Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2017 N 19АП-3664/2017 ПО ДЕЛУ N А14-396/2017

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N А14-396/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Комбинат мясной Калачеевский" на решение арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2017 по делу N А14-396/2017 (судья Козлов В.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Комбинат мясной Калачеевский" (ОГРН 1023600794348, ИНН 3610001508) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Воронежской области (ОГРН 1043680005764, ИНН 3610009112) о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
- от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Воронежской области: Лубенского Р.В., начальника правового отдела по доверенности от 07.02.2017 N 03-10/00814; Бутерус М.В., главного госналогинспектора отдела камеральных проверок по доверенности от 07.02.2017 N 03-10/00813; Солженикиной Д.А., ведущего специалиста-эксперта правового отдела по доверенности от 09.12.2016 N 03-10/09150;
- от открытого акционерного общества "Комбинат мясной Калачеевский" - представители не явились, надлежаще извещено,

установил:

Открытое акционерное общество "Комбинат мясной Калачеевский" (далее - общество "Комбинат мясной Калачеевский", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Воронежской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 08.07.2016 N 39 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2017 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права и с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество "Комбинат мясной Калачеевский", ссылаясь на то, что его производственная деятельность подлежит квалификации как сельскохозяйственная по основаниям и критериям, содержащимся в нормативных правовых актах, регулирующих данный вид деятельности, указывает, что, поскольку оно использует все принадлежащие ему земельные участки для размещения объектов производства, занятых в этой деятельности, то им обоснованно применяется для исчисления земельного налога ставка налогообложения 0,3 процента, предусмотренная пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Правомерность применения указанной ставки налогообложения подтверждается, по мнению общества, фактом заключения между ним и департаментом экономического развития Воронежской области договора от 11.10.2007 N 31 об осуществлении инвестиционной деятельности (с дополнительными соглашениями от 23.10.2008 N 1 и от 23.08.2013 N 2), предметом которого является оказание государственной поддержки инвестиционного проекта "Создание мощностей по производству свинины в объеме 5 500 тонн в год", реализуемого на территории области в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" (далее - Закон Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ, Закон N 67-ОЗ).
Учитывая предмет заключенного договора, для определения условий налогообложения по статье 394 Налогового кодекса необходимо, по мнению общества, руководствоваться Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ, Закон N 264-ФЗ), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446 (далее - постановление Правительства от 11.06.2008 N 446), утвердившим перечень сельхозпродукции, определяющей статус сельхозпроизводителя по виду выпускаемой продукции. К указанной продукции относятся: продукция свиноводства; мясо и субпродукты; сырье кишечное, ферментное, эндокринное, специальное, кожевенное и пухо-перьевое; продукция мясной промышленности прочая; изделия колбасные, полуфабрикаты мясные, консервы мясные, мясо-растительные и сало-бобовые.
Так как в спорном налоговом периоде, как указывает налогоплательщик, им осуществлялись все три составляющие экономической деятельности в области сельхозпроизводства, а именно: производство сельскохозяйственной продукции, первичная и глубокая переработка, а также реализация произведенной сельскохозяйственной продукции, то данное обстоятельство также, по его мнению, подтверждает правомерность применения ставки налогообложения земельным налогом 3 процента.
Налоговый орган в представленном письменном отзыве выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы и просил оставить решение арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2017 без изменения, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В обоснование указанной позиции инспекция настаивает на том, что спорные земельные участки были выделены налогоплательщику как участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; для использования зданий и сооружений; для обслуживания скважин; для обслуживания нежилых зданий и очистных сооружений; для обслуживания очистных сооружений. Указанные виды разрешенного использования подтверждаются как сведениями администрации Пригородного сельского поселения Калачеевского района Воронежской области, так и сведениями филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее - Федеральная кадастровая палата).
При этом согласно документам о предоставлении земельных участков объединению мясной промышленности, а впоследствии - обществу "Комбинат мясной Калачеевский", земельные участки предоставлены для несельскохозяйственных целей и в дальнейшем их использование определено для строительства зданий и сооружений.
Самостоятельное изменение вида разрешенного использования земельных участков и применение соответствующей новому виду ставки земельного налога 0,3 процента не допускается.
Кроме того, инспекция настаивает, что спорные земельные участки используются налогоплательщиком для глубокой (промышленной) переработки сельскохозяйственной продукции, при этом общество производило переработку не только собственной продукции, но и покупной продукции, что не позволяет признать деятельность общества сельхозпроизводством.
