Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 августа 2016 года по делу N А07-28549/2015 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Сапожников С.В. (доверенность от 15.09.2016),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - Анисимова Е.В. (доверенность от 21.01.2016 N 03-38/052867), Айсуакова Р.Б. (доверенность от 08.08.2016 N 03-37/055155), Степанова С.Г. (доверенность от 21.01.2016 N 03-38/052869), Ахметова И.К. (доверенность от 25.01.2016 N 03-38/052829), Хисматуллин Р.З. (доверенность от 15.01.2016 N 03-38/052815).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан) от 24.08.2015 N 09-69/33 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 24.08.2015 N 09-69/33, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) в части: доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 11 399 404 руб., начисления пеней по НДС в сумме 2 630 596 руб.; доначисления налога на прибыль в сумме 14 087 416 руб., начисления пеней по налогу на прибыль в сумме 3 443 636 руб.; привлечения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), штрафам: за неполную уплату налога на добавленную стоимость - 291 542 руб.; за неполную уплату налога на прибыль - 633 635 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП "Уфаводоканал"); муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП "УИС"); общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что доход общества от реализации коммунальных услуг складывался из стоимости услуг, потребленных гражданами по индивидуальным приборам учета, в отсутствие таких приборов - по нормативу, оставшаяся часть гражданам не предъявлялась, в составе доходов (выручки) не отражалась, налог на добавленную стоимость на нее не начислялся. По мнению налогового органа, такой подход общества к расчету платы, предъявленной гражданам за коммунальные услуги, без учета коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, противоречит пп. "а" п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), - в связи с чем, заинтересованным лицом по формуле N 9 был произведен перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение за период с 01.08.2011 по 30.09.2012, и был сделан вывод о занижении обществом выручки от реализации коммунальных ресурсов за указанный период. В то же время, арбитражным судом первой инстанции не учтено, что для расчета платы за коммунальные ресурсы по формуле N 9 необходим такой средний показатель, как суммарный объем коммунального ресурса, фактически потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, предполагает суммирование объема воды, потребленной всеми жителями дома, у которых установлены индивидуальные приборы учета воды и не может применяться в том случае, если показания приборов учета предоставлены не всеми потребителями. Из приложения N 6 к акту выездной налоговой проверки от 06.07.2015 N 6 усматривается, что рассчитывая размер платы за холодное и горячее водоснабжение, заинтересованное лицо учитывает не весь объем потребленной в квартирах воды, а лишь тот объем, который показан потребителями. Это усматривается из графы "Объем, потребленный в жилом помещении", где имеются нулевые показатели, т.е. отсутствует 100% информация о потребленной холодной и горячей воде каждой квартирой дома, в котором имеется индивидуальный прибор учета водоснабжения. Таким образом, расчет платы за холодную и горячую воду тем жильцам, которые не сообщили показания индивидуальных приборов учета, налоговым органом производится на основании нулевого расхода, т.е. жильцам квартир не производился расчет платы за потребленный коммунальный ресурс внутри жилого помещения и на общедомовые нужды, тогда как, жильцам, ежемесячно предоставляющим сведения по расходу потребленной холодной и горячей воде в занимаемых жилых помещениях была начислена плата за коммунальный ресурс, который ими фактически потреблен не был, что противоречит нормам жилищного законодательства. Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции не дана оценка подлежащим применению в проверяемый период нормативным правовым актам, а именно, Методике определения нормативов водопотребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденной приказом Роскоммунхоза от 22.11.1993 N 60, решению Уфимского городского Совета от 31.05.2001, постановлению Госкомитета РБ по тарифам от 10.11.2011 N 1195. Между тем, в соответствии с п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Госкомитета РБ по тарифам от 10.11.2011 N 1195), коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей, из чего следует, что в состав нормативов, утвержденных постановлением Госкомитета РБ по тарифам от 10.11.2011 N 1195 были также включены расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме. С 26.09.2012 вступило в силу постановление Госкомитета РБ по тарифам от 31.08.2012 N 221, согласно которому, нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды были рассчитаны исходя из куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Из приведенных выше положений следует, что в спорный период (с 01.08.2011 по 30.09.2012) при отсутствии приборов учета при расчете размера платы за водоснабжение учитывался норматив потребления не только объема воды, но и потери во внутридомовых коммуникациях, а также объемы воды, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Из приложения N 6 к акту выездной налоговой проверки от 06.07.2015 N 28 усматривается, что для собственников квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета водоснабжения, в графе "Объем, потребленный в жилом помещении" налоговый орган применяет нормы, в состав которых уже включены расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно приложению N 3 к акту выездной налоговой проверки, учет количества потребления горячей воды МУП "УИС" в отношении налогоплательщика-заявителя, производился "бесприборно", что свидетельствует о том, что налоговый орган в расчетах относительно ООО "БашРТС" и МУП "УИС", ошибочно отражал нормативы потребления, как показания общедомовых приборов учета. Также общество ссылается на то, что налоговый орган при расчете налоговых обязательств заявителя необоснованно не принимал во внимание наличие нежилых помещений в многоквартирных домах.