Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шикиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 февраля 2016 года по делу N А06-11260/2015 (судья Ковальчук Т.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Универсам Юго-Восточный" (ИНН 3017018869, ОГРН 1023000844393, адрес местонахождения: 416130, Астраханская область, Наримановский район, с. Солянка, ул. Калинина, д. 17)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (ИНН 3015067282, ОГРН 1043000717825, адрес местонахождения: 414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Гужвина, 10)
о признании незаконным и отмене решения N 253-Н от 16.11.2015 в части,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (ИНН 3025000015, ОГРН 1113017002020, адрес местонахождения: 414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, 35/1б)
о признании незаконным и отмене решения N 08-29/46600/32257840 от 25.09.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области - Мулдашева Э.М., действующая по доверенности от 18.01.2016 N 00506, общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Универсам Юго-Восточный" - Амбурцева И.В., действующая по доверенности от 10.12.2015,
Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области - не явилось, извещено,
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Универсам Юго-Восточный" (далее - ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный", Общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области) N 253-Н от 16.11.2015 в части доначисления Обществу земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 30:12:030833: 350 и 30:12:030833:395 в размере в размере 182 513 руб., а также соответствующих сумм штрафа и пени и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области, налоговый орган, Инспекция) от 25.09.2015 N 08-29/46600/32257840 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 26 февраля 2016 года Арбитражный суд Астраханской области заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительными решение УФНС России по Астраханской области N 253-Н от 16.11.2015 в части доначисления ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" земельного налога в размере 182 513 руб., а также соответствующих сумм штрафа и пени, и решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области N 08-29/46600/32257840 от 25.09.2015 о привлечении ООО ПКФ "Универсам Юго-Восточный" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд также взыскал с УФНС России по Астраханской области в пользу ООО ПКФ "Универсам Юго-Восточный" госпошлину в размере 3 000 руб. и возвратил ООО ПКФ "Универсам Юго-Восточный" излишне уплаченную госпошлину в размере 3 000 руб.
Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" в порядке статьи 262 АПК РФ представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УФНС России по Астраханской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
УФНС России по Астраханской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 97152 7), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 01.04.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области проведена камеральная проверка представленной 21.10.2013 ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" в Инспекции первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, согласно которой исчислен земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 в размере 37 906 руб., с кадастровым номером 30:12:030833:445 в размере 130 270 руб., с кадастровым номером 30:12:030833:350 в размере 181 337 руб.
Результаты налоговой проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 12.05.2015 N 08-29-41980/30179130.
25 сентября 2015 года по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 12.05.2015 N 08-29-41980/30179130, возражений налогоплательщика, Инспекцией вынесено решение N 08-29/46600/32257840 о привлечении ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 36 085,60 руб.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить в бюджет сумму доначисленного земельного налога в размере 282 302 руб., пени - 10 393,87 руб.
ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" обжаловано решение Инспекции от 25.09.2016 N 08-29/46600/32257840 в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Астраханской области N 253-Н от 16.11.2015 года решение инспекции было изменено путем уменьшения доначисленной суммы земельного налога на 99 789 рублей (по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 на 51 560 руб., с кадастровым номером 30:12:030833:445 на 48 229 руб.), а также соответствующих сумм штрафа и пени.
Не согласившись с решением УФНС России по Астраханской области N 253-Н от 16.11.2015 в части доначисления Обществу земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 30:12:030833: 350 и 30:12:030833:395 в размере в размере 182 513 руб., а также соответствующих сумм штрафа и пени, и решением Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области от 25.09.2015 N 08-29/46600/32257840 с учетом решения Управления, ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу оспариваемые ненормативные акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 30:12:030833:395, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная 53в;
- - с кадастровым номером 30:12:030833:350, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная 53;
- - с кадастровым номером 30:12:030833:445, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная 53 г.
Обществом 23.01.2015 года представлена в налоговый орган налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой налог исчислен следующим образом:
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 налог исчислен в сумме 37 906 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:350 налог исчислен в сумме 181 337 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:445 налог исчислен в сумме 130 270 руб.
Оспариваемым решением N 08-29/46600/32257840 от 25.09.2015 о привлечении ООО ПКФ "Универсам Юго-Восточный" к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговая инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик исчислил сумму налога не верно, налог исчислен инспекцией на основании кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков следующим образом:
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 налог исчислен в сумме 179 714 руб. (исходя из кадастровой стоимости участка - 11 980 947 руб.);
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:350 налог исчислен в сумме 273 602 руб. (исходя из кадастровой стоимости участка - 18 240 101 руб.);
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:445 налог исчислен в сумме 178 499 руб. (исходя из кадастровой стоимости участка - 11 899 962 руб.).
