Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения "Красноармейский лесхоз"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2017 года по делу N А57-20645/2016 (судья Степура С.М.)
по заявлению Государственного автономного учреждения "Красноармейский лесхоз" (ИНН 6442003263, ОГРН 1026401733687, адрес местонахождения: 412802, Саратовская область, г. Красноармейск, ул. 1 мая, д. 141)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области (ИНН 6450604885, ОГРН 1046405041935, адрес местонахождения: 410038, г. Саратов, ул. Соколовогорская, д. 8 "А"),
Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338, адрес местонахождения: 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24)
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области - Тотиковой М.Т., действующей по доверенности от 17.11.2016 N 02-01-28/012270,
Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области - Тотиковой М.Т., действующей по доверенности от 09.06.2016 N 05-17/48,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное автономное учреждение "Красноармейский лесхоз" (далее - заявитель, ГАУ "Красноармейский лесхоз", налогоплательщик) с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 12 по Саратовской области, налоговый орган, Инспекции) от 15.01.2016 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 1 953 016 руб. 96 коп., пени в сумме 483 722 руб., штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 14 877 руб. 50 коп.; от 15.04.2016 N 143 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств в части взыскания НДФЛ в сумме 1 953 016 руб. 96 коп., пени в сумме 483 722 руб., штрафа по статье 123 НК РФ в сумме 14 877 руб. 50 коп.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области).
Решением от 25 января 2017 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении требований Государственного автономного учреждения "Красноармейский лесхоз" отказал.
Кроме того, суд взыскал с Государственного автономного учреждения "Красноармейский лесхоз" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 30.08.2016 по делу N А57-20645/2016, суд отменил.
ГАУ "Красноармейский лесхоз" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
УФНС России по Саратовской области и Межрайонная ИФНС России N 12 по Саратовской области считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГАУ "Красноармейский лесхоз" извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 677008), явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 06.04.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ГАУ "Красноармейский лесхоз" по вопросам правильности исчисления и своевременности перечисления НДФЛ за период с 01.01.2012 по 29.09.2015.
В ходе выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области установлено, что на основании пункта 1 статьи 226 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) ГАУ "Красноармейский лесхоз" является налоговым агентом, которое обязано в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является агент, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ.
Налоговая база для исчисления НДФЛ составила:
- за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в сумме 3 240 067,35 руб.,
- за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в сумме 3635636,08 руб.
- за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в сумме 4392858,78 руб.
- за период с 01.01.2015 по 29.09.2015 в сумме 3504975,89 руб.
Нарушений по правильности определения размера налоговой базы, предоставления стандартных налоговых вычетов, определения налоговых ставок в ходе выездной налоговой проверки не установлено.
Сведения о доходах физических лиц и суммах исчисленного и удержанного налога по форме 2-НДФЛ в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ представлены своевременно и в полном объеме.
В проверяемом периоде налоговым агентом при исчислении налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности, применялась налоговая ставка в размере 13%.
Налоговым органом установлено, что по состоянию на 29.09.2015 исчисленная, удержанная, но не перечисленная ГАУ "Красноармейский лесхоз" сумма НДФЛ как налогового агента составляет 1 953 016 руб. 96 коп.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте выездной налоговой проверки от 30.11.2015 N 09-38, который получен директором Гурылевым В.П. лично 30.11.2015.
Извещением от 30.11.2015 N 43 ГАУ "Красноармейский лесхоз" уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
12 января 2016 года налогоплательщик представил ходатайство о снижении штрафных санкций N 000289, в котором ссылается на тяжелое финансовое положение организации, социально-значимый характер деятельности, финансирование за счет средств федерального бюджета. Налоговый орган, рассмотрев возражения, пришел к выводу об их обоснованности и, руководствуясь пунктом 1 статьи 112 НК РФ, снизил размер начисленных санкций на 50% (297550 x 50%).
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, а также представленных возражений налогоплательщика, Инспекцией вынесено решение от 15.01.2016 N 2, которым ГАУ "Красноармейский лесхоз" предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 1 953 016,96 руб., пени в размере 483 772 руб., а также штраф в размере 148 775 руб.
