Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 16.02.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары и общества с ограниченной ответственностью "Юрат" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.11.2015 по делу N А79-8079/2015,
принятое судьей Борисовым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юрат" (ОГРН 1022101268265, ИНН 2129014405) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 05.06.2015 N 19-11/2940.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Юрат" - Данилов В.В. по доверенности от 20.01.2015;
- Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - Афанасьев Ю.Г. по доверенности от 11.01.2015 N 05-9/002, Чернышева Т.А. по доверенности от 30.09.2015 N 05-19/187;
- Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике - Журавлев Н.В. по доверенности от 11.01.2016 N 05-10/1.
Исследовав материалы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом с ограниченной ответственностью "Юрат" (далее - Общество, ООО "Юрат", налогоплательщик) налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По результатам проверки составлен акт от 22.04.2015 N 19-11/2345дсп.
Рассмотрев материалы камеральной проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 05.06.2015 N 19-11/2940 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 169 344 руб.
Одновременно Обществу предложено уплатить земельный налог за 2014 год в сумме 1 700 603 руб., пени по этому налогу в сумме 117 824 руб. 02 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление) от 17.08.2015 N 196, принятым по жалобе ООО "Юрат", решение налогового органа утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции от 05.06.2015 N 19-11/2940, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии о признании его недействительным.
Решением от 25.11.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии признал недействительным решение налогового органа от 05.06.2015 N 19-11/2940 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 169 342 руб., предложения уплатить земельный налог в сумме 850 302 руб., начисления пеней по земельному налогу в сумме 37 920 руб. 46 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество и Инспекция обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами.
Налоговый орган, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, полагает, что если изменения внесены в Государственный кадастр недвижимости в течение 2014 года, то рыночная стоимость применяется в целях определения налоговой базы по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором установлена новая стоимость.
Одновременно Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу Общества просила решение суда в обжалуемой ООО "Юрат" части оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Представители налогового органа в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в своей апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу Общества.
ООО "Юрат" в своей апелляционной жалобе обратило внимание суда на то, что при исчислении земельного налога должна учитываться не только дата принятия Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения, но и дата, по состоянию на которую определена новая кадастровая стоимость.
Общество в обоснование своей апелляционной жалобы ссылается на пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Представитель ООО "Юрат" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда в обжалуемой Инспекцией части оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Управление отзыв на апелляционные жалобы в суд не представило.
Представитель Управления в судебном заседании просил решение суда отменить в обжалуемой налоговым органом части, апелляционную жалобу Инспекции - удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы Общества - отказать.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 данного Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, Обществу в 2014 году принадлежали на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:030206:112, 21:01:030206:118, 21:01:030206:142, 21:01:030303:130, 21:01:030303:131, 21:01:030303:129.
По результатам массовой кадастровой оценки 2013 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики", по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:030206:112 составляла 26 372 453 руб. 30 коп., земельного участка с кадастровым номером 21:01:030206:118-2 730 039 руб. 12 коп., земельного участка с кадастровым номером 21:01:030206:142-19 951 366 руб. 52 коп., земельного участка с кадастровым номером 21:01:030303:130-24 411 700 руб., земельного участка с кадастровым номером 21:01:030303:131-99 533 278 руб. 14 коп., земельного участка с кадастровым номером 21:01:030303:129-24 474 600 руб.
Согласно решениям Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 27.06.2014 N 304-308 и от 01.07.2014 N 331 в отношении земельного участка N 21:01:030206:112 кадастровая стоимость установлена в размере 12 090 000 руб., в отношении земельного участка N 21:01:030206:118 - в размере 1 490 000 руб., в отношении земельного участка N 21:01:030206:142 - в размере 9 020 000 руб., в отношении земельного участка N 21:01:030303:130 - в размере 11 130 000 руб., в отношении земельного участка N 21:01:030303:131 - в размере 39 240 000 руб., в отношении земельного участка N 21:01:030303:129 - в размере 11 130 000 руб.
В представленной декларации по земельному налогу за 2014 год Общество исчислило налог, исходя из кадастровой стоимости названных земельных участков, установленной решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 27.06.2014 N 304-308 и от 01.07.2014 N 331.
Между тем действующее до 22.07.2014 законодательство не предусматривало возможности ретроспективного пересмотра кадастровой стоимости земельного участка.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ (вступил в законную силу с 22.07.2014) внесены изменения в Закон N 135-ФЗ, в том числе изменена редакция статьи 24.20.
