Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "23" августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" сентября 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии: от налогового органа (инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска): Ермоленко А.А., представителя по доверенности от 23.08.2017 N 04/38, Гилевой Т.Б., представителя по доверенности от 09.01.2017 N 04/04,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" июня 2017 года по делу N А33-20242/2016, принятое судьей Лапиной М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строймикс" (ИНН 2466114173, ОГРН 1032402976440, далее - заявитель, общество, ООО "Строймикс") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании безнадежной к взысканию отраженную в выданной инспекцией Федеральной налоговой службы в Советском районе г. Красноярска (ИНН 2465087248, ОГРН 1042442640206, далее - ответчик, налоговый орган) справке N 92614 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 08.07.2016 задолженность по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 264 876 рублей, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 691 185 рублей, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 258 122 рубля, налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации - 3 510 862 рубля 28 копеек, налогу на имущество организаций - 50 082 рубля, транспортному налогу с организаций - 2148 рублей, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 122 027 рублей, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в размере 13 530 рублей, пени по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 240 067 рублей 13 копеек, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 626 447 рублей 40 копеек, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 281 800 рублей 31 копейка, налогу на добавленную стоимость на товары - 3 246 791 рубль 78 копеек, налогу на имущество организаций - 30 505 рублей 85 копеек, транспортному налогу с организаций - 1696 рублей 19 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 116 897 рублей 74 копейки, по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 10 859 рублей 95 копеек, штрафам по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 29 589 рублей, налогу на прибыль с организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 79 662 рубля, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 31 610 рублей 50 копеек, налогу на добавленную стоимость на товары - 66 671 рубль, транспортному налогу с организаций - 1181 рубль 60 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 12 072 рубля 40 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 419 рублей 40 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "23" июня 2017 года заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Строймикс" удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что признание задолженности безнадежной к взысканию по основанию утраты налоговой инспекцией возможности повторно направить судебному приставу-исполнителю документы на взыскание задолженности с ООО "Строймикс" не соответствует положениям подпунктов 4 и 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как указывает ответчик, суд первой инстанции необоснованно отклонил довод налогового органа о пропуске обществом срока исковой давности для обращения в суд с рассматриваемым заявлением, поскольку к данному требованию, подлежащему рассмотрению в порядке искового производства подлежит применению общий срок исковой давности 3 года (статья 196, 200 Гражданского Кодекса Российской Федерации) с момента образования задолженности по налогам (ее декларирования налогоплательщиком).
ООО "Строймикс", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из выданной налоговым органом справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам N 92614 по состоянию на 08.07.2016, у заявителя имеется задолженность по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 264 876 рублей, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 691 185 рублей, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 258 122 рубля, налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации - 3 510 862 рубля 28 копеек, налогу на имущество организаций - 50 082 рубля, транспортному налогу с организаций - 2148 рубля, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 122 027 рублей, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в размере 13 530 рублей, пени по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 240 067 рублей 13 копеек, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 626 447 рублей 40 копеек, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 281 800 рублей 31 копейка, налогу на добавленную стоимость на товары - 3 246 791 рубль 78 копеек, налогу на имущество организаций - 30 505 рублей 85 копеек, транспортному налогу с организаций - 1696 рублей 19 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 116 897 рублей 74 копейки, по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 10 859 рублей 95 копеек, штрафам по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 29 589 рублей, налогу на прибыль с организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 79 662 рубля, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 31 610 рублей 50 копеек, налогу на добавленную стоимость на товары - 66 671 рубль, транспортному налогу с организаций - 1181 рубль 60 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 12 072 рубля 40 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 419 рублей 40 копеек.
Полагая, что налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания задолженности в сумме 9 689 104 рубля 53 копейки, общество обратилась в суд с заявлением о признании указанной суммы задолженности безнадежной ко взысканию.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В отношении суммы 9 689 104 рубля 53 копейки (по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 264 876 рублей, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 691 185 рублей, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 258 122 рубля, налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации - 3 510 862 рубля 28 копеек, налогу на имущество организаций - 50 082 рубля, транспортному налогу с организаций - 2148 рубля, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 122 027 рублей, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в размере 13 530 рублей, пени по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 240 067 рублей 13 копеек, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 626 447 рублей 40 копеек, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 281 800 рублей 31 копейка, налогу на добавленную стоимость на товары - 3 246 791 рубль 78 копеек, налогу на имущество организаций - 30 505 рублей 85 копеек, транспортному налогу с организаций - 1696 рублей 19 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 116 897 рублей 74 копейки, по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 10 859 рублей 95 копеек, штрафам по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 29 589 рублей, налогу на прибыль с организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 79 662 рубля, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 31 610 рублей 50 копеек, налогу на добавленную стоимость на товары - 66 671 рубль, транспортному налогу с организаций - 1181 рубль 60 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 12 072 рубля 40 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 419 рублей 40 копеек, учитывая, что срок для предъявления к исполнению исполнительных документов истек, а уполномоченный орган не представил доказательств, свидетельствующих о прерывании сроков предъявления исполнительных документов, суд первой инстанции пришел к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания названной задолженности в связи с истечением сроков на ее взыскание во внесудебном порядке.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
При наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате пеней, штрафов.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (пункт 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 9, 10 статьи 46 и пункту 8 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации положения данных статей применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и штрафов.