Инспекцией в соответствии со статьей 69 НК РФ направлено в адрес ГАУ "Красноармейский лесхоз" требование N 218 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14.03.2016 со сроком исполнения до 01.04.2016.
В связи с отсутствием добровольной оплаты налога на доходы физических лиц, начисленных пеней и штрафа, налоговым органом вынесено решение N 143 от 15.04.2016 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель 01.07.2016 обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Саратовской области, в которой просил отменить решения Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области от 15.01.2016 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления НДФЛ в сумме 1 953 016,96 руб., пени в сумме 483 722 руб., от 15.04.2016 N 143 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств в части взыскания НДФЛ; снизить размер штрафа по статье 123 НК РФ не менее чем в 10 раз, и приостановить действия оспариваемых решений.
УФНС России по Саратовской области, изучив представленную жалобу, с учетом имеющихся смягчающих обстоятельств, снизило размер штрафных санкций в 10 раз до 14 875,50 руб., в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись решениями Инспекции от 15.01.2016 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 15.04.2016 N 143 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании указанных решений недействительными.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 24, 226 НК РФ общество является налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, и в связи с этим обязано исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет НДФЛ.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (пункт 4 статьи 226 Кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (пункт 6 статьи 226 Кодекса).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 НК РФ).
Согласно статье 123 Кодекса неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Нарушение установленного законом срока уплаты налога влечет в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 НК РФ начисление и уплату пеней.
Согласно положениям пункта 2 статьи 75 НК РФ сумма пени уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня причитается за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
В апелляционной жалобе ГАУ "Красноармейский лесхоз" указывает, что в оспариваемом решении налогового органа N 2 от 15.01.2016 г. не приведен мотивированный расчет не перечисленного НДФЛ со ссылкой на соответствующие документы.
Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Как верно указал суд, Обществом не оспаривается факт удержания, но не перечисления налога на доходы физических лиц в проверяемом периоде.
На стр. 3-4 оспариваемого решения от 15.01.2016 г. N 2 содержится подробный расчет налоговой базы по НДФЛ за проверяемый период на основании представленных налоговым агентом расчетных и расчетно-платежных ведомостей с учетом стандартных налоговых вычетов со ссылкой на обороты по счету 302.1 "Расчеты с персоналом по оплате труда" за проверяемый период.
На стр. 5-7 решения отражен подробный расчет задолженности за 2010 г., 2011 г., которая имелась на начало проверяемого периода, со ссылками на сведения о доходах физических лиц, представленных Учреждением, на данные карточек расчетов с бюджетом налогоплательщика о поступившей оплате.
На стр. 7 содержится вывод о наличии задолженности на начало проверяемого периода в сумме 531545,31 руб., в том числе за 2010 г. в сумме 139 300 руб., за 2011 г. - 392 129 руб. на стр. 8-9 отражен расчет задолженности по месяцам за проверяемый период со ссылками на перечисления сумм НДФЛ с разбивкой по годам и выведением общей суммы задолженности.
На стр. 10-16 приведен расчет доначисленной суммы налога в таблице с учетом даты удержания, суммы удержанного НДФЛ, суммы и даты перечисления налога в бюджет и оставшейся задолженности на основании ведомостей о выплате заработной платы и платежных поручений.
На стр. 16-18 отражен расчет несвоевременно перечисленного в бюджет НДФЛ со ссылками на дату удержания налога и дату перечисления.
Обжалуемое решение N 2 от 15.01.2016 содержит ссылки на нормы гл. 23 НК РФ, статью 24 НК РФ, квалификацию выявленного правонарушения по статье 123 НК РФ, иные ссылки на нормы налогового законодательства.
Расчет сумм штрафа с учетом истечения сроков привлечения к налоговой ответственности, в соответствии с пунктом 1 статьи 113 НК РФ, приведен на стр. 19-20 Решения. В приложении N 1 к решению имеется подробный расчет пени на дату вынесения решения по результатам проверки.
ГАУ "Красноармейский лесхоз", при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением, факт не перечисления денежных средств в бюджет не оспаривает, а также не оспаривает установленную в ходе проверки налоговую базу для исчисления НДФЛ и размер исчисленного налога, размер начисленных пеней и штрафов, однако считает, что оспариваемое решение подлежит отмене.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налоговая база для исчисления НДФЛ за проверяемый период определена налоговым органом верно, сумма, подлежащего перечислению налога исчислена правильно. Сумма пени рассчитана в соответствии со статьей 75 НК РФ.