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили и отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 11.10.2016, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам проведенной в отношении открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" выездной налоговой проверки, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан 06.07.2015 был составлен акт N 28, а, 24.08.2015 было вынесено решение N 09-69/33 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" доначислены: налог на добавленную стоимость в сумме 11 399 404 руб.; налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет - в сумме 1 408 743 руб.; налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации - 12 678 673 руб. Также обществу в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени, составившие: по НДС - 2 630 596 руб.; по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет - 307 163 руб.; по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации - 3 163 473 руб. ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" указанным решением налогового органа привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам: по НДС - 291 542 руб.; по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет - 49 968 руб.; по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации - 583 667 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 26.11.2015 N 354/17 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
При проведении мероприятий налогового контроля заинтересованным лицом установлено, что в проверяемый период налогоплательщик осуществлял деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на территории Калининского района города Уфы Республики Башкортостан, согласно Приложению N 1 к акту выездной налоговой проверки. ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" были заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение услуг холодного и горячего водоснабжения, а именно: на предоставление услуги горячего водоснабжения - с обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные сети" от 01.01.2010 N 102/35; в последующем - с муниципальным унитарным предприятием "Уфимские инженерные сети городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" от 01.07.2012 N 102/35 (горячее водоснабжение); на предоставление услуг холодного водоснабжения и водоотведения - с муниципальным унитарным предприятием "Уфаводоканал" от 11.02.2009 N 4006; с муниципальным унитарным предприятием Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в последующем - МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ) - от 01.01.2011 N 005, от 29.02.2012 N 23. ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" на основании полученных ежемесячных отчетов о начисленной и поступившей плате за жилищно-коммунальные услуги, формирует налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль и НДС.
Налоговым органом при проведении налоговой проверки установлено, что ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" в проверяемый период получена выручка от реализации населению услуг по горячему и холодному водоснабжению в сумме 419 579 662 руб. (без НДС), в том числе: за 2011 год - 220 541 856 руб.; за 2012 год - 199 037 806 руб., что подтверждено материалами настоящего дела и со стороны налогоплательщика не отрицается.
Налоговым органом также установлено, что в период с 01.08.2011 по 30.09.2012 ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" плату населению по услугам холодного и горячего водоснабжения начисляло, исходя из установленного тарифа и фактически потребленного объема (при наличии индивидуального (квартирного) прибора учета (ИПУ), либо установленного норматива водопотребления (при отсутствии ИПУ)), в результате чего произошло занижение выручки от реализации услуг по предоставлению горячего и холодного водоснабжения на сумму 70 437 080 руб., что повлекло занижение налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль и НДС, так как при определении доходов общество не учитывало плату по предоставленным услугам водоснабжения, потребленного на общедомовые нужды, исходя из установленного тарифа и фактически потребленного объема, либо согласно установленного норматива. Данное, заинтересованным лицом расценено, как нарушение налогоплательщиком условий пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154, п. п. 1, 4 ст. 166, п. 1 ст. 247, ст. ст. 249, 271 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу условий п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме и пр.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ст. 161 ЖК РФ).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. ст. 153, 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены: 1) Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), - вступившие в силу с 01.09.2012; 2) изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления, которые в числе прочего, внесены в вышеупомянутые Правила N 307, - вступившие в силу с 08.06.2011.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 307 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В силу условий пп. "а" п. 23 Правил N 307 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307.
Приведенная в пп. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам N 307, формула расчета размера платы за холодное и горячее водоснабжение в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета или не оборудованном индивидуальным прибором учета при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, действовала с 08.06.2011 по 01.09.2012.
