Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.А. Кузьмичева,
судей Комнатной Ю.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дубининой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 марта 2017 года по делу N А57-16659/2016 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный
комбинат" (ИНН: 6453143086, ОГРН: 1156451023156)
о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратов от 11.04.2016 N 22472 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 09.06.2016 об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы ООО "СМК" на решение Ленинской Федеральной налоговой службы России по г. Саратову от 11.04.2016 N 22472 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
заинтересованные лица:
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов,
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратов, г. Саратов (ИНН: 6453078895, ОГРН: 1046405319410),
при участии в судебном заседании представителей: инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратов - Макуева Юлия Владимировна, действующая по доверенности от 14.04.2016 N 05-17/20
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Макуева Юлия Владимировна, действующая по доверенности от 17.11.2016 N 04-03/016021
Иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
Общество с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат" (далее - ООО "СМК", Заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.04.2016 N 22472 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 марта 2017 года в удовлетворении заявления ООО "Саратовский молочный комбинат" отказано.
В части отказа от заявленных требований производство по делу прекращено.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 марта 2017 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в период с 20.07.2015 по 20.10.2015 проведена камеральная налоговая проверка налогового расчета ООО "Саратовский молочный комбинат" по налогу на имущество за 1 полугодие 2015 г., представленной в налоговый орган 20.07.2015, по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов.
В ходе проверки ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова установлено, что налогоплательщиком при исчислении налога на имущество за 1 полугодие 2015 г. применена льгота и в нарушение ст. ст. 375, 376 НК РФ средняя стоимость имущества за налоговый период по налогу на имущество организаций за полугодие 2015 года - занижена на 138 415 899,00 руб.
В связи с чем, в нарушение ст. 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций за полугодие 2015 г. занижен на 761 287 руб. (том 1 л.д. 16).
По результатам проверки Инспекцией сделан вывод о том, что Общество не имеет право на льготу, установленную Законом N 73-ЗСО, так как самостоятельно не производит сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляет ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства.
Выявленные в ходе проверки нарушения, отражены в Акте налоговой проверки N 12937 от 03.11.2015 (т. 1 л.д. 192).
По итогам рассмотрения Акта проверки, налоговым органом принято решение N 22472 от 11.04.2016, в соответствии которым, ООО "Саратовский молочный комбинат" предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в размере 761 287 руб. и пени в размере 59 863,32 руб.
ООО "Саратовский молочный комбинат", не согласившись с решением N 22472 от 11.04.2016, вынесенным Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова, в порядке, предусмотренном ст. ст. 101.2, 138 - 139 НК РФ, обратилось с жалобой в УФНС России по Саратовской области.
Управлением ФНС России по Саратовской области решением от 09.06.2016 года апелляционная жалоба ООО "СМК" на решение Инспекции от 11.04.2016 N 22472 оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова N 22472 от 11.04.2016, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что право на получение налоговой льготы, предусмотренной пунктом 4 статьи 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО у налогоплательщика отсутствует, кроме того, инспекцией не допущено нарушений порядка проведения камеральной налоговой проверки и рассмотрения ее результатов, влекущих отмену оспариваемого решения по основаниям, предусмотренным пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде основным видом деятельности ООО "Саратовский молочный комбинат" является производство цельномолочной продукции (ОКВЭД 15.51.1).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 3 статьи 56 НК РФ установлено, что льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО (в редакции Закона Саратовской области от 25.11.2013 N 198-ЗСО, действующей в проверяемый период), от налогообложения освобождаются организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем указанной продукции, утверждаемым Правительством Российской Федерации согласно Федеральному закону "О развитии сельского хозяйства", и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе указанных организаций доля от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) переработанной продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства составляет не менее чем 50 процентов в течение календарного года, - в отношении имущества, используемого ими для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Норма пункта 4 статьи 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО в редакции действовавшей до 01.01.2014 не содержала указание, что право на льготу налогоплательщик имеет лишь в случае переработки продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства.
Согласно позиции Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в Постановлении от 30.06.2015 N 0-06-24588/2015 по делу N А57-14120/2014 указано, что согласно новой редакции пункта 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО, вступившей в силу с 01.01.2014, льгота по налогу на имущество предоставляется организациям, осуществляющим собственное производство сельскохозяйственной продукции.
