Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ильичевой Валентины Ивановны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2016 по делу N А63-10544/2015 (судья Ю.В. Ермилова)
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильичевой Валентины Ивановны (г. Ипатово, ОГРН 3042643099000017),
к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края (г. Ипатово),
о признании незаконным требования об уплате страховых взносов и пеней,
третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 3 по Ставропольскому краю,
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Ильичевой В.И. (лично),
установил:
индивидуальный предприниматель Ильичева Валентина Ивановна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края (далее - учреждение, Пенсионный фонд), о признании незаконным требования от 27.08.2015 об уплате страховых взносов и пеней в Пенсионный фонд.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная ИФНС России N 3 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, третье лицо).
Решением от 27.01.2016 Арбитражный суд Ставропольского края отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован, что формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции дана неправильная оценка имеющимся в материалах дела доказательствам.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
От учреждения также поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, заместителем начальника учреждения в адрес предпринимателя выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафов N 25 от 27.08.2015 в размере 126 236,24 руб., из них: недоимка - 121 299,36 руб., пени - 4 936,88 руб.
Считая указанное требование незаконным, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Статьей 14 Закона N 212-ФЗ определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода.
Частями 1, 2 ст. 18 указанного Закона установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу положений ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, расчет по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Из изложенного следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
Пунктом 1 ст. 16 Закона N 212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Закона.
Согласно п. 6 ст. 14, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с ч. 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
При выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым ч. 1 ст. 22 Закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения данного Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховые взносы (ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).
На основании п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 227 Кодекса).
То есть, по смыслу названной нормы и в соответствии с п. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, на общей системе налогообложения доход учитывается как все доходы, облагаемые НДФЛ.
При этом, положения ст. 14 Закона N 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из полученного им дохода не увязаны с определением индивидуальным предпринимателем налоговой базы при уплате соответствующего налога за соответствующий налоговый период в зависимости от применяемого режима налогообложения.
Уменьшение указанных доходов на налоговые вычеты необходимо для определения величины налогооблагаемой базы по НДФЛ (п. 3 ст. 210 НК РФ), по смыслу которой понятие "налоговая база" в случае применения вычетов не равнозначно понятию "величина полученного дохода".
В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период, без учета налоговых вычетов, предусмотренных главой 23 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 в целях единообразного применения Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" право издавать соответствующие разъяснения предоставлено: Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации; по вопросам уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.02.2004 N 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
При этом, формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).
Материалами дела установлено, что Ильичева В.И. является предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения, и в соответствии с требованиями законодательства представляет налоговую отчетность за соответствующие отчетные периоды в налоговый орган по месту регистрации.
На основании данных, полученных органом пенсионного фонда из инспекции, установлено, что сумма дохода предпринимателя за 2014 год (в соответствии с декларацией по НДФЛ за 2014 год) составила 14 028 031,62 рубля, величина дохода, превышающего 300 000 рублей, составила 13 728 031,62 рубля (14 028 031,62-300 000).
Так, в 2014 году размер страховых взносов составил: в случае если доход плательщика не превышает 300 000 рублей за расчетный период - 1 МРОТ ((5 554 руб. на 2014 год) х 26% х 12 мес. - 17 328,48 руб.); в случае если доход плательщика превышает 300 000 руб. - 1 МРОТ ((5 554 руб. на 2014 год) х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб.).
При этом введено ограничение по размеру страховых взносов - максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, определяется исходя из 8 МРОТ ((5 554 руб. на 2014 год) х 26% х 12 мес.), что составило в 2014 году - 138 627,84 руб.
С учетом норм ст. 14 Закона N 212-ФЗ, орган Пенсионного фонда рассчитал сумму страховых взносов, подлежащую уплате за 2014 год с учетом размера полученного предпринимателем дохода, в размере 121 299,36 руб.
Поскольку предпринимателем за 2014 год фиксированный размер страховых взносов в размере 17 328,48 руб. исчислен и уплачен, пенсионным фондом в адрес Ильичевой В.И. в порядке ст. 22 Закона N 212-ФЗ выставлено и направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам в размере 121 299,36 руб. и пени в размере 4 936,88 руб., всего на общую сумму 126 236,24 руб.
Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателем, произведен Пенсионным органом верно, с учетом положений ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, поскольку доход, полученный предпринимателем за отчетный период (2014 год), согласно поданной им же декларации превышает 300 000 руб.
