Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2016 N 17АП-1838/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-51506/2015

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. N 17АП-1838/2016-АК

Дело N А60-51506/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васильевой Е.В., Борзенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 3 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Свердловской области"- Воронова Е.В. - представитель по доверенности от 14.01.2016 г., Наймушина М.В. - представитель по доверенности от 07.12.2015
от заинтересованного лица МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО Свердловской области - Бунакова В.В. - представитель по доверенности от 16.03.2016 г., Объедкова Л.М. - представитель по доверенности от 01.03.2016 г.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 января 2016 года
по делу N А60-51506/2015,
принятое судьей Н.И.Ремезовой
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ОГРН 1026601185797, ИНН 6617006596)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области (ОГРН 1046610970010, ИНН 6617002802)
о признании ненормативного акта недействительным в части,

установил:

Федеральное казенное учреждение "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 3 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Свердловской области" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.06.2015 N 10 недействительным в части доначисления налога на прибыль, пеней и штрафов, начисленных на налог на прибыль в сумме 660 828,93 руб. и об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель по делу, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в силу п.п. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 48.11 ст. 270 НК РФ доходы, полученные от оказания государственных услуг (государственных функций) налогом на прибыль организаций не облагаются. При этом спорные доходы были получены от услуг, оказанных колонией во исполнение требований статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - организация работы магазина в целях приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости, и во исполнение требований статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - организация комнаты краткосрочных и длительных свиданий, то есть данные виды услуг относятся к исполнению колонией государственных функций.
Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно по доводам, указанным в отзыве. Ссылается на то, что спорные услуги не относятся к исполнению колонией государственных функций, поскольку не связаны с привлечением осужденных к труду, являются дополнительными услугами, в связи с чем подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка ФКУ ИК-3 ГУФСИН РОССИИ ПО Свердловской области, по результатам которой составлен акт от 25.05.2015 N 10 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.06.2015 N 10.
Данным решением установлена неуплата по налогу на прибыль организаций за 2012-2014 г.г. в сумме 563 880, пеней в сумме 68 753 руб. 23 коп., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 28 195 руб., то есть всего доначислено по налогу на прибыль организаций - 660 828,93 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль организаций послужили выводы материалов проверки о занижении налогоплательщиком доходов, полученных от продажи осужденным к лишению свободы товаров через магазин, организованный на территории колонии, а также от предоставления дополнительных услуг осужденным и их родственникам в комнате длительных свиданий. По мнению инспекции, данные виды услуг не связаны с оказанием государственных услуг (выполнением государственных функций), поскольку для оказания вышеперечисленных услуг не используется труд осужденных.
Налогоплательщик, не согласившись с указанным решением, обратился в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области. Решением Управления от 07.09.2015 N 989/15 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.06.2015 N 10 оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции в части доначисления налога на прибыль организаций, пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ на общую сумму 660 828,93 руб. является незаконным и нарушает права и интересы налогоплательщика в экономической деятельности, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что спорные доходы получены колонией от деятельности, не связанной с привлечением осужденных к оплачиваемому труду. Поскольку доходы получены налогоплательщиком не в связи с оказанием государственной функцией, следовательно, подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данные выводы суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что в силу п.п. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы, полученные колонией от оказания государственных услуг (выполнения государственных функций), налогом на прибыль организаций не облагаются. При этом спорные доходы были получены от услуг, оказанных колонией во исполнение требований статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - организация работы магазина в целях приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости, и во исполнение требований статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - организация комнаты длительных свиданий, то есть данные виды услуг относятся к исполнению колонией государственных функций.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организации является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Положениями статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.
В силу пунктов 1, 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет государственные (муниципальные) услуги (работы) как услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Под казенным учреждением в соответствии с указанной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного положения подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" одной из обязанностей учреждений, исполняющих наказания, является обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний России осуществляет следующие полномочия - обеспечивает привлечение осужденных к труду; обеспечивает условия содержания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания.
В силу статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - осужденные к лишению свободы вправе приобретать продукты питания и предметы первой необходимости.
В силу статьи 89 Уголовно-исправительного кодекса РФ - осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные и длительные свидания.
В силу статьи 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - каждый осужденный обязан трудиться на работах, определенных администрацией исполнительного учреждения.
Таким образом, наряду с государственной функцией по привлечению осужденных к труду, Уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрено осуществление Учреждением также иных государственных функций - обеспечение права осужденных на приобретение продуктов питания и предоставление краткосрочных и длительных свиданий, которые являются обязательными для исполнения.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период 2012-2014 г.г. колонией в целях исполнения требований статьи 88 УИК РФ, для приобретения осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости, на территории ФКУ ИК-3 организована работа магазина.
В вышеуказанный период для осуществления работы магазина из федерального бюджета поступали лимиты бюджетных обязательств на приобретение товаров. Денежные средства, поступившие за реализованный товар, в полном объеме направлялись в доход федерального бюджета.
В целях исполнения требований статьи 89 УИК РФ, для реализации права осужденных к лишению свободы на предоставление свиданий с родственниками и иными лицами, на территории ФКУ ИК-3 функционировала комната краткосрочных и длительных свиданий.
Приказом ФСИН от 27.07.2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" определены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода комнат длительного свидания (КДС).
За дополнительную плату учреждения могут предоставлять бытовые приборы, инвентарь и прочие услуги КДС сверх установленных норм, при этом дополнительная плата является возмещением расходов федерального бюджета и в полном объеме возвращается в доход федерального бюджета.
Фактически в комнатах длительных свиданий осужденным и их родственникам, согласно плановой калькуляции и смете расходов на услуги КДС, предоставлялись за плату - электрический чайник, телевизор, холодильник, микроволновая печь, мягкая мебель.
В связи с осуществлением указанной деятельности Учреждением были получены доходы, которые обоснованно не были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль и, соответственно, при исчислении подлежащего уплате налога на прибыль, поскольку получены от исполнения государственных функции, предусмотренных в статьях 88 и 89 УИК РФ.
При указанных обстоятельствах не имеет значения для дела тот факт, что доход от осуществления вышеуказанной деятельности, получен Учреждением без привлечения осужденных к оплачиваемому труду и что работниками магазина являлись не осужденные, а вольнонаемные граждане.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение инспекции в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 563 880,00 руб., пени в сумме 68 753,93 руб., штрафа в сумме 28 195,00 руб., то есть на общую сумму 660 828 руб. 93 коп., являются незаконным.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2016 года по делу N А60-51506/2015 следует отменить. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области N 10 от 30.06.2015 в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 660 828 руб. 93 коп., соответствующих пеней и штрафов, как несоответствующее НК РФ, и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Обеспечительные меры, принятые определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2016 года, следует отменить.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2016 года по делу N А60-51506/2015 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области N 10 от 30.06.2015 в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 660 828 руб. 93 коп., соответствующих пеней и штрафов, как несоответствующее НК РФ, и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Обеспечительные меры, принятые определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2016 года, отменить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.В.ВАСИЛЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)