Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.08.2017 ПО ДЕЛУ N 7-10059/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ (незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение, транспортировка).

Разделы:
Акцизы; Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. по делу N 7-10059/2017


Судья Смолина Ю.М.

Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя генерального директора ООО "Каспий Транс" *** А.А. на постановление судьи Таганского районного суда Москвы от 14 декабря 2016 года, которым ООО "Каспий Транс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 617 629 рублей без конфискации предметов административного правонарушения,

установил:

12 августа 2016 года старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Центральной акцизной таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Каспий Транс" по ст. 16.21 КоАП РФ и проведении административного расследования.
12 сентября 2016 года уполномоченным отдела административных расследований Центральной акцизной таможни составлен протокол об административном правонарушении N *** в отношении ООО "Каспий Транс" по ст. 16.21 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Таганский районный Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, законный представитель генеральный директор ООО "Каспий Транс" *** А.А. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, в т.ч. и вины Общества в его совершении. В жалобе заявитель указывает на то, что должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, и суд при рассмотрении дела не учли, что ООО "Каспий Транс" не является субъектом административного правонарушения, так как Общество приобретало транспортное средство на внутреннем рынке РФ, обязанность по проверке соблюдения импортером таможенного законодательства при ввозе транспортного средства на территорию РФ у ООО "Каспий Транс" отсутствовала.
Законный представитель ООО "Каспий Транс" *** А.А. надлежащим образом извещен судом о времени и месте рассмотрения жалобы, что подтверждено находящимися в открытом доступе сведениями Почты России, в суд не явился, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявлял. Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, допросив свидетелей сотрудников Центральной акцизной таможни С., Г., которые в судебном заседании просили отказать в удовлетворении жалобы, считая постановление судьи законным и обоснованным, подтвердили сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления судьи.
В соответствии со ст. 16.21 КоАП РФ, административным правонарушением признается пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
В соответствии со ст. 100 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В соответствии со ст. 150 ТК ТС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии со ст. 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с п. 2 ст. 153 ТК ТС, пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Подпунктом 15 п. 1 ст. 202 ТК ТС в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются в числе прочих таможенных процедур установлена процедура свободной таможенной зоны.
- Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона) - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны;
- Согласно части 1 статьи 9 от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории Особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением о СЭЗ. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза, могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны (ч. 3 ст. 9).
В соответствии с ч. 1 ст. 12.2 вышеназванного Закона транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:
1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;
2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
Как следует из материалов дела в период с 17.07.2014 по 15.03.2016 на основании ст. 131 ТК ТС должностными лицами отдела таможенного контроля после выпуска товаров ЦАТ (далее ОТКПВТ ЦАТ) проведена камеральная таможенная проверка ООО "***" (***).
В результате проведенной камеральной таможенной проверки в отношении ООО "***" было установлено, что 25.12.2013 на *** (далее ***) таможенным представителем ООО "ТБ Лоджистик", действующим на основании договора на оказание услуг, от имени и по поручению ООО "***", была подана декларация на товары (далее ДТ) N ***, по которой в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (ИМ 78) был задекларирован товар автомобиль грузовой "RENAULT ***", VIN ***, момент выпуска 2006 год, код ***, таможенная стоимость 000 руб., страна происхождения Франция, страна отправления Германия.
25.12.2013 указанное транспортное средство было выпущено *** в соответствии с заявленной таможенной процедурой свободной таможенной зоны по ДТ N ***, без уплаты таможенных пошлин, налог, с выдачей ООО "***" ПТС N *** в котором установлены ограничения по размещению и использованию указанного транспортного средства в пределах территории свободной экономической зоны (Калининградская область).
В соответствии с документами, представленными письмом МРЭО ГИБДД МВД России по Республике *** от 11.12.2014 N *** (вх. ЦАТ от 24.12.2014), полученным по запросу ЦАТ (от 24.11.2014 N ***), 07.05.2014 в МРЭО ГИБДД г. Каспийска обратился гражданин *** А.М. (<...> г.р., место рождения - Республика ***, адрес регистрации - Республика ***) с заявлением о регистрации транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***, представив договор купли-продажи от 05.05.2014 N б/н и ПТС N *** согласно которым продавцом указанного транспортного средства выступало ООО "***", таможенные ограничения (гр. 20 указанного ПТС) не установлены.
