Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.06.2017 N Ф09-2486/17 ПО ДЕЛУ N А60-27484/2016

Требование: О признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в части признания не допущенным к отбору, непредоставления единовременной помощи, признания победителями конкурса иных лиц; обязании устранить нарушение прав.

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Предприниматель не допущен к отбору ввиду представления декларации по НДФЛ не за тот период.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. N Ф09-2486/17

Дело N А60-27484/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя, главы фермерского хозяйства "Заветное" Тюрниной Ксении Борисовны ИНН: 665910547913, ОГРНИП: 314668633200101; далее - ИП Тюрнина К.Б., предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2016 по делу N А60-27484/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области - Капустина М.В. (доверенность от 30.12.2016 N 06-01-82/8979; далее - министерство);
- ИП Тюрнина К.Б. (паспорт).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальные предприниматели Малышкин А.Н., Фархуттинов А.Х., Попов М.А., Кузнецов А.В., Шаяхметов И.Ф., Бубенщиков П.В., Казанцев С.Б., Бархатов А.А., Назимкин А.В., Гуринов А.Ф., Щербаков А.В., Захаров Д.В., Колесникова И.П., Казутина Н.С., Бугров О.А., Сизиков А.Н., Шарипов К.З., Карлюк А.В., Булатов И.С., Кропинов Д.Л., Мокроносов Д.М., Осинцев М.А., Ступакова О.В., Хлыбов П.С., Стенина М.О., Меренкова Л.В., Зенков А.Н., Русских Е.З., Голубева Е.Н., Бахарев Д.И., Новоселов С.Г., Ионина Ю.В., Скулкина О.М., Магаяев М.А., представители которых в судебное заседание не явились.

ИП Тюрнина К.Б. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам министерства (далее - конкурсная комиссия), изложенного в протоколе заседания названной комиссии от 05.05.2016 N 2: о признании не допущенной к отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам; о непредоставлении единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в части, касающейся моей заявки от 14.04.2016; в части признания победителями конкурса по отбору, занявшими последние - 25 и 26 места в рейтинге соответственно, и включения в перечень крестьянских (фермерских) хозяйств - грантополучателей, прошедших конкурсный отбор, индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств Стениной Марии Олеговны и Меренковой Людмилы Владимировны; обязать конкурсную комиссию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем признания допущенной к отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и провести в отношении моей заявки процедуры, предусмотренные Порядком проведения конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 10.07.2012 N 775-ПП "О порядках предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам" (далее - Порядок проведения конкурса по отбору КФХ) (с учетом уточнений предмета требований, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2016 (судья Куклеева Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 (судьи Трефилова Е.М., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
ИП Тюрнина К.Б. считает, что судами неправильно применены положения ст. 4 Федерального закона 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон 24.07.2007 N 209-ФЗ), без учета положений ч. 4 названной статьи и в редакции, введенной в действие после возникновения спорного правоотношения законом, не имеющим обратной силы.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что у фермерского хозяйства "Заветное" за 2014 год выручки (доход) не имелось, соответственно, для участия в конкурсе им правомерно представлена декларация по НДФЛ именно за 2014 год, считая, что статус микропредприятия возник в 2015 году на основании показателей предшествующего календарного 2014 года, то в силу прямого указания закона закрепился за ним на 3 последующих календарных года - 2015, 2016 и 2017.
Предприниматель полагает, по декларации за 2015 год невозможно определить соответствие критериям микропредприятия хозяйствующего субъекта, зарегистрированного в 2014 году, поскольку, по мнению заявителя, возникает необходимость устанавливать размеры выручки и численность работников предприятия по итогам первого календарного года его работы.
ИП Тюрнина К.Б. считает ошибочным применение судами положений ч. 1.1. ст. 4 Федерального закона 24.07.2007 N 209-ФЗ, которая в силу ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" применяется с 1 августа 2016 года, в то время как заявка на участие в конкурсе 14.04.2016 подавалась предпринимателем, а оспариваемое решение принято конкурсной комиссией 05.05.2016.
