Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-16031/2016

Требование: О взыскании обязательных платежей, пени.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Административный истец ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2016 г. по делу N 33а-16031


судья: Е.В. Потехина

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарева, В.В. Лукьянченко, при секретаре С., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева административное дело по апелляционной жалобе МИФНС России N 8 по Ярославской области на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 года по административному иску МИФНС России N 8 по Ярославской области к В. о взыскании обязательных платежей, пени
установила:

МИФНС России N 8 по Ярославской области обратилась суд с указанным выше административным иском к В., ссылаясь на ненадлежащее исполнение ею обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 года постановлено: административное исковое заявление МИФНС России N 8 по Ярославской области к В. о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично; взыскать с В. в пользу МИФНС России N 8 по Ярославской области пени по налогу на имущество физических лиц в размере *** р. В удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 8 по Ярославской области ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании земельного налога в отношении земельного участка, расположенного в ***.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Установлено, что в органах государственного кадастрового учета содержатся сведения о том, что на основании договора от 1 января 2005 года в постоянном бессрочном пользовании у В. находится земельный участок в ***.
Однако 17 сентября 2015 года проведенной Минэкономразвития России проверкой по обращению В. установлено, что сведения о правах В. на данный земельный участок внесены в результате допущенной кадастровой ошибки, которую надлежит исправить.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска в указанной части, суд исходил из того, что отсутствие сведений о государственной регистрации прав В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не дает оснований на признания ее плательщиком земельного налога на данное имущество.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2).
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции на тот же юридически значимый период) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Пунктом 2 ст. 8.1, пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2).
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с названными нормами материального права в их связи с положениями п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, анализ которых приведен выше в апелляционном определении, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что право постоянного бессрочного пользования В. на земельный участок не зарегистрировано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по данному делу достаточно сведений из государственного кадастра недвижимости, несмотря на противоречие их сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно п. 2, п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс РФ вводится в действие со дня его официального опубликования, то есть с 30 октября 2001 года.
Пунктом 1 ст. 3 названного Федерального закона определено, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, действовавшей на момент направлений уведомления и требований об уплате налога) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Из изложенного следует, что закон не допускал предоставление земельных участков гражданам в постоянное пользование после 30 октября 2001 года и требовал проведения обязательной государственной регистрации такого права в отношении ранее предоставленных земельных участков.
При таком положении с учетом конкретных обстоятельств дела можно сделать вывод о том, что необходимым условием для признания В. плательщиком земельного налога, по поводу которого возник спор, являлось предоставление в налоговые органы сведений о государственной регистрации права бессрочного пользования В. на земельный участок.
Поскольку указанное условие отсутствовало, вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска судебная коллегия признает верным.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:

решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)