Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган указал на неисполнение требования об уплате спорных сумм.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Сергеева Е.В.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Старкова М.В., Шабалдиной Н.В.
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области к Ч. о взыскании недоимки по налогам и сборам, пени,
по апелляционной жалобе административного истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области
на решение Слободо-Туринского районного суда Свердловской области от 29 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области (далее по тексту межрайонная ИФНС России N 13 по Свердловской области) обратилась с административным исковым заявлением к Ч. о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу за 2012 - 2014 года, пени на недоимку по транспортному и земельному налогу.
В обоснование указала, что Ч. в спорный период являлся собственником транспортного средства: ИЖ-6-113-01, регистрационный номер <...> мощность двигателя 24 л.с., в связи с чем Ч. является плательщиком транспортного налога. Кроме того, в указанный период Ч. являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 66:24:201001:97, в связи с чем является плательщиком земельного налога. Ответчиком обязанность по уплате транспортного и земельного налога за 2012 - 2014 года в установленный законом срок не исполнена в связи с чем, в его адрес были направлены требования об уплате недоимки по транспортному и земельному налогу. Срок исполнения требований по уплате налогов за 2012 год был установлен до 24 января 2014 года, за 2013 год до 31 декабря 2014 года, за 2014 год до 20 ноября 2015 года, однако требования исполнены в установленный срок не были, что послужило основанием для обращения межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области с указанным административным иском в суд.
Административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в порядке главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Возражений от административного ответчика Ч. по заявленным требованиям не поступило.
Решением Слободо-Туринского районного суда Свердловской области от 29 апреля 2016 года административное исковое заявление межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области удовлетворено частично: с Ч. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 год в сумме 226 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 12 рублей 31 копейка, недоимка по земельному налогу за 2014 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 44 рубля 33 копейки, а также в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании транспортного и земельного налога за 2012, 2013 года и пени на недоимку по транспортному и земельному налогу за 2012, 2013 года, административный истец межрайонная ИФНС России N 13 по Свердловской области подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований. В обоснование ссылается на нарушение судом норм материального права, судом первой инстанции неверно применены положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок на обращение в суд с требованиями о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу за 2012, 2013 года не пропущен.
Представитель административного истца ИФНС России N 13 по Свердловской области, административный ответчик Ч. о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещенные заблаговременно и надлежащим образом, факсимильной связью 21 июня 2016 года, почтовой корреспонденцией 21 июня 2016 года, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административного ответчика на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Как видно из материалов дела, Ч. в спорный период являлся собственником транспортного средства: ИЖ-6-113-01, регистрационный номер <...>, мощность двигателя 24 л.с., а также земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 66:24:201001:97, в связи с чем является плательщиком транспортного и земельного налога.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области Ч. был начислен транспортный и земельный налог за 2012 - 2014 года, направлены налоговые уведомления об уплате налогов.
В установленный законом срок, указанный в уведомлениях, Ч. обязанность по уплате налога не исполнил.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области в адрес Ч. 12 декабря 2013 года было направлено требование N 14338 об уплате задолженности по транспортному и земельному налогу за 2012 год в сумме 1063 рубля 67 копеек, пени по состоянию на 10 ноября 2013 года в сумме 270 рублей 13 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 24 января 2014 года, также 20 ноября 2014 года направлено требование N 16203 об уплате недоимки по транспортному и земельному налогу за 2013 год в сумме 1040 рублей, пени по состоянию на 09 ноября 2014 года в сумме 404 рубля 44 копейки, предоставлен срок для добровольного исполнения до 31 декабря 2014 года, кроме того 15 октября 2015 года Ч. направлено требование N 29737 об уплате недоимки по транспортному и земельному налогу за 2014 год в сумме 1040 рублей, пени по состоянию на 06 октября 2015 года в сумме 423 рубля, предоставлен срок для добровольного исполнения 20 ноября 2015 года.
Требования межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки исполнены не были.
В связи с неисполнением Ч. конституционной обязанности по уплате транспортного и земельного налога за 2012, 2013, 2014 года, межрайонная ИФНС России N 13 по Свердловской области в установленном законом порядке, обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам, пени в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административные исковые требования межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений, требований, правильность исчисления размера налога и пени, сроки на обращение в суд, и пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного и земельного налога, пени за 2014 год, а также о пропуске административным истцом срока на обращение в суд по требованиям о взыскании транспортного и земельного налога и пени за 2012, 2013 года.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске срока административным истцом на обращение в суд по требованиям о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу, пени за 2012, 2013 года, по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, сумма недоимки по транспортному и земельному налогу, пени превысила 3 000 рублей после истечения сроков исполнения требования N 29737 об уплате недоимки по транспортному и земельному налогу за 2014 год в сумме 1040 рублей, пени по налогам в сумме 423 рубля, поскольку ранее направленные требования за 2012, 2013 года содержали указание на уплату недоимки по налогам в общей сумме 2778 рублей 24 копейки, что менее 3000 рублей.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании N 29737 от 08 октября 2015 года, когда размер взыскиваемых сумм превысил 3 000 рублей, то есть с 20 ноября 2015 года. Срок на обращение в суд истекал 20 мая 2016 года. Межрайонная ИФНС России N 13 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском 07 апреля 2016 года.