07.05.2014 МРЭО ГИБДД г. Каспийска в ПТС N *** сделаны отметки о смене собственника. Также, ПТС N *** содержит следующие сведения о транспортном средстве: свидетельство о регистрации ТС N ***, государственный регистрационный N ***.
06.06.2014 МРЭО ГИБДД г. Каспийска обратилось ООО "Каспий Транс" (ИНН ***) с заявлением о регистрации транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***, представив договор купли-продажи 02.06.2014 N *** и ПТС N *** согласно которым продавцом указанного транспортного средства выступал гражданин *** А.М., таможенные ограничения (гр. 20 указанного ПТС) не установлены.
06.06.2014 МРЭО ГИБДД г. Каспийска взамен ПТС N *** выдало ООО "Каспий Транс" новый ПТС N ***, в котором содержатся следующие сведения о транспортном средстве: свидетельство о регистрации ТС N ***, государственный регистрационный N ***. Одновременно, согласно имеющейся копии приказа ООО "Каспий Транс" N ** от 02.06.2014, указанное транспортное средство принято на баланс организации.
Указанные обстоятельства явились поводом для возбуждения ЦАТ 12.08.2016 дела об административном правонарушении в отношении ООО "Каспий Транс" по статье 16.21 КоАП РФ по факту пользования товаром выпущенным, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которым передача которого во владение или в пользование либо распоряжение которым иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.
Вопреки доводам жалобы заявителя факт совершения ООО "Каспий Транс" административного правонарушения и его виновность подтверждается собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 12.08.2016; служебной запиской ЦАТ от 31.05.2016 N ***; актом камеральной таможенной проверки N *** от 15.03.2016; решением ЦАТ от 15.03.2016 N ***; декларацией на товары от 25.12.2013; декларацией таможенной стоимости от 25.12.2013; карточками транспортного средства; сведениями из базы данных Северо-Западного таможенного поста о таможенных операциях в отношении транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***, 2006 года выпуска; заявлением *** А.М. о регистрации транспортного средства; договором N б/н от 05.05.2014 купли-продажи транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***, между ООО "***" и *** А.М.; актом приема-передачи транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***, от 05.05.2014, копиями ПТС; договором N ** от 02.06.2014 купли-продажи транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***, между *** А.М. и ООО "Каспий Транс"; заявлением ООО "Каспий Транс" о регистрации транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***; письмами *** таможни Северо-Кавказского таможенного управления от 15.06.2016, от 22.06.2016; сведениями о транспортном средстве "RENAULT ***", VIN *** за период с 23.12.2013 по 01.08.2016, содержащимися в ЦБД ЕАИС таможенных органов; служебной запиской Оперативно-аналитического отдела от 21.09.2016 N ***; служебной запиской Оперативно-аналитического отдела от 29.09.2016 N ***; выпиской из ЕГРЮЛ; уставом ООО "Каспий Транс"; заключением эксперта о рыночной стоимости транспортного средства "RENAULT ***"; письмом УГИБДД УМВД России по Калининградской области от 20.09.2016; протоколом опроса свидетеля главного государственного таможенного инспектора ОТО и ТК таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни М.; протоколом об административном правонарушении от 12.09.2016 N *** в отношении ООО "Каспий Транс" по ст. 16.21 КоАП РФ; иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Имеющихся доказательств достаточно для установления всех юридически значимых обстоятельств правонарушения и виновности ООО "Каспий Транс" в его совершении.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Каспий Транс" имелась возможность для соблюдения таможенного законодательства РФ, за нарушение которого ст. 16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Изложенное выше опровергает доводы жалобы о недоказанности вины ООО "Каспий Транс" в совершении административного правонарушения.
Довод заявителя о том, что ООО "Каспий Транс" не является субъектом административного правонарушения, поскольку действующее законодательство не возлагает на лиц, приобретающих товары иностранного происхождения для собственного пользования, обязанность проверять соблюдение импортером таможенного законодательства, несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с письмами *** таможни СКТУ от 15.06.2016 N ***, (вх. ЦАТ от 16.06.2016) и от 22.06.2016 N *** (вх. ЦАТ от 22.06.2016), полученные по запросу ЦАТ (от 09.06.2016 N ***), по имеющейся в базах данных таможенных органов информации в 2016 году в регионе деятельности *** таможни ООО "Каспий Транс" осуществляло международные перевозки с использованием транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***, государственный регистрационный N *** (4 случая перемещения товаров с использование данного автомобиля).
Согласно письма ООО "Каспий Транс" от 29.08.2016 N б/н (вх. ЦАТ от 31.08.2016), полученное по запросу ЦАТ от 16.08.2016 N ***, предметом деятельности ООО "Каспий Транс" являются международные и междугородние грузоперевозки.
Исходя из изложенного, ООО "Каспий Транс" использовало указанное транспортное средство для осуществления предпринимательской деятельности, а не для личного пользования.
