Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Российские ипподромы" - Иванова С.И. (доверенность от 18.03.2016),
представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - Дуплинской Е.А. (доверенность от 01.07.2015 N 77),
представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Дуплинской Е.А. (доверенность от 25.12.2016 N ОД-16/55054),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Авена" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские ипподромы",
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2016 года по делу N А72-14493/2015 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОГРН 112774602112, ИНН 7714873807), г. Москва,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва,
общества с ограниченной ответственностью "Авена" (ОГРН 1027301180170, ИНН 7325032417), г. Ульяновск,
о признании п. 1 ненормативного правового акта - Распоряжения ТУ Росимущества в Ульяновской области от 26.06.2015 N 223/р с ретроактивным действием незаконным (недействительным), об обязании ТУ Росимущества в Ульяновской области выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 73:18:011801:0006,
установил:
открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - заявитель, общество, ОАО "Российские ипподромы") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - ТУ Росимущества в Ульяновской области) о признании недействительным распоряжения от 26.06.2015 N 223/р; об обязании выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 73:18:011801:0006 (т. 1 л.д. 4-10, т. 2 л.д. 21).
Определением суда, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и общество с ограниченной ответственностью "Авена" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2016 по делу N А72-14493/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 37-39).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 49-57).
ТУ Росимущества в Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 судебное заседание отложено на 25.05.2016 (т. 2 л.д. 119).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Холодную С.Т.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя ООО "Авена", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ОАО "Российские ипподромы" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель ТУ Росимущества в Ульяновской области отклонил апелляционную жалобу.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, письменных возражениях на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 08.08.2011 Президентом РФ принят Указ N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", которым приняты предложения Правительства Российской Федерации:
а) о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия "Центральный Московский ипподром" в открытое акционерное общество, объединяющее ипподромы Российской Федерации, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности;
б) о внесении в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущества федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по перечню согласно приложению, оставшегося после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Во исполнение вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации Правительством РФ принято распоряжение от 26.10.2011 N 1876-р:
1. Преобразовать федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный Московский ипподром" в открытое акционерное общество, объединяющее ипподромы Российской Федерации, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности.
2. Внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по перечню согласно приложению, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В пункте 25 Приложения к вышеуказанному распоряжению указано: "Государственная заводская конюшня "Ульяновская" с ипподромом".
17.12.2013 ТУ Росимущества в Ульяновской области приняло распоряжение N 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы". В пункте 1 указанного распоряжения указано: приватизировать находящееся федеральной собственности имущество согласно приложению к настоящему распоряжению путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Российские ипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал указанного общества (т. 1 л.д. 45-48).
Согласно Приложению к распоряжению ТУ Росимущества в Ульяновской области от 17.12.2013 N 26-р в перечень земельных участков, подлежащих приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Российские ипподромы" вошел земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006 (свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 27.04.2010 серии 73-АУ N 070491) (пункт 2 таблицы 1 "Земельные участки" Приложения).
26.06.2015 ТУ Росимущества в Ульяновской области приняло распоряжение N 223/р "О внесение изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 17.01.2013 N 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" (т. 1 л.д. 53).
Согласно пункту 1 Распоряжения из Приложения к распоряжению исключен пункт 2 таблицы 1 "Земельные участки".
Заявитель получил вышеуказанное Распоряжение 06.07.2015 (т. 1 л.д. 54).
ОАО "Российские ипподромы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными ненормативного акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов или должностных лиц являются одновременно несоответствие указанных актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, не учел следующие обстоятельства.
Из материалов дела видно, что Росимуществом осуществляются мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по перечню согласно приложению к Указу, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты, размещаемых этим акционерным обществом, дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа, ТУ Росимущества в Ульяновской области издано распоряжение от 17.12.2013 N 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы". В пункте 1 указанного распоряжения указано: приватизировать находящееся федеральной собственности имущество согласно приложению к настоящему распоряжению путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Российские ипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал указанного общества.
Согласно Приложению к распоряжению ТУ Росимущества в Ульяновской области от 17.12.2013 N 26-р в перечень земельных участков, подлежащих приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Российские ипподромы" вошел земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006 (свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 27.04.2010 серии 73-АУ N 070491) (пункт 2 таблицы 1 "Земельные участки" Приложения).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
26.06.2015 ТУ Росимущества в Ульяновской области издано распоряжение N 223/р "О внесение изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 17.01.2013 N 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
Согласно пункту 1 Распоряжения из Приложения к распоряжению исключен п. 2 таблицы 1 "Земельные участки", то есть исключен земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006.
Согласно пункту 2 Распоряжения пункт 2 Распоряжения изложить в следующей редакции: "На основании отчета от 07.10.2014 N К14-15/59-2 об оценке рыночной стоимости имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, установить начальную цену имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению, в размере 56 299 262 руб., без учета НДС".