При рассмотрении вопроса о привлечении ГАУ "Красноармейский лесхоз" к налоговой ответственности Инспекцией учтены смягчающие обстоятельства, размер штрафа был снижен в два раза. Впоследствии, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы Управлением ФНС России по Саратовской области, также учтены смягчающие обстоятельства, а также социально-значимый характер деятельности учреждения и, размер штрафа, начисленный в оспариваемом решении, был снижен в 10 раз.
Арбитражным судом первой и апелляционной инстанций проверена процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, существенных нарушений не установлено.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки в соответствии с требованиями статьи 100 НК РФ 30.11.2015 г. составлен акт N 09-38, который получен директором Гурылевым В.П. лично 30.11.2015 г.
Извещением от 30.11.2015 г. N 43 ГАУ "Красноармейский лесхоз" уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
12 января 2016 г. Налогоплательщик представил ходатайство о снижении штрафных санкций N 000289, в котором ссылается на тяжелое финансовое положение организации, социально-значимый характер деятельности, финансирование за счет средств федерального бюджета. Решение о привлечении к налоговой ответственности вынесено 15.01.2016 г., в установленный законодательством срок.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что налоговым органом обеспечена возможность налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, налогоплательщику предоставлялось время для представления возражений по акту проверки, права налогоплательщика не нарушены.
На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения налогового органа N 2 от 15.01.2016 г.
В связи с отсутствием добровольной оплаты по решению N 2 от 15.01.2016 г., налоговым органом правомерно осуществлена процедура бесспорного взыскания задолженности, выставлено требование об уплате налога, сбора пени, штрафа со сроком исполнения до 01.04.2016 г. Данное требование учреждением не исполнено, в результате чего вынесено решение N 143 от 15.04.2016 г. о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Государственного автономного учреждения "Красноармейский лесхоз" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2017 года по делу N А57-20645/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2017 N 12АП-2920/2017 ПО ДЕЛУ N А57-20645/2016
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. по делу N А57-20645/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения "Красноармейский лесхоз"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2017 года по делу N А57-20645/2016 (судья Степура С.М.)
по заявлению Государственного автономного учреждения "Красноармейский лесхоз" (ИНН 6442003263, ОГРН 1026401733687, адрес местонахождения: 412802, Саратовская область, г. Красноармейск, ул. 1 мая, д. 141)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области (ИНН 6450604885, ОГРН 1046405041935, адрес местонахождения: 410038, г. Саратов, ул. Соколовогорская, д. 8 "А"),
Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338, адрес местонахождения: 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24)
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области - Тотиковой М.Т., действующей по доверенности от 17.11.2016 N 02-01-28/012270,
Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области - Тотиковой М.Т., действующей по доверенности от 09.06.2016 N 05-17/48,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное автономное учреждение "Красноармейский лесхоз" (далее - заявитель, ГАУ "Красноармейский лесхоз", налогоплательщик) с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 12 по Саратовской области, налоговый орган, Инспекции) от 15.01.2016 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 1 953 016 руб. 96 коп., пени в сумме 483 722 руб., штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 14 877 руб. 50 коп.; от 15.04.2016 N 143 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств в части взыскания НДФЛ в сумме 1 953 016 руб. 96 коп., пени в сумме 483 722 руб., штрафа по статье 123 НК РФ в сумме 14 877 руб. 50 коп.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области).
Решением от 25 января 2017 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении требований Государственного автономного учреждения "Красноармейский лесхоз" отказал.
Кроме того, суд взыскал с Государственного автономного учреждения "Красноармейский лесхоз" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 30.08.2016 по делу N А57-20645/2016, суд отменил.
ГАУ "Красноармейский лесхоз" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
УФНС России по Саратовской области и Межрайонная ИФНС России N 12 по Саратовской области считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГАУ "Красноармейский лесхоз" извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 677008), явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 06.04.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ГАУ "Красноармейский лесхоз" по вопросам правильности исчисления и своевременности перечисления НДФЛ за период с 01.01.2012 по 29.09.2015.
