Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2016 N 13АП-25660/2016 ПО ДЕЛУ N А56-32913/2016

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. N 13АП-25660/2016

Дело N А56-32913/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Шахбазян Э.В. по доверенности от 16.05.2016
от ответчика (должника): Шелыгановой С.А. по доверенности от 02.02.2016, Шарковой Ю.А. по доверенности от 20.07.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25660/2016) ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2016 по делу N А56-32913/2016 (судья Калайджян А.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ"
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМНЕФТЬ - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее - налоговый орган, инспекция заинтересованное лицо) N 11 по Санкт-Петербургу от 25.12.2015 г. N 3491.
Решением суда от 27.07.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Инспекции их отклонили по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 11 по Санкт-Петербургу проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" (далее - Истец, Общество) по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов Таможенного союза за июнь 2015 г.
По результатам проверки был составлен акт N 5078 от 05.11.2015.
В связи с получением акта от Инспекции, Обществом было направлено возражение с просьбой принять во внимание смягчающие обстоятельства при вынесении решения.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений, представленных Обществом, налоговым органом принято решение N 3491 от 25.12.2015 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с вышеуказанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 ст. 119 НК РФ с назначением штрафа в размере 56 890 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило в Управление ФНС по Санкт-Петербургу (далее - Управление) апелляционную жалобу с требованием об отмене решения.
Управление, рассмотрев апелляционную жалобу Общества приняло решение от 17.02.2016 N 16-13/05432, в соответствии с которым оставило апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Полагая решение налогового органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 4 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза, производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.
В соответствии со статьей 72 Договора, пункта 33 Протокола установлено, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы, товары по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров.
Согласно пункту 17 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.
В силу пункта 20 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган подтверждающие документы и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, утвержденной Протоколом от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов".
Косвенные налоги, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (пункт 19 Протокола).
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно заявлению ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленном в налоговый орган в электронном виде (зарегистрировано 23.07.2015 N 7842230720150001) приобретенный товар (бензин) оприходован налогоплательщиком 28.06.2015.
Форма налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза и Порядок ее заполнения, утверждены Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2010 N 17974).
Срок представления декларации по косвенным налогам за июнь 2015 года - 20.07.2015, срок уплаты косвенных налогов - 20.07.2015.
ООО "Газпромнефть - Региональные продажи" в нарушение пункта 20 Протокола, представило в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза за июнь 2015 года - 21.07.2015, что подтверждается документами: подтверждением даты отправки, квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.
В нарушение пункта 19 Протокола, уплата НДС за июнь 2015 года при импорте товаров произведена Обществом 21.07.2015 (платежное поручение N 13382 на сумму 5 980 000 руб.), уплата акциза за июнь 2015 года произведена 21.07.2015 (платежное поручение N 13380 на сумму 5 474 500 руб.).
В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным пунктом 19 настоящего Протокола, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного пунктом 20 настоящего Протокола, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена (пункт 22 Протокола).
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
Таким образом, действия ООО "Газпромнефть - Региональные продажи" по несвоевременному представлению рассматриваемой налоговой декларации образуют состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в связи с чем Общество правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
В обоснование незаконности оспариваемого решения налогового органа, заявитель ссылается на несоразмерность штрафных санкций содеянному правонарушению, а также на наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, а именно: налоговое правонарушение совершено впервые, общество является добросовестным налогоплательщиком, в действиях общества отсутствует злой умысел; налог при импорте товаров уплачен своевременно; срок опоздания представления налоговой декларации незначителен; при вынесении решения налоговым органом не учтено наличие переплаты в Федеральный бюджет РФ по налогам, зачисляемым в данный бюджет.
В отношении указанных доводов, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет, в том числе обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими ответственность. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
На основании пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Как следует из материалов дела, сумма штрафа, исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ составила 568 902,57 руб. (298 413,61 руб. + 270 488,96 руб.), где - 298 413,61 руб. - сумма штрафа, исчисленная в отношении подлежащего уплате на основании декларации налога на добавленную стоимость; 270 488,96 руб. - сумма штрафа, исчисленная в отношении акциза.