Согласно пп. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке:
размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
P{\sub ky3.i = (V{\sub D/V{\sub n.p + V{\sub n.n) * V{\sub i * T{\sub ky, (9)
где:
- V{\sub D - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- V{\sub n.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
- V{\sub n.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- V{\sub i - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- T{\sub ky - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м; для электроснабжения - руб. /кВт-час).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, от 28.03.2012 N 258) были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
Пунктом 2 Правил N 306 дано понятие "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды", которым является норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 3 Правил N 306).
Решением Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31.05.2011 были утверждены временные нормативы водопотребления и водоотведения для населения, учитываемые при расчете платы за услуги по водоснабжению и водоотведению независимо от вида собственности занимаемого жилья.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 10.11.2011 N 1195 были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан по холодному и горячему водоснабжению согласно приложению.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 221 были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек (для полива земельного участка в поливной период, за исключением полива садовых, огородных и дачных земельных участков, для водоснабжения и приготовления пищи для соответствующего сельскохозяйственного животного) на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом (приложение N 2).
При проведении мероприятий налогового контроля обществом по требованию налогового органа представлена информация об оснащенности многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфы РБ" общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды, за 2011, 2012 гг., помесячно.
В результате анализа представленной налогоплательщиком информации налоговым органом установлено, что снятие показаний водомеров с общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013 производилось ежемесячно с 23 по 25 числа, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", комиссионно, совместно с представителями ресурсоснабжающих организаций, собственников многоквартирных домов и представителей ЖЭУ.
ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" все показания, снятые с общедомовых приборов учета, фиксировало ежемесячно в журнале "Показания общедомовых приборов учета воды" по каждому многоквартирному дому, оснащенному общедомовым прибором учета горячей и холодной воды, что подтверждено имеющимися в настоящем деле протоколами допросов Садартинова Ф.Г., нанимавшего должность руководителя общества в проверяемый период, заместителя директора Шамматова И.Т., Диваевой З.Р., занимавшей должность главного бухгалтера в проверяемый период, и.о. начальника инженерного отдела Мазжухиной И.Ю., и по сути, не оспаривается со стороны налогоплательщика-заявителя.
Данное также следует из отзывов, представленных в материалы дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, ООО "БашРТС", МУП "Уфаводоканал", МУП "УИС".
Расчет действительных налоговых обязательств общества произведен налоговым органом в соответствии с приведенными выше, в настоящем судебном акте, положениями пп. "а" п. 23 Правил N 307, с равномерным распределением общего объема коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды), фактически потребленный за расчетный период, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, на жилые помещения, оборудованные прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, и жилые помещения, не оборудованные прибором учета.
Как верно установлено арбитражным судом первой инстанции на основании имеющихся в настоящем деле доказательств, перерасчет произведен с использованием информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, полученной от ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" в части горячего водоснабжения, и от МУП "Уфаводоканал" в части холодного водоснабжения.
Результаты перерасчета, а также установленного расхождения по услугам горячего и холодного водоснабжения, основаны на данных, представленных "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", приведенных на стр. 32 акта выездной налоговой проверки, а также данных, полученных от ресурсоснабжающих организаций, привлеченных к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. Перерасчет платы за услуги горячего и холодного водоснабжения приведен в таблицах N 4.1 (приложение N 6 к акту проверки, в отношении горячего водоснабжения, N 5.1 (приложение N 6 к акту проверки, в отношении холодного водоснабжения. Расчеты платы в виде таблиц N N 4.1, 5.1 представлен в приложении N 6 к акту выездной налоговой проверки от 06.07.2015 N 28 на CD-R, приобщенном к материалам настоящего дела.