Новая редакция пункта 4 статьи 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО, введенная в действие с 01.01.2014 года, установила, что льготой могут пользоваться только те предприятия, которые производят сельскохозяйственную продукцию из сырья собственного производства. Следовательно, с 01.01.2014 года ООО "СМК" вправе использовать вышеуказанную льготу лишь при условии, что осуществляет производство собственной сельскохозяйственной продукции и (или) переработку продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Таким образом, из названных норм права следует, что льгота по налогу на имущество организаций предоставляется при наличии условий, указанных в пункте 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО.
Таким образом, из названных норм права следует, что льгота по налогу на имущество организаций предоставляется при наличии условий, указанных в пункте 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители".
Однако Постановление N 446 не содержит разграничения понятий сельскохозяйственной продукции и продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Трактовка данных терминов изложена именно в Постановлении Правительства РФ N 458, что и обуславливает использование данного постановления Налоговым органом и ссылки на него суда первой инстанции в оспариваемом решении.
Так, в Приложении N 1 к Постановлению N 458 приведен перечень продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, в данный перечень включена продукция молочного крупного рогатого скота - сырое молоко. Согласно Приложению N 2 к Постановлению N 458, к продукции первичной переработки относятся молочные продукты - продукция цельномолочная.
Таким образом, с учетом положений Постановления N 458, налогоплательщик имеет право получить налоговую льготу, установленную пунктом 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО, в случае реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции (сырого молока) и (или) переработанной продукции (продукция цельномолочная) из сельскохозяйственного сырья собственного производства (сырого молока).
Кроме того, аналогичная трактовка понятий "сырое молоко" и "цельное молоко", содержится в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (вместе с "ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции"), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67. Указанный технический регламент в числе молочных продуктов выделяет понятия "сырое молоко", "молочные продукты", "молочные составные продукты", "молокосодержащие продукты".
Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 "Сельское хозяйство", в котором приведены следующие определения:
- - сельскохозяйственная деятельность - осуществляемое предприятием управление биотрансформацией и сбором биологических активов в целях их продажи или переработки в сельскохозяйственную продукцию или производства дополнительных биологических активов;
- - сельскохозяйственная продукция - продукция, полученная от (собранная с) биологических активов предприятия;
- - биологический актив - живущее животное или растение;
- - сбор сельскохозяйственной продукции - отделение продукции от биологического актива или прекращение жизнедеятельности биологического актива.
Таким образом, только фактическое осуществление видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции предоставляет право налогоплательщику использовать льготу предусмотренную пунктом 4 статьи 3 Закона Саратовской области N 73-ЗСО от 24.11.2003 г. с изменениями и дополнениями (в редакции Закона Саратовской области от 25.11.2013 г. N 198-ЗСО).
Из показаний свидетеля, протокол допроса N 1 от 26.02.2016, генерального директора ООО СМК Арыкова Н.В., следует, что основным видом деятельности организации является переработка, производство молочной продукции, другого вида деятельности организация не осуществляет. Основными поставщиками являются ООО "Тетрапак", ООО "Ламбуленс", СПССК "Молочный союз", ООО "Милка", ООО "Молпрод". Поставщики поставляют ООО "СМК" расходные материалы, сырье, молоко, ТЭРО. В процесс производства продукции входят этапы: 1. Поставка сельскохозяйственного сырья; 2 Очистка сырья; 3. Тепловая обработка сельскохозяйственного сырья; 4. Нормализация и разделение на сливки и обрат, что является исходным сырьем для производства всего ассортимента ООО "СМК".
Инспекцией проведен анализ расчетных счетов Общества, который показал, что основная часть затрат Налогоплательщика приходилась на приобретение молока у СПССК "Молочный Союз", ООО "Молпрод", ООО "Продинвест-Молоко" и других поставщиков. Остальные затраты Налогоплательщика приходились на закупку сахара, лимонной кислоты, изюма и т.д., на приобретение упаковки, на оплату коммунальных услуг, хозяйственных товаров, на лизинговые платежи, уплату процентов по кредиту, на оплату санэпидемстанционных услуг, транспортных услуг, на оплату модернизации и реконструкции зданий (помещений) и на оплату других расходов.
