Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2015 ПО ДЕЛУ N А79-5232/2015

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2015 г. по делу N А79-5232/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.11.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" (ОГРН 1062130004210, ИНН 2130001337), г. Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.08.2015 по делу N А79-5232/2015, принятое судьей Кузьминой О.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" о признании недействительным акта Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 13.05.2015 N 5349.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
В связи с неисполнением требования об уплате налога N 5387 по состоянию на 31.03.2015 (пени по налогу на прибыль, пени по налогу на доходы физических лиц), от 01.04.2015 N 32259 (налог на добавленную стоимость) Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее по тексту - Инспекция) приняты решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" (далее по тексту - Общество) в банках, а также электронных денежных средств от 27.04.2015 N 9434, от 28.04.2015 N 9767.
Одновременно с принятием решений N N 9434, 9767 налоговым органом в адрес Общества направлены инкассовые поручения N N 11647, 11648, 11649 и соответственно, N N 12110, 12111 на списание денежных средств Общества с расчетного счета N 40702810800300000709.
На основании постановления от 21.05.2015 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике в отношении Общества возбуждено исполнительное производство.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства отражено, что оно возбуждено при рассмотрении исполнительного документа - акта органа, осуществляющего контрольные функции от 13.05.2015 N 5349.
Не согласившись с актом от 13.05.2015 N 5349, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании его недействительным.
Решением от 25.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Указывает, что акт от 13.05.2015 N 5349 по форме и содержанию не соответствуют требованиям пункту 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Положения статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней и штрафов (пункты 9 и 10 статьи 46, пункт 8 статьи 47, пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из положений статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что процедура принудительного взыскания недоимки в отношении налогоплательщиков реализуется посредством нескольких последовательных этапов в виде выставления требования об уплате, принятия соответствующих решений о взыскании недоимки за счет денежных средств и за счет имущества налогоплательщика. При этом соблюдение процедур, установленных для каждого из этапов, является обязательным, нарушение одного из установленных законодательством этапов принудительного взыскания влечет незаконность взыскания.
По смыслу положений статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в банках может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика. В целях получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов налоговый орган вправе, руководствуясь положениями статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, вынести решения о приостановлении операций по известным ему счетам. Получив такое решение, банк в силу пункта 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.
При этом необходимо иметь в виду, что если поручения на перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога (пункт 54 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Пленума N 57).
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 55 постановления Пленума N 57, налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Невынесение названным органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем первым пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем третьим пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В то же время, если в период, установленный абзацем первым пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств, ведется исполнительное производство, возбужденное на основании ранее вынесенных налоговым органом постановлений о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, что свидетельствует о недостаточности или отсутствии денежных средств на его счетах, налоговый орган вправе в указанный срок сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, если на дату принятия такого решения исполнительное производство не было окончено (прекращено). В случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика названный орган также вправе сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества такого налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, налога на имущество организаций за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, транспортного налога за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, проверки правильности исполнения обязанностей налогового агента по удержанию, полноты исчисления и своевременности перечисления удержанных сумму налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2012 по 31.03.2014. По итогам проверки составлен акт N 13-12/197дсп.
По результатам рассмотрения названного акта и иных материалов выездной проверки заместителем начальника Инспекции вынесено решение от 31.12.2014 N 13-12/244, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль организаций за 2012 год в виде штрафа в размере 10 000 рублей, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виду штрафа в размере 10 000 рублей за неполное перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом. Также Обществу доначислен налог на прибыль организаций в сумме 2 999 940 рублей, налог на доходы физических лиц как налоговому агенту в сумме 966 059 рублей, начислены пени по налогу на прибыль организаций в сумме 767 458 рублей 30 копеек, по налогу на доходы физических лиц, подлежащему перечислению налоговым агентом, в сумме 653 713 рублей 35 копеек.
На основании решения налогового органа Обществу выставлены требования от 31.03.2015 N 5387 и от 01.04.2015 N 32259 об уплате сумм налогов, пеней, штрафов по сроку для добровольной уплаты - до 20.04.2015 и до 21.04.2015.
В названный срок Обществом задолженность перед бюджетом не погашена, в связи с чем, Инспекцией приняты решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств от 27.04.2015 N 9434 и от 28.04.2015 N 9767.
Инспекцией направлены инкассовые поручения в общество с ограниченной ответственностью "Сталь Банк" N 11647,11648,11649, 12110, 12111 на списание денежных средств с расчетного счета N 40702810800300000709.
Инспекцией 27.04.2015 приняты решения N N 10775, 10776, 10777 и от 28.04.2015 N N 11104, 11105,11106 о приостановлении операций по счетам Общества в Отделении N 8613 Сбербанка России, ООО "Сталь Банк", Внешэкономбанке.
В Инспекцию 29.04.2015 и 30.04.2015 от ОАО "Сбербанк России" поступили в электронной форме сведения о том, что на счетах N N 40702810575020102917, 40702840075020102830 остаток денежных средств составляет 0 рублей.
От ООО "Сталь Банк" 30.04.2015 и 01.05.2015 поступили в электронной форме сведения о том, что на счетах N 40702810600003000549, N 40702840900003000549, N 40702978500003000549, N 4070281090050000865 остаток денежных средств составляет 0 рублей.
ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" 06.05.2015 сообщил сведения об остатках денежных средств на счетах Общества N 40702810820696411528, N 40702978720696411528, N 40702840120696411528 составляет 0 руб.
Таким образом, на момент принятия решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 27.04.2015 N 9434 и от 28.04.2015 N 9767 налоговый орган располагал сведениями о недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Указанное решение соответствует по форме и содержанию требованиям статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и принято в течение одного года после истечения срока исполнения требований об уплате налога от 20.01.2015 N 1790 и от 02.02.2015 N 2365.
Довод Общества о несоответствии акта органа, осуществляющего контрольные функции, от 13.05.2015 N 5349 положениям статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Таким образом, по смыслу статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
В соответствии с приказом Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы от 19.02.2014 N 49/ММВ-7-6/55@ "О переходе Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы на обмен информацией об исполнительном производстве в электронном виде" с 21.02.2014 предъявление территориальными органами Федеральной налоговой службы и принятие территориальными органами Федеральной службы судебных приставов постановлений налоговых органов о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика производится в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Постановление налогового органа в электронном виде, подписанное квалифицированной электронной подписью, признается равнозначным исполнительному документу на бумажном носителе, подписанным должностным лицом этого органа и заверенным печатью данного органа или лица, его выдавшего, и подлежит принятию к исполнению в порядке Закона N 229-ФЗ (письмо Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы от 06.03.2014 N 00014/14/12315-ТИ/НД-4-8/4154@ "О переходе на безбумажный электронный документооборот ФССП России и ФНС России").
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 04.04.2014 N 0001/7, Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому статьей 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с приложением документов в электронном виде, содержащих:
- расшифровку задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов (далее - налогоплательщик) с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации.
- перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых территориальным органом ФНС России для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках в соответствии со статьей 76 Кодекса.
- - сведения об остатках денежных средств на счетах в банке, представляемые кредитными организациями в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса;
- - иные имеющиеся у налогового органа сведения:
1) об имуществе налогоплательщика (в т.ч. дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, с приложением выписки из бухгалтерского баланса должника по статьям актива;
2) о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
3) фактические адреса, телефоны головной организации-должника и ее структурных подразделений;
4) о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;
5) иные дополнительные сведения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
С учетом изложенного, поименованный в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 21.05.2015 акт органа, осуществляющего контрольные функции, от 13.05.2015 N 5349 фактически является постановлением Инспекции о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.08.2015 по делу N А79-5232/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)