Как следует из содержания акта проверки, приложений к нему и решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, при перерасчете платы за холодное и горячее водоснабжение налоговым органом принималась во внимание оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды. Перерасчет произведен исключительно по домам, оснащенным в проверяемый период общедомовыми приборами учета.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в целях налогообложения ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", в рамах заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение услуг горячего и холодного водоснабжения - от 01.01.2010 N 102/35 с ООО "БашРТС", от 01.07.2012 N 102/35 с МУП "УИС", от 11.02.2009 N 4006 с МУП "Уфаводоканал", в составе расходов по приобретению услуг горячего и холодного водоснабжения у ресурсонабжащих организаций отражены в полном объеме на счетах бухгалтерского учета ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", в регистрах налогового учета и учтены в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за 2011, 2012 гг., по НДС за 1-4 кварталы 2011 г., за 1-4 кварталы 2012 г., за 1-4 кварталы 2013 г. по строке 130 Раздела 3 налоговой декларации, суммы, выставленные за приобретенные коммунальные ресурсы; при этом в составе доходов от реализации коммунальных ресурсов отражена стоимость услуг, потребленных гражданами по индивидуальным приборам учета; в отсутствие таких приборов - по нормативу. Следовательно, общество, предъявляя к оплате только тот объем ресурсов, который подтверждался показаниями приборов учета собственников имущества и нормативами потребления, не распределяло, не предъявляло к оплате населению и не отражало в составе доходов (выручки) стоимость коммунальных услуг, приобретенных у ресурсоснабжающих организаций и использованных на общедомовые нужды, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и НДС, и неуплату таким образом, указанных налогов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы общества о том, что произведенные налоговым органом расчеты являются неверными в силу того, что заинтересованное лицо необоснованно не принимало во внимание наличие нежилых помещений в многоквартирных домах. Прежде всего, соответствующий довод не был заявлен налогоплательщиком при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, а, кроме того, исходя из условий договора от 11.02.2009 N 4006, заключенного между ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" и МУП "Уфаводоканал" следует, что расчет стоимости услуг по водопотреблению и водоотведению, оказываемых на нужды населения и на нужды субабонентов, производился раздельно, равно как, раздельно производилась оплата. Соответственно объем водопотребления субабонентами (собственниками нежилых помещений) не учитывался налоговым органом при расчете налоговых обязательств заявителя.
Доказательств "двойного" включения в расчет налоговых обязательств коммунальных услуг, использованных на общедомовые нужды, налогоплательщиком не представлено, равно как не представлен контррасчет налоговых обязательств, произведенных налоговым органом.
Иных доводов в обоснование заявленных требований налогоплательщиком не приведено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная открытым акционерным обществом "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 23.08.2016 N 15109 на сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 августа 2016 года по делу N А07-28549/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 23.08.2016 N 15109 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2016 N 18АП-12232/2016 ПО ДЕЛУ N А07-28549/2015
Разделы:Налог на прибыль организаций; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2016 г. N 18АП-12232/2016
Дело N А07-28549/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 августа 2016 года по делу N А07-28549/2015 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Сапожников С.В. (доверенность от 15.09.2016),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - Анисимова Е.В. (доверенность от 21.01.2016 N 03-38/052867), Айсуакова Р.Б. (доверенность от 08.08.2016 N 03-37/055155), Степанова С.Г. (доверенность от 21.01.2016 N 03-38/052869), Ахметова И.К. (доверенность от 25.01.2016 N 03-38/052829), Хисматуллин Р.З. (доверенность от 15.01.2016 N 03-38/052815).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан) от 24.08.2015 N 09-69/33 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 24.08.2015 N 09-69/33, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) в части: доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 11 399 404 руб., начисления пеней по НДС в сумме 2 630 596 руб.; доначисления налога на прибыль в сумме 14 087 416 руб., начисления пеней по налогу на прибыль в сумме 3 443 636 руб.; привлечения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), штрафам: за неполную уплату налога на добавленную стоимость - 291 542 руб.; за неполную уплату налога на прибыль - 633 635 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП "Уфаводоканал"); муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП "УИС"); общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что доход общества от реализации коммунальных услуг складывался из стоимости услуг, потребленных гражданами по индивидуальным приборам учета, в отсутствие таких приборов - по нормативу, оставшаяся часть гражданам не предъявлялась, в составе доходов (выручки) не отражалась, налог на добавленную стоимость на нее не начислялся. По мнению налогового органа, такой подход общества к расчету платы, предъявленной гражданам за коммунальные услуги, без учета коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, противоречит пп. "а" п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), - в связи с чем, заинтересованным лицом по формуле N 9 был произведен перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение за период с 01.08.2011 по 30.09.2012, и был сделан вывод о занижении обществом выручки от реализации коммунальных ресурсов за указанный период. В то же время, арбитражным судом первой инстанции не учтено, что для расчета платы за коммунальные ресурсы по формуле N 9 необходим такой средний показатель, как суммарный объем коммунального ресурса, фактически потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, предполагает суммирование объема воды, потребленной всеми жителями дома, у которых установлены индивидуальные приборы учета воды и не может применяться в том случае, если показания приборов учета предоставлены не всеми потребителями. Из приложения N 6 к акту выездной налоговой проверки от 06.07.2015 N 6 усматривается, что рассчитывая размер платы за холодное и горячее водоснабжение, заинтересованное лицо учитывает не весь объем потребленной в квартирах воды, а лишь тот объем, который показан потребителями. Это усматривается из графы "Объем, потребленный в жилом помещении", где имеются нулевые показатели, т.