Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "24" февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 декабря 2015 года по делу N А12-39178/2015 (судья Пильник С.Г.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича (г. Волгоград)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (404143, Волгоградская область, рабочий поселок Средняя Ахтуба, ул. Ленина, д. 38, ИНН 3428984153, ОГРН 1043400705138)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Волгоградского филиала (107078, г. Москва, переулок Орликов, д. 10, строение 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
о признании незаконным решения органа контроля,
при участии в судебном заседании: представителя индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича - Толстопятова Дмитрия Викторовича, действующего по доверенности от 24.06.2014 N 34АА0888397
индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области - Тасуева Сурхо Шарафутдиновича, действующего по доверенности от 11.01.2016 N 04-32/003
без участия в судебном заседании представителей: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Волгоградского филиала (сведения с сайта Почта России о вручении почтового уведомления N 41003193818312, отчет о публикации судебных актов от 02.02.2016 приобщены к материалам дела),
установил:
Индивидуальный предприниматель Шаповалов Александр Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (далее - налоговый орган, инспекция, орган контроля) о признании незаконным решения инспекции от 10.12.2014 N 10-16/26288 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 декабря 2015 года в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича отказано.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель Шаповалов Александр Владимирович обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Волгоградского филиала, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 16.09.2014 N 10-16/3553дсп и материалов проверки инспекцией 10.12.2014 принято решение N 10-16/26288 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неполную уплату сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 70 470 руб. 60 коп. Кроме того, налогоплательщику доначислена и предложена к уплате недоимка по земельному налогу в размере 303 999 руб. и суммы пеней - 25 915 руб. 91 коп.
Решением от 19.08.2015 N 692 Управлением Федеральной налоговой службы по Волгоградской области апелляционная жалоба налогоплательщика об отмене названного ненормативного акта оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 10.12.2014 N 10-16/26288 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Волгоградской области правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2016 года.
Соответственно ссылка заявителя на то, что момент применения постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (далее - постановление N 1130) определяется с даты внесения сведений в кадастровый учет является несостоятельной.
Исходя из правоустанавливающих документов, налогоплательщик в 2013 году являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 34:18:140501:137, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Николаевск, улица Пролетарская, 121, площадью 15 059 кв. м с разрешенным видом использования "Для строительства автомобильной стоянки и объектов сервиса".
Налогоплательщик сам произвел расчет земельного налога, учитывая сведения данных кадастрового паспорта о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 30.08.2011.
В ходе камеральной проверки налоговым органом использована кадастровая справка ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:18:140501:137, согласно которой кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 44 056 610 руб. 40 коп.
В то же время доказательств того, что предприниматель при представлении налоговой декларации по земельному налогу за 2013 использовал официальные сведения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 год не представлено.
Из акта определения кадастровой стоимости земельных участков N 137/А от 10.01.2013 следует, что кадастровая стоимость определена на основании постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке ст. 110 АПК РФ суд относит на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 декабря 2015 года по делу N А12-39178/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2016 N 12АП-987/2016 ПО ДЕЛУ N А12-39178/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. по делу N А12-39178/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "24" февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 декабря 2015 года по делу N А12-39178/2015 (судья Пильник С.Г.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича (г. Волгоград)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (404143, Волгоградская область, рабочий поселок Средняя Ахтуба, ул. Ленина, д. 38, ИНН 3428984153, ОГРН 1043400705138)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Волгоградского филиала (107078, г. Москва, переулок Орликов, д. 10, строение 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
о признании незаконным решения органа контроля,
при участии в судебном заседании: представителя индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича - Толстопятова Дмитрия Викторовича, действующего по доверенности от 24.06.2014 N 34АА0888397
индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области - Тасуева Сурхо Шарафутдиновича, действующего по доверенности от 11.01.2016 N 04-32/003
без участия в судебном заседании представителей: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Волгоградского филиала (сведения с сайта Почта России о вручении почтового уведомления N 41003193818312, отчет о публикации судебных актов от 02.02.2016 приобщены к материалам дела),
установил:
Индивидуальный предприниматель Шаповалов Александр Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (далее - налоговый орган, инспекция, орган контроля) о признании незаконным решения инспекции от 10.12.2014 N 10-16/26288 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 декабря 2015 года в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича отказано.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель Шаповалов Александр Владимирович обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Волгоградского филиала, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 16.09.2014 N 10-16/3553дсп и материалов проверки инспекцией 10.12.2014 принято решение N 10-16/26288 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неполную уплату сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 70 470 руб. 60 коп. Кроме того, налогоплательщику доначислена и предложена к уплате недоимка по земельному налогу в размере 303 999 руб. и суммы пеней - 25 915 руб. 91 коп.
Решением от 19.08.2015 N 692 Управлением Федеральной налоговой службы по Волгоградской области апелляционная жалоба налогоплательщика об отмене названного ненормативного акта оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 10.12.2014 N 10-16/26288 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Волгоградской области правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2016 года.
Соответственно ссылка заявителя на то, что момент применения постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (далее - постановление N 1130) определяется с даты внесения сведений в кадастровый учет является несостоятельной.
Исходя из правоустанавливающих документов, налогоплательщик в 2013 году являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 34:18:140501:137, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Николаевск, улица Пролетарская, 121, площадью 15 059 кв. м с разрешенным видом использования "Для строительства автомобильной стоянки и объектов сервиса".
Налогоплательщик сам произвел расчет земельного налога, учитывая сведения данных кадастрового паспорта о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 30.08.2011.
В ходе камеральной проверки налоговым органом использована кадастровая справка ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:18:140501:137, согласно которой кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 44 056 610 руб. 40 коп.
В то же время доказательств того, что предприниматель при представлении налоговой декларации по земельному налогу за 2013 использовал официальные сведения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 год не представлено.
Из акта определения кадастровой стоимости земельных участков N 137/А от 10.01.2013 следует, что кадастровая стоимость определена на основании постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке ст. 110 АПК РФ суд относит на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 декабря 2015 года по делу N А12-39178/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)