Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу N А47-9749/2015 (судья Третьяков Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" - Кузаев А.И. (паспорт, доверенность от 20.02.2016);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Башарина Ю.В. (удостоверение, доверенность N 03-19/01020 от 28.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 17.06.2015 N 09-08/7250 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 (резолютивная часть объявлена 20.01.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
С указанным решением не согласилось общество, направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 32-П принято с целью устранения допущенных оценщиком технических ошибок при выполнении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области. Постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 32-П имеет обратную силу и применяется для целей налогообложения с 01.01.2014.
В соответствии со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:21:2311001:1 по состоянию на 01.01.2014 составляет 45 582 400 руб.
В судебном заседании в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщен отзыв инспекции на апелляционную жалобу, согласно которому обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:21:2311001:1 площадью 40 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Степановский.
Обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:21:2311001:1 указана в соответствии с решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2013 по делу N А47-8374/2013 в размере 19 950 000 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной налоговой декларации, в ходе которой установлено, что заявителем занижен земельный налог за 2014 год в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка.
По факту выявленного нарушения инспекцией 30.04.2015 составлен акт камеральной налоговой проверки N 9521 и 17.06.2015 вынесено решение N 09-08/7250 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2014 год в размере 361 866 руб. и начислены пени в сумме 7 312 руб. 33 коп., а также штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 9 848 руб. 25 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 23.08.2015 N 16-15/09751 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что постановление N 32-п обратной силы не имеет и не подлежит применению при определении налоговой базы по земельному налогу за 2014 год.
Арбитражный суд соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу условий п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 391 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статьям 24.11, 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316) и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил N 316).
Согласно п. п. 9, 10 указанных Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего заявителю, составила соответственно 309 558 800 руб.
Согласно п. п. 2, 5 Постановления N 1122-п, данное постановление вступает в силу после его официального опубликования, результаты государственной кадастровой оценки рекомендованы, в том числе, и для целей налогообложения.
Постановление N 1122-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 N 214.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П выявленный в этом постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, как следует из указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, такие комплексные нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время.
Так, пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Следовательно, исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учетом положений пункта 1 статьи 393 Кодекса, опубликованное 27.12.2012 Постановление N 1122-п вступило в силу для целей налогообложения 27.01.2013 и подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2014.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 32-п внесены изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п.
Ссылка заявителя на положения абзац 3 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 указанной статьи судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
В силу пункта 4 статьи 5 Кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, правило, предусмотренное абзацем 3 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется только на акты улучшающие положение налогоплательщика.
Между тем Постановление N 32-п лишь изменяет утвержденные результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Таким образом, Постановление N 32-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика.
Внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости) не влияет на момент, с которого новая кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением N 32-п, подлежит применению для целей налогообложения.
Соответственно, указание в изменяющих Постановление N 1122-п нормативных правовых актах на то, что они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, также не влияет на порядок определения момента вступления Постановления N 1122-п в силу для целей налогообложения.
Установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, то есть дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (п. 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256)).
Таким образом, в проверяемом периоде (2014 год) для целей налогообложения подлежало применению постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п.
Указанный вывод согласуется с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие внесение изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, принятые после дня внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов субъекта Российской Федерации не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом правомерно доначислен обществу земельный налог в сумме 361 866 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:21:2311001:1, принадлежащего заявителю, в размерах соответственно 309 558 800 руб.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно налоговым органом правомерно начислена пеня в сумме 7 312 руб. 33 коп. в связи с неполной уплатой обществом земельного налога за 2014 год.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства и дана надлежащая оценка, имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу N А47-9749/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 726 от 20.02.2016 государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.П.СКОБЕЛКИН
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
И.А.МАЛЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2016 N 18АП-3006/2016 ПО ДЕЛУ N А47-9749/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. N 18АП-3006/2016
Дело N А47-9749/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу N А47-9749/2015 (судья Третьяков Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" - Кузаев А.И. (паспорт, доверенность от 20.02.2016);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Башарина Ю.В. (удостоверение, доверенность N 03-19/01020 от 28.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 17.06.2015 N 09-08/7250 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 (резолютивная часть объявлена 20.01.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
С указанным решением не согласилось общество, направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 32-П принято с целью устранения допущенных оценщиком технических ошибок при выполнении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области. Постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 32-П имеет обратную силу и применяется для целей налогообложения с 01.01.2014.
В соответствии со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:21:2311001:1 по состоянию на 01.01.2014 составляет 45 582 400 руб.
В судебном заседании в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщен отзыв инспекции на апелляционную жалобу, согласно которому обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:21:2311001:1 площадью 40 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Степановский.
Обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:21:2311001:1 указана в соответствии с решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2013 по делу N А47-8374/2013 в размере 19 950 000 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной налоговой декларации, в ходе которой установлено, что заявителем занижен земельный налог за 2014 год в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка.
По факту выявленного нарушения инспекцией 30.04.2015 составлен акт камеральной налоговой проверки N 9521 и 17.06.2015 вынесено решение N 09-08/7250 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2014 год в размере 361 866 руб. и начислены пени в сумме 7 312 руб. 33 коп., а также штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 9 848 руб. 25 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 23.08.2015 N 16-15/09751 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что постановление N 32-п обратной силы не имеет и не подлежит применению при определении налоговой базы по земельному налогу за 2014 год.
Арбитражный суд соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу условий п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 391 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статьям 24.11, 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316) и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил N 316).
Согласно п. п. 9, 10 указанных Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего заявителю, составила соответственно 309 558 800 руб.
Согласно п. п. 2, 5 Постановления N 1122-п, данное постановление вступает в силу после его официального опубликования, результаты государственной кадастровой оценки рекомендованы, в том числе, и для целей налогообложения.
Постановление N 1122-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 N 214.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П выявленный в этом постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, как следует из указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, такие комплексные нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время.
Так, пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Следовательно, исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учетом положений пункта 1 статьи 393 Кодекса, опубликованное 27.12.2012 Постановление N 1122-п вступило в силу для целей налогообложения 27.01.2013 и подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2014.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 32-п внесены изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п.
Ссылка заявителя на положения абзац 3 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 указанной статьи судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
В силу пункта 4 статьи 5 Кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, правило, предусмотренное абзацем 3 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется только на акты улучшающие положение налогоплательщика.
Между тем Постановление N 32-п лишь изменяет утвержденные результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Таким образом, Постановление N 32-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика.
Внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости) не влияет на момент, с которого новая кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением N 32-п, подлежит применению для целей налогообложения.
Соответственно, указание в изменяющих Постановление N 1122-п нормативных правовых актах на то, что они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, также не влияет на порядок определения момента вступления Постановления N 1122-п в силу для целей налогообложения.
Установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, то есть дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (п. 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256)).
Таким образом, в проверяемом периоде (2014 год) для целей налогообложения подлежало применению постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п.
Указанный вывод согласуется с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие внесение изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, принятые после дня внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов субъекта Российской Федерации не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом правомерно доначислен обществу земельный налог в сумме 361 866 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:21:2311001:1, принадлежащего заявителю, в размерах соответственно 309 558 800 руб.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно налоговым органом правомерно начислена пеня в сумме 7 312 руб. 33 коп. в связи с неполной уплатой обществом земельного налога за 2014 год.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства и дана надлежащая оценка, имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу N А47-9749/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 726 от 20.02.2016 государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.П.СКОБЕЛКИН
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
И.А.МАЛЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)