е. отсутствует 100% информация о потребленной холодной и горячей воде каждой квартирой дома, в котором имеется индивидуальный прибор учета водоснабжения. Таким образом, расчет платы за холодную и горячую воду тем жильцам, которые не сообщили показания индивидуальных приборов учета, налоговым органом производится на основании нулевого расхода, т.е. жильцам квартир не производился расчет платы за потребленный коммунальный ресурс внутри жилого помещения и на общедомовые нужды, тогда как, жильцам, ежемесячно предоставляющим сведения по расходу потребленной холодной и горячей воде в занимаемых жилых помещениях была начислена плата за коммунальный ресурс, который ими фактически потреблен не был, что противоречит нормам жилищного законодательства. Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции не дана оценка подлежащим применению в проверяемый период нормативным правовым актам, а именно, Методике определения нормативов водопотребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденной приказом Роскоммунхоза от 22.11.1993 N 60, решению Уфимского городского Совета от 31.05.2001, постановлению Госкомитета РБ по тарифам от 10.11.2011 N 1195. Между тем, в соответствии с п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Госкомитета РБ по тарифам от 10.11.2011 N 1195), коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей, из чего следует, что в состав нормативов, утвержденных постановлением Госкомитета РБ по тарифам от 10.11.2011 N 1195 были также включены расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме. С 26.09.2012 вступило в силу постановление Госкомитета РБ по тарифам от 31.08.2012 N 221, согласно которому, нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды были рассчитаны исходя из куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Из приведенных выше положений следует, что в спорный период (с 01.08.2011 по 30.09.2012) при отсутствии приборов учета при расчете размера платы за водоснабжение учитывался норматив потребления не только объема воды, но и потери во внутридомовых коммуникациях, а также объемы воды, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Из приложения N 6 к акту выездной налоговой проверки от 06.07.2015 N 28 усматривается, что для собственников квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета водоснабжения, в графе "Объем, потребленный в жилом помещении" налоговый орган применяет нормы, в состав которых уже включены расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно приложению N 3 к акту выездной налоговой проверки, учет количества потребления горячей воды МУП "УИС" в отношении налогоплательщика-заявителя, производился "бесприборно", что свидетельствует о том, что налоговый орган в расчетах относительно ООО "БашРТС" и МУП "УИС", ошибочно отражал нормативы потребления, как показания общедомовых приборов учета. Также общество ссылается на то, что налоговый орган при расчете налоговых обязательств заявителя необоснованно не принимал во внимание наличие нежилых помещений в многоквартирных домах.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили и отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 11.10.2016, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам проведенной в отношении открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" выездной налоговой проверки, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан 06.07.2015 был составлен акт N 28, а, 24.08.2015 было вынесено решение N 09-69/33 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" доначислены: налог на добавленную стоимость в сумме 11 399 404 руб.; налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет - в сумме 1 408 743 руб.; налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации - 12 678 673 руб. Также обществу в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени, составившие: по НДС - 2 630 596 руб.; по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет - 307 163 руб.; по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации - 3 163 473 руб. ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" указанным решением налогового органа привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам: по НДС - 291 542 руб.; по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет - 49 968 руб.; по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации - 583 667 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 26.11.2015 N 354/17 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
При проведении мероприятий налогового контроля заинтересованным лицом установлено, что в проверяемый период налогоплательщик осуществлял деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на территории Калининского района города Уфы Республики Башкортостан, согласно Приложению N 1 к акту выездной налоговой проверки. ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" были заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение услуг холодного и горячего водоснабжения, а именно: на предоставление услуги горячего водоснабжения - с обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные сети" от 01.01.2010 N 102/35; в последующем - с муниципальным унитарным предприятием "Уфимские инженерные сети городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" от 01.07.2012 N 102/35 (горячее водоснабжение); на предоставление услуг холодного водоснабжения и водоотведения - с муниципальным унитарным предприятием "Уфаводоканал" от 11.02.2009 N 4006; с муниципальным унитарным предприятием Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в последующем - МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ) - от 01.01.2011 N 005, от 29.02.2012 N 23. ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" на основании полученных ежемесячных отчетов о начисленной и поступившей плате за жилищно-коммунальные услуги, формирует налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль и НДС.