Так, в силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22.07.2014, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на данную дату (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
В рассматриваемом деле с заявлением об установлении кадастровой стоимости Общество обратилось и соответствующие решения комиссии были приняты до 22.07.2014.
При этом правовая норма, предусматривающая возможность учета сведений о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, введена в пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ.
Согласно новой правовой норме, вступившей в силу с 01.01.2015, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Из положений пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Между тем внесенные изменения в пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в этой части не устраняют и не смягчают налоговую ответственность, равно как и не устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.
В данном случае новая правовая норма направлена на регламентацию порядка определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Однако положения Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ, касающиеся изменений в пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, таких норм не содержат.
Следовательно, установленная решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 27.06.2014 N 304-308 и от 01.07.2014 N 331 кадастровая стоимость подлежит применению, начиная с 01.07.2014.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал обоснованным применение Инспекцией при исчислении земельного налога за спорный период до 01.07.2014 кадастровой стоимости земельных участков на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2014 без учета решений комиссии.
Одновременно суд первой инстанции признал неверной позицию Инспекции о необходимости исчисления земельного налога за весь 2014 год без учета изменения кадастровой стоимости земельных участков решениями комиссии, поскольку положения главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) не содержали запрета на исчисление налога с учетом изменения кадастровой стоимости земельных участков в рамках одного налогового периода в ситуации, при которой такое исчисление повлекло улучшение положения налогоплательщика.
Кроме того, суд первой инстанции усмотрел основания для уменьшения размера штрафа, наложенного на Общество за неуплату земельного налога, до 2000 руб. В данной части апелляционные жалобы доводов не содержат.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции обоснованно признал решение Инспекции от 05.06.2015 N 19-11/2940 недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 850 302 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования в остальной части.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Общества относятся на ООО "Юрат". При этом излишне уплаченная по платежному поручению от 21.12.2015 N 9136 государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату налогоплательщику из федерального бюджета.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.11.2015 по делу N А79-8079/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары и общества с ограниченной ответственностью "Юрат" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Юрат" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.12.2015 N 9136.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2016 ПО ДЕЛУ N А79-8079/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. по делу N А79-8079/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 16.02.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары и общества с ограниченной ответственностью "Юрат" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.11.2015 по делу N А79-8079/2015,
принятое судьей Борисовым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юрат" (ОГРН 1022101268265, ИНН 2129014405) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 05.06.2015 N 19-11/2940.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Юрат" - Данилов В.В. по доверенности от 20.01.2015;
- Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - Афанасьев Ю.Г. по доверенности от 11.01.2015 N 05-9/002, Чернышева Т.А. по доверенности от 30.09.2015 N 05-19/187;
- Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике - Журавлев Н.В. по доверенности от 11.01.2016 N 05-10/1.
Исследовав материалы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом с ограниченной ответственностью "Юрат" (далее - Общество, ООО "Юрат", налогоплательщик) налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По результатам проверки составлен акт от 22.04.2015 N 19-11/2345дсп.
Рассмотрев материалы камеральной проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 05.06.2015 N 19-11/2940 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 169 344 руб.
Одновременно Обществу предложено уплатить земельный налог за 2014 год в сумме 1 700 603 руб., пени по этому налогу в сумме 117 824 руб. 02 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление) от 17.08.2015 N 196, принятым по жалобе ООО "Юрат", решение налогового органа утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции от 05.06.2015 N 19-11/2940, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии о признании его недействительным.
Решением от 25.11.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии признал недействительным решение налогового органа от 05.06.2015 N 19-11/2940 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 169 342 руб., предложения уплатить земельный налог в сумме 850 302 руб., начисления пеней по земельному налогу в сумме 37 920 руб. 46 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество и Инспекция обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами.
Налоговый орган, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, полагает, что если изменения внесены в Государственный кадастр недвижимости в течение 2014 года, то рыночная стоимость применяется в целях определения налоговой базы по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором установлена новая стоимость.
Одновременно Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу Общества просила решение суда в обжалуемой ООО "Юрат" части оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Представители налогового органа в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в своей апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу Общества.
ООО "Юрат" в своей апелляционной жалобе обратило внимание суда на то, что при исчислении земельного налога должна учитываться не только дата принятия Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения, но и дата, по состоянию на которую определена новая кадастровая стоимость.