Общество "Комбинат мясной Калачеевский", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса дело рассматривается в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей инспекции, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество "Комбинат мясной Калачеевский" является собственником ряда земельных участков:
- - с кадастровым номером 36:10:3000002:26, общей площадью 132 133 кв. м, кадастровой стоимостью 54 405 894,88 руб., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования зданий и сооружений;
- - с кадастровым номером 36:10:3000002:27, общей площадью 7 063 кв. м, кадастровой стоимостью 2 908 197,31 руб., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования зданий и сооружений;
- - с кадастровым номером 36:10:3000002:28, общей площадью 8 031 кв. м, кадастровой стоимостью 3 306 772,28 руб., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования зданий и сооружений;
- - с кадастровым номером 36:10:3000002:29, общей площадью 11 137 кв. м, кадастровой стоимостью 4 585 670,89 руб., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования зданий и сооружений;
- - с кадастровым номером 36:10:3000002:31, общей площадью 4 146 кв. м, кадастровой стоимостью 1 707 119,65 руб., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования зданий и сооружений;
- - с кадастровым номером 36:10:3000002:32, общей площадью 13 615 кв. м, кадастровой стоимостью 5 605 989,87 руб., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования зданий и сооружений;
- - с кадастровым номером 36:10:3000026:0002, общей площадью 18 915 кв. м, кадастровой стоимостью 7 812 084,15 руб., с назначением - земли населенных пунктов;
- - с кадастровым номером 36:10:3000026:0001, общей площадью 44 363 кв. м, кадастровой стоимостью 18 322 363 руб., с назначением - земли населенных пунктов;
- - с кадастровым номером 36:10:3000004:0001, общей площадью 2 969 кв. м, кадастровой стоимостью 1 226 226,69 руб., категории - земли поселений, с назначением - для обслуживания комбикормового завода;
- - с кадастровым номером 36:10:3000002:0007, общей площадью 137 кв. м, кадастровой стоимостью 56 152,19 руб., с назначением - земли населенных пунктов.
Принадлежность обществу указанных земельных участков на праве собственности подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, кадастровая стоимость - выписками из государственного кадастра недвижимости (кадастровыми паспортами).
01.02.2016 обществом в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год (номер корректировки 1), в которой отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет - 446 руб., в том числе сумма авансовых платежей за 1 квартал - 112 руб., за 2 квартал - 112 руб., за 3 квартал 112 руб. При расчета налога налогоплательщиком использована налоговая ставка 0,3 процента.
Проведя в порядке статьи 88 Налогового кодекса камеральную налоговую проверку представленной декларации, налоговый орган составил акт от 17.05.2016 N 232дсп, по результатам рассмотрения которого в совокупности с иными материалами проверки начальником инспекции 08.07.2016 принято решение N 39 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с введением с 25.04.2016 в отношении общества конкурсного производства.
Также указанным решением обществу был доначислен земельный налог в сумме 1 199 237 руб., предложено уплатить указанную сумму налога и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Как следует из решения налогового органа, основанием для доначисления земельного налога послужили выводы инспекции о невозможности применения налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога в связи с тем, что видом разрешенного использования спорных земельных участков является "для использования зданий и сооружений", отсутствием как доказательств использования спорных земельных участков для сельскохозяйственных целей, так и доказательств изменения налогоплательщиком вида разрешенного использования земельных участков в установленном порядке.
Не согласившись с решением инспекции от 08.07.2016 N 39, общество "Комбинат мясной Калачеевский" обжаловало его в апелляционном порядке в управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области, которое решением от 13.10.2016 N 15-2-18/22433@ оставило решение инспекции без изменения, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Полагая принятое инспекцией решение от 08.07.2016 N 39 незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из того, что согласно правоустанавливающим документам видом разрешенного использования спорных земельных участков является "для использования зданий и сооружений", и налогоплательщиком в материалы дела не представлено доказательств изменения вида разрешенного использования земельных участков в законодательно установленном порядке.
Также суд области установил, что показатели доли выручки налогоплательщика от реализации собственной выращенной сельскохозяйственной продукции не превышают 70 процентов выручки налогоплательщика, а критерии, установленные Законом N 264-ФЗ, в силу прямого указания закона применяются лишь в целях применения названного Федерального закона.
Соглашаясь с указанными выводами суда области, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из положений статей 388, 389, 390 и 391 Налогового кодекса следует, что налогоплательщиками земельного налога, в том числе, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования; объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог; налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.