В ходе выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области установлено, что на основании пункта 1 статьи 226 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) ГАУ "Красноармейский лесхоз" является налоговым агентом, которое обязано в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является агент, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ.
Налоговая база для исчисления НДФЛ составила:
- за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в сумме 3 240 067,35 руб.,
- за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в сумме 3635636,08 руб.
- за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в сумме 4392858,78 руб.
- за период с 01.01.2015 по 29.09.2015 в сумме 3504975,89 руб.
Нарушений по правильности определения размера налоговой базы, предоставления стандартных налоговых вычетов, определения налоговых ставок в ходе выездной налоговой проверки не установлено.
Сведения о доходах физических лиц и суммах исчисленного и удержанного налога по форме 2-НДФЛ в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ представлены своевременно и в полном объеме.
В проверяемом периоде налоговым агентом при исчислении налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности, применялась налоговая ставка в размере 13%.
Налоговым органом установлено, что по состоянию на 29.09.2015 исчисленная, удержанная, но не перечисленная ГАУ "Красноармейский лесхоз" сумма НДФЛ как налогового агента составляет 1 953 016 руб. 96 коп.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте выездной налоговой проверки от 30.11.2015 N 09-38, который получен директором Гурылевым В.П. лично 30.11.2015.
Извещением от 30.11.2015 N 43 ГАУ "Красноармейский лесхоз" уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
12 января 2016 года налогоплательщик представил ходатайство о снижении штрафных санкций N 000289, в котором ссылается на тяжелое финансовое положение организации, социально-значимый характер деятельности, финансирование за счет средств федерального бюджета. Налоговый орган, рассмотрев возражения, пришел к выводу об их обоснованности и, руководствуясь пунктом 1 статьи 112 НК РФ, снизил размер начисленных санкций на 50% (297550 x 50%).
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, а также представленных возражений налогоплательщика, Инспекцией вынесено решение от 15.01.2016 N 2, которым ГАУ "Красноармейский лесхоз" предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 1 953 016,96 руб., пени в размере 483 772 руб., а также штраф в размере 148 775 руб.
Инспекцией в соответствии со статьей 69 НК РФ направлено в адрес ГАУ "Красноармейский лесхоз" требование N 218 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14.03.2016 со сроком исполнения до 01.04.2016.
В связи с отсутствием добровольной оплаты налога на доходы физических лиц, начисленных пеней и штрафа, налоговым органом вынесено решение N 143 от 15.04.2016 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель 01.07.2016 обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Саратовской области, в которой просил отменить решения Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области от 15.01.2016 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления НДФЛ в сумме 1 953 016,96 руб., пени в сумме 483 722 руб., от 15.04.2016 N 143 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств в части взыскания НДФЛ; снизить размер штрафа по статье 123 НК РФ не менее чем в 10 раз, и приостановить действия оспариваемых решений.
УФНС России по Саратовской области, изучив представленную жалобу, с учетом имеющихся смягчающих обстоятельств, снизило размер штрафных санкций в 10 раз до 14 875,50 руб., в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись решениями Инспекции от 15.01.2016 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 15.04.2016 N 143 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании указанных решений недействительными.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 24, 226 НК РФ общество является налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, и в связи с этим обязано исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет НДФЛ.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (пункт 4 статьи 226 Кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (пункт 6 статьи 226 Кодекса).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 НК РФ).
Согласно статье 123 Кодекса неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Нарушение установленного законом срока уплаты налога влечет в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 НК РФ начисление и уплату пеней.
Согласно положениям пункта 2 статьи 75 НК РФ сумма пени уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня причитается за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
В апелляционной жалобе ГАУ "Красноармейский лесхоз" указывает, что в оспариваемом решении налогового органа N 2 от 15.01.2016 г. не приведен мотивированный расчет не перечисленного НДФЛ со ссылкой на соответствующие документы.
Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Как верно указал суд, Обществом не оспаривается факт удержания, но не перечисления налога на доходы физических лиц в проверяемом периоде.
На стр. 3-4 оспариваемого решения от 15.01.2016 г. N 2 содержится подробный расчет налоговой базы по НДФЛ за проверяемый период на основании представленных налоговым агентом расчетных и расчетно-платежных ведомостей с учетом стандартных налоговых вычетов со ссылкой на обороты по счету 302.1 "Расчеты с персоналом по оплате труда" за проверяемый период.