Согласно данным налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год (форма 3-НДФЛ), общая сумма дохода индивидуального предпринимателя Ильичевой В.И. составила 14 028 031,62 руб. То есть, в силу вышеназванных норм закона, именно из указанной суммы дохода предпринимателя Ильичевой В.И. следует исчислять страховые взносы, в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
Сумма в размере 159 658,20 руб., которую предприниматель считает фактически полученным доходом, является налоговой базой для исчисления налога на доходы физических лиц, но не величиной дохода, по смыслу указанных норм права.
Общая сумма страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя предпринимателями с доходов выше 300 000 руб., не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
То есть, законодатель ограничил общую сумму страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя предпринимателями с доходов выше 300 000 руб., предельной величиной, фактически данная сумма является фиксированной.
В случае если доход предпринимателя превысил 300 000 руб., то сумма страховых взносов рассчитывается в вышеуказанном порядке (п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ), а затем сравнивается полученная величина с максимальным размером страховых взносов, которые могут быть перечислены в ПФР.
Если же исчисленный фиксированный платеж превышает максимальный, то в ПФР уплачивается именно он (максимальный), который в 2014 году ограничен суммой 138 627,84 руб. (8 МРОТ (5 554 руб. в 2014 году х 26% х12 мес.).
Согласно данным, представленным заинтересованным лицом, в 2014 году предпринимателем уплачен фиксированный платеж в размере 17 328,48 руб., после получения информации из налогового органа о величине полученного за расчетный период дохода, на сумму дохода, превышающую 300 000 руб. доначислены страховые взносы в размере 121 299,36 руб.
Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащая уплате предпринимателем Ильичевой В.И. в 2014 году, составила 138 627,84 руб., что является максимальной суммой страховых взносов, рассчитываемой в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, в связи с неуплатой страховых взносов в полной сумме в установленный законом срок пенсионным фондом правомерно исчислена к уплате пеня в сумме 4936,88 руб. Расчет пени проверен судом, размер доначисленной суммы пени не оспорен предпринимателем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое требование вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом, доказательств нарушения оспариваемым требованием прав и законных интересов предпринимателя в сфере экономической деятельности, заявителем не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении требований предпринимателя Ильичевой В.И.
Следовательно, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2016 по делу N А63-10544/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
М.У.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2016 N 16АП-957/2016 ПО ДЕЛУ N А63-10544/2015
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу N А63-10544/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ильичевой Валентины Ивановны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2016 по делу N А63-10544/2015 (судья Ю.В. Ермилова)
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильичевой Валентины Ивановны (г. Ипатово, ОГРН 3042643099000017),
к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края (г. Ипатово),
о признании незаконным требования об уплате страховых взносов и пеней,
третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 3 по Ставропольскому краю,
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Ильичевой В.И. (лично),
установил:
индивидуальный предприниматель Ильичева Валентина Ивановна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ипатовскому району Ставропольского края (далее - учреждение, Пенсионный фонд), о признании незаконным требования от 27.08.2015 об уплате страховых взносов и пеней в Пенсионный фонд.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная ИФНС России N 3 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, третье лицо).
Решением от 27.01.2016 Арбитражный суд Ставропольского края отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован, что формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции дана неправильная оценка имеющимся в материалах дела доказательствам.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
От учреждения также поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, заместителем начальника учреждения в адрес предпринимателя выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафов N 25 от 27.08.2015 в размере 126 236,24 руб., из них: недоимка - 121 299,36 руб., пени - 4 936,88 руб.
Считая указанное требование незаконным, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Статьей 14 Закона N 212-ФЗ определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода.
Частями 1, 2 ст. 18 указанного Закона установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу положений ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, расчет по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Из изложенного следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
Пунктом 1 ст. 16 Закона N 212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Закона.
Согласно п. 6 ст. 14, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с ч. 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
При выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым ч. 1 ст. 22 Закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения данного Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховые взносы (ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).
На основании п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 227 Кодекса).
То есть, по смыслу названной нормы и в соответствии с п. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, на общей системе налогообложения доход учитывается как все доходы, облагаемые НДФЛ.
При этом, положения ст. 14 Закона N 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из полученного им дохода не увязаны с определением индивидуальным предпринимателем налоговой базы при уплате соответствующего налога за соответствующий налоговый период в зависимости от применяемого режима налогообложения.
Уменьшение указанных доходов на налоговые вычеты необходимо для определения величины налогооблагаемой базы по НДФЛ (п. 3 ст. 210 НК РФ), по смыслу которой понятие "налоговая база" в случае применения вычетов не равнозначно понятию "величина полученного дохода".