С учетом налога, исчисленного самим налогоплательщиком, ему инспекцией доначислен земельный налог за 2014 год:
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 налог исчислен в сумме 141 808 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:350 налог исчислен в сумме 92 265 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:445 налог исчислен в сумме 48 229 руб.
УФНС России по Астраханской области своим решением по жалобе налогоплательщика N 253-Н от 16.11.2015 изменило решение инспекции, путем уменьшения на 99 789 руб., а также соответствующих сумм штрафа и пени.
Решение инспекции вступило в законную силу с учетом решения Управления.
Как следует из текста решения УФНС России по Астраханской области, Управление исчислило налог следующим образом:
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 налог исчислен в сумме 128 154 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:350 налог исчислен в сумме 273 602 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:445 налог исчислен в сумме 130 270 руб.
С учетом того, что налогоплательщиком в налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год налог по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:445 также исчислен в сумме 130 270 руб., а также с учетом уменьшения налога по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395, решение инспекции вступило в законную силу в части доначисления земельного налога в общей сумме 182 513 руб., в том числе:
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 налог исчислен в сумме 90 248 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:350 налог исчислен в сумме 92 265 руб.,
соответствующей суммы пени и штрафных санкций.
В этой части заявитель оспаривает ненормативные акты налоговых органов.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Астраханской области утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года N 584-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области" по состоянию на 01.01.2013.
Указанное постановление Правительства Астраханской области вступило в силу 10.01.2014, следовательно, после 01.01.2014.
В соответствии со статьей 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеизложенного, в целях налогообложения результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года N 584-П, подлежат использованию с 01.01.2015.
При этом в соответствии с абзацем 2 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (редакции от 21.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в данной редакции, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату.
Судом установлено, что исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:395 равной рыночной было подано Обществом в арбитражный суд 29.04.2014 (дело N А06-3670/2014).
Решение по делу N А06-3670/2014, которым установлена кадастровая стоимость данного участка в размере 1 668 000 руб. вынесено судом 06.08.2014 и вступило в законную силу 07.09.2014.
Сведения об изменении кадастровой стоимости и установлении ее равной рыночной стоимости в размере 1 668 000 рублей внесены в государственный кадастр недвижимости 16.09.2014.
Таким образом, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, поскольку исковое заявление было подано до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, а рассмотрено после 22.07.2014 года, установленная вступившим в законную силу 07.09.2014 решением Арбитражного суда Астраханской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:395 в размере 1 668 000 руб. подлежит обязательному применению для целей налогообложения в налоговом периоде - 2014 год с учетом внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, в отношении данного земельного участка налог Обществом исчислен за 2014 год верно: за январь 2014 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 11 980 948 руб. утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16.06.2009 N 286-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П", с февраля 2014 - о рыночной стоимости, установленной решением суда.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:350 судебной коллегией установлено следующее.
Исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:350 равной его рыночной стоимости было подано Обществом в арбитражный суд Астраханской области 18.04.2014 года.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.06.2014 года по делу N А06-3532/2014 была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 3 479 000 рублей.
Решение вступило в законную силу 21.07.2014 года.
Сведения в государственный кадастр недвижимости были внесены 31.07.2014 года.
Таким образом, спор по делу N А06-3532/2014 был рассмотрен арбитражным судом и по нему вынесен судебный акт до указанного в Федеральном законе от 21.07.2014 N 225-ФЗ срока, а, следовательно, предусмотренные в названном Законе изменения не могут быть применены к спорным правоотношениям.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:350, подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.08.2014 - с момента внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
До внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:350 в целях налогообложения подлежали применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Астраханской области от 31.12.2008 N 708-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П".
