Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-1709/2017

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2017 г. по делу N А60-1709/2017


Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Новиковой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-1709/2017
по заявлению закрытого акционерного общества "Белоярское сельскохозяйственное объединение" (ИНН 6670022339, далее - общество "Белоярское сельскохозяйственное объединение", налогоплательщик)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган)
о признании недействительным решения от 17.10.2016 N 5579.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Белоярское сельскохозяйственное объединение" - Кичева Е.С. (доверенность от 19.01.2017);
- инспекции - Беляева З.В. (доверенность от 14.12.2016 N 07-02).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Общество "Белоярское сельскохозяйственное объединение" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 17.10.2016 N 5579.
Определением суда от 25.01.2017 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 16.02.2017.
В ходе судебного заседания инспекцией приобщен к материалам дела отзыв с приложением материалов камеральной налоговой проверки.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Заявитель возражает против перехода к рассмотрению дела по существу.
Определением суда от 16.02.2017 судебное разбирательство назначено на 05.04.2017.
В ходе судебного заседания заявителем приобщены к материалам дела дополнения к заявлению.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, представленной 25.05.2016 обществом "Белоярское сельскохозяйственное объединение", по результатам которой составлен акт от 25.08.2016 N 5941/1880 и принято решение от 17.10.2016 N 5579 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам проверки общество "Белоярское сельскохозяйственное объединение" привлечено к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма штрафа составила 158 739 руб., доначислен земельный налог в сумме 794 636 руб., начислены пени в сумме 101 786 руб.
В ходе проверки установлено, что обществу "Белоярское сельскохозяйственное объединение" принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 66:25:4304001:12 с видом разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства, категория земельного участка - "земли сельскохозяйственного назначения".
Налоговым органом установлено занижение налогоплательщиком земельного налога за 2015 год в связи с неверно примененной (заниженной) налоговой ставкой в размере 0,3%, поскольку, несмотря на то, что земельные участки, принадлежащие заявителю, отнесены к категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения" и имеют разрешенное использование: "для ведения дачного хозяйства", инспекцией применена ставка в размере 1,5% как для "прочих земельных участков".
Налоговый орган пришел к выводу, что общество "Белоярское сельскохозяйственное объединение" не являясь сельхозпроизводителем, приобрело земельный участок и передало его в аренду дачному некоммерческому партнерству "Крылатское" (далее - партнерство "Крылатское"), земельный участок не используется обществом "Белоярское сельскохозяйственное объединение" для коллективного садоводства, в связи с чем обязано исчислять налог по ставке 1,5%.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 21.12.2016 N 1573/16, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменений.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, общество "Белоярское сельскохозяйственное объединение" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон суд счел, что требования налогоплательщика не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
По правилам п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно положениям подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Ставки земельного налога, действовавшие в проверяемый период на территории муниципального образования Сысертский городской округ, установлены решением Думы названного муниципального образования 22.11.2007 N 301 (ред. от 25.09.2014) "О земельном налоге на территории Сысертского городского округа" (далее - Решение Думы).
В частности, указано, что налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости применяется в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных (приобретенных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5%.
Судом установлено, что обществу "Белоярское сельскохозяйственное объединение" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:25:4304001:12.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка он отнесены к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства".
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст. 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у собственника земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Изложенный правовой подход соответствует примененному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101 по результатам рассмотрения материалов дела N А41-63325/13.
Обществом "Белоярское сельскохозяйственное объединение" представлен договор аренды от 01.04.2015 N 1 с партнерством "Крылатское", из которого следует, что заявитель передает земельный участок площадью 1586100 кв. м с кадастровым номером 66:25:4304001:12, расположенный по адресу: Свердловская область, Сысертский район, в 1 км по направлению на север от ориентира д. В. Боевка, в аренду партнерству "Крылатское" сроком с 01.04.2015 по 31.12.2015.
Вместе с тем, указанный договор аренды, заключенный между обществом "Белоярское сельскохозяйственное объединение" и предприятием "Крылатское", не доказывает фактическое использование арендодателем земельного участка по целевому назначению.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о невозможности применения обществом "Белоярское сельскохозяйственное объединение" - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорного земельного участка, в связи с чем оснований для удовлетворения требований налогоплательщика, признания решения инспекции недействительным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Белоярское сельскохозяйственное объединение" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области от 17.10.2016 N 5579 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)