Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2017 ПО ДЕЛУ N А39-2765/2017

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2017 г. по делу N А39-2765/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2017.
Полный текст постановления изготовлен 20.09.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Центр Авторских Медицинских Технологий и Новаций" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.07.2017 по делу N А39-2765/2017, принятое судьей Ивченковой С.А. по заявлению закрытого акционерного общества "Центр Авторских Медицинских Технологий и Новаций" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 10.01.2017 N 62336.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Закрытое акционерное общество "Центр Авторских Медицинских Технологий и Новаций" (далее - Общество) 17.10.2016 представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее - Инспекция) налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 год.
Поскольку в установленные налоговым законодательством сроки продекларированный налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 3 732 499 рублей Обществом не уплачен, Инспекцией выставлено требование N 8449 по состоянию на 29.11.2016 с предложением уплатить налог в сумме 3 732 499 рублей, пени в сумме 36 080 рублей 83 копеек в срок до 23.12.2016.
В связи с неисполнением требования N 8449, Инспекцией 10.01.2017 принято решение N 62336 о взыскании единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 3 732 499 рублей, а также пеней в сумме 36 080 рублей 83 копеек, за счет денежных средств, а также электронных денежных средств Общества на счетах в банках.
Денежные средства 23.01.2017 на основании инкассовых поручений от 10.01.2017 N 110051 на сумму 36 080 рублей 83 копейки и от 10.01.2017 N 110050 в сумме 3 768 579 рублей 83 копеек списаны кредитным учреждением со счета Общества, открытого в филиале банка "Траст" (ПАО) в г. Ульяновск.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 11.04.2017 N 13-22/03767 жалоба Общества на решение N 62336 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции о взыскании налога, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным и об обязании Инспекции возвратить списанные с расчетного счета Общества денежные средства в размере 3 768 579 рублей 83 копеек в конкурсную массу.
Решением арбитражного суда от 06.07.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неправильное применение норм материального права и просит отменить обжалуемый судебный акт в части взыскания пеней в размере 36 080 рублей 83 копеек.
По мнению заявителя жалобы, у Инспекции отсутствовали основания для вынесения решения в части взыскания пеней с Общества за неуплату в срок налога, ввиду отсутствия срока на сдачу налоговой декларации для ликвидируемых должников, следовательно, и на уплату налога.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Из оспариваемого решения Инспекции усматривается, что основанием для начисления Обществу пени в сумме 36 080 рублей 83 копеек являлась неуплата в установленные налоговым законодательством сроки продекларированного 17.10.2016 налога в сумме 3 732 499 рублей за 2013 год, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Не оспаривая по существу сумму налога, взысканную по решению N 62336, доводы апелляционной жалобы в рамках настоящего дела фактически обусловлены позицией Общества о неправомерном начислении Инспекцией пени на сумму единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 год.
Общество считает, что поскольку оно с 29.07.2009 признано несостоятельным (банкротом) и фактически в соответствии со статьями 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации, тогда как Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены специальные сроки представления ликвидируемыми организациями налоговых деклараций за последний отчетный налоговый период деятельности ликвидируемого должника.
Как следует из материалов дела, Общество применяет упрощенную систему налогообложения с 2003 года согласно положениям главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.07.2009 по делу N А39-4965/2008 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство. Срок конкурсного производства в отношении Общества определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.06.2017 продлен до 09.10.2017.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют налоговую декларацию по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период (часть 5 статьи 346.21).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Материалами дела установлено, что декларация за 2013 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при сроке представления 31.03.2014 года, была представлена Обществом 17.10.2016 года. Задолженность по единому налогу в сумме 3 732 499 рублей возникла у Общества после введения процедуры наблюдения (после 18.02.2009), и в силу положений статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", является текущей, и подлежала уплате Обществом в установленные налоговым законодательством сроки, а именно: 118 732 рубля - не позднее 25.10.2013, 3 613 767 рублей - не позднее 31.03.2014.
Факт неуплаты в добровольном порядке единого налога в сумме 3 732 499 рублей в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2013 год материалами дела подтвержден и Обществом не оспаривается, в связи с чем начисление налоговым органом Обществу пени в сумме 36 080 рублей 83 копейки по состоянию на 29.11.2016 является законным.
Установление законодателем пени направлено на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N и20-П).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для освобождения налогоплательщика от уплаты пеней не имеется.
В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно пункту 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со статьей 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после завершения конкурсного производства арбитражный суд выносит соответствующее определение и только оно является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Таким образом, введение решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.07.2009 по делу N А39-4965/2008 в отношении Общества процедуры конкурсного производства не влечет прекращение его финансово-хозяйственной деятельности, не изменяет его статуса налогоплательщика (плательщика сборов) - участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не освобождает от исполнения обязанностей, непосредственно связанных с его статусом, а корректирует лишь в силу положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" порядок выполнения этих обязанностей.
В рассматриваемом случае, нахождение Общества в процедуре банкротства, отсутствие возможности перечислить налог в бюджет, может явиться смягчающим ответственность обстоятельством.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.07.2017 по делу N А39-2765/2017 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Центр Авторских Медицинских Технологий и Новаций" оставить без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Центр Авторских Медицинских Технологий и Новаций" (430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Строителей, д. 11, ИНН 1327150334, ОГРН 1021301068106) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
А.М.ГУЩИНА
Т.А.ЗАХАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)