Как следует из материалов дела, Общество рассчитало земельный налог за 2014 год с января по июль 2014 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 18 240 102 руб., утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 31.12.2008 N 708-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П", с августа по декабрь 2014 года по рыночной стоимости, установленной решением суда, что является правомерным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение принятое судом первой инстанции законным и обоснованным.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 февраля 2016 года по делу N А06-11260/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2016 ПО ДЕЛУ N А06-11260/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. по делу N А06-11260/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шикиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 февраля 2016 года по делу N А06-11260/2015 (судья Ковальчук Т.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Универсам Юго-Восточный" (ИНН 3017018869, ОГРН 1023000844393, адрес местонахождения: 416130, Астраханская область, Наримановский район, с. Солянка, ул. Калинина, д. 17)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (ИНН 3015067282, ОГРН 1043000717825, адрес местонахождения: 414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Гужвина, 10)
о признании незаконным и отмене решения N 253-Н от 16.11.2015 в части,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (ИНН 3025000015, ОГРН 1113017002020, адрес местонахождения: 414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, 35/1б)
о признании незаконным и отмене решения N 08-29/46600/32257840 от 25.09.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области - Мулдашева Э.М., действующая по доверенности от 18.01.2016 N 00506, общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Универсам Юго-Восточный" - Амбурцева И.В., действующая по доверенности от 10.12.2015,
Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области - не явилось, извещено,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Универсам Юго-Восточный" (далее - ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный", Общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области) N 253-Н от 16.11.2015 в части доначисления Обществу земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 30:12:030833: 350 и 30:12:030833:395 в размере в размере 182 513 руб., а также соответствующих сумм штрафа и пени и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области, налоговый орган, Инспекция) от 25.09.2015 N 08-29/46600/32257840 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 26 февраля 2016 года Арбитражный суд Астраханской области заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительными решение УФНС России по Астраханской области N 253-Н от 16.11.2015 в части доначисления ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" земельного налога в размере 182 513 руб., а также соответствующих сумм штрафа и пени, и решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области N 08-29/46600/32257840 от 25.09.2015 о привлечении ООО ПКФ "Универсам Юго-Восточный" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд также взыскал с УФНС России по Астраханской области в пользу ООО ПКФ "Универсам Юго-Восточный" госпошлину в размере 3 000 руб. и возвратил ООО ПКФ "Универсам Юго-Восточный" излишне уплаченную госпошлину в размере 3 000 руб.
Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" в порядке статьи 262 АПК РФ представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УФНС России по Астраханской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
УФНС России по Астраханской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 97152 7), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 01.04.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области проведена камеральная проверка представленной 21.10.2013 ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" в Инспекции первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, согласно которой исчислен земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 в размере 37 906 руб., с кадастровым номером 30:12:030833:445 в размере 130 270 руб., с кадастровым номером 30:12:030833:350 в размере 181 337 руб.
Результаты налоговой проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 12.05.2015 N 08-29-41980/30179130.
25 сентября 2015 года по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 12.05.2015 N 08-29-41980/30179130, возражений налогоплательщика, Инспекцией вынесено решение N 08-29/46600/32257840 о привлечении ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 36 085,60 руб.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить в бюджет сумму доначисленного земельного налога в размере 282 302 руб., пени - 10 393,87 руб.
ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" обжаловано решение Инспекции от 25.09.2016 N 08-29/46600/32257840 в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Астраханской области N 253-Н от 16.11.2015 года решение инспекции было изменено путем уменьшения доначисленной суммы земельного налога на 99 789 рублей (по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 на 51 560 руб., с кадастровым номером 30:12:030833:445 на 48 229 руб.), а также соответствующих сумм штрафа и пени.
Не согласившись с решением УФНС России по Астраханской области N 253-Н от 16.11.2015 в части доначисления Обществу земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 30:12:030833: 350 и 30:12:030833:395 в размере в размере 182 513 руб., а также соответствующих сумм штрафа и пени, и решением Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области от 25.09.2015 N 08-29/46600/32257840 с учетом решения Управления, ООО "ПКФ "Универсам Юго-Восточный" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу оспариваемые ненормативные акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 30:12:030833:395, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная 53в;
- - с кадастровым номером 30:12:030833:350, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная 53;
- - с кадастровым номером 30:12:030833:445, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная 53 г.
Обществом 23.01.2015 года представлена в налоговый орган налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой налог исчислен следующим образом:
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 налог исчислен в сумме 37 906 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:350 налог исчислен в сумме 181 337 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:445 налог исчислен в сумме 130 270 руб.
Оспариваемым решением N 08-29/46600/32257840 от 25.09.2015 о привлечении ООО ПКФ "Универсам Юго-Восточный" к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговая инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик исчислил сумму налога не верно, налог исчислен инспекцией на основании кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков следующим образом:
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 налог исчислен в сумме 179 714 руб. (исходя из кадастровой стоимости участка - 11 980 947 руб.);
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:350 налог исчислен в сумме 273 602 руб. (исходя из кадастровой стоимости участка - 18 240 101 руб.);
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:445 налог исчислен в сумме 178 499 руб. (исходя из кадастровой стоимости участка - 11 899 962 руб.).