Таким образом, судебная коллегия находит изложенные в решении суда первой инстанции выводы о пропуске административным истцом срока обращения в суд ошибочными, принятыми в результате неверного толкования норм действующего налогового законодательства.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требования о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2012 год в сумме 249 рублей 60 копеек, пени на недоимку по транспортному налогу за 2012 год по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 61 рубль 30 копеек, недоимки по транспортному налогу за 2013 год в сумме 226 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2013 год по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 33 рубля 13 копеек, недоимки по земельному налогу за 2012 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2012 год по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 199 рублей 92 копейки, недоимки по земельному налогу за 2013 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2013 год по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 119 рублей 32 копейки не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием в данной части нового - об удовлетворении указанного требования.
В остальной части решение суда первой инстанции является правильным, выводы суда о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному и земельному налогу, пени на недоимку по транспортному и земельному налогу за 2014 год соответствуют материалам дела. В указанной части решение суда сторонами не оспаривалось.
Административным ответчиком доказательств исполнения обязанности по уплате транспортного и земельного налога за спорный период не представлено.
Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
решение Слободо-Туринского районного суда <...> от <...> в части отказа во взыскании с Ч. недоимки по транспортному налогу за 2012 год в сумме 249 рублей 60 копеек, пени на недоимку по транспортному налогу за 2012 год в сумме 61 рубль 30 копеек, недоимки по транспортному налогу за 2013 год в сумме 226 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2013 год в сумме 33 рубля 13 копеек, недоимки по земельному налогу за 2012 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме 199 рублей 92 копейки, недоимки по земельному налогу за 2013 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 119 рублей 32 копейки - отменить, принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований.
Взыскать с Ч. недоимку по транспортному налогу за 2012 год в сумме 249 рублей 60 копеек, пени на недоимку по транспортному налогу за 2012 год в сумме 61 рубль 30 копеек, недоимку по транспортному налогу за 2013 год в сумме 226 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2013 год в сумме 33 рубля 13 копеек, недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме 199 рублей 92 копейки, недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 119 рублей 32 копейки.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-12107/2016
Требование: О взыскании транспортного и земельного налогов, пеней.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган указал на неисполнение требования об уплате спорных сумм.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 г. по делу N 33а-12107/2016
Судья Сергеева Е.В.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Старкова М.В., Шабалдиной Н.В.
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области к Ч. о взыскании недоимки по налогам и сборам, пени,
по апелляционной жалобе административного истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области
на решение Слободо-Туринского районного суда Свердловской области от 29 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области (далее по тексту межрайонная ИФНС России N 13 по Свердловской области) обратилась с административным исковым заявлением к Ч. о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу за 2012 - 2014 года, пени на недоимку по транспортному и земельному налогу.
В обоснование указала, что Ч. в спорный период являлся собственником транспортного средства: ИЖ-6-113-01, регистрационный номер <...> мощность двигателя 24 л.с., в связи с чем Ч. является плательщиком транспортного налога. Кроме того, в указанный период Ч. являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 66:24:201001:97, в связи с чем является плательщиком земельного налога. Ответчиком обязанность по уплате транспортного и земельного налога за 2012 - 2014 года в установленный законом срок не исполнена в связи с чем, в его адрес были направлены требования об уплате недоимки по транспортному и земельному налогу. Срок исполнения требований по уплате налогов за 2012 год был установлен до 24 января 2014 года, за 2013 год до 31 декабря 2014 года, за 2014 год до 20 ноября 2015 года, однако требования исполнены в установленный срок не были, что послужило основанием для обращения межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области с указанным административным иском в суд.
Административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в порядке главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Возражений от административного ответчика Ч. по заявленным требованиям не поступило.
Решением Слободо-Туринского районного суда Свердловской области от 29 апреля 2016 года административное исковое заявление межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области удовлетворено частично: с Ч. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 год в сумме 226 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 12 рублей 31 копейка, недоимка по земельному налогу за 2014 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 44 рубля 33 копейки, а также в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании транспортного и земельного налога за 2012, 2013 года и пени на недоимку по транспортному и земельному налогу за 2012, 2013 года, административный истец межрайонная ИФНС России N 13 по Свердловской области подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований. В обоснование ссылается на нарушение судом норм материального права, судом первой инстанции неверно применены положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок на обращение в суд с требованиями о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу за 2012, 2013 года не пропущен.
Представитель административного истца ИФНС России N 13 по Свердловской области, административный ответчик Ч. о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещенные заблаговременно и надлежащим образом, факсимильной связью 21 июня 2016 года, почтовой корреспонденцией 21 июня 2016 года, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административного ответчика на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Как видно из материалов дела, Ч. в спорный период являлся собственником транспортного средства: ИЖ-6-113-01, регистрационный номер <...>, мощность двигателя 24 л.с., а также земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 66:24:201001:97, в связи с чем является плательщиком транспортного и земельного налога.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области Ч. был начислен транспортный и земельный налог за 2012 - 2014 года, направлены налоговые уведомления об уплате налогов.