В ходе проведения осмотров установлено, что по адресу: г. Саратов, тракт Сокурский, б/н находится ОАО "Саратовский молочный комбинат" на территории Общества наличие крупного рогатого скота и помещений для их содержания не выявлено.
ООО "СМК" не имеет собственных (арендованных) биологический активов (согласно представленного перечня основных средств, штатного расписания, протоколов осмотра территории предприятия от 18.11.2014 г. за N 1, от 26.11.2014 г. за N 1, протоколов допроса свидетелей), производит молочную продукцию из сырья (молока) закупленного у предприятий (согласно анализа расчетный счетов организации, представленных документов, протоколов допросов свидетелей).
Данные обстоятельства также подтверждены в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде и не оспариваются заявителем.
Более того, в ходе судебного разбирательства Общество признало, что не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку молоко сырое закупается ООО "СМК" у сельскохозяйственных производителей.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в оспариваемом решении Арбитражного суда Саратовской области от 24.11.2016 сделан обоснованный вывод исходя из новой редакции пункта 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО, вступившей в силу с 01.01.2014, о неправомерном применении Обществом спорной льготы в проверяемом периоде (в 2014 году).
Все вышеперечисленные выводы нашли свое отражение в оспариваемом решении Арбитражного суда Саратовской области.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, дана надлежащая оценка всем доводам, приводимым как налогоплательщиком, так и налоговыми органами. Нарушений положений статьей 71, 168 и 170 АПК РФ судом первой инстанции допущено не было.
Доводы Общества по существу сводятся к иной трактовке установленных по делу обстоятельств, основаны на несогласии с выводами суда, без указания на нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод общества о том, что решением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-19314/2016 от 06.10.2016 ООО "СМК" признано сельскохозяйственным товаропроизводителем и осуществляет производство молочной продукции, не соответствует обстоятельствам, изложенным в данном решении.
Предметом спора по данному делу являлось требование о возврате полученных в 2013 году субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства (в рамках ведомственной целевой программы "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области").
Судами исследовалось требование о возврате денежных средств, полученных в виде субсидии, и вопрос наличия у налогоплательщика права на применение льготы по налогу на имущество в 2015 году, исходя из новой редакции пункта 4 статьи 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО, введенной в действие с 01.01.2014 года, прямо предусматривающей, что льготой могут пользоваться только те предприятия, которые производят сельскохозяйственную продукцию из сырья собственного производства, в рамках данного спора не рассматривался.
Более того, Арбитражный суд Саратовской области в решении от 06.10.2016 по делу N А57-19314/2016 указывает: "Из смысла Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Постановления Правительства Саратовской области от 19.02.2013 N 73-П, не следует, что право на получение субсидии имеют лишь лица в случае переработки продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства.... Как установлено материалами дела, ООО "Молоко Поволжья" и ООО "Саратовский молочный комбинат" осуществляют производство молочной продукции".
Исходя из данного решения, суд пришел к выводу, что ООО "СМК" осуществляет один из циклов, который реализуют сельскохозяйственные товаропроизводители, но, несмотря на это, признал за Обществом право на получение субсидии.
Таким образом, при рассмотрении дела N А57-19314/2016 судами исследовалось требование о возврате денежных средств, полученных в виде субсидии. Вопрос наличия у налогоплательщика права на применение льготы по налогу на имущество в 2014 году, исходя из новой редакции пункта 4 статьи 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО, введенной в действие с 01.01.2014 года, прямо предусматривающей, что льготой могут пользоваться только те предприятия, которые производят сельскохозяйственную продукцию из сырья собственного производства, в указанном арбитражном деле не исследовался.
При данных обстоятельствах, указанный судебный акт не относится к существу рассматриваемого спора по настоящему делу и не является основанием для отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ.