С учетом налога, исчисленного самим налогоплательщиком, ему инспекцией доначислен земельный налог за 2014 год:
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 налог исчислен в сумме 141 808 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:350 налог исчислен в сумме 92 265 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:445 налог исчислен в сумме 48 229 руб.
УФНС России по Астраханской области своим решением по жалобе налогоплательщика N 253-Н от 16.11.2015 изменило решение инспекции, путем уменьшения на 99 789 руб., а также соответствующих сумм штрафа и пени.
Решение инспекции вступило в законную силу с учетом решения Управления.
Как следует из текста решения УФНС России по Астраханской области, Управление исчислило налог следующим образом:
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 налог исчислен в сумме 128 154 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:350 налог исчислен в сумме 273 602 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:445 налог исчислен в сумме 130 270 руб.
С учетом того, что налогоплательщиком в налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год налог по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:445 также исчислен в сумме 130 270 руб., а также с учетом уменьшения налога по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395, решение инспекции вступило в законную силу в части доначисления земельного налога в общей сумме 182 513 руб., в том числе:
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:395 налог исчислен в сумме 90 248 руб.;
- - по земельному участку с кадастровым номером 30:12:030833:350 налог исчислен в сумме 92 265 руб.,
соответствующей суммы пени и штрафных санкций.
В этой части заявитель оспаривает ненормативные акты налоговых органов.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Астраханской области утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года N 584-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области" по состоянию на 01.01.2013.
Указанное постановление Правительства Астраханской области вступило в силу 10.01.2014, следовательно, после 01.01.2014.
В соответствии со статьей 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеизложенного, в целях налогообложения результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года N 584-П, подлежат использованию с 01.01.2015.
При этом в соответствии с абзацем 2 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (редакции от 21.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в данной редакции, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату.
Судом установлено, что исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:395 равной рыночной было подано Обществом в арбитражный суд 29.04.2014 (дело N А06-3670/2014).
Решение по делу N А06-3670/2014, которым установлена кадастровая стоимость данного участка в размере 1 668 000 руб. вынесено судом 06.08.2014 и вступило в законную силу 07.09.2014.
Сведения об изменении кадастровой стоимости и установлении ее равной рыночной стоимости в размере 1 668 000 рублей внесены в государственный кадастр недвижимости 16.09.2014.
Таким образом, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, поскольку исковое заявление было подано до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, а рассмотрено после 22.07.2014 года, установленная вступившим в законную силу 07.09.2014 решением Арбитражного суда Астраханской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:395 в размере 1 668 000 руб. подлежит обязательному применению для целей налогообложения в налоговом периоде - 2014 год с учетом внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, в отношении данного земельного участка налог Обществом исчислен за 2014 год верно: за январь 2014 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 11 980 948 руб. утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16.06.2009 N 286-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П", с февраля 2014 - о рыночной стоимости, установленной решением суда.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:350 судебной коллегией установлено следующее.
Исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:350 равной его рыночной стоимости было подано Обществом в арбитражный суд Астраханской области 18.04.2014 года.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.06.2014 года по делу N А06-3532/2014 была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 3 479 000 рублей.
Решение вступило в законную силу 21.07.2014 года.
Сведения в государственный кадастр недвижимости были внесены 31.07.2014 года.
Таким образом, спор по делу N А06-3532/2014 был рассмотрен арбитражным судом и по нему вынесен судебный акт до указанного в Федеральном законе от 21.07.2014 N 225-ФЗ срока, а, следовательно, предусмотренные в названном Законе изменения не могут быть применены к спорным правоотношениям.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:350, подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.08.2014 - с момента внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
До внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:030833:350 в целях налогообложения подлежали применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Астраханской области от 31.12.2008 N 708-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П".
Как следует из материалов дела, Общество рассчитало земельный налог за 2014 год с января по июль 2014 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 18 240 102 руб., утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 31.12.2008 N 708-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П", с августа по декабрь 2014 года по рыночной стоимости, установленной решением суда, что является правомерным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение принятое судом первой инстанции законным и обоснованным.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 февраля 2016 года по делу N А06-11260/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)