В установленный законом срок, указанный в уведомлениях, Ч. обязанность по уплате налога не исполнил.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области в адрес Ч. 12 декабря 2013 года было направлено требование N 14338 об уплате задолженности по транспортному и земельному налогу за 2012 год в сумме 1063 рубля 67 копеек, пени по состоянию на 10 ноября 2013 года в сумме 270 рублей 13 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 24 января 2014 года, также 20 ноября 2014 года направлено требование N 16203 об уплате недоимки по транспортному и земельному налогу за 2013 год в сумме 1040 рублей, пени по состоянию на 09 ноября 2014 года в сумме 404 рубля 44 копейки, предоставлен срок для добровольного исполнения до 31 декабря 2014 года, кроме того 15 октября 2015 года Ч. направлено требование N 29737 об уплате недоимки по транспортному и земельному налогу за 2014 год в сумме 1040 рублей, пени по состоянию на 06 октября 2015 года в сумме 423 рубля, предоставлен срок для добровольного исполнения 20 ноября 2015 года.
Требования межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки исполнены не были.
В связи с неисполнением Ч. конституционной обязанности по уплате транспортного и земельного налога за 2012, 2013, 2014 года, межрайонная ИФНС России N 13 по Свердловской области в установленном законом порядке, обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам, пени в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административные исковые требования межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений, требований, правильность исчисления размера налога и пени, сроки на обращение в суд, и пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного и земельного налога, пени за 2014 год, а также о пропуске административным истцом срока на обращение в суд по требованиям о взыскании транспортного и земельного налога и пени за 2012, 2013 года.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске срока административным истцом на обращение в суд по требованиям о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу, пени за 2012, 2013 года, по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, сумма недоимки по транспортному и земельному налогу, пени превысила 3 000 рублей после истечения сроков исполнения требования N 29737 об уплате недоимки по транспортному и земельному налогу за 2014 год в сумме 1040 рублей, пени по налогам в сумме 423 рубля, поскольку ранее направленные требования за 2012, 2013 года содержали указание на уплату недоимки по налогам в общей сумме 2778 рублей 24 копейки, что менее 3000 рублей.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании N 29737 от 08 октября 2015 года, когда размер взыскиваемых сумм превысил 3 000 рублей, то есть с 20 ноября 2015 года. Срок на обращение в суд истекал 20 мая 2016 года. Межрайонная ИФНС России N 13 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском 07 апреля 2016 года.
Таким образом, судебная коллегия находит изложенные в решении суда первой инстанции выводы о пропуске административным истцом срока обращения в суд ошибочными, принятыми в результате неверного толкования норм действующего налогового законодательства.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требования о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2012 год в сумме 249 рублей 60 копеек, пени на недоимку по транспортному налогу за 2012 год по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 61 рубль 30 копеек, недоимки по транспортному налогу за 2013 год в сумме 226 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2013 год по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 33 рубля 13 копеек, недоимки по земельному налогу за 2012 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2012 год по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 199 рублей 92 копейки, недоимки по земельному налогу за 2013 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2013 год по состоянию на 24 марта 2016 года в сумме 119 рублей 32 копейки не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием в данной части нового - об удовлетворении указанного требования.
В остальной части решение суда первой инстанции является правильным, выводы суда о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному и земельному налогу, пени на недоимку по транспортному и земельному налогу за 2014 год соответствуют материалам дела. В указанной части решение суда сторонами не оспаривалось.
Административным ответчиком доказательств исполнения обязанности по уплате транспортного и земельного налога за спорный период не представлено.
Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Слободо-Туринского районного суда <...> от <...> в части отказа во взыскании с Ч. недоимки по транспортному налогу за 2012 год в сумме 249 рублей 60 копеек, пени на недоимку по транспортному налогу за 2012 год в сумме 61 рубль 30 копеек, недоимки по транспортному налогу за 2013 год в сумме 226 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2013 год в сумме 33 рубля 13 копеек, недоимки по земельному налогу за 2012 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме 199 рублей 92 копейки, недоимки по земельному налогу за 2013 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 119 рублей 32 копейки - отменить, принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований.
Взыскать с Ч. недоимку по транспортному налогу за 2012 год в сумме 249 рублей 60 копеек, пени на недоимку по транспортному налогу за 2012 год в сумме 61 рубль 30 копеек, недоимку по транспортному налогу за 2013 год в сумме 226 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2013 год в сумме 33 рубля 13 копеек, недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме 199 рублей 92 копейки, недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 814 рублей 07 копеек, пени на недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 119 рублей 32 копейки.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Д.И.ГЫЛКЭ
Д.И.ГЫЛКЭ
Судьи
М.В.СТАРКОВ
Н.В.ШАБАЛДИНА
М.В.СТАРКОВ
Н.В.ШАБАЛДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)