Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2016 N 12АП-13462/2015 ПО ДЕЛУ N А06-5791/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу N А06-5791/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "25" января 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 ноября 2015 года по делу N А06-5791/2015 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" (ИНН 3015094504, ОГРН 1113015005014)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Астрахани (ИНН 3015026737, ОГРН 1043000719520) и
Управлению Федеральной налоговой службы России по Астраханской области (ИНН 3015067282, ОГРН 1043000717825)
о признании недействительным решения от 30.03.2015 N 7630 в части,
- без участия в судебном заседании представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани, Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области, общества с ограниченной ответственностью "Айсберг", о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобе извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 80503 1, 80502 4, 80501 7;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Айсберг" (далее - Заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - ИФНС по Кировскому району, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы России по Астраханской области (далее - Управление) о признании недействительным Решения налогового органа от 30.03.2015 N 7630 в части доначисления суммы неуплаченного земельного налога за 2014 год в размере 313967,0 рублей, начисления пени за просрочку исполнения указанного обязательства, а также предложения налогового органа об оплате доначисленного налога и пени, а также внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03 ноября 2015 года по делу N А06-5791/2015 требования общества были удовлетворены. Суд признал Решение ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 30.03.2015 N 7630 недействительным в части доначисления суммы неуплаченного земельного налога в размере 313967 рублей, начисления пени, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Кроме того, с ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" были взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3000 рублей.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
23.12.2015 в адрес Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от налогового органа поступило дополнение к апелляционной жалобе, которое также бы рассмотрено судебной коллегией. Налоговый орган ссылается на возможность применения измененной кадастровой стоимости земельных участков с 01 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр, в рассматриваемом случае с 01.01.2015.
От общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнение к ней, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, ООО "Айсберг" на праве собственности принадлежит 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Победы, 53 "д"; 1/3 доля земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:60, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Победы, 55 "а" (до 23.05.2014 г.).
Обществом 30.01.2015 в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой исчислен земельный налог по трем участкам с кадастровыми номерами 30:12:010047:7 (1/3 доли), 30:12:010047:229, 30:12:010047:60 в общей сумме 222909,0 рублей.
В ходе камеральной проверки, налоговым органом установлены отклонения с данными Общества при расчете земельного налога по двум земельным участкам, с кадастровыми номерами 30:12:010047:7 (1/3 доли) и 30:12:010047:60.
Налоговый орган с использование фактической кадастровой стоимости, произвел начисление земельного налога за 2014 год в размере 313967,0 рублей и составил акт проверки от 17.02.2015 N 27417, а 30.03.2015 вынесено решение N 7630 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В резолютивной части решения налоговый орган предложил Обществу уплатить в бюджет сумму доначисленного земельного налога в размере 313967,0 рублей, пени - 4251,21 рублей.
Заявитель обжаловал данное решение в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением вынесено решение от 27.05.2015 N 118-Н, которым Решение N 7630 от 30.03.2015 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с выводами, изложенными в решении Инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика, пришел к выводу, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены два способа исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
При принятии уполномоченным органом в установленном законом порядке решения об изменении вида разрешенного использования реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога исходя из кадастровой стоимости, исчисленной с учетом измененного вида разрешенного использования и установленного нормативным актом субъекта Российской Федерации для данного вида использования среднего удельного показателя кадастровой стоимости, не может быть поставлена в зависимость от момента исполнения указанного решения об изменении вида разрешенного использования и внесения в кадастр управлением Росреестра соответствующих сведений.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, решениями Арбитражного суда Астраханской области от 16.01.2014 г. по делу N А06-9239/2013 и от 05.06.2014 г. по делу N А06-9239/2013 была установлена новая кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в размере 5 063 700.00 руб. и 23 900 000.00 руб. соответственно.
Кроме того, решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2014 г. по делу N А06-9239/2013 суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 38.170.703 руб. 13 коп. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 23.900.000 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 4.762 руб. 86 коп. за квадратный метр на 2.982 руб. 20 коп.
Указанное решение вступило в законную силу 06.07.2014 г.
Решение суда по делу N А06-9239/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка, с вышеуказанным кадастровым номером, в соответствии с решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2014 г. внесена в кадастр 23.07.2014, что подтверждается кадастровой справкой от 24.02.2015.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.04.2014 г. по делу N А06-9356/2013 суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:60 в сумме 28.021.557 руб. 01 коп. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 19.860.000 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:60 в сумме 4.803 руб. 97 коп. за квадратный метр на 3.404 руб. 77 коп. в течение 18 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Указанное решение вступило в законную силу 04.05.2014.
Решение суда по делу N А06-9356/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка, с вышеуказанным кадастровым номером, в соответствии с решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.04.2014 г. внесена в кадастр 05.05.2014, что подтверждается кадастровой справкой от 12.11.2014, представленной в судебное заседание.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 30:12:010047:7 и 30:12:010047:60, принадлежащих Обществу, установленная решениями суда не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2014 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 23.07.2014 г. и с 05.05.2014 г. соответственно.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлениями Правительства Астраханской области:
- от 31.01.2008 N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области" по земельному участку с кадастровым номером 30:12:010047:7
- от 16.06.2009 N 286-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П" по земельному участку с кадастровым номером 30:12:010047:60.
Поэтому доводы налогового органа о применения кадастровой стоимости по вышеназванным земельным участкам, принадлежащих заявителю, установленной названным судебным актом, с 01.01.2015 для исчисления земельного налога за 2014 год, судом не могут быть положены в основу принятого судебного акта.
Суд первой инстанции, принимая расчеты заявителя, не опровергнутые и отраженные инспекцией в оспариваемом решении, пришел к обоснованному выводу о неправомерном доначислении налоговым органом спорной суммы налога, соответствующих сумм пени и штрафа и о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 ноября 2015 года по делу N А06-5791/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)