Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2016 N 19АП-2722/2016 ПО ДЕЛУ N А64-8270/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2016 г. по делу N А64-8270/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: Сидоренко О.С., представитель по доверенности от 15.02.2016 N 05-23/003107,
от Общества с ограниченной ответственностью "Ангар 10В": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.03.2016 по делу N А64-8270/2015 (судья Парфенова Л.И.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ангар 10В" (ОГРН 1116829000232, ИНН 6829071484) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173) о признании недействительным решения от 14.08.2015 N 13-34/1581,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ангар 10В" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.08.2015 N 13-34/1581.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 29.03.2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что им правомерно при доначислении земельного налога определена кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2014 на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области". В соответствии с п. 4 указанного постановления оно вступило в силу 01.01.2014.
Также в обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается, что исковое заявление об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, подано Обществом в суд 17.01.2014, принято к производству Арбитражным судом Тамбовской области в рамках дела N А64-166/2014. Решение по указанному делу принято 20.05.2014, вступило в законную силу 07.08.2014, то есть после вступления в силу Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступил в силу с 22.07.2014).
По мнению налогового органа, поскольку п. 8 ст. 3 Федерального закона N 225-ФЗ связывает применение положений данного закона с рассмотрением судом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а не с вступлением в законную силу решения суда, принятого по результатам рассмотрения этого заявления, то вступление в законную силу решения суда по делу N А64-166/2014 после 22.07.2014 правового значения не имеет.
В судебное заседание не явился представитель Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Ангар 10В".
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя налогового органа, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Ангар 10В" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером 68:29:0204009:243, площадью 2892 кв. м,
- с кадастровым номером 68:29:0204009:307 площадью 2667 кв. м,
расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Московская, д. 10В.
Как следует из письма филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области) от 09.04.2015 N 1409 кадастровая стоимость земельных участков, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) по Тамбовскому кадастровому округу на 01.01.2014 составляла:
- с кадастровым номером 68:29:0204009:243-2 319 422 руб.;
- с кадастровым номером 68:29:0204009:307-3 114 561 руб.
Данные значения кадастровой стоимости внесены в ГКН 02.02.2012 на основании определения Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21.12.2012.
На основании Постановления Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области (далее - Постановление N 1276) в ГКН внесены следующие изменения кадастровой стоимости:
- 68:29:0204009:243 - 13 518 133,44 руб.;
- 68:29:0204009:307 - 12 466 411,44 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2014 по делу N А64-166/2014 кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена равной их рыночной стоимости:
- с кадастровым номером 68:29:0204009:243 в размере 2 524 700 рублей;
- с кадастровым номером 68:29:0204009:307 - 2 344 300 рублей.
Сведения об измененной кадастровой стоимости внесены в Государственный кадастр недвижимости (далее также - ГКН) после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2014 по делу А64-166/2014-20.08.2014 (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014).
На основании указанных обстоятельств Общество, представив 17.02.2015 в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, исчислила земельный налог исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2014 по делу N А64-166/2014, определив сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в отношении спорных земельных участков в размере 73 036 рублей.
По результатам проведенной камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год налоговым органом составлен акт от 29.05.2015 N 13-34/839 и вынесено решение от 14.08.2015 N 13-34/1581 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности", которым Обществу доначислен земельный налог в сумме 316 732 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод налогового органа, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть определена на основании результатов кадастровой оценки, утвержденных Постановлением N 1276: по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0204009:243-12 466 411,44 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:307-13 518 133,44 руб. Сумма земельного налога за 2014 год, подлежащая уплате в бюджет, определена налоговым органом в размере 389 786 руб., в том числе, по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0204009:243 в размере 186 996 руб., с кадастровым номером 68:29:0204009:307 - 202 772 руб.
Управление ФНС России по Тамбовской области решением от N 05-11/144 от 20.10.2015 изменило оспариваемое решение: земельный налог по спорным земельным участкам исчислило за период с января 2014 года по июль 2014 года - исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276, с августа 2014 года по декабрь 2014 года - исходя из кадастровой стоимости, установленной решением суда. Земельный налог по оспариваемому решению исчислен в сумме 257 796 руб.
Полагая, что решение Инспекции от 14.08.2015 N 13-34/1581 не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "Ангар 10В" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку решением Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-166/2014 установлена новая кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, то доначисление суммы земельного налога за 2014 год ООО "Ангар 10В" налоговым органом произведено в нарушении закона.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с правомерностью приведенного подхода, полагая, что при этом судом первой инстанции не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, налоговый орган при принятии оспариваемого решения при определении земельного налога за период с января 2014 года по июль 2014 года (с учетом решения Управления ФНС России по Тамбовской области от N 05-11/144 от 20.10.2015) руководствовался данными, представленными ему органом, осуществляющим кадастровый учет - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области. Кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением N 1276.