Таким образом, доводы ООО "Саратовский молочный комбинат", указанные в апелляционной жалобе являются неправомерными, не основанными на нормах законодательства РФ о налогах и сборах, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 марта 2017 года по делу N А57-16659/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2017 N 12АП-4653/2017 ПО ДЕЛУ N А57-16659/2016
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. по делу N А57-16659/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.А. Кузьмичева,
судей Комнатной Ю.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дубининой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 марта 2017 года по делу N А57-16659/2016 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный
комбинат" (ИНН: 6453143086, ОГРН: 1156451023156)
о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратов от 11.04.2016 N 22472 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 09.06.2016 об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы ООО "СМК" на решение Ленинской Федеральной налоговой службы России по г. Саратову от 11.04.2016 N 22472 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
заинтересованные лица:
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов,
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратов, г. Саратов (ИНН: 6453078895, ОГРН: 1046405319410),
при участии в судебном заседании представителей: инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратов - Макуева Юлия Владимировна, действующая по доверенности от 14.04.2016 N 05-17/20
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Макуева Юлия Владимировна, действующая по доверенности от 17.11.2016 N 04-03/016021
Иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Саратовский молочный комбинат" (далее - ООО "СМК", Заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.04.2016 N 22472 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 марта 2017 года в удовлетворении заявления ООО "Саратовский молочный комбинат" отказано.
В части отказа от заявленных требований производство по делу прекращено.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 марта 2017 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в период с 20.07.2015 по 20.10.2015 проведена камеральная налоговая проверка налогового расчета ООО "Саратовский молочный комбинат" по налогу на имущество за 1 полугодие 2015 г., представленной в налоговый орган 20.07.2015, по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов.
В ходе проверки ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова установлено, что налогоплательщиком при исчислении налога на имущество за 1 полугодие 2015 г. применена льгота и в нарушение ст. ст. 375, 376 НК РФ средняя стоимость имущества за налоговый период по налогу на имущество организаций за полугодие 2015 года - занижена на 138 415 899,00 руб.
В связи с чем, в нарушение ст. 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций за полугодие 2015 г. занижен на 761 287 руб. (том 1 л.д. 16).
По результатам проверки Инспекцией сделан вывод о том, что Общество не имеет право на льготу, установленную Законом N 73-ЗСО, так как самостоятельно не производит сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляет ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства.
Выявленные в ходе проверки нарушения, отражены в Акте налоговой проверки N 12937 от 03.11.2015 (т. 1 л.д. 192).
По итогам рассмотрения Акта проверки, налоговым органом принято решение N 22472 от 11.04.2016, в соответствии которым, ООО "Саратовский молочный комбинат" предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в размере 761 287 руб. и пени в размере 59 863,32 руб.
ООО "Саратовский молочный комбинат", не согласившись с решением N 22472 от 11.04.2016, вынесенным Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова, в порядке, предусмотренном ст. ст. 101.2, 138 - 139 НК РФ, обратилось с жалобой в УФНС России по Саратовской области.
Управлением ФНС России по Саратовской области решением от 09.06.2016 года апелляционная жалоба ООО "СМК" на решение Инспекции от 11.04.2016 N 22472 оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова N 22472 от 11.04.2016, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что право на получение налоговой льготы, предусмотренной пунктом 4 статьи 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО у налогоплательщика отсутствует, кроме того, инспекцией не допущено нарушений порядка проведения камеральной налоговой проверки и рассмотрения ее результатов, влекущих отмену оспариваемого решения по основаниям, предусмотренным пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде основным видом деятельности ООО "Саратовский молочный комбинат" является производство цельномолочной продукции (ОКВЭД 15.51.1).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 3 статьи 56 НК РФ установлено, что льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО (в редакции Закона Саратовской области от 25.11.2013 N 198-ЗСО, действующей в проверяемый период), от налогообложения освобождаются организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем указанной продукции, утверждаемым Правительством Российской Федерации согласно Федеральному закону "О развитии сельского хозяйства", и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе указанных организаций доля от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) переработанной продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства составляет не менее чем 50 процентов в течение календарного года, - в отношении имущества, используемого ими для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Норма пункта 4 статьи 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО в редакции действовавшей до 01.01.2014 не содержала указание, что право на льготу налогоплательщик имеет лишь в случае переработки продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства.
Согласно позиции Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в Постановлении от 30.06.2015 N 0-06-24588/2015 по делу N А57-14120/2014 указано, что согласно новой редакции пункта 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО, вступившей в силу с 01.01.2014, льгота по налогу на имущество предоставляется организациям, осуществляющим собственное производство сельскохозяйственной продукции.