Возражения ООО "Газпромнефть - Региональные продажи" от 26.11.2015 б/н, представленные на акт налоговой проверки от 05.11.2015 N 5078 содержали ходатайство налогоплательщика о применении смягчающих ответственность обстоятельств, а именно: налоговое правонарушение совершено впервые, общество является добросовестным налогоплательщиком, в действиях общества, отсутствует умысел на совершение налогового правонарушения; наличие переплат по налогам, уплачиваемым в Федеральный бюджет РФ и отсутствие задолженности на 20.07.2015 перед Федеральным бюджетом РФ по НДС; незначительность просрочки представления налоговой декларации; уплата НДС произведена на 5 дней раньше установленного законом срока.
Как указано в решении налогового органа от 25.12.2015 N 3491, при привлечении ООО "Газпромнефть - Региональные продажи" к ответственности за совершение налогового правонарушения учтены следующие смягчающие ответственность обстоятельства, а именно: незначительность просрочки представления налоговой декларации в налоговый орган (один день); налогоплательщик ранее не привлекался к налоговой ответственности (в том числе за аналогичное правонарушение); отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения; на момент составления акта проверки налог уплачен в полном объеме; несоизмеримость (несоразмерность) штрафа совершенному правонарушению и его последствиям.
С учетом установленных обстоятельств, смягчающих ответственность, сумма исчисленного штрафа уменьшена налоговым органом на 90% (512 012, 57 руб. = 568 902,57 руб. * 90%), т.е. в 10 раз и составила 56 890 руб. (568 902,57 руб. - 512 02,57 руб.).
В отношении доводов налогоплательщика о своевременности уплаты налога при импорте товаров и наличии переплаты по налогам, зачисляемым в Федеральный бюджет, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
Общество указывает, что оплата НДС произведена 20.07.2015, т.е. на 5 дней раньше срока установленного пунктом 1 статьи 174 НК РФ на его уплату.
Срок уплаты косвенных налогов при импорте товаров, установлен пунктом 19 Протокола - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Срок уплаты налога за июнь 2015 года - 20.07.2015.
Согласно документам, представленным ООО "Газпромнефть - Региональные продажи" с рассматриваемой налоговой декларацией, уплата НДС за июнь 2015 года при импорте товаров произведена обществом 21.07.2015 (платежное поручение N 13382 на сумму 5 980 000 руб.), уплата акциза за июнь 2015 года произведена
21.07.2015 (платежное поручение N 13380 на сумму 5 474 500 руб.). Таким образом, следует, что уплата косвенных налогов при импорте товаров произведена налогоплательщиком с нарушением срока, установленного пунктом 19 Протокола. Тем не менее, в обжалуемом решении от 25.12.2015 N 3491, факт уплаты налога в полном объеме на момент составления акта от 05.11.2015 N 5078 учтен в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.
Сам факт наличия переплаты по налогам, зачисляемым в Федеральный бюджет РФ, не влечет за собой устранение нарушения установленного порядка представления налоговой декларации при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза и не может являться обстоятельством для освобождения от ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ
Также, налогоплательщик указывает на неправомерность привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ на том основании, что составом данного правонарушения является непредставление декларации в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах.
При этом, по мнению налогоплательщика международные соглашения, и в частности Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, предусматривающий сроки представления налоговой декларации, не входят в понятие "законодательство о налогах и сборах".
Вследствие чего, по мнению заявителя к нему не применима ответственность, установленная за нарушение срока представления налоговой декларации, предусмотренная пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указанную позицию общества ошибочной ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции РФ, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно пункту 3 статьи 31 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.
Договор о Евразийском экономическом союзе, от 29.05.2014 вступил в силу с 1 января 2015 г.
В рамках Таможенного союза действует особый порядок уплаты НДС при перемещении товаров, выполнении работ и оказании услуг, который регулируется Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", а также принятыми в соответствии с Соглашением Протоколами.
Таким образом, согласно положениям ст. 17 - 22 раздела 3 Приложения N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары. Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства-члена, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения. Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров или срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.
Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств-членов, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена.
При таких обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу от 25.12.2015 г. N 3491 законным и обоснованным, а заявленные обществом требования не подлежащими удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, а основаны на их неправильном толковании.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2016 по делу N А56-32913/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)