Заявитель жалобы в кассационной жалобе указывает на то, что судом первой инстанции в нарушение ч. 1 ст. 168, п. 2, 3 п. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указаны мотивы неприменения к спорным правоотношениям ч. 4 ст. 4 Федерального закона 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Предприниматель считает, что судами нарушено единообразие в применении и толковании норм права, полагая, что данный довод оставлен судом апелляционной инстанции без внимания.
ИП Тюрнина К.Б. считает, что вывод судов обеих инстанций об обязанности представления декларации по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 или декларации по НДФЛ по форме КНД 1151020 за 2015 год применима в отношении всех участников спорного конкурса, не соответствует обстоятельствам, доказательствам, представленным в материалы дела, поскольку согласно документам, представленным в арбитражный суд конкурсной комиссией, названный критерий не только не применен в отношении всех участников конкурса, часть из которых предоставили декларации иной формы, чем предписанные Порядком по ЕСХН или по НДФЛ; часть предоставила декларации, которые в налоговый орган не подавались - тремя заявителями не предоставлены деклараций, что, однако не помешало конкурсной комиссии допустить их к участию в конкурсе, а одного из них - признать победителем.
Заявитель жалобы полагает, что согласно п. 11 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ при отсутствии в описи какого-либо документа, предусмотренного п. 9 названного Порядка, заявитель признается не прошедшим отбор, в связи с чем в силу ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт предоставления заявителем для участия в конкурсе налоговой декларации, а также предоставления ее в срок, определенный для подачи заявок, не может быть установлен на основании только самой такой декларации, представленной конкурсной комиссией суду, если согласно описи, прилагаемой к заявке претендента, данный документ им в конкурсную комиссию не предоставлялся, либо данный документ дописан в заявке без указания даты такой дописки, поскольку при таких обстоятельствах этот документ мог быть получен комиссией в любое время, в период с даты подачи заявителем заявки и до предоставления конкурсной комиссией декларации в суд.
В отзыве на кассационную жалобу министерство указывает, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Конкурсная комиссия просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, на официальном сайте Министерства в сети Интернет http://mcxso.midural.ru/news/show/id/774/news_category/76 опубликовано сообщение о начале приема заявок и документов для участия в конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) на право получения грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (далее - конкурс), срок приема заявок и документов для участия в отборе с 16.03.2016 по 14.04.2016 гг.
ИП Тюрниной К.Б. 14.04.2016 в конкурсную комиссию подана заявка на участие в конкурсе, на целевое назначение: грант в размере 1 000 000 руб. на приобретение жеребых кобыл тавдинской породы в количестве 14 голов на сумму 1 000 000 руб. и единовременная помощь в размере 200 000 руб. на приобретение солнечной бытовой электростанции.
Решением Комиссии от 05.05.2016 ИП Тюрнина К.Б. признана не допущенной к отбору КФХ на право получения грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в связи с невыполнением предпринимателем требований подп. 15 п. 9 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ, ввиду непредставления декларации по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 или декларация по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по форме КНД 1151020 за 2015 год, представив декларацию по НДФЛ по форме КНД 1151020 за 2014 год.
Полагая, что решение конкурсной комиссией не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, ИП Тюрнина К.Б. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия совокупности условий для признания оспариваемых действий и решения конкурсной комиссии незаконными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядком проведения конкурса по отбору КФХ предусмотрены цели, условия, процедура предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и процедуру возврата грантов в случае нарушения условий, предусмотренных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Свердловской области от 10.07.2012 N 775-ПП утверждены Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок предоставления грантов); положение о конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - положение о конкурсной комиссии); Порядок проведения конкурса по отбору КФХ.
В соответствии с п. 5 Порядка предоставления грантов право на получение грантов имеют крестьянские (фермерские) хозяйства - исполнители мероприятий государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года", прошедшие отбор в соответствии с Порядком отбора.
Пунктом 8 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ предусмотрен ряд требований, предъявляемых к крестьянским (фермерским) хозяйствам для участия в отборе, одним из которых является соответствие крестьянского (фермерского) хозяйства критериям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ).
На основании ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ и постановления Правительства Свердловской области от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" к микропредприятиям относятся только те крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели доход которых, полученный от осуществления ими предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превысил 120 млн. рублей. В данном случае под доходом понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год.
