Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-36872/2016
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Березовская центральная городская больница" (ИНН 6604002481, далее - учреждение "Березовская ЦГБ", налогоплательщик)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган)
о признании недействительным решения от 05.02.2016 N 23557 в части.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В предварительном судебном заседании приняли участие представители:
- учреждения "Березовская ЦГБ" - Хачатурова А.Н. (доверенность от 17.08.2016);
- инспекции - Сулейманов Р.М. (доверенность от 18.11.2015 N 05-14/36008).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "Березовская ЦГБ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным в части решения инспекции от 05.02.2016 N 23557.
Определением суда от 03.08.2016 назначено предварительное судебное заседание на 31.08.2016.
До начала предварительного судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв и материалы налоговой проверки.
Со стороны заявителя поступило ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрации Березовского городского округа, Министерства здравоохранения Свердловской области. Предметом спора являются налоговые обязательства заявителя, установленные инспекцией при вынесении оспариваемого решения.
В ходатайстве судом отказано, поскольку нет оснований полагать, что судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, представленной 17.09.2015 учреждением "Березовская ЦГБ" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 03.11.2015 N 51485, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 05.02.2016 N 23557 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 05.02.2016 N 23557 учреждению "Березовская ЦГБ" отказано в привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога, доначислен земельный налог в сумме 1 429 755 руб.
Основанием для доначисления земельного налога стал вывод налогового органа о том, что спорный земельный участок предоставлен налогоплательщику в постоянное (бессрочное) пользование. Права на данный земельный участок не зарегистрированы за налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, однако в силу правила, установленного в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок не является основанием для освобождения учреждения "Березовская ЦГБ" от уплаты земельного налога за 2014 год.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 04.06.2016 N 687/16, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции вынесено с нарушением требований налогового законодательства, нарушают его права и законные интересы, учреждению "Березовская ЦГБ" обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы и возражения сторон, суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как установлено п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП).
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРП, и прекращается со дня внесения в такой реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Вместе с тем согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются:
- - на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- - на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Судом установлено, что на основании постановления Главы муниципального образования г. Березовский от 24.09.2004 N 409-2 муниципальному учреждению здравоохранения "Березовская центральная городская больница" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, д. 28.
Согласно подп. 3.2 вышеуказанного постановления муниципальному учреждению здравоохранения "Березовская центральная городская больница" следовало провести государственную регистрацию права на недвижимое имущество и земельный участок в установленный законодательством срок. Однако муниципальным учреждением здравоохранения "Березовская центральная городская больница" не было осуществлено действий по государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Березовский ул. Шиловская, 28.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.10.2011 N 1344-1111 "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность" с 01 января 2012 года в государственную собственность Свердловской области приняты муниципальные учреждения здравоохранения, безвозмездно передаваемые в числе других городских округов Березовским городским округом.
Во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 07.10.2011 N 1344-ГШ "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность" 29.12.2011 муниципальное учреждение здравоохранения "Березовская центральная городская больница" произвело смену наименования организации на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Березовская центральная городская больница" в связи со сменой собственника.
В связи с этим Приказом МУГИСО от 30.06.2015 N 1858 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Березовская центральная городская больница" за учреждением "Березовская ЦГБ" закреплен спорный земельный участок.
Таким образом, спорный земельный участок предоставлен учреждению "Березовская ЦГБ" в постоянное (бессрочное) пользование после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании акта, изданного органом местного самоуправления (постановление Главы муниципального образования г. Березовского от 24.09.2004 N 409-2) в рамках его компетенции, порядок вынесения указанного акта не оспорен.
При таких обстоятельства налогоплательщик по указанному земельному участку даже при отсутствии регистрации права постоянного (бессрочного) пользования верно определен налоговым органом по п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ. Иной подход, согласно которому факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога, фактически нивелирует принцип платности землепользования, установленный в ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Учреждение, владея земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования на этот участок вопреки постановления Главы муниципального образования г. Березовский от 24.09.2004 N 409-2 не зарегистрировало, освободив себя от платежей земельного налога.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13 сформулирована правовая позиция о том, что в подобных случаях имеет место фактическое пользование земельным участком, поэтому правовым основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35, 36, 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 241/10 и от 15.11.2011 N 8251/11.
Однако в данном случае собственник земельного участка не является плательщиком земельного налога и не осуществляет арендных платежей, неосновательное обогащение не может быть взыскано собственником с учреждения "Березовская ЦГБ". Оснований для взыскания арендной платы также не имеется, поскольку ранее уполномоченным органом власти спорный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Положения п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" суд счел также неприменимыми, поскольку они направлены на урегулирование споров о том, кто является плательщиком земельного налога при реализации земельных участков между хозяйствующими субъектами и задержке сроков регистрации права на земельных участков.