Первоначальный текст документа опубликован в издании Сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" http://www.tamlife.ru, 13.11.2013.
Суд апелляционной инстанции установил, что сведения в государственный кадастр о рассчитанной на основании Постановления N 1276 кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены кадастровым органом 10.01.2014.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанные юридические кадастровые процедуры произведены после 01.01.2014 и с учетом положений пункта 2 статьи 5 НК РФ их результаты не могут быть использованы в исчислении земельного налога в 2014 году.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении Пленума ВС "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" N 28 от 14.08.2015.
Пунктом 12 указанного Постановления разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 138-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого ст. 24.17 Закона об оценочной деятельности дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в ст. 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков, установленная Постановлением N 1276, может применяться в целях налогообложения, исходя из правила, сформулированного в пункте 1 статьи 5 НК РФ, не ранее 1-го числа очередного налогового периода, следующего за периодом, в котором сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, то есть не ранее 01.01.2015.
В указанной связи апелляционный суд учитывает, что у налогового органа не имелось оснований для исчисления земельного налога с налоговой базы, определенной исходя из кадастровой стоимости земли, утвержденной в текущем налоговом периоде - 2014 году.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела N А64-166/2014 Арбитражным судом Тамбовской области оценивалась кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная Постановлением N 1276. Следовательно, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0204009:243 и 68:29:0204009:307, определенная решением Арбитражного суда Тамбовской области в рамках дела N А64-166/2014, также может применяться не ранее 01.01.2015.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора суд апелляционной инстанции исходит из того, что изменения кадастровой стоимости, установленные постановлением от 11.11.2013 N 1276, внесены в государственный кадастр недвижимости лишь 10.01.2014, то есть после 01.01.2014, и с учетом положений пункта 2 статьи 5 НК РФ их результаты, а также решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2014 по делу N А64-166/2014 не могут быть использованы для исчисления земельного налога за 2014 год.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Из изложенных правовых норм следует, что в случае, если в отношении конкретного земельного участка вступившим в законную силу судебным актом была установлена и внесена в данные государственного кадастра недвижимости его рыночная стоимость, то эта рыночная стоимость действует до момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки земли, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, на территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова", опубликованным в газете "Наш город Тамбов", N 48 (219), 14.11.2005.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 (с учетом изменений, внесенных в него постановлением от 29.02.2008 N 260) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области, внесенные в государственный кадастр недвижимости и действующие с 01.01.2009.
ООО "Ангар 10В" оспаривало кадастровые оценки принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0313002:5, 68:29:0313002:6, определенных Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311.
Определением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21.12.2012 требования Общества удовлетворены, рыночная стоимость земельных участков установлена:
- с кадастровым номером 68:29:0204009:243 - 2 319 422 руб.;
- с кадастровым номером 68:29:0204009:307 - 3 114 561 руб.
Данные значения кадастровой стоимости внесены в ГКН 02.02.2012 на основании определения Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21.12.2012 и должны быть применены для исчисления налога за 2014 год.
Таким образом, с учетом стоимости земельных участков, установленных определением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21.12.2012, сумма земельного налога за 2014 год, подлежащая уплате в бюджет ООО "Ангар 10В" по спорным земельным участкам составляет 81 510 руб., тогда как Общество начислило земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2014 по делу А64-166/2014, определив сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в размере 73 036 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.03.2016 заявленные Обществом требования удовлетворены, решение Инспекции от 14.08.2015 N 13-34/1581 признано недействительным и, как следует из решения суда от 29.03.2016, суд первой инстанции пришел к выводу, что сумма земельного налога за 2014 год, подлежащая уплате Обществом в бюджет составляет 73 036 руб.
С учетом, что апелляционный суд пришел к выводу, что сумма земельного налог за 2014 год, подлежащая уплате в бюджет ООО "Ангар 10В" по спорным земельным участкам, составляет 81 510 руб. решение налогового органа от 14.08.2015 N 13-34/1581 в части доначисления налога на землю в размере 8474 руб. правомерно, прав Общества не нарушает.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.03.2016 по делу N А64-8270/2015 следует отменить в части признания недействительным решения от 14.08.2015 N 13-34/1581 в части доначисления налога на землю в размере 8474 руб. В указанной части требования Общества с ограниченной ответственностью "Ангар 10В" следует оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.03.2016 по делу N А64-8270/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову - без удовлетворения.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Инспекции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

Апелляционную жалобу удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.03.2016 по делу N А64-8270/2015 отменить в части признания недействительным решения от 14.08.2015 N 13-34/1581 в части доначисления налога на землю в размере 8474 руб. В указанной части требования Общества с ограниченной ответственностью "Ангар 10В" оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.03.2016 по делу N А64-8270/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
М.Б.ОСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)