В силу подп. 4 п. 10 положения о конкурсной комиссии конкурсная комиссия с целью реализации возложенных на нее задач определяет соответствие крестьянских (фермерских) хозяйств условиям конкурсов по отбору.
Пунктом 9 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ предусмотрен перечень документов, которые заявитель должен представить для участия в конкурсе, в числе которых значится декларация по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 или декларация по налогу на доходы физических лиц по форме КНД 1151020.
В соответствии с абз. 18 п. 9 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ к конкурсу по отбору допускаются заявители, представившие указанные в названном пункте документы в полном объеме. Заявитель вправе представить недостающие документы в установленные для приема заявок сроки.
Согласно пункту 10 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ комиссия рассматривает поступившие документы, указанные в п. 9 названного порядка, оценивает заявителя.
В случае выявления конкурсной комиссией несоответствия требованиям п. 9 названного Порядка документов, включая перечень документов, прилагаемых к заявке, оценочный табель не заполняется (подп. 2 п. 11 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ). В решении конкурсной комиссии об итогах конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов указывается, что данный заявитель не прошел отбор (абз. 5 п. 11 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ).
В силу п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Исходя из изложенного, приняв во внимание тот факт, что конкурс проводился в 2016 году, правильным является вывод судов обеих инстанций о том, что для участия в конкурсе предпринимателю надлежало представить декларацию по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 или декларацию по НДФЛ по форме КНД 1151020 за 2015 год; указанный критерий применен в отношении всех участников конкурса, что подтверждается декларациями участников конкурса, представленными в материалы дела.
Оценив по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в порядке, предусмотренном ст. 65, 66, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили непредставление предпринимателем для участия в конкурсе декларации по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 или декларации по НДФЛ по форме КНД 1151020 за 2015 год предпринимателем; ИП Тюрниной К.Б. представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2014 год, сделав обоснованный вывод о несоответствии предпринимателя требованиям п. 9 названного Порядка и исключении участия ИП Тюрниной К.Б. в конкурсе по отбору на право получения грантов.
Данные обстоятельства подтверждаются самим предпринимателем.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали правомерным решение конкурсной комиссии о признании предпринимателя не допущенной к отбору КФХ на право получения грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Судами верно отмечено, что непредставление ИП Тюрниной К.Б. документов, предусмотренных подп. 15 п. 9 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ лишило конкурсную комиссию возможности оценить предпринимателя и установить соответствие его требованиям, предусмотренным подп. 5 п. 8 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ.
С учетом изложенного доводы предпринимателя о правомерности представления им для участия в конкурсе декларации по НДФЛ именно за 2014 год и необходимости применения при разрешении спора положений ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ правомерно отклонены судами как основанные на неправильном толковании норм материального права.
При той совокупности представленных в дело доказательств у судов отсутствовали основания для иных выводов.
Довод ИП Тюрниной К.Б. о допущенных конкурсной комиссией нарушениях порядка допуска к участию в конкурсе, сроков приема документов и их описи судами рассмотрен и обоснованно отклонен, как неподтвержденный доказательствами, представленными в материалы дела.
Судами также принято во внимание требование о признании незаконным решения конкурсной комиссии о непредоставлении единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в части, касающейся поданной заявителем заявки, также являлся предметом рассмотрения судами обеих инстанций, которыми установлено, что в связи с большим количеством лиц, заявившихся на получение данного вида поддержки и недостаточным объемом средств областного бюджета, направленных на финансирование данного вида государственной поддержки, конкурсной комиссией принято решение о непредоставлении единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, что отражено в протоколе заседания конкурсной комиссии от 05.05.2016 N 2.
При установленных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение конкурсной комиссии соответствует нормам действующего законодательства и материалам дела, не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, судами правомерно отказано ИП Тюрниной К.Б. в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения действующего законодательства и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Доводы предпринимателя сводятся по существу к переоценке фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного дела. Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2016 по делу N А60-27484/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя, главы фермерского хозяйства "Заветное" Тюрниной Ксении Борисовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Н.Н.СУХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)