Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2017 N 07АП-3482/2017 ПО ДЕЛУ N А03-2708/2016

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. по делу N А03-2708/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Колупаевой Л.А., Сбитнева А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бранд Н.О.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Лебедевой Е.О. по дов. от 01.01.2017,
от заинтересованного лица: Касько Е.Г. по дов. от 11.01.2016,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.2017 по делу N А03-2708/2016 (N 07АП-3482/17) (судья Синцова В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АлтайЕвроМоторс" (ОГРН 1052202217440, ИНН 2224095436, г. Барнаул) к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МИФНС N 14 по Алтайскому краю, о признании незаконным бездействия по не включению торгово-выставочного комплекса, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 164, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, об обязании Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры включить торгово-выставочный комплекс, расположенный по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 164, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АлтайЕвроМоторс" (далее - заявитель, общество, ООО "АлтайЕвроМоторс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным бездействия по не включению торгово-выставочного комплекса, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 164, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых включить торгово-выставочный комплекс, расположенный по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 164, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция ФНС N 14 по Алтайскому краю (далее - третье лицо, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.2017 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, г. Барнаул по не включению торгово-выставочного комплекса, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 164, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год. Суд обязал Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, г. Барнаул устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АлтайЕвроМоторс", г. Барнаул путем включения торгово-выставочного комплекса, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 164, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год и направить измененный перечень в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимости.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Алтайского края, принять по делу новый судебный акт, которым отказать ООО "АлтайЕвроМоторс" в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в перечень объектов недвижимого имущества не был включен рассматриваемый объект, поскольку при формировании перечня у Управления отсутствовала информация о спорном объекте; самостоятельный поиск Управлением информации об объектах недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, Правилами формирования перечня объектов недвижимого имущества не предусмотрен; перечень объектов на 2016 год утвержден приказом Управления от 24.11.2015 N 134, данный приказ носит нормативный характер, что установлено решением Алтайского краевого суда от 03.03.2016 по делу N 3а-45/2016, вступившим в силу на основании апелляционного определения Верховного Суда РФ от 04.08.2016 по делу N 51-АПГ16-5; нормативный характер данного акта предполагает его публикацию не позднее 30 дней до наступления налогового периода, что исключает возможность совершения Управлением действий по выявлению объектов непосредственно на начало налогового периода, на который утверждается перечень.
ООО "АлтайЕвроМоторс" в материалы дела представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Инспекции отзыв не поступил.
На основании частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представители заинтересованного лица и заявителя поддержали свои правовые позиции по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва общества на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество является собственником торгово-выставочного комплекса (далее - здание), назначение: нежилое, общей площадью 2490 кв. м, кол-во этажей 1, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 164 (кадастровый номер 22:63:010419:2909), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 22 АД N 159156, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 25.11.2015.
Указанное здание введено в эксплуатацию 28.08.2015 на основании разрешения Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, поставлено на кадастровый учет 23.11.2015 с кадастровой стоимостью 28 748 867,7 руб.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26.08.2015 N 341 на территории Алтайского края утверждены правила формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Перечень объектов).
Указом Губернатора Алтайского края от 04.08.2015 N 76 "О внесении изменений в указ Губернатора Алтайского края от 25.04.2014 N 48" функциями уполномоченного органа по определению Перечня объектов, наделено Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Подготовку документов для формирования и определения Управлением Перечня объектов, а также вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, осуществляла рабочая группа, состав которой утвержден распоряжением Администрации Алтайского края от 05.08.2015 N 223-р.
При подготовке проекта Перечня объектов рабочей группой учитывались данные об объектах недвижимости, предоставленные в рамках межведомственного взаимодействия с Управлением Росреестра по Алтайскому краю.
Протоколом заседания рабочей группы по подготовке проекта Перечня от 27.08.2015 утвержден график проведения мероприятий по обследованию объектов недвижимого имущества и определению их фактического использования в 2015 году. Обследование в г. Барнауле устанавливалось данным графиком в период с 16.09.2015 по 29.09.2015.
Протоколом заседания вышеназванной рабочей группы от 16.11.2015 рассмотрен проект Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, сформированного рабочей группой и принято решение рекомендовать к рассмотрению Управления (уполномоченному органу) данный проект Перечня.
В проект Перечня здание общества не вошло.
Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 24.11.2015 N 134 (опубликован на Сайте официального опубликования правовых актов в электронном виде 01.12.2015 N 2201201512010001) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
23.11.2015 определена кадастровая стоимость здания и объект включен в государственный кадастр недвижимости.
Здание заявителя не было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 24.11.2015 N 134, о чем общество узнало в феврале 2016 г. при расчете налога на имущество организаций.
24.02.2016 общество обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в Перечень объектов на 2016 год, являющийся приложением к Приказу Управления N 134 от 24.11.2015, путем добавления сведений о здании.
Письмом от 22.03.2016 Управление оказало обществу в удовлетворении заявления о внесении изменений в Перечень в текущем налоговом периоде, указав, что в силу пункта 10 статьи 378.2 НК РФ сведения об объекте общества уполномоченным органом будут приняты к сведению при формировании перечня, определяемого на очередной налоговый период.