На стр. 5-7 решения отражен подробный расчет задолженности за 2010 г., 2011 г., которая имелась на начало проверяемого периода, со ссылками на сведения о доходах физических лиц, представленных Учреждением, на данные карточек расчетов с бюджетом налогоплательщика о поступившей оплате.
На стр. 7 содержится вывод о наличии задолженности на начало проверяемого периода в сумме 531545,31 руб., в том числе за 2010 г. в сумме 139 300 руб., за 2011 г. - 392 129 руб. на стр. 8-9 отражен расчет задолженности по месяцам за проверяемый период со ссылками на перечисления сумм НДФЛ с разбивкой по годам и выведением общей суммы задолженности.
На стр. 10-16 приведен расчет доначисленной суммы налога в таблице с учетом даты удержания, суммы удержанного НДФЛ, суммы и даты перечисления налога в бюджет и оставшейся задолженности на основании ведомостей о выплате заработной платы и платежных поручений.
На стр. 16-18 отражен расчет несвоевременно перечисленного в бюджет НДФЛ со ссылками на дату удержания налога и дату перечисления.
Обжалуемое решение N 2 от 15.01.2016 содержит ссылки на нормы гл. 23 НК РФ, статью 24 НК РФ, квалификацию выявленного правонарушения по статье 123 НК РФ, иные ссылки на нормы налогового законодательства.
Расчет сумм штрафа с учетом истечения сроков привлечения к налоговой ответственности, в соответствии с пунктом 1 статьи 113 НК РФ, приведен на стр. 19-20 Решения. В приложении N 1 к решению имеется подробный расчет пени на дату вынесения решения по результатам проверки.
ГАУ "Красноармейский лесхоз", при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением, факт не перечисления денежных средств в бюджет не оспаривает, а также не оспаривает установленную в ходе проверки налоговую базу для исчисления НДФЛ и размер исчисленного налога, размер начисленных пеней и штрафов, однако считает, что оспариваемое решение подлежит отмене.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налоговая база для исчисления НДФЛ за проверяемый период определена налоговым органом верно, сумма, подлежащего перечислению налога исчислена правильно. Сумма пени рассчитана в соответствии со статьей 75 НК РФ.
При рассмотрении вопроса о привлечении ГАУ "Красноармейский лесхоз" к налоговой ответственности Инспекцией учтены смягчающие обстоятельства, размер штрафа был снижен в два раза. Впоследствии, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы Управлением ФНС России по Саратовской области, также учтены смягчающие обстоятельства, а также социально-значимый характер деятельности учреждения и, размер штрафа, начисленный в оспариваемом решении, был снижен в 10 раз.
Арбитражным судом первой и апелляционной инстанций проверена процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, существенных нарушений не установлено.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки в соответствии с требованиями статьи 100 НК РФ 30.11.2015 г. составлен акт N 09-38, который получен директором Гурылевым В.П. лично 30.11.2015 г.
Извещением от 30.11.2015 г. N 43 ГАУ "Красноармейский лесхоз" уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
12 января 2016 г. Налогоплательщик представил ходатайство о снижении штрафных санкций N 000289, в котором ссылается на тяжелое финансовое положение организации, социально-значимый характер деятельности, финансирование за счет средств федерального бюджета. Решение о привлечении к налоговой ответственности вынесено 15.01.2016 г., в установленный законодательством срок.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что налоговым органом обеспечена возможность налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, налогоплательщику предоставлялось время для представления возражений по акту проверки, права налогоплательщика не нарушены.
На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения налогового органа N 2 от 15.01.2016 г.
В связи с отсутствием добровольной оплаты по решению N 2 от 15.01.2016 г., налоговым органом правомерно осуществлена процедура бесспорного взыскания задолженности, выставлено требование об уплате налога, сбора пени, штрафа со сроком исполнения до 01.04.2016 г. Данное требование учреждением не исполнено, в результате чего вынесено решение N 143 от 15.04.2016 г. о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Государственного автономного учреждения "Красноармейский лесхоз" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2017 года по делу N А57-20645/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)