Также, вышеуказанным письмом ООО "Каспий Транс" сообщило, что при приобретении транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***, Общество проверяло совершение таможенного оформления, а также легальность его нахождения на территории Российской Федерации по базе ГИБДД. О том, что указанное транспортное средство было ввезено на территорию Евразийского экономического союза в 2013 году и было помещено ООО "***" под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, без уплаты таможенных пошлин, налогов и которое может использоваться только на территории Калининградской области, ООО "Каспий Транс" известно не было. Об ответственности за пользование транспортным средством, помещенным под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской области, на остальной территории Российской Федерации в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, установленной ст. 16.21 КоАП России, ООО "Каспий Транс" известно не было.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, ООО "Каспий Транс" приобретая транспортное средство иностранного производства без проверки информации о совершении таможенного оформления, а также о легальности его нахождения на территории РФ, приняло на себя все возможные риски, которые могут возникнуть при дальнейшем пользовании и распоряжении товаром, не имеющего подтверждения легальности ввоза на территорию РФ.
Кроме того, факт установленных таможенным органом запретов и ограничений в отношении иностранного транспортного средства "RENAULT ***", VIN *** был подтвержден направленными в адрес ЦАТ письмом Калининградской областной таможни от 09.09.2016 N *** электронными копиями ДТ N *** и карточки транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***. Согласно указанной карточки транспортного средства в графе 20 бланка ПТС N *** были сделаны отметки о таможенных ограничениях в отношении указанного транспортного средства, а именно: помещение под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области; использование в Российской Федерации вне Калининградской области при перевозке из Калининградской области (в Калининградскую область) с разрешения таможенного органа. Также указанным письмом в адрес ЦАТ был направлен протокол опроса главного государственного таможенного инспектора ОТО и ТК таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни М., который сообщил, что он осуществлял прием и регистрацию документов, документальный контроль по ДТ N *** и оформлял ПТС N *** на транспортное средство "RENAULT ***", VIN ***. Также М. сообщил, что в бланке ПТС N *** были сделаны отметки о таможенных ограничениях в отношении указанного транспортного средства.
Объективных данных о том, что ООО "Каспий Транс" при заключении договора N *** от 02 июня 2014 года купли-продажи транспортного средства "RENAULT ***", VIN ***, предпринимались меры к установлению соответствия данного транспортного средства требованиям таможенного законодательства РФ, суду не представлено.
Довод ООО "Каспий Транс" о том, что ответственность за таможенное оформление и за уплату таможенных платежей может быть возложена на лиц, не являющихся участниками таможенных отношений и которые приобрели товары и транспортные средства в ходе оборота на территории РФ, только в случае доказанности того факта, что они знали или должны были знать о незаконности ввоза товаров или транспортных средств в момент их приобретения не обоснован и не относятся к фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, выражается в пользовании ООО "Каспий Транс" товаром выпущенным, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которым передача которого во владение или в пользование либо распоряжение которым иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.
Недекларирование иностранных товаров либо заявление при декларировании недостоверных сведений о товаре, которые послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера являются признаками других составом административных правонарушений.
Таким образом, указанный довод ООО "Каспий Транс" направлен на избежание ООО "Каспий Транс" административной ответственности.
Совокупность собранных по делу доказательств позволяет сделать вывод, что транспортное средство "RENAULT ***", VIN ***, помещенное под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (ИМ 78) с установлением ограничений по размещению и использованию указанного транспортного средства в пределах территории свободной экономической зоны (Калининградская область) (гр. 20 указанного ПТС) использовалось ООО "Каспий Транс" на остальной территории РФ для осуществления внутренних и международных перевозок.
Таким образом, прихожу к выводу, что действия ООО "Каспий Транс" квалифицированы по ст. 16.21 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями таможенного законодательства и требованиями КоАП РФ, вина ООО "Каспий Транс" в совершении административного правонарушения, выразившегося в пользовании товаром выпущенным, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которым передача которого во владение или в пользование либо распоряжение которым иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, доказана представленными в материалы дела доказательствами.
Административное наказание ООО "Каспий Транс" назначено в пределах санкции, установленной ст. 16.21 КоАП РФ, с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого является нарушение таможенных правил, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, отвечающего требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Таганского районного суда Москвы от 14 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, в отношении ООО "Каспий Транс", оставить без изменения, жалобу законного представителя генерального директора ООО "Каспий Транс" *** А.А. без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
А.Г.ВАСИЛЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)