Налоговым органом при проведении налоговой проверки установлено, что ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" в проверяемый период получена выручка от реализации населению услуг по горячему и холодному водоснабжению в сумме 419 579 662 руб. (без НДС), в том числе: за 2011 год - 220 541 856 руб.; за 2012 год - 199 037 806 руб., что подтверждено материалами настоящего дела и со стороны налогоплательщика не отрицается.
Налоговым органом также установлено, что в период с 01.08.2011 по 30.09.2012 ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" плату населению по услугам холодного и горячего водоснабжения начисляло, исходя из установленного тарифа и фактически потребленного объема (при наличии индивидуального (квартирного) прибора учета (ИПУ), либо установленного норматива водопотребления (при отсутствии ИПУ)), в результате чего произошло занижение выручки от реализации услуг по предоставлению горячего и холодного водоснабжения на сумму 70 437 080 руб., что повлекло занижение налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль и НДС, так как при определении доходов общество не учитывало плату по предоставленным услугам водоснабжения, потребленного на общедомовые нужды, исходя из установленного тарифа и фактически потребленного объема, либо согласно установленного норматива. Данное, заинтересованным лицом расценено, как нарушение налогоплательщиком условий пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154, п. п. 1, 4 ст. 166, п. 1 ст. 247, ст. ст. 249, 271 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу условий п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме и пр.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ст. 161 ЖК РФ).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. ст. 153, 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены: 1) Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), - вступившие в силу с 01.09.2012; 2) изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления, которые в числе прочего, внесены в вышеупомянутые Правила N 307, - вступившие в силу с 08.06.2011.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 307 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В силу условий пп. "а" п. 23 Правил N 307 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307.
Приведенная в пп. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам N 307, формула расчета размера платы за холодное и горячее водоснабжение в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета или не оборудованном индивидуальным прибором учета при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, действовала с 08.06.2011 по 01.09.2012.
Согласно пп. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке:
размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
P{\sub ky3.i = (V{\sub D/V{\sub n.p + V{\sub n.n) * V{\sub i * T{\sub ky, (9)
где:
- V{\sub D - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);
- V{\sub n.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);
- V{\sub n.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- V{\sub i - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);
- T{\sub ky - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м; для электроснабжения - руб. /кВт-час).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, от 28.03.2012 N 258) были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
Пунктом 2 Правил N 306 дано понятие "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды", которым является норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 3 Правил N 306).
Решением Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31.05.2011 были утверждены временные нормативы водопотребления и водоотведения для населения, учитываемые при расчете платы за услуги по водоснабжению и водоотведению независимо от вида собственности занимаемого жилья.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 10.11.2011 N 1195 были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан по холодному и горячему водоснабжению согласно приложению.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 221 были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек (для полива земельного участка в поливной период, за исключением полива садовых, огородных и дачных земельных участков, для водоснабжения и приготовления пищи для соответствующего сельскохозяйственного животного) на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом (приложение N 2).
При проведении мероприятий налогового контроля обществом по требованию налогового органа представлена информация об оснащенности многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфы РБ" общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды, за 2011, 2012 гг., помесячно.
В результате анализа представленной налогоплательщиком информации налоговым органом установлено, что снятие показаний водомеров с общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013 производилось ежемесячно с 23 по 25 числа, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", комиссионно, совместно с представителями ресурсоснабжающих организаций, собственников многоквартирных домов и представителей ЖЭУ.
ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" все показания, снятые с общедомовых приборов учета, фиксировало ежемесячно в журнале "Показания общедомовых приборов учета воды" по каждому многоквартирному дому, оснащенному общедомовым прибором учета горячей и холодной воды, что подтверждено имеющимися в настоящем деле протоколами допросов Садартинова Ф.Г., нанимавшего должность руководителя общества в проверяемый период, заместителя директора Шамматова И.Т., Диваевой З.Р., занимавшей должность главного бухгалтера в проверяемый период, и.о. начальника инженерного отдела Мазжухиной И.Ю., и по сути, не оспаривается со стороны налогоплательщика-заявителя.