Полагая, что Управление незаконно бездействовало в 2015 году, не включив спорный объект в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Глава 30 НК РФ регулирует правоотношения, связанные с уплатой налога на имущество организаций, являющегося региональным налогом.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база по вышеуказанному налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ Законом Алтайского края от 29.06.2015 N 57-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" установлены особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 7 статьи 372.8 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет Перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указом Губернатора Алтайского края от 04.08.2015 N 76 "О внесении изменений в указ Губернатора Алтайского края от 25.04.2014 N 48" функциями уполномоченного органа по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, наделено управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что спорное здание, принадлежащее заявителю на праве собственности, является торгово-выставочным комплексом, назначение: нежилое, общей площадью 2490 кв. м, кол-во этажей 1, расположено по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 164, введено в эксплуатацию 28.08.2015. Здание поставлено на кадастровый учет 23.11.2015, кадастровый номер 22:63:010419:2909, с кадастровой стоимостью 28748867, 7 руб. Указанное здание введено в эксплуатацию 28.08.2015 на основании разрешения Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, поставлено на кадастровый учет 23.11.2015, с кадастровой стоимостью 28748867, 7 руб.; 25.11.2015 обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанное здание.
Следовательно, здание с кадастровым номером 22:63:010419:2909 относится к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; данное обстоятельство Управлением не оспаривается.
При таких обстоятельствах спорное здание, обладая по состоянию на 01.01.2016 всеми признаками объекта недвижимости, поименованными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, подлежало включению в Перечень объектов на 2016 год.
В связи с тем, что Перечень объектов на 2016 год сформирован и утвержден Управлением без включения в его состав торгово-выставочного комплекса, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 164, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Управлением в рассматриваемом случае положений Налогового кодекса РФ, Закона Алтайского края от 29.06.2015 N 57-ЗС и Постановления Администрации Алтайского края от 26.08.2015 N 341, следовательно, о неправомерном бездействии Управления, имевшем место на дату утверждения Перечня.
Довод Управления о том, что спорное помещение как объект недвижимости, подлежащий включению в Перечень объектов, было выявлено только в 2016 году из обращения общества в Управление с письмом от 24.02.2016, не может быть принят во внимание, поскольку названными нормативными актами не предусмотрен уведомительный характер обращения собственника объекта недвижимости для включения в названный Перечень; фактически общество обратилось в Управление, установив факт невключения принадлежащего ему здания в Перечень объектов на 2016 год.
Каких-либо препятствий выявить спорный объект недвижимости и включить его в Перечень на 2016 г. у Управления не имелось.
Доводы Управления о том, что законодательство не содержит обязанности уполномоченного органа выявить и включить в Перечень в год его формирования, все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, подлежат отклонению, так как именно на Управление в силу требований действующего законодательства РФ возложена обязанность по определению объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяет как кадастровая стоимость и не зависит от волеизъявления собственников таких объектов.
Утверждение Управлением Перечня на основании Протокола заседания рабочей группы от 16.11.2015, которой, в свою очередь, учитывались данные об объектах недвижимого имущества, представленные Управлением Росреестра по состоянию на 26.06.2015 (за полгода до начала налогового периода 2016 г.), свидетельствует о том, что фактически в названный Перечень объектов на 2016 год включены только объекты, зарегистрированные в ЕГРП по состоянию на названную дату, в то время как согласно пункту 7 статьи 372.8 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Учитывая, что принадлежащее обществу здание введено в эксплуатацию 28.08.2015, поставлено на кадастровый учет 23.11.2015, а 25.11.2015 обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанное здание, общество было вправе претендовать на включение в Перечень объектов на 2016 год принадлежащего ему спорного объекта недвижимости.
Управление ссылается на то, что Приказ Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 24.11.2015 N 134, утвердивший Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, является нормативным правовым актом, поэтому Управление должно было утвердить и опубликовать не позднее 30 дней до наступления налогового периода, что исключает возможность совершения Управлением действий по выявлению объектов непосредственно на начало налогового периода, на который утверждается перечень.
Между тем, ссылка Управления на нормативный характер Перечня арбитражным судом первой инстанции правомерно отклонена, поскольку предметом рассмотрения по данному делу является бездействие Управления - не включение объекта, принадлежащего обществу, в Перечень объектов на 2016 год, а не нормативный правовой акт, которым этот Перечень утвержден.
К тому же, в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Следуя доводам Управления, приказ подлежал опубликованию не позднее 30.11.2015.

Указанный приказ опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 01.12.2015, то есть с нарушением срока, предусмотренного статьей 5 НК РФ.
Кроме того, уже после опубликования Управлением в Перечень объектов на 2016 год вносились изменения, что, в свою очередь, опровергает доводы Управления о невозможности внесения изменений в Перечень.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества о признании незаконным бездействия Управления по не включению торгово-выставочного комплекса, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 164, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, об обязании Управления включить Торгово-выставочный комплекс, расположенный по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 164, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.2017 по делу N А03-2708/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
А.Ю.СБИТНЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)