Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 29.12.2015 ПО ДЕЛУ N 3А-539/2015

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником земельных участков, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости участков их рыночной стоимости нарушает его права, как плательщика налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2015 г. по делу N 3а-539/2015


Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-539/2015 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Базис" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Базис" 10 июля 2015 года (обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место 20 апреля 2015 года) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просило об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:09:0005016:114, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, с кадастровым номером 77:09:0005016:115, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * рублей, * рублей соответственно, возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанных земельных участков, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
При этом права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель административного истца, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представители административных ответчиков Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Базис" является собственником земельных участков с кадастровым номером 77:09:0005016:114, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, с кадастровым номером 77:09:0005016:115, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, * (свидетельства о государственной регистрации права 77АЖ *, 77АЖ *).
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2014 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005016:114, 77:09:0005016:115 по состоянию на 01 января 2014 года составила * рублей, * рублей соответственно.
Указанные сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как собственника земельных участков и плательщика земельного налога, налоговой базой для расчета которого является кадастровая стоимость земельных участков.
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Следовательно, административный истец, являясь собственником земельных участков, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих участков в размере их действительной рыночной стоимости.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой оценки земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта оценки.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, ООО "Базис" представило отчеты об оценке от 02 апреля 2015 года N АО-07/15-1, АО-07/15-2, выполненные ООО "*" по заказу административного истца, в которых по состоянию на 01 января 2014 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005016:114, 77:09:0005016:115 определена в размере * рублей, * рублей соответственно.
Согласно экспертным заключениям от 02 апреля 2015 года N 318/02-15, N 318/03-15, подготовленным Саморегулируемой организацией оценщиков "НП "*", отчеты от 02 апреля 2015 года N АО-07/15-1, АО-07/15-2 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 19 мая 2015 года N 51-1348/2015 отклонено заявление ООО "Базис" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены замечания на отчеты об оценке от 02 апреля 2015 года N АО-07/15-1, АО-07/15-2.
В связи с глубокими противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требует специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке от 02 апреля 2015 года N АО-07/15-1, АО-07/15-2, от кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением суда от 13 ноября 2015 года назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено ООО "*".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 23 декабря 2015 года, составленному ООО "*":
- отчеты от 02 апреля 2015 года N АО-07/15-1, АО-07/15-2, составленные ООО "АКТИВ-ОПТИМ", об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:09:0005016:114, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, с кадастровым номером 77:09:0005016:115, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- стоимость указанных земельных участков, определенная оценщиком в названных отчетах, не подтверждается;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:114 по состоянию на 01 января 2014 года составляет * рублей;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115 по состоянию на 01 января 2014 года составляет * рублей.
На основании заключения эксперта ООО "*" административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005016:114, 77:09:0005016:115 в размере рыночной * рублей, * рублей соответственно.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 КАС РФ.
Не доверять выводам эксперта ООО "*" В. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, ее проведение поручалось выбранному судом экспертному учреждению. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт В. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности (19 лет), составленное ею заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Так, из заключения следует, что при его подготовке эксперт использовал метод остатка в рамках доходного подхода и метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, что не противоречит Федеральным стандартам оценки и положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, а также Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; отказ от использования затратного подхода к оценке земельных участков экспертом обоснован и сомнений не вызывает; для оценки земельных участков за единицу сравнения выбран 1 кв. м как наиболее типичная единица сравнения для оценки земельных участков; по основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки; все корректировки, применяемые в расчетах, обоснованы в применении; расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке земель города Москвы на дату оценки и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость, о местоположении земельных участков, их количественных и качественных характеристиках; экспертом произведен качественный анализ подобранных объектов-аналогов в целях их сопоставления, а также анализ доходов, которые земельные участки способны приносить; в заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения; в заключении эксперт ответил на поставленные перед ним вопросы; оснований сомневаться в установленной экспертом рыночной стоимости земельных участков суд не находит.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Однако эти требования не исключают возможность производства судебной экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний, и которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в том числе с целью определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Деятельность по организации и производству судебной экспертизы регулируется специальным законодательством: Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", КАС РФ.
Заключение эксперта ООО "*", как уже отмечалось выше, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ, в том числе его статьям 8, 25, и нормам КАС РФ.
Правильность заключения эксперта ООО "*", отвечающего требованиям статей 77, 79 - 82 КАС РФ, административными ответчиками не опровергнута; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем им дана соответствующая подписка.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что экспертное заключение ООО "*" от 23 декабря 2015 года является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки в размере * рублей и * рублей соответственно и может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, подтвержденной в заключении эксперта ООО "*" по результатам судебной оценочной экспертизы от 23 декабря 2015 года по состоянию на 01 января 2014 года в размере * рублей и * рублей соответственно подлежит удовлетворению, такие требования административного истца являются обоснованными, рыночная стоимость земельных участков подтверждена надлежащими доказательствами по результатам судебной экспертизы на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Поскольку требования ООО "Базис" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в Комиссию 20 апреля 2015 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объектов недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этих объектов, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Суд не находит оснований для удовлетворения требования административного истца о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков, поскольку соответствующая обязанность возникает у органа кадастрового учета (в данном случае - ФГБУ "ФКП Росреестра") в силу прямого указания в законе, а именно в силу пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при установлении такой стоимости судом. Кроме того, по смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
В связи с удовлетворением названного административного искового заявления в части установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости с Правительства Москвы в пользу ООО "Базис" подлежит взысканию сумма оплаченной при подаче административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости государственной пошлины, исчисленной в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Базис" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:114, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рублей.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Базис" об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Базис" возмещение уплаченной государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:09:0005016:114, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, с кадастровым номером 77:09:0005016:115, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названных земельных участков считать 20 апреля 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья
Московского городского суда
А.С.ЛОПАТКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)