Общество в обоснование своей апелляционной жалобы ссылается на пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Представитель ООО "Юрат" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда в обжалуемой Инспекцией части оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Управление отзыв на апелляционные жалобы в суд не представило.
Представитель Управления в судебном заседании просил решение суда отменить в обжалуемой налоговым органом части, апелляционную жалобу Инспекции - удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы Общества - отказать.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 данного Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, Обществу в 2014 году принадлежали на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:030206:112, 21:01:030206:118, 21:01:030206:142, 21:01:030303:130, 21:01:030303:131, 21:01:030303:129.
По результатам массовой кадастровой оценки 2013 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики", по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:030206:112 составляла 26 372 453 руб. 30 коп., земельного участка с кадастровым номером 21:01:030206:118-2 730 039 руб. 12 коп., земельного участка с кадастровым номером 21:01:030206:142-19 951 366 руб. 52 коп., земельного участка с кадастровым номером 21:01:030303:130-24 411 700 руб., земельного участка с кадастровым номером 21:01:030303:131-99 533 278 руб. 14 коп., земельного участка с кадастровым номером 21:01:030303:129-24 474 600 руб.
Согласно решениям Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 27.06.2014 N 304-308 и от 01.07.2014 N 331 в отношении земельного участка N 21:01:030206:112 кадастровая стоимость установлена в размере 12 090 000 руб., в отношении земельного участка N 21:01:030206:118 - в размере 1 490 000 руб., в отношении земельного участка N 21:01:030206:142 - в размере 9 020 000 руб., в отношении земельного участка N 21:01:030303:130 - в размере 11 130 000 руб., в отношении земельного участка N 21:01:030303:131 - в размере 39 240 000 руб., в отношении земельного участка N 21:01:030303:129 - в размере 11 130 000 руб.
В представленной декларации по земельному налогу за 2014 год Общество исчислило налог, исходя из кадастровой стоимости названных земельных участков, установленной решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 27.06.2014 N 304-308 и от 01.07.2014 N 331.
Между тем действующее до 22.07.2014 законодательство не предусматривало возможности ретроспективного пересмотра кадастровой стоимости земельного участка.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ (вступил в законную силу с 22.07.2014) внесены изменения в Закон N 135-ФЗ, в том числе изменена редакция статьи 24.20.
Так, в силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22.07.2014, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на данную дату (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
В рассматриваемом деле с заявлением об установлении кадастровой стоимости Общество обратилось и соответствующие решения комиссии были приняты до 22.07.2014.
При этом правовая норма, предусматривающая возможность учета сведений о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, введена в пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ.
Согласно новой правовой норме, вступившей в силу с 01.01.2015, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Из положений пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Между тем внесенные изменения в пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в этой части не устраняют и не смягчают налоговую ответственность, равно как и не устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.
В данном случае новая правовая норма направлена на регламентацию порядка определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Однако положения Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ, касающиеся изменений в пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, таких норм не содержат.
Следовательно, установленная решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 27.06.2014 N 304-308 и от 01.07.2014 N 331 кадастровая стоимость подлежит применению, начиная с 01.07.2014.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал обоснованным применение Инспекцией при исчислении земельного налога за спорный период до 01.07.2014 кадастровой стоимости земельных участков на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2014 без учета решений комиссии.
Одновременно суд первой инстанции признал неверной позицию Инспекции о необходимости исчисления земельного налога за весь 2014 год без учета изменения кадастровой стоимости земельных участков решениями комиссии, поскольку положения главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) не содержали запрета на исчисление налога с учетом изменения кадастровой стоимости земельных участков в рамках одного налогового периода в ситуации, при которой такое исчисление повлекло улучшение положения налогоплательщика.
Кроме того, суд первой инстанции усмотрел основания для уменьшения размера штрафа, наложенного на Общество за неуплату земельного налога, до 2000 руб. В данной части апелляционные жалобы доводов не содержат.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции обоснованно признал решение Инспекции от 05.06.2015 N 19-11/2940 недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 850 302 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования в остальной части.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Общества относятся на ООО "Юрат". При этом излишне уплаченная по платежному поручению от 21.12.2015 N 9136 государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату налогоплательщику из федерального бюджета.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.11.2015 по делу N А79-8079/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары и общества с ограниченной ответственностью "Юрат" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Юрат" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.12.2015 N 9136.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
А.М.ГУЩИНА
А.М.ГУЩИНА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)