Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2016 N 09АП-28978/2016 ПО ДЕЛУ N А40-252876/15

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. N 09АП-28978/2016

Дело N А40-252876/15

Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 22.07.2016
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: Кочешковой М.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Тильси" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 апреля 2016 г. по делу N А40-252876/15 принятое судьей Лариным М.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Тильси"
к Межрайонной ИФНС России N 51 по г. Москве
о признании недействительным решения от 29.07.2015 N 7459,
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Куликова М.М. по дов. от 01.06.2016;

- установил:

ООО ПКФ "Тильси" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в суд к Межрайонной ИФНС России N 51 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) с требованием о признании недействительным решения от 29.07.2015 N 7459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Арбитражный суд города Москвы решением от 22 апреля 2016 г. отказал в удовлетворении заявленных требований полностью.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В письменных пояснениях инспекция просит оставить обжалуемый акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание общество не явилось, извещено, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным на основании ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело без его участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяется в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя Инспекции, проверив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Инспекция проводила камеральную налоговую проверку представленной 10.02.2015 обществом декларации по земельному налогу за 2014 год, с отраженной в ней налоговой базы в отношении объекта - земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:438 в размере 192 272 277 руб. и суммой налога к уплате в размере 2 884 084 руб. После окончания проверки составлен акт камеральной проверки от 26.05.2015 N 9934, рассмотрены материалы проверки и возражения, вынесено решение от 29.07.2015 N 7459, в котором налоговый орган сделал вывод о занижении налоговой базы в виде неверном определении кадастровой стоимости земельного участка, составившей в соответствии с кадастровой справкой 452 509 508 руб., начислив в связи с этим недоимку по земельному налогу в размере 3 903 559 руб., пени в сумме 190 005 руб., штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 780 712 руб.
Решением УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе от 28.09.2015 N 21-19/100516 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено (заявление представлено в суд 25.12.2015).
Судом установлено, что общество, владеющее с 15.01.2014 на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 50:27:0020330:438 общей площади 207 324 кв. м, являющегося объектом налогообложения по земельному налогу, определило для целей исчисления налоговой базы за 2014 год кадастровую стоимость земельного участка в размере 192 272 277 руб., исчислив в декларации налог по ставке 1,5% в размере 2 884 084 руб., на основании кадастровой справки от 05.06.2014, полученной от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве, в которой кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 01.01.2012 на основании проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 N 216-РМ.
Налоговый орган при проведении проверки на основании ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве установил, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:438 по состоянию на 01.01.2014 составляла 452 509 508 руб., была определена на основании проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП (номер 136439, кадастровая стоимость 2 182,62 руб. за кв. м), в связи с чем, сделал вывод о неверном определении кадастровой стоимости и занижении налоговой базы, составившей в действительности исходя из результатов государственной кадастровой оценки на 01.01.2014-452 509 508 руб., сумма налога по ставке 1,5% за 2014 год составила 6 767 642 руб., разница подлежащая доплате - 3 903 559 руб.
Налогоплательщик, оспаривая приведенную налоговым органом в решении кадастровую стоимость земельного участка, указал, что данная кадастровая стоимость явно завышена, что подтверждается результатами заказанной им экспертизы определения рыночной стоимости земельного участка в Российском обществе оценщиков, согласно отчета которой рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 составила 180 057 000 руб. (отчет от 25.11.2015), решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 08.12.2015 N 51-6703/2015, согласно которому установлено отличие рыночной стоимости объекта от кадастровой стоимости определенной на основании государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП в размере 395 169 910 руб. на 2015 год, более 30% (54%), в связи с чем, принято решение определить кадастровую стоимость объекта недвижимости (земельного участка) в размере рыночной стоимости, установленной в отчете оценки.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.
Объектом налогообложения земельным налогом в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом обложения этим налогом.
Исходя из пункта 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под государственной кадастровой оценкой в силу статьи 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, кадастровая стоимость определяется лишь на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительства г. Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Из совокупного анализа вышеперечисленных нормативных актов следует, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для целей исчисления земельного налога на основании статьи 391 НК РФ на 2014 год является Постановление Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в г. Москве на 01.01.2014, подлежащие применению, в том числе, для целей исчисления налоговой базы по земельному налогу.
Любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений данные (в том числе информация из кадастровой карты в сети Интернет, кадастровые справки и кадастровые паспорта) о кадастровой стоимости земельного участка, отличные от сведений, содержащихся в Постановлении N 751-ПП, не считаются достоверными, в связи с чем, не должны учитываться налогоплательщиками и не приниматься во внимание при расчете налоговой базы по земельному налогу в силу положений ст. ст. 390, 391 НК РФ, ст. 66 ЗК РФ и ст. 24.12 Закона N 135-ФЗ.
Ссылки налогоплательщика на результаты проведенной Российским обществом оценщиков экспертизы определения рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2014, а также на решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 08.12.2015 N 51-6703/2015 (далее - решение комиссии), судом первой инстанции отклонены правомерно, исходя из следующего.
Согласно положениям статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Обществом оспорены в комиссии результаты определения кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, утвержденные на основании государственной кадастровой оценки Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП, на 2015 год, представив в подтверждение отчет экспертной организации Российского общества оценщиков от 25.11.2015 об определении рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, решение комиссии и отчет имеют отношение только к кадастровой стоимости земельного участка на 2015 год и изменяют эту кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2015 в соответствии со статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ, в том числе и для целей налогообложения земельным налогом в силу пункта 1 статьи 391 НК РФ, но только с 01.01.2015.
На правоотношения по уплате земельного налога за 2014 год ни решение комиссии, ни тем более отчет, не распространяются и не применяются в силу статьи 391 НК РФ и статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ, соответственно, на 01.01.2014 и в течение 2014 года для целей определения налоговой базы по земельному налогу для налогоплательщика подлежала применению, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП кадастровая оценка спорного земельного участка, ввиду отсутствия ее изменения в установленном Законом N 135-ФЗ порядке, то есть путем обжалования результатов государственной оценки в комиссию или в суд.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание результаты проведенной налогоплательщиком экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, поскольку такая экспертиза (оценка) может быть учтена и повлиять на изменение кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 число налогового периода только при утверждении ее комиссией или судом в порядке, установленном Законом N 135-ФЗ и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что суд, рассматривающий налоговый спор, не вправе подменять собой комиссию или суд общей юрисдикции, являющиеся в силу закона единственно правомочными органами для разрешения споров по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет соответствия ее рыночной стоимости.
Налогоплательщик в надлежащем порядке и в уполномоченные органы (комиссию или суд общей юрисдикции) результаты государственной кадастровой оценки определения кадастровой стоимости его земельного участка на 2014 год, утвержденные Постановлением N 751-ПП, не оспорил.
Оспоренные им результаты государственной кадастровой оценки на 2015 год к правоотношениям 2014 года не применяются ввиду утверждения кадастровой стоимости земельного участка ежегодно, самостоятельно проведенная им оценка определения рыночной стоимости без ее легализации в установленном Законом N 135-ФЗ порядке значения не имеет, в связи с чем, суд считает, что налоговый орган сделал правильный вывод о неверном определении обществом кадастровой стоимости земельного участка на 2014 год, а также о занижении налоговой базы по земельному налогу и не доплате налога в сумме 3 903 559 руб.
В связи с изложенными обстоятельствами, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Существенных нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 апреля 2016 г. по делу N А40-252876/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
П.В.РУМЯНЦЕВ

Судьи
С.М.МУХИН
М.В.КОЧЕШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)