Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2016 N 11АП-11937/2016 ПО ДЕЛУ N А65-1595/2016

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 г. по делу N А65-1595/2016


Резолютивная часть постановления объявлена: 19 сентября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 сентября 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан - представителя Сорокина Д.А. (доверенность от 16.09.2016 N 2.4-0-23/017655),
от акционерного общества "Управляющая компания "АС Менеджмент" - представителя Ульянина Е.В. (доверенность от 25.01.2016 N 3/16),
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представителя Муртазина Р.Р. (доверенность от 01.04.2016 N 15),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 мая 2016 года по делу N А65-1595/2016 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению акционерного общества "Управляющая компания "АС Менеджмент", Республика Татарстан, г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения от 03 ноября 2015 года N 1260,
установил:

акционерное общество "Управляющая компания "АС Менеджмент" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ответчик), третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 03 ноября 2015 года N 1260.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2016 г. по делу N А65-1595/2016 отменить, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Наб. Челны РТ удовлетворить, в удовлетворении заявления АО Управляющая компания "АС Менеджмент" отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что согласно сведениям, представленным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по состоянию на 01.01.2014 год общая кадастровая стоимость земельных участков с номерами 16:52:080302:16, 16:52:030206:18, 16:52:080401:5, 16:52:080302:13, принадлежащих Закрытому паевому инвестиционному фонду недвижимости "Казанский рентный инвестиционный фонд" под управлением АО "УК "АС Менеджмент", равна 194 572 015,14 руб.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2011 г. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости и действует с 1 января 2011 г.
Податель жалобы считает, что при расчете земельного налога за 2014 год налогоплательщик должен был руководствоваться установленной на 01.01.2014 год компетентным органом кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков.
По мнению ответчика поскольку в рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорных земельных участков, утвержденная субъектом РФ была внесена в государственный кадастр недвижимости в текущем налоговом периоде на основании судебных решений Арбитражного суда РТ от 26.12.2013 г., от 10.12.2013 г., от 20.12.2013 г., 24.12.2013 г, то заявитель имеет право применить измененную кадастровую стоимость лишь с 01.01.2015 г.
Акционерное общество "Управляющая компания "АС Менеджмент" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель акционерного общества "Управляющая компания "АС Менеджмент" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Акционерному обществу "Управляющая компания "АС Менеджмент", г. Казань принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 16:52:080302:13, 16:52:080401:5, 16:52:080302:16, 16:52:030206:18, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. ЗЯБ и район БСИ.
Заявителем 15.05.2015 в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год с исчислением спорного налога, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 и вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Татарстан: от 20.12.2013 по делу N А65-21796/2013, от 10.12.2013 по делу N А65-21800/2013, от 24.12.2013 по делу N А65-21290/2013 о ее изменении в размере 3 919 000 руб., 4 478 000 руб., 9 761 000 руб., 5 752 000 руб., соответствующей рыночной, с момента внесения соответствующих изменений кадастровым органом государственный кадастр недвижимости.
По результатам камеральной проверки представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, составлен акт от 09.09.2015 N 1170 и принято оспариваемое решение от 03.11.2015 N 1260 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением земельного налога за 2014 год по кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в сумме 1 356 618 руб., пени по статье 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) в сумме 68 952,04 руб., 122 310 руб. штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неисполнение обязанности по уплате налога. (л.д. 25-32).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 22.12.2015 оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. (л.д. 39-40).
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса заявитель является плательщиком земельного налога.
Экономической основой налогов на имущество, к которым относится земельный налог, является факт обладания имуществом соответствующей стоимости, которое является объектом налогообложения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса).
Часть 1 статьи 390 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
При этом, в силу пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", (вступил в силу 22.07.2014, за исключением отдельных положений) положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции ФЗ N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу указанного закона.
Судом установлено, что заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков налогоплательщиком поданы в 2013 году, решения судом первой инстанции приняты 10, 20, 24, 26 декабря 2013 года, оставлены без изменения постановлениями Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда, соответственно, вступили в законную силу 04.03.2014, 20.03.2014, 11.04.2014, кадастровым органом соответствующие изменения внесены 11.04.2014, 20.03.2014, 04.03.2014, 09.04.2014, также до вступления в силу изменений внесенных в закон ФЗ N 225-ФЗ от 21.07.2014.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 10, 20, 24, 26 декабря 2013 года по делам N А65-21796/2013, 21800/2013, 21290/2013, 21287/2013 (л.д. 24-26), установлена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности с кадастровыми номерами 16:52:080302:13, 16:52:080401:5, 16:52:080302:16, 16:52:030206:18, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. ЗЯБ, район БСИ в сумме 3 919 000 руб., 4 478 000 руб., 9 761 000 руб., 5 752 000 руб., равной их рыночной стоимости, с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков 20.03.2014, 04.03.2014, 09.04.2014, 11.04.2014 (л.д. 119-123).
Как следует из мотивировочной части названных решений Арбитражного суда Республики Татарстан от 10, 20, 24, 26 декабря 2013 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, внесенные кадастровым органом в реестр кадастра недвижимости. (л.д. 24-26, 23).
Из оспариваемого решения следует, что основанием доначисления налоговым органом спорного налога послужили выводы о неправомерном неисчислении налогоплательщиком земельного налога за 2014 год по кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Управлением и инспекцией указано, что кадастровая стоимость земельных участков с 1 января 2014 года заявителем должна определяться на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927.
Между тем, доказательств включения спорных земельных участков, находящихся в г. Набережные Челны в соответствующий перечень, с измененной кадастровой стоимостью, в связи с введением в действие постановления N 927, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судом правомерно отклонены доводы управления о необходимости определения комиссией либо судебным органом кадастровой стоимости земельных участков заявителя, находящихся в г. Н. Челны за 2014 год относительно к постановлению КМ РТ от 25.11.2013 N 927, установившему кадастровую стоимость земельных участков, расположенных на территории г. Казани, соответственно, не содержащему сведения о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщика, находящихся в г. Наб. Челны.
Исходя из изложенного, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, проверив расчеты заявителя (л.д. 113-116) суд правомерно счел обоснованным исчисление налогоплательщиком спорного налога за 2014 год на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 до внесения соответствующих изменений кадастровым органом в ГКН с 01.01.2014 по 19.03.2014, 03.03.2014, 08.04.2014, 10.04.2014 и с 20.03.2014, 04.03.2014, 09.04.2014, 11.04.2014 по 31.12.2014 по кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной вступившими в силу решениями, что влечет удовлетворение требований заявителя о признании незаконным оспариваемого решения, при этом инспекцией расчеты, произведенные налогоплательщиком по существу не оспорены.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы норм права и оценка доказательств, отличная от оценки их судом, не свидетельствуют о судебной ошибке.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 мая 2016 года по делу N А65-1595/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)