Нормами абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. В отношении прочих земель в силу норм подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки не могут превышать 1,5 процента.
На территории Пригородного сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области, где расположены земельные участки общества "Комбинат мясной Калачеевский", ставки земельного налога установлены решением Совета народных депутатов Пригородного сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области от 27.11.2014 N 212 "Об установлении ставок земельного налога и сроков его уплаты на территории Пригородного сельского поселения на 2015 год" (далее - решение Совета народных депутатов от 27.11.2014 N 212).
Согласно пунктам 1.4 и 1.8 решения Совета народных депутатов от 27.11.2014 N 212 ставка земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка устанавливается в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, ставка земельного налога в размере 1,5 процента устанавливается в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий.
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 Налогового Кодекса (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса установлено, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды и состав территориальных зон земель в Российской Федерации установлены в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), в соответствии с которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Правом определения функционального назначения территориальных зон и изменения их вида, в соответствии с пунктом 15 статьи 35 Градостроительного кодекса, наделены органы местного самоуправления. При этом собственник (землепользователь) земельного участка вправе самостоятельно выбрать разрешенный вид использования земли и заявить о нем в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, принадлежащие налогоплательщику земельные участки с кадастровыми номерами 36:10:3000002:26, 36:10:3000002:27, 36:10:3000002:28, 36:10:3000002:29, 36:10:3000002:31, 36:10:3000002:32 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 36:10:0:0017. Данный земельный участок был приобретен обществом "Комбинат мясной "Калачеевский" по договору купли-продажи от 28.12.2005 N 5, видом его разрешенного использования, согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 08.04.2011 N 10-2/11-1633, являлось "для использования зданий и сооружений". Этот же вид разрешенного использования отражен в кадастровых паспортах перечисленных земельных участков от 09.02.2016 NN 36-00/5001/16-65291, 36-00/5001/16-63501, 36-00/5001/16-63728, 36-00/5001/-65284, 36-00/5001/16-63519, 36-00/5001/16-63657.
Разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 36:10:3000026:0002 является, согласно кадастровому паспорту от 08.04.2011 N 10-2/11-1636, обслуживание очистных сооружений; земельного участка с кадастровым номером 36:10:3000026:0001 - обслуживание нежилых зданий и очистных сооружений (кадастровый паспорт от 05.04.2002 N 10-2/02-276); земельного участка с кадастровым номером 36:10:3000004:0001 - обслуживание комбикормового завода (кадастровый паспорт от 02.11.2002 N 10-2/02-879); земельного участка с кадастровым номером 36:10:3000002:0007 - для обслуживания скважин (кадастровый паспорт от 08.04.2011 N 10-2/11-1634).
Перечисленные земельные участки, как следует из карты (схемы) градостроительного зонирования территории поселка Пригородный Пригородного сельского поселения (т. 2, л.д. 31), расположены в зоне размещения промышленных, сельскохозяйственных предприятий и коммунально-складских объектов - зона П1. Для данной зоны Правилами землепользования и застройки Пригородного сельского поселения утверждены виды разрешенного использования, связанные с размещением производственных объектов первого - пятого классов опасности, к которым, в том числе, относятся мясокомбинаты и мясохладобойни, мясоперерабатывающие, консервные производства. В данной зоне отсутствуют земли, основным или дополнительным видом разрешенного использования которых является сельскохозяйственное использование.
Доказательств изменения категории земли или вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков в установленном порядке обществом суду не представлено.
Таким образом, с учетом представленных доказательств, спорные земельные участки не могут быть отнесены ни к землям сельскохозяйственного назначения, ни к зонам сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, что свидетельствует об отсутствии необходимого условия для применения пониженной ставки налога.
Доводы общества о том, что в объектах недвижимости, расположенных на спорных земельных участках, оно осуществляет сельскохозяйственную деятельность, равно как и ссылки на Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446 не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, в связи с чем они не могут быть приняты апелляционной коллегией во внимание.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса доказательства, представленные сторонами при рассмотрении дела, апелляционный суд полагает необходимым согласиться с выводами суда области об отсутствии у общества "Комбинат мясной Калачеевский" права на применение льготной ставки земельного налога в размере 0,3 процента.
Следовательно, налоговый орган обоснованно доначислил обществу земельный налог в сумме 1 199 237 руб. за 2015 год.
Исходя из изложенного, решение арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2017 по делу N А14-396/2017 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2017 по делу N А14-396/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Комбинат мясной Калачеевский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА

Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)