27.08.2015 ОАО "Российские ипподромы" приняло решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества":
- - утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
- - издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- - осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пункт 6 постановления Правительства РФ от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Из анализа постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N N 1 - 3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Таким образом, у ТУ Росимущества в Ульяновской области отсутствует возможность самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества.
Из материалов дела видно, что основной причиной невозможности внесения в уставный капитал заявителя земельного участка с кадастровым номером 73:18:011801:0006 послужили изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ), в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы заявителя о том, что последствием принятия оспариваемого Распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений. Это в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц. Первоочередными критериями, которым должно отвечать оспариваемое Распоряжение, являются критерии четкости, ясности и недвусмысленности, выработанные Конституционным Судом РФ. Данным требованиям должны соответствовать все правовые акты публичной власти РФ, однако в ненормативном правовом акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Соответственно, оспариваемое Распоряжение должно указывать на обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 1 ГК РФ основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Действующим законодательством РФ не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим, как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет вывод суда первой инстанции, что действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Суд первой инстанции указывает, что земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006 относится к землям сельскохозяйственного назначения, право собственности зарегистрировано за Российской Федерации.
В качестве основного вида деятельности общества, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, является прочая деятельность в области спорта.
Суд первой инстанции указывает, что доказательства, подтверждающие, что деятельность обществ направлена на развитие сельского хозяйства суду не представлены.
Данный вывод суда первой инстанции не имеет принципиального значения при рассмотрении настоящего спора.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, следует признать недействительным Распоряжение ТУ Росимущества в Ульяновской области от 26.06.2015 N 223/р и обязать ТУ Росимущества в Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Российские ипподромы".
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции отнести на ТУ Росимущества в Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 февраля 2016 года по делу N А72-14493/2015 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования открытого акционерного общества "Российские ипподромы" удовлетворить.
Признать недействительным Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 26 июня 2015 года N 223/р.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Российские ипподромы".
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН 1107325002509, ИНН 7325095632), г. Ульяновск, в пользу открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОГРН 112774602112, ИНН 7714873807), г. Москва, расходы по оплате государственной пошлины при подаче заявления в суд первой инстанции в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН 1107325002509, ИНН 7325095632), г. Ульяновск, в пользу открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОГРН 112774602112, ИНН 7714873807), г. Москва, расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2016 N 11АП-4213/2016 ПО ДЕЛУ N А72-14493/2015
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2016 г. по делу N А72-14493/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Российские ипподромы" - Иванова С.И. (доверенность от 18.03.2016),
представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - Дуплинской Е.А. (доверенность от 01.07.2015 N 77),
представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Дуплинской Е.А. (доверенность от 25.12.2016 N ОД-16/55054),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Авена" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские ипподромы",
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2016 года по делу N А72-14493/2015 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОГРН 112774602112, ИНН 7714873807), г. Москва,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва,
общества с ограниченной ответственностью "Авена" (ОГРН 1027301180170, ИНН 7325032417), г. Ульяновск,
о признании п. 1 ненормативного правового акта - Распоряжения ТУ Росимущества в Ульяновской области от 26.06.2015 N 223/р с ретроактивным действием незаконным (недействительным), об обязании ТУ Росимущества в Ульяновской области выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 73:18:011801:0006,
установил:
открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - заявитель, общество, ОАО "Российские ипподромы") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - ТУ Росимущества в Ульяновской области) о признании недействительным распоряжения от 26.06.2015 N 223/р; об обязании выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 73:18:011801:0006 (т. 1 л.д. 4-10, т. 2 л.д. 21).
Определением суда, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и общество с ограниченной ответственностью "Авена" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2016 по делу N А72-14493/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 37-39).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 49-57).
ТУ Росимущества в Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 судебное заседание отложено на 25.05.2016 (т. 2 л.д. 119).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Холодную С.Т.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя ООО "Авена", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ОАО "Российские ипподромы" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель ТУ Росимущества в Ульяновской области отклонил апелляционную жалобу.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, письменных возражениях на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 08.08.2011 Президентом РФ принят Указ N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", которым приняты предложения Правительства Российской Федерации:
а) о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия "Центральный Московский ипподром" в открытое акционерное общество, объединяющее ипподромы Российской Федерации, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности;
б) о внесении в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущества федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по перечню согласно приложению, оставшегося после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Во исполнение вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации Правительством РФ принято распоряжение от 26.10.2011 N 1876-р:
1. Преобразовать федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный Московский ипподром" в открытое акционерное общество, объединяющее ипподромы Российской Федерации, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности.
2. Внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по перечню согласно приложению, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В пункте 25 Приложения к вышеуказанному распоряжению указано: "Государственная заводская конюшня "Ульяновская" с ипподромом".
