допущенной кадастровой ошибки, которую надлежит исправить.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска в указанной части, суд исходил из того, что отсутствие сведений о государственной регистрации прав В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не дает оснований на признания ее плательщиком земельного налога на данное имущество.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2).
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции на тот же юридически значимый период) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Пунктом 2 ст. 8.1, пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2).
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с названными нормами материального права в их связи с положениями п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, анализ которых приведен выше в апелляционном определении, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что право постоянного бессрочного пользования В. на земельный участок не зарегистрировано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по данному делу достаточно сведений из государственного кадастра недвижимости, несмотря на противоречие их сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно п. 2, п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс РФ вводится в действие со дня его официального опубликования, то есть с 30 октября 2001 года.
Пунктом 1 ст. 3 названного Федерального закона определено, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, действовавшей на момент направлений уведомления и требований об уплате налога) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Из изложенного следует, что закон не допускал предоставление земельных участков гражданам в постоянное пользование после 30 октября 2001 года и требовал проведения обязательной государственной регистрации такого права в отношении ранее предоставленных земельных участков.
При таком положении с учетом конкретных обстоятельств дела можно сделать вывод о том, что необходимым условием для признания В. плательщиком земельного налога, по поводу которого возник спор, являлось предоставление в налоговые органы сведений о государственной регистрации права бессрочного пользования В. на земельный участок.
Поскольку указанное условие отсутствовало, вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска судебная коллегия признает верным.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)