С учетом изложенного налоговым органом правомерно вынесено решение от 05.02.2016 N 23557, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Березовская центральная городская больница" о признании недействительным в части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области от 05.02.2016 N 23557 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.09.2016 ПО ДЕЛУ N А60-36872/2016
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2016 г. по делу N А60-36872/2016
Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-36872/2016
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Березовская центральная городская больница" (ИНН 6604002481, далее - учреждение "Березовская ЦГБ", налогоплательщик)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган)
о признании недействительным решения от 05.02.2016 N 23557 в части.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В предварительном судебном заседании приняли участие представители:
- учреждения "Березовская ЦГБ" - Хачатурова А.Н. (доверенность от 17.08.2016);
- инспекции - Сулейманов Р.М. (доверенность от 18.11.2015 N 05-14/36008).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "Березовская ЦГБ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным в части решения инспекции от 05.02.2016 N 23557.
Определением суда от 03.08.2016 назначено предварительное судебное заседание на 31.08.2016.
До начала предварительного судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв и материалы налоговой проверки.
Со стороны заявителя поступило ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрации Березовского городского округа, Министерства здравоохранения Свердловской области. Предметом спора являются налоговые обязательства заявителя, установленные инспекцией при вынесении оспариваемого решения.
В ходатайстве судом отказано, поскольку нет оснований полагать, что судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, представленной 17.09.2015 учреждением "Березовская ЦГБ" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 03.11.2015 N 51485, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 05.02.2016 N 23557 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 05.02.2016 N 23557 учреждению "Березовская ЦГБ" отказано в привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога, доначислен земельный налог в сумме 1 429 755 руб.
Основанием для доначисления земельного налога стал вывод налогового органа о том, что спорный земельный участок предоставлен налогоплательщику в постоянное (бессрочное) пользование. Права на данный земельный участок не зарегистрированы за налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, однако в силу правила, установленного в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок не является основанием для освобождения учреждения "Березовская ЦГБ" от уплаты земельного налога за 2014 год.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 04.06.2016 N 687/16, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции вынесено с нарушением требований налогового законодательства, нарушают его права и законные интересы, учреждению "Березовская ЦГБ" обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы и возражения сторон, суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как установлено п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП).
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРП, и прекращается со дня внесения в такой реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Вместе с тем согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются:
- - на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- - на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Судом установлено, что на основании постановления Главы муниципального образования г. Березовский от 24.09.2004 N 409-2 муниципальному учреждению здравоохранения "Березовская центральная городская больница" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, д. 28.
Согласно подп. 3.2 вышеуказанного постановления муниципальному учреждению здравоохранения "Березовская центральная городская больница" следовало провести государственную регистрацию права на недвижимое имущество и земельный участок в установленный законодательством срок. Однако муниципальным учреждением здравоохранения "Березовская центральная городская больница" не было осуществлено действий по государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Березовский ул. Шиловская, 28.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.10.2011 N 1344-1111 "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность" с 01 января 2012 года в государственную собственность Свердловской области приняты муниципальные учреждения здравоохранения, безвозмездно передаваемые в числе других городских округов Березовским городским округом.
Во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 07.10.2011 N 1344-ГШ "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность" 29.12.2011 муниципальное учреждение здравоохранения "Березовская центральная городская больница" произвело смену наименования организации на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Березовская центральная городская больница" в связи со сменой собственника.
В связи с этим Приказом МУГИСО от 30.06.2015 N 1858 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Березовская центральная городская больница" за учреждением "Березовская ЦГБ" закреплен спорный земельный участок.
Таким образом, спорный земельный участок предоставлен учреждению "Березовская ЦГБ" в постоянное (бессрочное) пользование после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании акта, изданного органом местного самоуправления (постановление Главы муниципального образования г. Березовского от 24.09.2004 N 409-2) в рамках его компетенции, порядок вынесения указанного акта не оспорен.
При таких обстоятельства налогоплательщик по указанному земельному участку даже при отсутствии регистрации права постоянного (бессрочного) пользования верно определен налоговым органом по п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ. Иной подход, согласно которому факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога, фактически нивелирует принцип платности землепользования, установленный в ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Учреждение, владея земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования на этот участок вопреки постановления Главы муниципального образования г. Березовский от 24.09.2004 N 409-2 не зарегистрировало, освободив себя от платежей земельного налога.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13 сформулирована правовая позиция о том, что в подобных случаях имеет место фактическое пользование земельным участком, поэтому правовым основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35, 36, 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 241/10 и от 15.11.2011 N 8251/11.
Однако в данном случае собственник земельного участка не является плательщиком земельного налога и не осуществляет арендных платежей, неосновательное обогащение не может быть взыскано собственником с учреждения "Березовская ЦГБ". Оснований для взыскания арендной платы также не имеется, поскольку ранее уполномоченным органом власти спорный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Положения п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" суд счел также неприменимыми, поскольку они направлены на урегулирование споров о том, кто является плательщиком земельного налога при реализации земельных участков между хозяйствующими субъектами и задержке сроков регистрации права на земельных участков.
С учетом изложенного налоговым органом правомерно вынесено решение от 05.02.2016 N 23557, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Березовская центральная городская больница" о признании недействительным в части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области от 05.02.2016 N 23557 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК
С.Е.КАЛАШНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)