Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2016 N 13АП-21936/2016 ПО ДЕЛУ N А56-5244/2016

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. N 13АП-21936/2016

Дело N А56-5244/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Дмитриевой И.А., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенкова Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Бонченков А.И., доверенность от 01.02.2016
от ответчика (должника): Петрова Т.В., доверенность от 13.01.2016; Руденко М.В., доверенность от 13.09.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21936/2016) МИФНС России N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5.07.2016 по делу N А56-5244/2016 (судья Исаева И.А.), принятое
по иску ООО "Агро-Тур"
к МИФНС России N 2 по Ленинградской области
о признании недействительным решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Агро-Тур" (ОГРН 1104706001311, место нахождения: Ленинградская область, Кировский район, г. Кировск, ул. Краснофлотская, 20, далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 09.09.2015 N 7970.
Решением суда первой инстанции от 05.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе, Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель инспекции доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год по итогам которой составлен акт от 27.07.2015 N 27037.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Кировский район, ЗАО "Мгинское", площадью 135 530 кв. м, кадастровый номер 47:16:09-09-001:0116, категория "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для ведения дачного хозяйства".
В отношении земельного участка Обществом исчислен земельный налог за 2014 год с применением ставки в размере 0,3%, в то время как налоговым органом сделан вывод о необходимости применения ставки в размере 1,5%.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика инспекцией принято решение от 09.09.2015 N 7970 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 136 603 рубля. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог в сумме 1 365 366 рублей, пени в сумме 82 229,17 рублей.
Апелляционная жалоба решением Управления ФНС России по Ленинградской области N 16-21-06/13217 от 03.11.2015 оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика указал на отсутствие у налогового органа правовых оснований для доначисления земельного налога, соответствующих пени и налоговых санкций.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
Основанием доначисления земельного налога за 2014 год, соответствующих пени и налоговых санкций, явился вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,3% в отношении земельного участка отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства".
В статье 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" раскрываются основные понятия, используемые для целей настоящего Закона, в частности:
- - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;
- - дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Федерального закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
Данная правовая позиция суда основана, в частности, на Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11, от 21.01.2013 N ВАС-15663/12, и на Определениях Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2015 N 305-КГ15-3869, от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101, от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения ООО "Агро-Тур" - коммерческой организации пониженной ставки земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным видом использования "для ведения дачного хозяйства.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика указал, что спорный земельный участок относится к категории "земли сельского хозяйства" и фактически используется для нужд сельскохозяйственного производства, что также дает право применить льготную ставку земельного налога.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом пункт 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Основанием для доначисления налога по рассматриваемому эпизоду явилось занижение налогоплательщиком налоговой ставки.
Общество осуществило расчет земельного налога за 2014 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:16:09-09-001:0116. Указанный земельный участок имеет категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для ведения дачного хозяйства".
Расчет земельного налога в отношении указанного земельного участка налогоплательщик произвел с применением ставки земельного налога 0,3%.
Согласно позиции налогового органа заявителем при расчете суммы подлежащей оплате налога применена ставка налога 1,5%.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В отношении прочих земельных участков ставка налога составляет 1,5 процента.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Из положений статей 391, 394, 396 НК РФ в их системной связи следует, что основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, а налоговая база по данному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Таким образом, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса) и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Таким образом, виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В подпунктах 13 - 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если объектом недвижимости является земельный участок, то в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, а также о его разрешенном использовании.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Таким образом, упомянутая норма также предусматривает внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах.
Материалами дела установлено, что спорный земельный участок приобретен Обществом в собственность на основании договора купли-продажи N ДКП-09/2011 от 26.04.2011. На момент заключения договора купли-продажи земельный участок отнесен к категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства".
Постановлением Администрации МО Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области N 13 от 21.01.2013 вид разрешенного использования земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения изменен на вид разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства. Соответствующие изменения внесены в кадастровый учет.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка: разрешенное использование "для ведения дачного хозяйства" (л.д. 93).
В связи с тем, что налоговая ставка в размере 0,3 процента применяется в отношении в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и используемых для сельскохозяйственного производства, применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" неправомерно.
Фактическое использование Обществом земельных участков для сельскохозяйственного производства в силу положений статей 391, 394, 396 НК РФ не является основанием для применения ставки 0,3%, поскольку подобное использование земельных участков осуществлялось Обществом в нарушение вида их разрешенного использования.
Вывод суда первой инстанции о том, что поскольку фактическое использование земельного участка не отвечает его разрешенному использованию, в связи с чем при выборе соответствующей налоговой ставки необходимо исходить из фактического использования земельного участка, апелляционным судом признается ошибочным, и противоречащим правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014, согласно которой применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
Довод налогоплательщика о том, что поскольку согласно сведений единого государственного реестра, видом разрешенного использования спорного земельного участка является "для сельскохозяйственного производства", подлежит применению пониженная ставка в размере 0,3% отклоняется апелляционным судом.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка, являющейся налоговой базой используемой для исчисления земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ).
В случае изменения вида разрешенного использования, изменяется и кадастровая стоимость земельного участка.
Учитывая принцип актуальности и непрерывности сведений государственного кадастра недвижимости, в случае изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка считается измененной с момента внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о новом виде разрешенного использования (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14).
Таким образом, для целей налогообложения земельным налогом, правовое значение имеет внесение органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о новом виде разрешенного использования, а не сведения в едином реестре прав на недвижимое имущество.
В связи с указанными обстоятельствами, отсутствие в ЕГР прав на недвижимое имущество сведений об изменении в 2013 году вида разрешенного использования спорного земельного участка, не является основанием для применения Обществом пониженной ставки земельного налога.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (статьи 1, 37 Градостроительного кодекса РФ).
Сведения о виде разрешенного использования, вносимые в государственный кадастр недвижимости, должны соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны (постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 818/14).
С учетом указанного, права выбора вида разрешенного использования земельного участка не отменяет обязанности общества обеспечить соответствие вида разрешенного использования земельного участка, учтенного в государственном кадастре недвижимости, его фактическому использованию и предусмотренным градостроительным регламентом видам разрешенного использования.
На основании изложенного, налоговый орган правомерно произвел доначисление земельного налога за 2014 год в сумме 1 365 366 рублей, начислил соответствующие пени.
Оспариваемым решением налогоплательщик также привлечен к ответственности предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 136 603 рубля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Материалами дела установлено, что налогоплательщиком декларация по земельному налогу за 2014 год представлена в налоговый орган 10.03.2015, то есть с нарушением установленного срока.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета согласно статье 119 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Факт несвоевременного представления налоговой декларации, размер штрафных санкций Обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 136 603 рубля.
На основании изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований Общества и признании недействительным решения органа.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2016 по делу N А56-5244/2016 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)