17.12.2013 ТУ Росимущества в Ульяновской области приняло распоряжение N 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы". В пункте 1 указанного распоряжения указано: приватизировать находящееся федеральной собственности имущество согласно приложению к настоящему распоряжению путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Российские ипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал указанного общества (т. 1 л.д. 45-48).
Согласно Приложению к распоряжению ТУ Росимущества в Ульяновской области от 17.12.2013 N 26-р в перечень земельных участков, подлежащих приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Российские ипподромы" вошел земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006 (свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 27.04.2010 серии 73-АУ N 070491) (пункт 2 таблицы 1 "Земельные участки" Приложения).
26.06.2015 ТУ Росимущества в Ульяновской области приняло распоряжение N 223/р "О внесение изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 17.01.2013 N 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" (т. 1 л.д. 53).
Согласно пункту 1 Распоряжения из Приложения к распоряжению исключен пункт 2 таблицы 1 "Земельные участки".
Заявитель получил вышеуказанное Распоряжение 06.07.2015 (т. 1 л.д. 54).
ОАО "Российские ипподромы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными ненормативного акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов или должностных лиц являются одновременно несоответствие указанных актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, не учел следующие обстоятельства.
Из материалов дела видно, что Росимуществом осуществляются мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по перечню согласно приложению к Указу, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты, размещаемых этим акционерным обществом, дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа, ТУ Росимущества в Ульяновской области издано распоряжение от 17.12.2013 N 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы". В пункте 1 указанного распоряжения указано: приватизировать находящееся федеральной собственности имущество согласно приложению к настоящему распоряжению путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Российские ипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал указанного общества.
Согласно Приложению к распоряжению ТУ Росимущества в Ульяновской области от 17.12.2013 N 26-р в перечень земельных участков, подлежащих приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Российские ипподромы" вошел земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006 (свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 27.04.2010 серии 73-АУ N 070491) (пункт 2 таблицы 1 "Земельные участки" Приложения).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
26.06.2015 ТУ Росимущества в Ульяновской области издано распоряжение N 223/р "О внесение изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 17.01.2013 N 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
Согласно пункту 1 Распоряжения из Приложения к распоряжению исключен п. 2 таблицы 1 "Земельные участки", то есть исключен земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006.
Согласно пункту 2 Распоряжения пункт 2 Распоряжения изложить в следующей редакции: "На основании отчета от 07.10.2014 N К14-15/59-2 об оценке рыночной стоимости имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, установить начальную цену имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению, в размере 56 299 262 руб., без учета НДС".
27.08.2015 ОАО "Российские ипподромы" приняло решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества":
- - утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
- - издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- - осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пункт 6 постановления Правительства РФ от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Из анализа постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N N 1 - 3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Таким образом, у ТУ Росимущества в Ульяновской области отсутствует возможность самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества.
Из материалов дела видно, что основной причиной невозможности внесения в уставный капитал заявителя земельного участка с кадастровым номером 73:18:011801:0006 послужили изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ), в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы заявителя о том, что последствием принятия оспариваемого Распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений. Это в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц. Первоочередными критериями, которым должно отвечать оспариваемое Распоряжение, являются критерии четкости, ясности и недвусмысленности, выработанные Конституционным Судом РФ. Данным требованиям должны соответствовать все правовые акты публичной власти РФ, однако в ненормативном правовом акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Соответственно, оспариваемое Распоряжение должно указывать на обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 1 ГК РФ основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Действующим законодательством РФ не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим, как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет вывод суда первой инстанции, что действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Суд первой инстанции указывает, что земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006 относится к землям сельскохозяйственного назначения, право собственности зарегистрировано за Российской Федерации.
В качестве основного вида деятельности общества, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, является прочая деятельность в области спорта.
Суд первой инстанции указывает, что доказательства, подтверждающие, что деятельность обществ направлена на развитие сельского хозяйства суду не представлены.
Данный вывод суда первой инстанции не имеет принципиального значения при рассмотрении настоящего спора.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, следует признать недействительным Распоряжение ТУ Росимущества в Ульяновской области от 26.06.2015 N 223/р и обязать ТУ Росимущества в Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Российские ипподромы".
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции отнести на ТУ Росимущества в Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 февраля 2016 года по делу N А72-14493/2015 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования открытого акционерного общества "Российские ипподромы" удовлетворить.
Признать недействительным Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 26 июня 2015 года N 223/р.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Российские ипподромы".
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН 1107325002509, ИНН 7325095632), г. Ульяновск, в пользу открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОГРН 112774602112, ИНН 7714873807), г. Москва, расходы по оплате государственной пошлины при подаче заявления в суд первой инстанции в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН 1107325002509, ИНН 7325095632), г. Ульяновск, в пользу открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОГРН 112774602112, ИНН 7714873807), г. Москва, расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)