Таким образом, налоговым законодательством установлена последовательная процедура принудительного взыскания с налогоплательщика налогов, пени и штрафов, которая заключается, в осуществлении налоговым органом установленных данными нормами действий в определенные законом сроки.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2017 ПО ДЕЛУ N А33-20242/2016
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2017 г. по делу N А33-20242/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "23" августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" сентября 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии: от налогового органа (инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска): Ермоленко А.А., представителя по доверенности от 23.08.2017 N 04/38, Гилевой Т.Б., представителя по доверенности от 09.01.2017 N 04/04,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" июня 2017 года по делу N А33-20242/2016, принятое судьей Лапиной М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строймикс" (ИНН 2466114173, ОГРН 1032402976440, далее - заявитель, общество, ООО "Строймикс") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании безнадежной к взысканию отраженную в выданной инспекцией Федеральной налоговой службы в Советском районе г. Красноярска (ИНН 2465087248, ОГРН 1042442640206, далее - ответчик, налоговый орган) справке N 92614 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 08.07.2016 задолженность по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 264 876 рублей, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 691 185 рублей, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 258 122 рубля, налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации - 3 510 862 рубля 28 копеек, налогу на имущество организаций - 50 082 рубля, транспортному налогу с организаций - 2148 рублей, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 122 027 рублей, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в размере 13 530 рублей, пени по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 240 067 рублей 13 копеек, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 626 447 рублей 40 копеек, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 281 800 рублей 31 копейка, налогу на добавленную стоимость на товары - 3 246 791 рубль 78 копеек, налогу на имущество организаций - 30 505 рублей 85 копеек, транспортному налогу с организаций - 1696 рублей 19 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 116 897 рублей 74 копейки, по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 10 859 рублей 95 копеек, штрафам по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 29 589 рублей, налогу на прибыль с организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 79 662 рубля, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 31 610 рублей 50 копеек, налогу на добавленную стоимость на товары - 66 671 рубль, транспортному налогу с организаций - 1181 рубль 60 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 12 072 рубля 40 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 419 рублей 40 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "23" июня 2017 года заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Строймикс" удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что признание задолженности безнадежной к взысканию по основанию утраты налоговой инспекцией возможности повторно направить судебному приставу-исполнителю документы на взыскание задолженности с ООО "Строймикс" не соответствует положениям подпунктов 4 и 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как указывает ответчик, суд первой инстанции необоснованно отклонил довод налогового органа о пропуске обществом срока исковой давности для обращения в суд с рассматриваемым заявлением, поскольку к данному требованию, подлежащему рассмотрению в порядке искового производства подлежит применению общий срок исковой давности 3 года (статья 196, 200 Гражданского Кодекса Российской Федерации) с момента образования задолженности по налогам (ее декларирования налогоплательщиком).
ООО "Строймикс", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из выданной налоговым органом справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам N 92614 по состоянию на 08.07.2016, у заявителя имеется задолженность по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 264 876 рублей, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 691 185 рублей, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 258 122 рубля, налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации - 3 510 862 рубля 28 копеек, налогу на имущество организаций - 50 082 рубля, транспортному налогу с организаций - 2148 рубля, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 122 027 рублей, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в размере 13 530 рублей, пени по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 240 067 рублей 13 копеек, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 626 447 рублей 40 копеек, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 281 800 рублей 31 копейка, налогу на добавленную стоимость на товары - 3 246 791 рубль 78 копеек, налогу на имущество организаций - 30 505 рублей 85 копеек, транспортному налогу с организаций - 1696 рублей 19 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 116 897 рублей 74 копейки, по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 10 859 рублей 95 копеек, штрафам по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 29 589 рублей, налогу на прибыль с организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 79 662 рубля, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 31 610 рублей 50 копеек, налогу на добавленную стоимость на товары - 66 671 рубль, транспортному налогу с организаций - 1181 рубль 60 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 12 072 рубля 40 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 419 рублей 40 копеек.
Полагая, что налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания задолженности в сумме 9 689 104 рубля 53 копейки, общество обратилась в суд с заявлением о признании указанной суммы задолженности безнадежной ко взысканию.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В отношении суммы 9 689 104 рубля 53 копейки (по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 264 876 рублей, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 691 185 рублей, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 258 122 рубля, налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации - 3 510 862 рубля 28 копеек, налогу на имущество организаций - 50 082 рубля, транспортному налогу с организаций - 2148 рубля, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 122 027 рублей, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в размере 13 530 рублей, пени по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 240 067 рублей 13 копеек, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 626 447 рублей 40 копеек, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 281 800 рублей 31 копейка, налогу на добавленную стоимость на товары - 3 246 791 рубль 78 копеек, налогу на имущество организаций - 30 505 рублей 85 копеек, транспортному налогу с организаций - 1696 рублей 19 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 116 897 рублей 74 копейки, по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 10 859 рублей 95 копеек, штрафам по: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 29 589 рублей, налогу на прибыль с организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 79 662 рубля, налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 31 610 рублей 50 копеек, налогу на добавленную стоимость на товары - 66 671 рубль, транспортному налогу с организаций - 1181 рубль 60 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 12 072 рубля 40 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - 419 рублей 40 копеек, учитывая, что срок для предъявления к исполнению исполнительных документов истек, а уполномоченный орган не представил доказательств, свидетельствующих о прерывании сроков предъявления исполнительных документов, суд первой инстанции пришел к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания названной задолженности в связи с истечением сроков на ее взыскание во внесудебном порядке.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
При наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате пеней, штрафов.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (пункт 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 9, 10 статьи 46 и пункту 8 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации положения данных статей применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и штрафов.
Таким образом, налоговым законодательством установлена последовательная процедура принудительного взыскания с налогоплательщика налогов, пени и штрафов, которая заключается, в осуществлении налоговым органом установленных данными нормами действий в определенные законом сроки.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)