Новая редакция пункта 4 статьи 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО, введенная в действие с 01.01.2014 года, установила, что льготой могут пользоваться только те предприятия, которые производят сельскохозяйственную продукцию из сырья собственного производства. Следовательно, с 01.01.2014 года ООО "СМК" вправе использовать вышеуказанную льготу лишь при условии, что осуществляет производство собственной сельскохозяйственной продукции и (или) переработку продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Таким образом, из названных норм права следует, что льгота по налогу на имущество организаций предоставляется при наличии условий, указанных в пункте 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО.
Таким образом, из названных норм права следует, что льгота по налогу на имущество организаций предоставляется при наличии условий, указанных в пункте 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители".
Однако Постановление N 446 не содержит разграничения понятий сельскохозяйственной продукции и продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Трактовка данных терминов изложена именно в Постановлении Правительства РФ N 458, что и обуславливает использование данного постановления Налоговым органом и ссылки на него суда первой инстанции в оспариваемом решении.
Так, в Приложении N 1 к Постановлению N 458 приведен перечень продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, в данный перечень включена продукция молочного крупного рогатого скота - сырое молоко. Согласно Приложению N 2 к Постановлению N 458, к продукции первичной переработки относятся молочные продукты - продукция цельномолочная.
Таким образом, с учетом положений Постановления N 458, налогоплательщик имеет право получить налоговую льготу, установленную пунктом 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО, в случае реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции (сырого молока) и (или) переработанной продукции (продукция цельномолочная) из сельскохозяйственного сырья собственного производства (сырого молока).
Кроме того, аналогичная трактовка понятий "сырое молоко" и "цельное молоко", содержится в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (вместе с "ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции"), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67. Указанный технический регламент в числе молочных продуктов выделяет понятия "сырое молоко", "молочные продукты", "молочные составные продукты", "молокосодержащие продукты".
Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 "Сельское хозяйство", в котором приведены следующие определения:
- - сельскохозяйственная деятельность - осуществляемое предприятием управление биотрансформацией и сбором биологических активов в целях их продажи или переработки в сельскохозяйственную продукцию или производства дополнительных биологических активов;
- - сельскохозяйственная продукция - продукция, полученная от (собранная с) биологических активов предприятия;
- - биологический актив - живущее животное или растение;
- - сбор сельскохозяйственной продукции - отделение продукции от биологического актива или прекращение жизнедеятельности биологического актива.
Таким образом, только фактическое осуществление видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции предоставляет право налогоплательщику использовать льготу предусмотренную пунктом 4 статьи 3 Закона Саратовской области N 73-ЗСО от 24.11.2003 г. с изменениями и дополнениями (в редакции Закона Саратовской области от 25.11.2013 г. N 198-ЗСО).
Из показаний свидетеля, протокол допроса N 1 от 26.02.2016, генерального директора ООО СМК Арыкова Н.В., следует, что основным видом деятельности организации является переработка, производство молочной продукции, другого вида деятельности организация не осуществляет. Основными поставщиками являются ООО "Тетрапак", ООО "Ламбуленс", СПССК "Молочный союз", ООО "Милка", ООО "Молпрод". Поставщики поставляют ООО "СМК" расходные материалы, сырье, молоко, ТЭРО. В процесс производства продукции входят этапы: 1. Поставка сельскохозяйственного сырья; 2 Очистка сырья; 3. Тепловая обработка сельскохозяйственного сырья; 4. Нормализация и разделение на сливки и обрат, что является исходным сырьем для производства всего ассортимента ООО "СМК".
Инспекцией проведен анализ расчетных счетов Общества, который показал, что основная часть затрат Налогоплательщика приходилась на приобретение молока у СПССК "Молочный Союз", ООО "Молпрод", ООО "Продинвест-Молоко" и других поставщиков. Остальные затраты Налогоплательщика приходились на закупку сахара, лимонной кислоты, изюма и т.д., на приобретение упаковки, на оплату коммунальных услуг, хозяйственных товаров, на лизинговые платежи, уплату процентов по кредиту, на оплату санэпидемстанционных услуг, транспортных услуг, на оплату модернизации и реконструкции зданий (помещений) и на оплату других расходов.