В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период, без учета налоговых вычетов, предусмотренных главой 23 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 в целях единообразного применения Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" право издавать соответствующие разъяснения предоставлено: Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации; по вопросам уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.02.2004 N 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
При этом, формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).
Материалами дела установлено, что Ильичева В.И. является предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения, и в соответствии с требованиями законодательства представляет налоговую отчетность за соответствующие отчетные периоды в налоговый орган по месту регистрации.
На основании данных, полученных органом пенсионного фонда из инспекции, установлено, что сумма дохода предпринимателя за 2014 год (в соответствии с декларацией по НДФЛ за 2014 год) составила 14 028 031,62 рубля, величина дохода, превышающего 300 000 рублей, составила 13 728 031,62 рубля (14 028 031,62-300 000).
Так, в 2014 году размер страховых взносов составил: в случае если доход плательщика не превышает 300 000 рублей за расчетный период - 1 МРОТ ((5 554 руб. на 2014 год) х 26% х 12 мес. - 17 328,48 руб.); в случае если доход плательщика превышает 300 000 руб. - 1 МРОТ ((5 554 руб. на 2014 год) х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб.).
При этом введено ограничение по размеру страховых взносов - максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, определяется исходя из 8 МРОТ ((5 554 руб. на 2014 год) х 26% х 12 мес.), что составило в 2014 году - 138 627,84 руб.
С учетом норм ст. 14 Закона N 212-ФЗ, орган Пенсионного фонда рассчитал сумму страховых взносов, подлежащую уплате за 2014 год с учетом размера полученного предпринимателем дохода, в размере 121 299,36 руб.
Поскольку предпринимателем за 2014 год фиксированный размер страховых взносов в размере 17 328,48 руб. исчислен и уплачен, пенсионным фондом в адрес Ильичевой В.И. в порядке ст. 22 Закона N 212-ФЗ выставлено и направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам в размере 121 299,36 руб. и пени в размере 4 936,88 руб., всего на общую сумму 126 236,24 руб.
Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателем, произведен Пенсионным органом верно, с учетом положений ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, поскольку доход, полученный предпринимателем за отчетный период (2014 год), согласно поданной им же декларации превышает 300 000 руб.
Согласно данным налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год (форма 3-НДФЛ), общая сумма дохода индивидуального предпринимателя Ильичевой В.И. составила 14 028 031,62 руб. То есть, в силу вышеназванных норм закона, именно из указанной суммы дохода предпринимателя Ильичевой В.И. следует исчислять страховые взносы, в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
Сумма в размере 159 658,20 руб., которую предприниматель считает фактически полученным доходом, является налоговой базой для исчисления налога на доходы физических лиц, но не величиной дохода, по смыслу указанных норм права.
Общая сумма страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя предпринимателями с доходов выше 300 000 руб., не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
То есть, законодатель ограничил общую сумму страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя предпринимателями с доходов выше 300 000 руб., предельной величиной, фактически данная сумма является фиксированной.
В случае если доход предпринимателя превысил 300 000 руб., то сумма страховых взносов рассчитывается в вышеуказанном порядке (п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ), а затем сравнивается полученная величина с максимальным размером страховых взносов, которые могут быть перечислены в ПФР.
Если же исчисленный фиксированный платеж превышает максимальный, то в ПФР уплачивается именно он (максимальный), который в 2014 году ограничен суммой 138 627,84 руб. (8 МРОТ (5 554 руб. в 2014 году х 26% х12 мес.).
Согласно данным, представленным заинтересованным лицом, в 2014 году предпринимателем уплачен фиксированный платеж в размере 17 328,48 руб., после получения информации из налогового органа о величине полученного за расчетный период дохода, на сумму дохода, превышающую 300 000 руб. доначислены страховые взносы в размере 121 299,36 руб.
Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащая уплате предпринимателем Ильичевой В.И. в 2014 году, составила 138 627,84 руб., что является максимальной суммой страховых взносов, рассчитываемой в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, в связи с неуплатой страховых взносов в полной сумме в установленный законом срок пенсионным фондом правомерно исчислена к уплате пеня в сумме 4936,88 руб. Расчет пени проверен судом, размер доначисленной суммы пени не оспорен предпринимателем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое требование вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом, доказательств нарушения оспариваемым требованием прав и законных интересов предпринимателя в сфере экономической деятельности, заявителем не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении требований предпринимателя Ильичевой В.И.
Следовательно, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2016 по делу N А63-10544/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
М.У.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)