Данное также следует из отзывов, представленных в материалы дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, ООО "БашРТС", МУП "Уфаводоканал", МУП "УИС".
Расчет действительных налоговых обязательств общества произведен налоговым органом в соответствии с приведенными выше, в настоящем судебном акте, положениями пп. "а" п. 23 Правил N 307, с равномерным распределением общего объема коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды), фактически потребленный за расчетный период, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, на жилые помещения, оборудованные прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, и жилые помещения, не оборудованные прибором учета.
Как верно установлено арбитражным судом первой инстанции на основании имеющихся в настоящем деле доказательств, перерасчет произведен с использованием информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, полученной от ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" в части горячего водоснабжения, и от МУП "Уфаводоканал" в части холодного водоснабжения.
Результаты перерасчета, а также установленного расхождения по услугам горячего и холодного водоснабжения, основаны на данных, представленных "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", приведенных на стр. 32 акта выездной налоговой проверки, а также данных, полученных от ресурсоснабжающих организаций, привлеченных к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. Перерасчет платы за услуги горячего и холодного водоснабжения приведен в таблицах N 4.1 (приложение N 6 к акту проверки, в отношении горячего водоснабжения, N 5.1 (приложение N 6 к акту проверки, в отношении холодного водоснабжения. Расчеты платы в виде таблиц N N 4.1, 5.1 представлен в приложении N 6 к акту выездной налоговой проверки от 06.07.2015 N 28 на CD-R, приобщенном к материалам настоящего дела.
Как следует из содержания акта проверки, приложений к нему и решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, при перерасчете платы за холодное и горячее водоснабжение налоговым органом принималась во внимание оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды. Перерасчет произведен исключительно по домам, оснащенным в проверяемый период общедомовыми приборами учета.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в целях налогообложения ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", в рамах заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение услуг горячего и холодного водоснабжения - от 01.01.2010 N 102/35 с ООО "БашРТС", от 01.07.2012 N 102/35 с МУП "УИС", от 11.02.2009 N 4006 с МУП "Уфаводоканал", в составе расходов по приобретению услуг горячего и холодного водоснабжения у ресурсонабжащих организаций отражены в полном объеме на счетах бухгалтерского учета ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", в регистрах налогового учета и учтены в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за 2011, 2012 гг., по НДС за 1-4 кварталы 2011 г., за 1-4 кварталы 2012 г., за 1-4 кварталы 2013 г. по строке 130 Раздела 3 налоговой декларации, суммы, выставленные за приобретенные коммунальные ресурсы; при этом в составе доходов от реализации коммунальных ресурсов отражена стоимость услуг, потребленных гражданами по индивидуальным приборам учета; в отсутствие таких приборов - по нормативу. Следовательно, общество, предъявляя к оплате только тот объем ресурсов, который подтверждался показаниями приборов учета собственников имущества и нормативами потребления, не распределяло, не предъявляло к оплате населению и не отражало в составе доходов (выручки) стоимость коммунальных услуг, приобретенных у ресурсоснабжающих организаций и использованных на общедомовые нужды, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и НДС, и неуплату таким образом, указанных налогов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы общества о том, что произведенные налоговым органом расчеты являются неверными в силу того, что заинтересованное лицо необоснованно не принимало во внимание наличие нежилых помещений в многоквартирных домах. Прежде всего, соответствующий довод не был заявлен налогоплательщиком при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, а, кроме того, исходя из условий договора от 11.02.2009 N 4006, заключенного между ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" и МУП "Уфаводоканал" следует, что расчет стоимости услуг по водопотреблению и водоотведению, оказываемых на нужды населения и на нужды субабонентов, производился раздельно, равно как, раздельно производилась оплата. Соответственно объем водопотребления субабонентами (собственниками нежилых помещений) не учитывался налоговым органом при расчете налоговых обязательств заявителя.
Доказательств "двойного" включения в расчет налоговых обязательств коммунальных услуг, использованных на общедомовые нужды, налогоплательщиком не представлено, равно как не представлен контррасчет налоговых обязательств, произведенных налоговым органом.
Иных доводов в обоснование заявленных требований налогоплательщиком не приведено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная открытым акционерным обществом "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 23.08.2016 N 15109 на сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 августа 2016 года по делу N А07-28549/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 23.08.2016 N 15109 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
А.А.АРЯМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)