В ходе проведения осмотров установлено, что по адресу: г. Саратов, тракт Сокурский, б/н находится ОАО "Саратовский молочный комбинат" на территории Общества наличие крупного рогатого скота и помещений для их содержания не выявлено.
ООО "СМК" не имеет собственных (арендованных) биологический активов (согласно представленного перечня основных средств, штатного расписания, протоколов осмотра территории предприятия от 18.11.2014 г. за N 1, от 26.11.2014 г. за N 1, протоколов допроса свидетелей), производит молочную продукцию из сырья (молока) закупленного у предприятий (согласно анализа расчетный счетов организации, представленных документов, протоколов допросов свидетелей).
Данные обстоятельства также подтверждены в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде и не оспариваются заявителем.
Более того, в ходе судебного разбирательства Общество признало, что не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку молоко сырое закупается ООО "СМК" у сельскохозяйственных производителей.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в оспариваемом решении Арбитражного суда Саратовской области от 24.11.2016 сделан обоснованный вывод исходя из новой редакции пункта 4 статьи 3 Закона N 73-ЗСО, вступившей в силу с 01.01.2014, о неправомерном применении Обществом спорной льготы в проверяемом периоде (в 2014 году).
Все вышеперечисленные выводы нашли свое отражение в оспариваемом решении Арбитражного суда Саратовской области.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, дана надлежащая оценка всем доводам, приводимым как налогоплательщиком, так и налоговыми органами. Нарушений положений статьей 71, 168 и 170 АПК РФ судом первой инстанции допущено не было.
Доводы Общества по существу сводятся к иной трактовке установленных по делу обстоятельств, основаны на несогласии с выводами суда, без указания на нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод общества о том, что решением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-19314/2016 от 06.10.2016 ООО "СМК" признано сельскохозяйственным товаропроизводителем и осуществляет производство молочной продукции, не соответствует обстоятельствам, изложенным в данном решении.
Предметом спора по данному делу являлось требование о возврате полученных в 2013 году субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства (в рамках ведомственной целевой программы "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области").
Судами исследовалось требование о возврате денежных средств, полученных в виде субсидии, и вопрос наличия у налогоплательщика права на применение льготы по налогу на имущество в 2015 году, исходя из новой редакции пункта 4 статьи 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО, введенной в действие с 01.01.2014 года, прямо предусматривающей, что льготой могут пользоваться только те предприятия, которые производят сельскохозяйственную продукцию из сырья собственного производства, в рамках данного спора не рассматривался.
Более того, Арбитражный суд Саратовской области в решении от 06.10.2016 по делу N А57-19314/2016 указывает: "Из смысла Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Постановления Правительства Саратовской области от 19.02.2013 N 73-П, не следует, что право на получение субсидии имеют лишь лица в случае переработки продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства.... Как установлено материалами дела, ООО "Молоко Поволжья" и ООО "Саратовский молочный комбинат" осуществляют производство молочной продукции".
Исходя из данного решения, суд пришел к выводу, что ООО "СМК" осуществляет один из циклов, который реализуют сельскохозяйственные товаропроизводители, но, несмотря на это, признал за Обществом право на получение субсидии.
Таким образом, при рассмотрении дела N А57-19314/2016 судами исследовалось требование о возврате денежных средств, полученных в виде субсидии. Вопрос наличия у налогоплательщика права на применение льготы по налогу на имущество в 2014 году, исходя из новой редакции пункта 4 статьи 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО, введенной в действие с 01.01.2014 года, прямо предусматривающей, что льготой могут пользоваться только те предприятия, которые производят сельскохозяйственную продукцию из сырья собственного производства, в указанном арбитражном деле не исследовался.
При данных обстоятельствах, указанный судебный акт не относится к существу рассматриваемого спора по настоящему делу и не является основанием для отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ.
Таким образом, доводы ООО "Саратовский молочный комбинат", указанные в апелляционной жалобе являются неправомерными, не основанными на нормах законодательства РФ о налогах и сборах, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 марта 2017 года по делу N А57-16659/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)